«Хлеб - всему голова» (средняя группа) открытое занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель:

  1. познакомить детей с русским народным обычаем встречать гостей с хлебом-солью;     
  2. учить рассуждать, делать выводы;
  3. дать детям понять, что хлеб – всему голова ( он нужен каждому человеку каждый день);
  4. продолжать формировать умение видеть красоту русской культуры и уважительного отношения к ней;
  5. развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хлебе;
  6. воспитывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия;
  7. воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе

совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_hleb_sred.gr_.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

 познавательной деятельности

с детьми

ОО «Познавательное развитие»

«Хлеб - всему голова»

(средняя группа)

Гимназия города Троицка                                                                                                                                                                                                                                                                                               городской округ Троицк в городе Москве

                                                          Воспитатель:                                                                                                                                                                          Мишина  Татьяна Николаевна                                                                                                   Токтаева Ольга Сергеевна                                                                                                              

                                                                                     

         2023-2024 учебный год

г. Москва 2023

Цель:

  1. познакомить детей с русским народным обычаем встречать гостей с хлебом-солью;      
  2. учить рассуждать, делать выводы;
  3. дать детям понять, что хлеб – всему голова ( он нужен каждому человеку каждый день);
  4. продолжать формировать умение видеть красоту русской культуры и уважительного отношения к ней;
  5. развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хлебе;
  6. воспитывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия;
  7. воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе

совместной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ  К  ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

Картинки с изображением хлеба;                                                                                                       разные виды хлеба: пшеничный, ржаной, армянский лаваш, узбекская лепешка, грузинский хлеб – шоти, украинская паляница;                                                                                               русский народный костюм;                                                                                                                     рушник;                                                                                                                               льняные полотенца:                                                                                                              корзина большая для хлеба;                                                                                                    хлебница;                                                                                                                                  аудиозапись  р. н. песня «Гостей встречай», р.н. песня «Бояре, а мы к вам пришли», р.н. песня «Живите богато»;

Раздаточный:

одноразовые шапочки на каждого ребенка;                                                                  одноразовые фартуки на каждого ребенка;                                                                                                   одноразовые перчатки на каждого ребенка;                                                                                                                                                                                                блюдца;                                                                                                                                       вилки;                                                                                                                                           разделочные доски;                                                                                                                скалки;                                                                                                                                       солонка с солью;                                                                                                                    рушник;                                                                                                                               печенье;                                                                                                                                   миска большая;                                                                                                                             бананы;

ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:

  1. Введение в ситуацию.

Воспитатель собирает около себя детей.

-Ребята, скажите, у вас есть любимое хлебное блюдо? Какое? (ответы детей)

-А вы знаете, что в народе говорят – «Мы то, что мы едим». Как вы думаете, что это означает? (ответы детей)

Например, если кто-то любит булочки, пирожки и пончики будет пухлым и душистым?

А кто-нибудь видел хлебные поля из булочек, пирожков или пончиков? Хлеб любили все - и простой народ и даже цари.

  1. Актуализация знаний.                                                           

Воспитатель:

Хотите научиться отличать ржаной хлеб от пшеничного? Сможете? (ответы детей)                                                                                                                                                        

Испечь вкусный хлеб очень непросто.  В народе говорят – «Хлеб – батюшка, вода - матушка! Отборная рожь, чистая вода и любовь к своему делу – таков был секрет вкусного хлеба. А как отличить ржаной хлеб от пшеничного? (ответы детей)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         3. Затруднение в игровой ситуации.                                                                                                                

Посмотрите, какие красивые фотографии мне прислала рассказчица Татьянушка. Она была на ярмарке, видела много разного хлеба. (дети рассматривают фотографии)                                                                                                – Смогли отличить ржаной хлеб от пшеничного? (Нет, не смогли.)                                                                                                     – Почему не смогли?  (не знаем какой хлеб ржаной, а какой пшеничный)                                                                                                                                 4. Открытие нового знания.                                                                                                                                   – Что делать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает, посмотреть в книге, попробовать догадаться самим и т.д.)                                                                                                                                                                                                                                                           – Что будем делать?  (Ответы детей).                                                                                                                              

-  Давайте пригласим рассказчицу Татьянушку, она знает все.                                      Рассказчица:                                                                                                                                              -. Мир вашему дому! Я с ярмарки пришла, гостинцы принесла. Принесла я хлебушка, вкусного, душистого, ароматного, пушистого.

Воспитатель:                                                                                                                                           - Татьянушка, научи нас различать хлебушек ржаной от пшеничного.                            Рассказчица:                                                                                                                                                        - Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Есть народная пословица – «Без труда хлеб не родится никогда». Хлеб доставался тяжелейшим трудом, особенно в России, где климат более суровый. Поэтому к хлебу относились с огромным уважением. Если кусочек случайно падал на пол. Его поднимали и… целовали, чтобы не обиделся. На Руси каждый день на столе был ржаной хлеб, «черный», а по праздникам, пшеничный, белый, или, как его называли «чистый». Пшеничный ели редко. В нем мало полезных веществ, а в ржаном, гораздо больше полезных веществ. «Хлебушко черненький – труженику первое питание» - так говорили. С хлеб встречали, с хлебом и провожали – на рождение пекли пироги, на крещение пекли хлеб на свадьбу пекли каравай.                      Каравай, каравай – с хлебом с солью встречай.                                                                                                              Воспитатель:                                                                                                                                 - Давайте поиграем в игру про невесту. Она старинная, русская народная.  

Динамичная пауза «Бояре, а мы к вам пришли»

Воспитатель:                                                                                                                                                          - Чувствуете, какое настроение стало прекрасное!                                                                                               - Мы с вами еще так и не узнали, как отличить ржаной хлеб от пшеничного.

Рассказчица:                                                                                                                                                          - У разных народов – разный хлеб: кто-то любит плоские тонкие лепешки, а кто-то предпочитает пышные булки. (показывает детям разные виды хлеба: пшеничный, ржаной, армянский лаваш, узбекская лепешка, грузинский хлеб – шоти, украинская паляница) (дети находят ржаной и пшеничный хлеб)                                                                       Вывод: темный хлеб – ржаной, светлый хлеб – пшеничный.                                                                                              

Воспитатель:

Сколько хлеба, сделан из муки и воды, а у всех народов разный.                                                                                                                                             

Рассказчица:                                                                                                                                        

Еще всегда печка-матушка выручала. Без нее никак.                                                    

Воспитатель:

Татьянушка, а мы можем научить делать хлебное лакомство без печки. Сейчас люди много разных лакомств делают.

  Рассказчица:                                                                                                                                        Научите меня пожалуйста.

Дети и воспитатель подходят к столам, надевают фартуки, шапочки, перчатки.                                                                                                                                                                                                              

  1. Включение нового знания в систему знаний.                                                        Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                                                

Берем печенье из пшеничной муки и с помощью скалки превращаем в порошок-муку. Банан нужно размять до состояния пюре. Все смешать. Скатать в шарик. И получится современный колобок.

Воспитатель распределяет детей.

6 . Осмысление                                                                                                                   Воспитатель:                                                                                                                                           - Смогли мыотличить ржаной хлеб от пшеничного?  (ответы детей)                                                                                                  - Почему смогли? (потому что узнали из какой муки готовят)                                 Воспитатель:                                                                                                                                    Угощайтесь на здоровье!                                                                                                                              

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...

Проект "Хлеб всему голова" средняя группа

Актуальность темы: Не напрасно народ с давних пор и поныне Хлеб насущный зовет: «Самой первой святыней». Золотые сл...

Хлеб всему голова (средняя группа)

Участники проекта: дети, педагоги, родители.Сроки реализации проекта:  весна 2016 годаФормы реализации проекта:·  совместная деятельность;·  практическая деятельность;В со...

Познавательный проект «Хлеб всему голова» (средняя группа)

Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь нужно в семье, в детском саду и в школе. Хлеб в нашей стране – это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, б...

Проект «Хлеб-всему голова» (Средняя группа)

1 Актуальность.Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём! Тысячи людей во всех концах нашей необъятной страны заняты посевом, уходом, уборкой хлеба. Совсем не похожи друг на друга растение, зе...

Проект "Хлеб-всему голова!" средняя группа

Актуальность проекта:Актуальность этой темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них являетс...