«Хлеб - всему голова» (средняя группа) открытое занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель:
- познакомить детей с русским народным обычаем встречать гостей с хлебом-солью;
- учить рассуждать, делать выводы;
- дать детям понять, что хлеб – всему голова ( он нужен каждому человеку каждый день);
- продолжать формировать умение видеть красоту русской культуры и уважительного отношения к ней;
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хлебе;
- воспитывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе
совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
познавательной деятельности
с детьми
ОО «Познавательное развитие»
«Хлеб - всему голова»
(средняя группа)
Гимназия города Троицка городской округ Троицк в городе Москве
Воспитатель: Мишина Татьяна Николаевна Токтаева Ольга Сергеевна
2023-2024 учебный год
г. Москва 2023
Цель:
- познакомить детей с русским народным обычаем встречать гостей с хлебом-солью;
- учить рассуждать, делать выводы;
- дать детям понять, что хлеб – всему голова ( он нужен каждому человеку каждый день);
- продолжать формировать умение видеть красоту русской культуры и уважительного отношения к ней;
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хлебе;
- воспитывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе
совместной деятельности.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Демонстрационный:
Картинки с изображением хлеба; разные виды хлеба: пшеничный, ржаной, армянский лаваш, узбекская лепешка, грузинский хлеб – шоти, украинская паляница; русский народный костюм; рушник; льняные полотенца: корзина большая для хлеба; хлебница; аудиозапись р. н. песня «Гостей встречай», р.н. песня «Бояре, а мы к вам пришли», р.н. песня «Живите богато»;
Раздаточный:
одноразовые шапочки на каждого ребенка; одноразовые фартуки на каждого ребенка; одноразовые перчатки на каждого ребенка; блюдца; вилки; разделочные доски; скалки; солонка с солью; рушник; печенье; миска большая; бананы;
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:
- Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает около себя детей.
-Ребята, скажите, у вас есть любимое хлебное блюдо? Какое? (ответы детей)
-А вы знаете, что в народе говорят – «Мы то, что мы едим». Как вы думаете, что это означает? (ответы детей)
Например, если кто-то любит булочки, пирожки и пончики будет пухлым и душистым?
А кто-нибудь видел хлебные поля из булочек, пирожков или пончиков? Хлеб любили все - и простой народ и даже цари.
- Актуализация знаний.
Воспитатель:
Хотите научиться отличать ржаной хлеб от пшеничного? Сможете? (ответы детей)
Испечь вкусный хлеб очень непросто. В народе говорят – «Хлеб – батюшка, вода - матушка! Отборная рожь, чистая вода и любовь к своему делу – таков был секрет вкусного хлеба. А как отличить ржаной хлеб от пшеничного? (ответы детей) 3. Затруднение в игровой ситуации.
Посмотрите, какие красивые фотографии мне прислала рассказчица Татьянушка. Она была на ярмарке, видела много разного хлеба. (дети рассматривают фотографии) – Смогли отличить ржаной хлеб от пшеничного? (Нет, не смогли.) – Почему не смогли? (не знаем какой хлеб ржаной, а какой пшеничный) 4. Открытие нового знания. – Что делать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает, посмотреть в книге, попробовать догадаться самим и т.д.) – Что будем делать? (Ответы детей).
- Давайте пригласим рассказчицу Татьянушку, она знает все. Рассказчица: -. Мир вашему дому! Я с ярмарки пришла, гостинцы принесла. Принесла я хлебушка, вкусного, душистого, ароматного, пушистого.
Воспитатель: - Татьянушка, научи нас различать хлебушек ржаной от пшеничного. Рассказчица: - Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Есть народная пословица – «Без труда хлеб не родится никогда». Хлеб доставался тяжелейшим трудом, особенно в России, где климат более суровый. Поэтому к хлебу относились с огромным уважением. Если кусочек случайно падал на пол. Его поднимали и… целовали, чтобы не обиделся. На Руси каждый день на столе был ржаной хлеб, «черный», а по праздникам, пшеничный, белый, или, как его называли «чистый». Пшеничный ели редко. В нем мало полезных веществ, а в ржаном, гораздо больше полезных веществ. «Хлебушко черненький – труженику первое питание» - так говорили. С хлеб встречали, с хлебом и провожали – на рождение пекли пироги, на крещение пекли хлеб на свадьбу пекли каравай. Каравай, каравай – с хлебом с солью встречай. Воспитатель: - Давайте поиграем в игру про невесту. Она старинная, русская народная.
Динамичная пауза «Бояре, а мы к вам пришли»
Воспитатель: - Чувствуете, какое настроение стало прекрасное! - Мы с вами еще так и не узнали, как отличить ржаной хлеб от пшеничного.
Рассказчица: - У разных народов – разный хлеб: кто-то любит плоские тонкие лепешки, а кто-то предпочитает пышные булки. (показывает детям разные виды хлеба: пшеничный, ржаной, армянский лаваш, узбекская лепешка, грузинский хлеб – шоти, украинская паляница) (дети находят ржаной и пшеничный хлеб) Вывод: темный хлеб – ржаной, светлый хлеб – пшеничный.
Воспитатель:
Сколько хлеба, сделан из муки и воды, а у всех народов разный.
Рассказчица:
Еще всегда печка-матушка выручала. Без нее никак.
Воспитатель:
Татьянушка, а мы можем научить делать хлебное лакомство без печки. Сейчас люди много разных лакомств делают.
Рассказчица: Научите меня пожалуйста.
Дети и воспитатель подходят к столам, надевают фартуки, шапочки, перчатки.
- Включение нового знания в систему знаний. Воспитатель:
Берем печенье из пшеничной муки и с помощью скалки превращаем в порошок-муку. Банан нужно размять до состояния пюре. Все смешать. Скатать в шарик. И получится современный колобок.
Воспитатель распределяет детей.
6 . Осмысление Воспитатель: - Смогли мыотличить ржаной хлеб от пшеничного? (ответы детей) - Почему смогли? (потому что узнали из какой муки готовят) Воспитатель: Угощайтесь на здоровье!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...
конспект занятия " ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА" подготовительная группа
Ознакомление детей с работой на селе....

Проект "Хлеб всему голова" средняя группа
Актуальность темы: Не напрасно народ с давних пор и поныне Хлеб насущный зовет: «Самой первой святыней». Золотые сл...

Хлеб всему голова (средняя группа)
Участники проекта: дети, педагоги, родители.Сроки реализации проекта: весна 2016 годаФормы реализации проекта:· совместная деятельность;· практическая деятельность;В со...

Познавательный проект «Хлеб всему голова» (средняя группа)
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь нужно в семье, в детском саду и в школе. Хлеб в нашей стране – это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, б...

Проект «Хлеб-всему голова» (Средняя группа)
1 Актуальность.Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём! Тысячи людей во всех концах нашей необъятной страны заняты посевом, уходом, уборкой хлеба. Совсем не похожи друг на друга растение, зе...

Проект "Хлеб-всему голова!" средняя группа
Актуальность проекта:Актуальность этой темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них являетс...