Конспект занятия по экспериментированию: "Путешествие на Камчатку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создавать условия для познавательно-игровой и экспериментальной деятельности дошкольников.
Задачи: формировать навыки работы с картой России, познакомиться с природой Камчатки, узнать о Северном сиянии, об извержении вулканов. Продолжать учить детей экспериментальной деятельности и учить анализировать результаты своих опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия путешествие на Камчатку | 651.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный комплекс «Перспектива».
Конспект занятия по экспериментированию:
«Путешествие на Камчатку».
Старшая группа.
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Романова Мария Альбертовна.
г.о. Химки
Московская область
Ноябрь 2023г.
Цель: создать условия для познавательно-игровой и экспериментальной деятельности дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
-упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов;
-обобщить и расширить знания детей о вулканах;
-познакомить детей с природой Камчатки;
-продолжать формировать навыки работы с картой России;
-закрепить представления детей о том, какая нужна почва для роста растений;
-закрепить и расширить знания детей о Северном сиянии;
-закрепить представления детей о названии нашей страны, о местоположении родного города.
Развивающие:
-развивать связную монологическую и диалогическую речь;
-развивать интерес к экспериментированию;
-развивать у детей мышление, зрительное и слуховое внимание;
-развивать познавательную, речевую, двигательную активность детей;
-развивать детскую инициативу и самостоятельность;
-активизировать словарь по теме занятия.
Воспитательные:
-воспитывать дружеские отношения при совместной деятельности;
-воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности;
-воспитывать навыки взаимопомощи;
-вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Карта России, оборудование для экспериментирования (емкости с молоком, баночки с пищевыми красителями, пипетки, ватные палочки, моющее средство, лимонная кислота, сода, стаканчики с землей, пластиковые палочки.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу:
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
-Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия)
-Наша страна большая или маленькая? (большая)
-А мы с вами в каком городе живем? (Химки)
-Он находится недалеко от какого города? (Москва)
Давайте посмотрим на карту.
Дети садятся на ковре, перед ними мольберт с картой.
-Это наша Россия, вот здесь живем мы с вами, это северная часть нашей страны, это южная часть нашей страны.
Стрелками на карте обозначен путь.
-Стрелочками на карте обозначен путь на северо- восток России. Давайте прочитаем: полуостров Камчатка. Я сегодня предлагаю вам отправиться на полуостров Камчатка. Согласны?
-А это далеко или близко? (Далеко, целых 7000км)
-А как вы думаете, там тепло или холодно? (Холодно. Там очень долгая зима и очень короткое лето)
-Как вы думаете, на чем мы туда отправимся? (На самолете)
Прежде чем отправиться, скажите, какие правила поведения в самолете вы знаете? (Нельзя шуметь, слушаться взрослых, пристегиваться ремнем безопасности, не разговаривать с незнакомцами)
Пристегните ваши ремни, мы взлетаем.
Динамическая пауза «Самолет» (Чударики)
-Молодцы! Мы приземлились и очутились на Камчатке.
Слайд «Пейзаж Камчатки».
-Как красиво, ребята, правда? Камчатка – красивейший, удивительный полуостров нашей страны.
Как же появился полуостров Камчатка? Все, кто живут там, верят в легенду про ворона Кутха. Однажды летел ворон Кутх над морем. Путь его был длинным, он очень устал. Решил отдохнуть, и вдруг внизу увидел землю. Он опустился на землю и там ему очень понравилось. И тогда ворон Кутх пошел по земле этой. В одну долину он вложил реки и озера – и запустил туда рыбу. В другой долине образовал леса с сочными ягодами и травами, и поселил туда разных зверей: медведей, лис, зайцев, соболей. По краям этой земли образовал горы и вдохнул в них свой горячий дух. Так появились вулканы. И решил он остаться здесь навсегда.
Это всего лишь легенда, сказание, но места здесь и правда очень красивые.
-А это что за чудо? Что за чудо, чудеса – загорелись небеса! Что это такое?
Слайд «Северное сияние».
-А давайте сделаем северное сияние своими руками?
Для этого проходите в волшебную лабораторию (правила поведения повторить).
Дети садятся за столы. Эксперимент с молоком «Северное сияние»
-Ребята, пододвиньте к себе тарелки с молоком. Перед вами в маленьких стаканчиках стоят краски 4 цветов и рядом лежат пипетки. Возьмите пипетку, наберите в нее краску, которая вам больше всего понравилась, и накапайте краску из пипетки в молоко. Затем тоже самое сделайте с другими цветами. А сейчас возьмите ватную палочку, опустите в моющее средство, и опустите в центр нашей тарелки. Посмотрите, начинается волшебство. Северное сияние. (происходит расщепление)
-Ребята, посмотрите, на доске карточки с этапами нашего эксперимента, вот только кажется, они местами перепутаны, и среди них есть лишняя. Давайте – ка посмотрим.
Игровое задание: выстроить последовательность картинок, убрать лишнее изображение.
-А еще на Камчатке очень много вулканов. Их там 329, 30 из них действующие.
Слайд «Вулканы».
-Что такое действующие вулканы? Спящие? Потухшие? (Рассуждения детей)
-Почему вулканы начинают извергаться? (из – за движения земных плит; магма, находящаяся внутри Земли, начинает вырываться наружу).
Слайд «Строение вулканов».
- Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулканов? ( Ничто не в силах удержать вулкан. Под лавой погибают целые города. Страшная трагедия случилась в далеком прошлом. Из – за извержения вулкана Везувия был стерт с лица Земли город Помпея, и все жители его погибли. И только через много лет археологам удалось раскопать погибший город. К счастью, сейчас ученым удается предугадать извержение, и жители могут вовремя спастись и уйти из опасного места ).
-Я предлагаю вам сегодня посмотреть на извержение вулкана. Но для начала немного разомнемся.
«Вулканы начали играть, из жерла лаву извергать!
(руки поднять вверх и сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид!
(руки вверху, сжимать и разжимать кулаки)
Но вот он начал уставать. Огонь в нем начал угасать!
(медленное опускание рук)
Последний раз огнем дыхнул. И на десятки лет уснул
(долгий сильный выдох, руки под щеку «засыпают»)
Эксперимент «Проснувшийся вулкан» (проводит воспитатель, дети наблюдают).
-В центр вулкана добавляем две столовые ложки соды. Выливаем краску, разведенную в воде в отдельном стаканчике. Наливаем одну столовую ложку жидкости для мытья посуды. Смешиваем лимонную кислоту с водой, осторожно вливаем кислую воду. Вулкан просыпается.
-Но вулканы приносят и пользу. Вулканы, как Лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вблизи вулканов очень плодородная, там все хорошо растет.
-А у нас зимой растут растения? Почему? (потому что земля промерзает сильно), и поэтому ничего не растет. Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», предлагаю провести еще один эксперимент. Готовы?
Исследовательский эксперимент с землей.
-У нас на столе стоят стаканчики с землей, но земля там не простая, а замерзшая. Возьмите палочку и попробуйте проткнуть землю. Получается? Попробуйте влить воду в стаканчик с землей и снова проткните палочкой. Что теперь?
-И вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Теперь мы убедились, что в промерзшей земле растениям выжить сложно, так как мы знаем, чтобы росли растения, земля должна быть какой? (мягкой, рыхлой, влажной и не промерзшей).
-Кажется, нам пора возвращаться в детский сад? К полету готовы?
Имитируют полет.
-Ну как вам Камчатка? Понравилась?
-Что запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Экология - экспериментирование "Путешествие с Брызгалочкой"
Расширять знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни человека. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов....
Конспект НОД по экспериментированию "Путешествие в Песочную страну"
Конспект разработан для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект занятие по экологии «Сохраним птиц Камчатки»
Занятие по экологии....
Конспект открытого занятия по экспериментированию "Путешествие к Архимеду"
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе...
Занятие по экспериментированию "Путешествие с капелькой"
Занятие по экспериментированию с водой, для детей 4-5 лет...
Конспект занятия по экспериментированию «Путешествие в страну воды» в старшей группе
Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь» (Японский исследователь - МасаруЭмото) В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между т...
Конспект занятия "Легенда о создании земли Камчатка"
Конспект занятия в старшей группе "Легенда о создании земли Камчатка"...