Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе "Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Создание социальной ситуации развития для ознакомление детей с понятием «музей» и его назначением; познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования

                  г. Саяногорск

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе

«Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств».

Цель: Создание социальной ситуации развития в формировании патриотических и интернациональных чувств и любви к родному краю, Родине.

Задачи:

1. Создание социальной ситуации развития. Познакомить с понятием «музей» и его назначением; познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея.

2. Вызвать у детей активность, любознательность.

3. Развивать эстетический и художественный вкус, воспитывать правила поведения в музеи.

Работа над словарем:

активизация слов: холст, пейзаж, натюрморт, портрет, бейджик, экскурсовод, научный сотрудник;

пояснение слова «репродукция (картин)», жанр (направление творчества художника).

Ход образовательной деятельности  

I. Вводная часть.

         Мотивационный компонент 

В.: - Сегодня мы отправимся в настоящее путешествие. А куда мы попадем, вы поймете, отгадав загадку.

В нем предметы старины

До сих пор сохранены

Любознательный народ

Поглазеть на них идет (музей).

- Кто же догадался, куда мы сегодня отправимся? (в музей) (фото краеведческого музея).

- Кто знает, что такое музей? (музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов — памятников старины).

-  В музее трудится очень много людей. Давайте, их перечислим:
 Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.
 Научный сотрудник – собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах).
Смотритель – смотрит за порядком и поведением посетителей.

Создание проблемной ситуации. 

* Перед тем, как отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения в музее.

 Ответы детей:

- Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
- Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.

- По залам музея следует передвигаться бесшумно.

- Громко разговаривать недопустимо.

- В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

В.: - Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей изобразительного искусства.
- А кто знает, что это за музей Изобразительного искусства — это художественное отражение действительности в образах, которые мы зрительно воспринимаем (картины).

Знакомство с видами жанров.

 В.: - Дети, как вы понимаете слово - жанр (направление творчества художника).

- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?  (портрет, пейзаж, натюрморт).

Портрет это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

Если видишь, что с картины,

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется(портрет).

*  Портрет в зависимости от пола человека, который на нём изображён, делятся: мужской, детский, женский.

* Портрет в зависимости от того, сколько человек изображено на портрете, может быть: одиночный, парный, групповой. 

В.: - Дети, а что такое «репродукция» — это воспроизведение предметов искусства путём фотографии, клише (копирование) или ручного воспроизведения оригинала.

Репродукция картины Валентина Серова "Портрет Мики Морозова"

* Перед вами репродукция картины Валентина Серова "Портрет Микки Морозова". Рассмотрите внимательно картину.

Примерный рассказ воспитателя:

«Перед вами «Портрет Мики Морозова» Валентина Серова. Художник показал подвижного, любознательного мальчика. Он чуть присел на краешек кресла. Но вдруг что-то или кого-то увидел. Может мама зашла в комнату или забежала любимая собачка. Глаза широко раскрыты. Он внимательно смотрит. Чуть приоткрытый рот. Видны белые зубки. Мальчик, наверно, недавно проснулся. Так как у него румяные щёчки. Микки стало любопытно, и он готов оттолкнуться рукой от кресла и вскочить. Художник любуется мальчиком. Он не использовал много красок, а получилось очень красиво.

В.: - А вам ребята понравился этот портрет?».

Натюрморт - жанр живописи, изображение неодушевлённых предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели.

В натюрмортах также изображают объекты живой природы: рыба на столе, цветы в букете, праздничный торт или любые другие угощения, изображают фрукты, ягоды, овощи, грибы и много чего другого.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы разом, знай, что это (натюрморт).

Репродукция картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы».

* Примерный рассказ воспитателя:

Картина называется «Синие сливы». Написал её Илья Иванович Машков. В центре на белой тарелке апельсин. Он самый большой, оранжевый. Он, как царь. Его плотным кольцом окружили сливы. Словно стража. Сливы ярко-синие, с мерцающей голубизной. Около тарелки лежат вкусные, сочные, с бархатистой кожицей персики. Персики разного цвета: бордово-розовые, оранжево красные, зеленовато-жёлтые, с красным бочком. Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царём Апельсином. Стражники сливы хоть и не большие, но надёжно охраняют его. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину».

В.: - А вам ребята понравилась картина.

Пейзаж – в переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж, горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи, называют – пейзажистом.  

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… (пейзаж).

Репродукция картины Хвостова Ивана Сергеевича «На рыбалке».

На середине   реки в лодке сидит рыбак. Скорее всего — это раннее утро или вечер. Солнца не видно. Но на облаках жёлтые отливы. Воды реки прозрачны. В них отражаются крутые берега реки, заросшие вековыми деревьями.  Глядя на картину, испытываешь спокойствие, умиротворение.

- Мне очень нравится это картина.

- А вам, ребята, понравилось, как Иван Сергеевич отобразил у природу?

- Ребята, в этом и заключается сила искусства – среди множества красивых мест в лесу, на природе, художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, а потом написал на своей картине».

В.:  – Чтобы нам оказаться в музее, нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова:

Раз - и два - и три!

Мы в музее, посмотри!

В.:  - Какой известный музей в Москве вы знаете? (Третьяковскую Галерею)

- Какую цель мы можем поставить перед собой? (познакомиться с Государственной Московской Третьяковской галереей, с ее создателем и структурой; познакомиться с наиболее известными художниками – пейзажистами и их шедеврами (картинами).

Рассказ о Третьяковской Галерее.

В.: - Сегодня мы с Вами отправимся в виртуальное путешествие по музею, который находится в Лаврушенском переулке города Москвы.

- Его знает весь мир – это Государственная Третьяковская галерея. Люди ласково называют ее «Третьяковкой». Это лучшее собрание русских картин.

- Основателем этой богатейшей коллекции был видный деятель русской культуры московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков. С юных лет он страстно увлекался живописью, начал собирать гравюры западноевропейских художников, небольшие картины голландских живописцев 17 века.

- Но с 1856 года Третьяков твердо решил собирать работы своих современников. Так началась история Третьяковской галереи.

- Первоначально именно в доме размещалась коллекция П.М. Третьякова, но картин становилось все больше и больше. К 1972 году их насчитывалось более полутора сотен, и места в гостиной уже не хватало.

Весной 1874 года для собрания было построено двухэтажное здание по проекту архитектора Александра Каминского (мужа сестры Третьякова).

Третьякова на протяжении всей его жизни вдохновляла цель – создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. И вот в 1892 году Третьяков осуществил свое давнее намерение – подарил собрание картин городу Москве вместе со зданием, где оно размещалось.

Игра малой подвижности «Художник»

* Сейчас я предлагаю поиграть в игру, с помощью жестов и мимики вы должны изобразить героев картин.

Наш художник носит бант.                   (Дети изображают, как завязывают бант)

У него большой талант.                          (Идут по кругу, взявшись за руки)

На картине, как живая бабушка с бокалом чая.  (Показывают бабушку с чаем)

Ребятишки все смешные.                       (Дразнилки) 

Спят ребята озорные.                              (Спят)

Знакомство с картинами Третьяковской Галереи.

В.: - Какие же картины находятся в Третьяковской Галереи?

Одна из картин – И. Шишкин «Утро в сосновом бору».

- Посмотрите внимательно, какое настроение у вас вызывает эта картина? О чем она может вам сказать? И т.д.

- А теперь я предлагаю просмотреть вам небольшой ролик о Третьяковской Галерее.

Просмотр видеоролика.

Игра «Живая картина»

В.: - А я приглашаю вас дальше. Смотрите - рамка пустая.

Игра называется «Живая картина». Быстренько посоветуйтесь и придумайте свою картину.

Дети делятся на подгруппы, берут необходимые атрибуты для составления картины. Называют жанр и дают название своей картине.

Например:

1. Одиночный портрет «Мальчик с машинкой.»

2. Парный детский портрет «Друзья».

3. Натюрморт «Ваза с цветами».

3. Итог занятия:

В.: - Итак, что же нового вы узнали?

- Видите, насколько удивителен этот музей! Уверена, каждый из вас хотел бы побывать там на самом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности Тема: «Экскурсия в музей изобразительных искусств».

Данный материал предназначен для педагогов и педагогов изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе.Конспект составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС.Также приложен Анал...

Сюжетно-ролевая игра "Интерактивная экскурсия в музей изобразительных искусств"

В ходе экскурсии дети закрепляют знания об основных жанрах живописи, скульптуре и народных промыслах, выполняя различные игровые и творческие задания....

ОО художественно эстетическое развитие презентация РР к НОД Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств

Презентация РР к файлу "Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств"...

Экскурсия в музей изобразительных искусств г. Калининграда

Экскурсия в музей, подготовительная группа...

конспект занятия в подготовительной группе "Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства"

На занятии дети обобщают знания о жанрах живописи. Закрепляют понятия "музей", "экскурсовод". На занятии используются игровые моменты, что позволяет удерживать внимание детей....