ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Окно в мир»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Цель:. Формирование экологической культуры детей посредством предметно-
преобразующей деятельности в природе.
Задачи:
1 Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на
активизацию познавательных интересов.
2 Развивать устойчивые знания о природе и существующих в ней
взаимосвязях.
3 Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за
счёт обучения приёмам умственных действий.
4 Развивать речь, вводить в активную речь экологические термины,
активно использовать знания и умения, полученные на занятиях.
5 Формировать моральные и экологические ценные установки, поведенческие умения.
6 Формировать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 54.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УМКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по экологическому воспитанию «Окно в мир»
(для детей старшей и подготовительной группы)
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года
Составил: Изибаева И. Н
п.г.т. Федоровский
2022 год
- Паспорт программы
Название программы | «Окно в мир» | ||||||
Направленность, классификация программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Окно в мир» имеет естественнонаучную направленность. | ||||||
Срок реализации программы | 2 год | ||||||
Ф.И.О. составителя программы | Воспитатель Изибаева Ирина Нуримановна | ||||||
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский | ||||||
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1. | ||||||
Контакты | Телефон: 223545 е-mail: dou-umka@mail.ru | ||||||
Аннотация | Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность). | ||||||
Возраст обучающихся | 5-7 лет | ||||||
Цель и задачи программы | Цель:. Формирование экологической культуры детей посредством предметно- преобразующей деятельности в природе. Задачи: 1 Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов. 2 Развивать устойчивые знания о природе и существующих в ней взаимосвязях. 3 Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий. 4 Развивать речь, вводить в активную речь экологические термины, активно использовать знания и умения, полученные на занятиях. 5 Формировать моральные и экологические ценные установки, поведенческие умения. 6 Формировать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к живой природе. | ||||||
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
| ||||||
Образовательные форматы | - Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; - дистанционно - выполнение заданий с технической поддержкой. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Тематика дополнительного образования по экологическому воспитанию рассчитана на период с октября по июнь. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 72 часа (занятия) в год. Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий: 2 занятия в неделю, старшая группа по 25 минут, подготовительная группа по 30 минут Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся. Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе: 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание; 2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя; 1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание. | ||||||
Требования к условиям организации образовательного процесса | Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней. Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой). - репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование). - частично-поисковый (участие в коллективном поиске). -исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа). Для решения программных образовательных задач используются: Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного). Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки). Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность. Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении , о том , кем и какими они станут, когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды Техническое оснащение занятий -Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых; -Фигурки с домашними и дикими животными; -Муляжи и натуральные овощи и фрукты; -Групповой уголок природы, в котором комнатные растения; -Гербарий растений; -Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада; -Кормушка для птиц; -Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.) | ||||||
Ожидаемые результаты освоения программы | 1 год обучения (дети в возрасте 5-6 лет). В результате освоения программы первого года обучения обучающиеся будут: 1 Проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению экологической инициативы, самостоятельно ставить цель, обдумывать пусть к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат с позиции цели. 2 Оценивать полученный результат, соблюдать очередность, учитывать права других людей, делиться впечатлениями со сверстниками, задавать вопросы. 3 Согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, уметь объяснить замыслы, проявлять интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действовать в точном соответствии с игровой задачей и правилами. 4 Внимательно относиться к поручениям, проявлять самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество, проявлять интеллектуальную активность и познавательный интерес. Проявлять интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, экспериментировать. Самостоятельно ставить познавательную задачу и решать ее доступными способами. 5 Ориентироваться в поведении на самоконтроль на основе известных правил. 6 Слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности. 7 Самостоятельно планировать и называть два-три последовательных действия, удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания. 8 Аргументировать свои суждения, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. 9 Бережно относиться к природе. 2 год обучения (дети в возрасте 6-7 лет). В результате освоения программы второго года обучения обучающиеся будут: 1 Проявлять самостоятельность в игре, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании, уметь выбирать участников по совместной деятельности. 2 Уметь договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. 3 Участвовать в совместных играх. 4 Обладать развитым воображением, которое реализуется в игре, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам. 5 Выражать свои мысли и желания. 6 Обладать элементарными представлениями из области естествознания, экологии. 7 Проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, проявлять склонность к наблюдению, эксперименту. 8 Принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 9 У детей будут развиты крупная и мелкая моторика, способность к волевым усилиям, сформированы моральные и экологически ценные установки, поведенческие умения. | ||||||
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
| ||||||
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации. Программное обеспечение Операционная система Windows. Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: компьютер. Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет. | ||||||
Количество учащихся по программе | в одной подгруппе 10 – 15 человек |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
‒ Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
‒ Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
‒ Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
‒ Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
‒ Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
1.2. Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию дошкольников имеет естественнонаучную направленность.
- Актуальность программы
Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в дошкольные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому дошкольный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
-внешкольные воспитательные учреждения;
-воспитательная работа в летний период;
- средства массовой информации;
- самовоспитание.
Экологическое просвещение людей стало сегодня важнейшей педагогической задачей. Разумное, бережное, ответственное отношение ребёнка к окружающему миру может быть воспитано тогда, когда педагог, осуществляющий этот процесс, сам обладает достаточными экологическими знаниями, экологической культурой, является носителем экологического сознания.
Особенно это актуально для дошкольников, где закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к окружающей природной среде, усваиваются нормы поведения и навыки элементарных экологически грамотных действий.
Поэтому одной из главнейших задач современного образования является повышение уровня экологической культуры, одним из приоритетных направлений деятельности дошкольников является экологизация дошкольного образования.
Для решения проблем экологического воспитания у дошкольников использование возможностей воспитательной работы постоянно совершенствуется, преобразуется в соответствующей ситуации конкретных условий их реализации.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
- Цель: Формирование экологической культуры детей посредством предметно- преобразующей деятельности в природе.
- Задачи:
- Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
- Развивать устойчивые знания о природе и существующих в ней взаимосвязях.
- Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий.
- Развивать речь, вводить в активную речь экологические термины, активно использовать знания и умения, полученные на занятиях.
- Формировать моральные и экологические ценные установки, поведенческие умения.
- Формировать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к живой природе.
1.7. Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5 – 7 лет (старшая – подготовительная группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.
Наполняемость групп 10 – 15 человек.
1.8. Планируемые результаты
1 год обучения (дети в возрасте 5-6 лет).
В результате освоения программы первого года обучения обучающиеся
будут:
1. Проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности,
стремиться к проявлению экологической инициативы, самостоятельно ставить цель, обдумывать пусть к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат с позиции цели.
2. Оценивать полученный результат, соблюдать очередность, учитывать
права других людей, делиться впечатлениями со сверстниками, задавать вопросы.
3 Согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров,
уметь объяснить замыслы, проявлять интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх
с готовым содержанием и правилами действовать в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
4 Внимательно относиться к поручениям, проявлять самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество, проявлять интеллектуальную активность и познавательный интерес.
Проявлять интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, экспериментировать. Самостоятельно ставить познавательную задачу и решать ее доступными способами.
5 Ориентироваться в поведении на самоконтроль на основе известных правил.
6 Слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности.
7 Самостоятельно планировать и называть два-три последовательных действия, удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания.
8 Аргументировать свои суждения, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
9 Бережно относиться к природе.
2 год обучения (дети в возрасте 6-7 лет).
В результате освоения программы второго года обучения обучающиеся
будут:
1 Проявлять самостоятельность в игре, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании, уметь выбирать участников по совместной деятельности.
2 Уметь договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
3 Участвовать в совместных играх.
4 Обладать развитым воображением, которое реализуется в игре, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.
5 Выражать свои мысли и желания.
6 Обладать элементарными представлениями из области естествознания, экологии.
7 Проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, проявлять склонность к наблюдению, эксперименту.
8 Принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
9 У детей будут развиты крупная и мелкая моторика, способность к волевым усилиям, сформированы моральные и экологически ценные установки, поведенческие умения.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный план кружка «Окно в мир». Первый год обучения.
Старшая группа.
Сентябрь | |
Тема | Программное содержание |
«Беседа о лете» | Закрепить знания детей о времени года «лето». Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам; Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих; Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками. |
«Что растет на огороде?» | Расширять представления детей об овощах, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать произвольность и внимание, мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию, инициативу, самостоятельность, творческие способности, укреплять память. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. |
«Во саду ли, в огороде мы нашли дары природы» | Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации. Активизировать мышление путѐм разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота). Воспитывать целеустремлѐнность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем. |
«Животный мир морей и океанов» | Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы. |
Октябрь | |
«Грибное царство, ягодное государство» | Закреплять знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, места произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес. |
«Помоги собрать урожай» | Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба. Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин. Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны. Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор. Воспитывать уважение к людям труда. |
«Хозяин тайги» | Закрепить у детей представление о диких животных. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Пополнить знания детей о тигре. Учить отвечать на вопросы полным ответом. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в умении согласовывать существительные с прилагательным. способствовать развитию. Стремиться воспитывать уважение детей друг к другу. |
«Зеленая аптека» | Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; воспитывать бережное отношение к природе; развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать. |
Ноябрь | |
«Этажи и жители леса» | Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание. |
«Птицы – пернатые друзья» | Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях. Способствовать активизации и расширению словаря по теме (слова: орнитологи, перелетные, вестники весны и т.д.). Развивать умение группировать предметы по признакам, устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде. |
«Как помочь природе» | Сформировать у детей понимание того, как влияет необдуманная деятельность человека на природу, что любой объект живой природы существует до тех пор, пока для это есть необходимые условия, нарушение которых ведѐт к его гибели; 2)показать, как человек пользуется дарами дикой природы и убедить в жизненной необходимости разумного, бережного отношения к ней; 3)побуждать детей оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, делать соответствующие выводы; 4)воспитывать стремление к творческой деятельности; 5)активизировать речь детей, расширять словарный запас. |
«Время года. Зима.» | Закреплять знания о временах года (в особенности о зиме) и связанных с ними природных явлениях и изменениях в жизни людей. |
Декабрь | |
«Свойства снега» | Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов. |
«Кто как зимует» | Закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы. Уточнить представление о том, как они готовятся к зиме. Развивать умение детей рассуждать и делать выводы. Формировать навыки грамматически правильно строить своѐ высказывание, отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым. |
«Зимушка – Зима» | Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, развивать навыки общения, учить не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности, вызвать у детей положительные эмоции. |
Январь |
«Путешествие в зимнем лесу» | |
«Учитесь жалеть и беречь» | Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение. |
Февраль | |
«Кора деревьев» | Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст. Закреплять название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом ,за птицами, за животными. |
«Волшебница Вода» | Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности. |
Март | |
«Весна идет» | Углубить представление о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (Прочему тает снег? – потому что солнце стало пригревать сильнее. и т.д.) Продолжать знакомить детей с фольклорными представлениями о весне (стихи, музыка, народные приметы). Развивать логическое мышление, разговорную речи: обогащать и активизировать словарный запас слов; развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе. |
«Такие разные растения» | Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия. Освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги). Ознакомление с функциями и видоизменениями листа. Развитие экологических представлений. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Обогащать словарный запас. |
Апрель | |
«Экологическая пирамида» | Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. |
«Весна пришла» | Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны. Расширить знания детей о весне. Обогатить и активизировать словарь детей по теме. Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику -воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы. |
Май | |
«Улитки какие они?» | Учить детей узнавать и называть новую улитку (ахатину), отличать еѐ от садовой улитки (по форме, цвету, месте обитания); учить выделять общие для улиток признаки (есть туловище, раковина, рожки, усики, глаза); развивать умение видеть характерные признаки и вести по ним сравнение; уточнить знания об условиях, необходимых для нормального самочувствия улиток; использовать слова, обозначающие признаки улиток (раковина, рожки, усики, ахатина); |
«Путешествие муравья» | Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развития творческого воображения. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей. |
«Наш дружок - червячок» | Дать детям представление о дождевом червяке, его приспособлении к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы. Развивать стремление к познавательной деятельности: опытным путем установить, почему червяки вылезают на поверхность во время дождя. Сформировать бережное отношение к дождевым червякам. |
«Посадка цветочной рассады» | Развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения (от семени до бутона), рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности; закрепить название весенних цветущих растений, правила ухода за растениями во время посадки и полива. |
Второй год обучения.
Подготовительная группа.
Сентябрь | |
«Путешествие по экологической тропе. В гости к деревьям». | Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, насекомых, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные). Воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость. Способствовать развитию познавательных интересов. Развивать логическое мышление, познавательную активность. |
«Овощи. Труд людей на полях и огородах» | Систематизация и активизация словаря по лексической теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование их в роде, числе, падеже; согласование притяжательных местоимений с существительными). - Развитие речевого слуха, зрительного внимания, восприятия, быстроты мышления, памяти, связной речи. Развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики. Воспитание волевых качеств, чувства взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности и ответственности; умения применять знания в обстановке командного соревнования. |
«Что нам осень принесла. Фрукты и овощи» | Закреплять название овощей и фруктов, их цвет, форму. Расширять знания детей, что рост овощей и фруктов зависит от природных условий. Развивать внимание, память, мышление. Формировать интерес к природе. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения. |
«Животный мир морей и океанов» | Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ѐж, креветка, омар, электрический скат) - Совершенствовать грамматический строй речи. - Совершенствовать количественный счет. Закреплять в речи названия геометрических фигур. |
Октябрь | |
«Грибы и ягоды» | Дать представление о грибнице. Закрепить умение различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках. Расширить и активизировать словарный запас по теме. Развивать познавательный интерес. Развивать внимание при решении игровых заданий. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Развивать координацию слов и движений. Развивать мелкую и общую моторику. Обогащать зрительные впечатления. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. |
«Откуда хлеб пришел?» | Расширять знание детей о значении хлеба в жизни человека. Познакомить с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать умение работать в коллективе, развивать творческие способности, воображение. Воспитывать нравственное и уважительное отношение к труду людей. |
«Животный мир Севера» | Закрепить у детей представление о диких животных. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Пополнить знания детей о тигре. Учить отвечать на вопросы полным ответом. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в умении согласовывать. Существительные с прилагательным. Способствовать развитию слухового, зрительного внимания. Способствовать развитию логического мышления. Способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики. |
«Почему желтеют и опадают листья?» | Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Упражнять в умении делать аппликацию из листьев. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей). Воспитывать любознательность, желание изучать природу. |
Ноябрь | |
"Моя Родина" | Расширять знания и представления детей о России, о флаге, гербе и гимне, народах и национальностях, знание об истории возникновения праздника "День народного единства", формирование дружеских отношений в детском коллективе. Развитие памяти, логического и творческого мышления, воображения, речи, развитие мелкой моторики. Воспитание любви к Родине, патриотических чувств, сплочености детского коллектива. |
«Моя малая Родина» | Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Прививать интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости, понимание слова «Родина». |
«Перелетные птицы» | Расширить знания детей о птицах. Закрепить знания о перелетных птицах. Закрепить обобщающие понятия. Обучать развернутому высказыванию. Расширить представление детей о перелѐтных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения. Воспитание бережного отношения к природе. |
«Профессии» | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Упражнять в составлении описательных рассказов. Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда. Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. Воспитывать интерес к занятиям, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям разных профессий. |
Декабрь | |
«Удивительный мир одежды» | Закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее слово «одежда». Развивать память, воображение. Закреплять умение подбирать глаголы – антонимы. |
«Зима» | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы. Воспитывать чувство любви к родной природе. Воспитать интерес к познанию природы. Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы. Развивать память и внимание. |
«Дикие и домашние животные» | Продолжать тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Закреплять знания о некоторых отличительных особенностях в поведении диких животных, их внешнем виде. Закреплять умение обобщать полученные ранее знания, делать на их основе выводы. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Развивать умение работать парами, в команде. Развивать самостоятельность, сообразительность и догадку. Обогащать активный и пассивный словарь: название диких животных и прилагательные: «медвежьи», «волчьи», «барсучьи», «заячьи», «лосиные», «кабаньи». Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе в целом и диким (домашним) животным в частности. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы. |
«Спасем ѐлки в Новый год!» | Познакомить детей с плакатами как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам. Воспитывать желание защищать природу. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности. Учить бережно, относиться к лесу, растущим деревьям. Воспитывать отзывчивость, доброту. |
Январь | |
«Зимние забавы». Новый год». | Развитие целенаправленного слухового восприятия. Развитие зрительного внимания. Закрепление навыков правильного произношения. Совершенствование мелкой и крупной моторики. Развитие связной речи. Развитие речевого дыхания. |
«Зимние забавы» | Закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Учить детей словообразованию. Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта. Воспитывать у детей желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. |
«Сохраним природу!» | Обобщить представления детей об охране окружающей среды. Актуализировать имеющиеся у детей знания о видах вреда природе и способах их уменьшения. Через интеграцию с музыкальным воспитанием и художественным развитием (изо и худ. слово) прививать природоохранное мышление и поведение. Воспитывать бережное отношение к природе. |
«Наш дом - природа» | Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека. Развивать кругозор, мышление, связанную речь. Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе. |
Февраль | |
«Вечно шуметь лесам» | Формировать у детей осознанное поведение и отношение к природе (предпосылки экологического сознания). Закрепить знания о том, что лес – это сообщество деревьев, кустарников, мхов, грибов, лишайников, трав. Расширять знания о видовом разнообразии деревьев. Развивать желание сохранить и приумножить богатства природы. Воспитывать любовь к окружающему миру, родному краю. |
«Лес в жизни человека» | Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе. - Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы. - Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения). - Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному. - Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. - Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе. - Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы. |
Для чего нужна посуда?» | Закрепить познания детей о посуде. Учить называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения, полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне. |
«Защитники святой Руси» | Развитие эмоциональной сферы детей, способствующей формированию патриотических чувств через интеграцию различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной и физкультурной. В музыкальной деятельности стимулирование к проявлению творческой активности, воспитание эмоционально-положительного отношения к музыкальным произведениям патриотического содержания. Научить рисовать некоторые виды военного воздушного, морского и наземного транспорта, продолжать учить детей компоновать отдельные объекты в единую тематическую композицию. Развитие эмоциональной сферы детей через использование командной игры, эстафеты. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, командного духа. |
Март | |
«Весна пришла» | Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе (проталины, первые весенние цветы, прилѐт птиц). Развивать память, внимание, мышление. Закрепить умение подчиняться правилам в групповой игре. Формировать желание действовать сообща. Воспитывать культуру честного соперничества в играх - соревнованиях. Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. |
«Чистый воздух и вода – богатство страны» | Дать представление о планете Земля, атмосфере. Расширить знания о роли воды (чистая вода (родники)-это бесценный дар природы), воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека), солнца в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воздуху и воде. |
Знакомство с Красной книгой | Расширить представление детей о Красной книге. Конкретизировать знания о том, как люди заботятся и животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники). |
«Наша родная планета – Земля» | Расширять знания детей об окружающем мире. Дать представление о солнечной системе, о планете Земля. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Уточнять знания детей о природе. - Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Активизировать словарь детей существительными, прилагательными. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять знания детей путѐм экспериментирования. Развивать логику, мышление, память. |
«Юные спасатели» | Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое). Способствовать укреплению знаний детей о лесе и его обитателях. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому. Развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление. |
Апрель | |
«Где прячется здоровье?» | Учить детей заботится о своем здоровье. Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключение. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. |
«Космос» | Уточнить знания детей о первом космонавте, полетевшем в космос. Закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы. Познакомить со знаками Зодиака. - Способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор детей. Развивать память, внимание, стремление узнать новое. - Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос. |
«Животные Жарких стран и Севера» | Закрепить знания детей о диких животных. Продолжить развивать умение поддерживать воображаемую ситуацию, совершать волевые действия, обогащая словарь лексико-грамматическими формами языка. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним и умение взаимодействовать друг с другом. - Формировать умения анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. |
«Удивительный мир насекомых» | Продолжать знакомить детей с миром насекомых. Развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам. Воспитывать интерес к миру природы. Любознательность, умение наблюдать. Закреплять у детей понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми. |
Май | |
«Для чего нам нужна чистая вода?» | Расширить знания о свойствах воды, различных еѐ состояниях (жидком, газообразном, твѐрдом); о значении для всего живого. Познакомить с понятием «круговорот воды в природе», источниками питьевой воды. Прививать бережное отношение к воде. - Формировать потребность, желание экономить воду, сохранять еѐ; активизировать, обогащать словарь детей. Развивать связную речь. Формировать навыки составления предложений. Развивать логическое мышление, познавательный интерес. |
«Москва - главный город, столица нашей Родины» | Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города. Продолжать знакомить с Российской символикой, еѐ назначением и обозначением: герб, флаг, гимн. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине |
«Хоровод цветов» | Уточнить знания детей о цветущих растениях (название, внешний вид, время и место произрастания). Научить различать полевые и садовые цветущие растения. Дать представление о значении цветущих растений в жизни человека. Воспитывать у детей интерес к природе, учить видеть ее красоту, понимать ее и в литературных произведениях. Воспитывать бережное отношение к природе, к растениям. Научить детей правильно высаживать растения на клумбе, пользоваться нужными орудиями труда. |
«Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать | Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы. Развивать интерес к исследованию и экспериментированию. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами. |
Список методической литературы.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
- В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
- Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
- С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
- Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок.- СПб: «Детство-пресс», 2003.
- Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
- Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радуга" (сенсорное воспитание).
Представленная система работа направлена не только на сенсомоторное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности для детей с ЗПР на 2019 – 2024 гг. «Я познаю Мир »
Внеурочная деятельность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» (с использованием нетрадиционной формы работы по оздоровлению детей - горизонтальный пластический балет) на 2023-2024 год
Совершенно очевидно, что сегодня у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы, связанные со здоровьем, и чаще всего- с двигательным развитием.В последние годы заметно возросло количество ...