Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
рабочая программа (средняя группа)
Направленность и уровень программы
Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная
Уровень программы - базовый
Актуальность
Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой содержательный модуль «Духовно- нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он не заменяет, а дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в Государственном образовательном стандарте нового поколения, опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания, дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС.
Адресат программы
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 3 до 7 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития.
Объем программы: исходя из календарного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий в кружке по духовно-нравственному воспитанию – 36 ч.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий: мастерские, тематические занятия, концерты, творческие отчёты, спектакли, музыкально-театрализованные постановки.
Срок освоения программы: 4 года
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия в младшей группе – 15 мин, в средней группе – 20 мин, в старшей – 25 мин, в подготовительной к школе группе – 30-35 мин.
Цель программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_dlya_vosp_dushi_4-5_l_21-22g.docx | 77.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области
Принята на заседании педагогического совета от 31 августа 2021 г. Протокол № 1 | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с №10 __________________ /Ильина Е.А./ 31 августа 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет
«Сказки для воспитания души»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Чупина Елизавета Владимировна,
воспитатель
г. Вязьма Смоленская область
2021 год
№п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 – 10 |
2 | Учебный план | 11 – 12 |
3 | Содержание учебного плана | 12 – 15 |
4 | Календарный учебный график | 15 – 16 |
5 | Методическое обеспечение программы | 16 – 17 |
6 | Список литературы | 18 |
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы
Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная
Уровень программы - базовый
Актуальность
Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.
Программа дополнительного образования «Сказки для воспитания души» разработана в целях осуществления государственной политики в области образования Российской Федерации, реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации прав и свобод граждан в области образования и культуры, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. В современном обществе вопрос формирования духовно-нравственного потенциала детей приобретает особую актуальность. Формирование нравственных представлений у детей – сложный и длительный процесс. Духовно-нравственное воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя разнообразные формы, методы и образовательные приемы, воспитатель обладает возможностью помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, формировании нравственных качеств личности.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой содержательный модуль «Духовно- нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он не заменяет, а дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в Государственном образовательном стандарте нового поколения, опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания, дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС.
Адресат программы
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 3 до 7 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития.
В возрасте 3-4 лет дети только ещё открывают для себя мир, познают его. Они наделены безграничной фантазией и их тянет к окружающему. Ребенок в этот период постигает все преимущественно при помощи тактильных ощущений. Через ощущения приходит понимание, осмысление происходящего вокруг. В этом возрасте детям ещё неведом мир букв и цифр, хотя они часто рассматривают их в книгах, но пока воспринимают только как красивые картинки. Им больше понравятся сказки, рассказанные взрослыми. Особенностью проводимых занятий с использованием сказок с детьми в этом возрасте является обращение к наглядности более, чем в другие возрастные периоды. Это и рассказывание сказки с использованием различных видов театра – кукольного («Би-ба-бо»), пальчикового, настольного, а также пальчиковые, хороводные, подвижные игры по сюжету сказки.
Ребёнок к 4-5 годам не только получает новые знания, но и способен анализировать, сравнивать. Дети в этом возрасте хорошо воспринимают особенности предметов (присущие им признаки) и характеристику: большой – маленький, толстый – тонкий. Такими же они видят героев сказки: сильный – слабый, смелый – трусливый и т.д. В этот период многие дети начинают уже самостоятельно тянуться к книгам, осознанно и целенаправленно. Они часто просят почитать им, с удовольствием рисуют, делают поделки к прочитанной сказке и т.д. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию, выделяют речь тех или иных персонажей. Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Это учитывается при планировании длительности занятия. На занятиях с детьми 4-5 лет становится возможным и эффективным использование таких форм и методов, как драматизация, обсуждение, художественное творчество (изобразительная деятельность, изготовление поделок и др).
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает совершенствоваться речь, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер. Работа со сказками в этот возрастной период также опирается на психологические особенности возраста. Усложняются уже использованные ранее формы и методы (например, художественное творчество). Особенности развития речи и мышления детей 5-6 лет позволяют использовать новый метод работы со сказками – сочинение детьми продолжения сказки, а также собственных историй. Более развернуто будет проходит обсуждение прочитанного, детям становится доступным понимание скрытого смысла, они уже могут самостоятельно сформулировать «нравственные уроки» услышанных сказочных историй и притч. Также эффективна театральная деятельность. Участие в небольших спектаклях раскрывает творческий потенциал детей, способствует развитию активности, самостоятельности, коммуникативных способностей.
К концу дошкольного возраста (6-7 лет) ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Усложняются уже использованные ранее формы и методы работы со сказками (например, художественное творчество, театральная деятельность). Дети испытывают неподдельный интерес к сказкам, потому что произведения этого жанра соприкасаются с их психикой, воздействуя на неё и помогая ребёнку избавиться от страхов. Они всё происходящее представляют более полно и красочно, вкладывая в сказку дополнительный смысл, связанный с их собственной жизнью. Ребёнок в этом возрасте воспринимает окружающий его мир во всей полноте красок и ощущений. Дополняемый звуками и словами, он становится богаче, ярче и вдохновляет на создание собственных сказок, написание картин и лепку фигурок героев из пластилина. Каждая сказка вызывает у детей определенные эмоции, несет в себе потенциал для духовного развития. В процессе занятий с использованием сказок реализуется одна из важных задач духовно-нравственного воспитания детей – воспитание таких качеств как сострадание, милосердие. Сострадание – часть творческого мышления, умение думать о ближнем, о человеческой беде, оно помогает стать ребенку искренним и милосердным. Творческое восприятие, развиваясь, делает ребёнка способным не только оригинально мыслить, но иначе относиться к окружающей действительности.
Объем программы: исходя из календарного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий в кружке по духовно-нравственному воспитанию – 36 ч.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий: мастерские, тематические занятия, концерты, творческие отчёты, спектакли, музыкально-театрализованные постановки.
Срок освоения программы: 4 года
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия в младшей группе – 15 мин, в средней группе – 20 мин, в старшей – 25 мин, в подготовительной к школе группе – 30-35 мин.
Цель программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- Формирование духовно-нравственного потенциала детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.
- Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.
- Формировать умение слушать сказки, притчи, понимать их смысл.
- Научить детей отображать нравственные уроки сказок в изобразительном творчестве, театрализованной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье.
Развивающие:
- Развитие способности детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умения делать нравственный выбор.
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Развивать творческие способности детей.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Планируемые результаты освоения программы
В результате целенаправленной и систематической работы по приобщению детей к духовным ценностям через осмысление нравственных уроков сказки дети получают представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, честности. К концу дошкольного возраста дети владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Младшая группа (3-4 года)
Дошкольник будет знать:
- об атрибутах и символах православных праздников – Рождества Христова и Пасхи Христовой;
- о церковных православных праздниках – Рождество и Пасха; имеет общее преставление о том, с чем эти праздники связаны;
- основные средства выразительности речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- нормы этики поведения;
- знает и использует слова, обозначающие предметы духовного назначения, в своей речи;
- сформирован интерес к книге, рассматриванию иллюстраций к знакомым произведениям.
Воспитанник будет уметь:
- вежливо обращаться со взрослыми и сверстниками, выражать сочувствие, помогать сверстникам и договариваться с ними;
- у ребенка развивается способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.
Средняя группа (4-5 лет)
Дошкольник будет знать:
- знает, что существуют правила поведения в различных местах и ведёт себя в соответствии назначению помещения;
- в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).
Воспитанник будет уметь:
- драматизировать с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок);
- у ребенка развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Старшая группа (5-6 лет)
Дошкольник будет знать:
- традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича.
Воспитанник будет уметь:
- у ребенка воспитывается милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- проявлять эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству;
- понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Дошкольник будет знать:
- смысл украшения рождественской ёлки;
- традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича;
- нормы нравственно – духовного воспитания;
- определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества.
Воспитанник будет уметь:
- понимать эмоциональные состояния окружающих;
- продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;
- сочинять небольшую сказку на заданную или свободную тему;
- применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций».
Итоговое занятие проводится в форме театральной постановки по сказке или ООД по духовно-нравственному воспитанию. Спектакль или занятие являются основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный зал.
- Групповое помещение с соответствующим оборудованием для проведения занятий.
- Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, мультимедийный проектор.
- Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты, мультимедийные DVD-пособия.
- Музыкальная аппаратура: портативная колонка, музыкальный центр, мультимедиа плеер.
Формы аттестации и оценочные материалы
Подведение итогов реализации программы
Младшая группа (3-4 года):
Сентябрь: викторина «Из каких мы сказок»
Октябрь: инсценировка по сказке «Кот и петух»
Ноябрь: «Там где дружат – живут, не тужат». Драматизация сказки «Репка»
Декабрь: рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды»
Январь: игра «Хорошо – плохо»
Февраль: беседа «Сердце доброты»
Март: вечер развлечений «Как по улице воробышек гуляет»
(хороводные игры)
Апрель: творческая мастерская «Волшебный мир бабочек»
Май: кукольный спектакль «Пасхальный теремок»
Средняя группа (4-5 лет):
Сентябрь: игра-конструирование «Современный теремок»
Октябрь: театрализованная игра «Угадай по движению»
Ноябрь: беседа «Закон жизни – заповеди Божии»
Декабрь: коллективная аппликация «Зимние птички»
Январь: открытая форма ООД «О добре и милосердии»
Февраль: игра «Сравни героев сказок»
Март: выставка рисунков «Что такое красота»
Апрель: пасхальный спектакль по мотивам
русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Май: тематическая беседа «Наши небесные покровители»
Старшая группа (5-6 лет):
Сентябрь: игра «Волшебные слова»
Октябрь: выставка рисунков «Красота Божьего мира»
Ноябрь: тематическая беседа «Мужественность и бесстрашие»
Декабрь: открытая форма ООД по духовно- нравственному воспитанию «Святой помощник – Николай» (по мотивам жития святителя Николая Чудотворца)
Январь: концерт-подарок «Наступило Рождество»
Февраль: квест-игра «По дорогам сказок»
Март: семейное занятие «Встречаем Масленицу»
Апрель: пасхальный спектакль по мотивам сказки «Красная шапочка»
Май: игра-импровизация «Добрые превращения»
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
Сентябрь: творческая мастерская «Рисуем сказку»
Октябрь: круг общения с презентацией «Жизнь по совести. Уроки
нравственности в русских сказках»
Ноябрь: интегрированное занятие «Придумаем сказку сами»
Декабрь: развлечение «Играем в сказку»
Январь: музыкально-театрализованное представление «Чудо Рождества»
Февраль: изготовление коллажа «Сказка о цветке»
Март: мероприятие «Помоги ближнему своему»
Апрель: драматизация отрывка из сказки «Василиса Прекрасная»
Май: концертная программа «Пасха красная»
Реализация данной программы предполагает оценку индивидуального развития детей два раза в год (сентябрь, май). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Оценочные материалы
Диагностика освоения воспитанниками программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь кол-во детей/% | Итог, май кол-во детей/% | ||
Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | ||
Развитие интеллектуальных и творческих способностей | в(6 баллов с(4-5балов) н (до3баллов) | ||
Развитие речи и активизация словарного запаса | в(6 баллов) с(4-5баллов н (до3баллов) | ||
Повышение коммуникативной компетентности воспитанников | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | ||
Расширение кругозора детей через знакомство со сказками | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) |
Условные обозначения:
«в» - высокий уровень,
«с» - средний уровень,
«н» - низкий уровень.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория, практика | ||||
Средняя группа 4-5 лет | |||||
1. | Раздел «В тесноте, да не в обиде» | 4 | 4 | Игра-конструирование «Современный теремок» | |
Тема 1. «В тесноте, да не в обиде» по сказке «Теремок» | 1 | 1 | |||
Тема 2. «О послушании в семье» по сказке «Петушок и курочка» | 1 | 1 | |||
Тема 3. «Цветок-лепесток» (О. Шорохова) | 2 | 2 | |||
2. | Раздел «О щедрости и жадности» | 4 | 4 | Театрализованная игра «Угадай по движению» | |
Тема 1. «Жадный великан» (О. Шорохова) | 2 | 2 | |||
Тема 2. «Каприза» (О. Шорохова) | 2 | 2 | |||
3. | Раздел «Добронравие для маленьких» | 4 | 4 | Беседа «Закон жизни – заповеди Божии» | |
Тема 1. «Как помириться?» по сказке «Лиса и журавль» | 1 | 1 | |||
Тема 2. «Долг платежом красен» по сказке «Муравей и голубка» | 2 | 2 | |||
Тема 3. «Первый снег. Ангел белую крупу сыпет из-за тучек» | 1 | 1 | |||
4. | Раздел «Мир – прекрасное творение» | 4 | 4 | Коллективная аппликация «Зимние птички» | |
Тема 1. «В согласии жить-никто не одолеет» по сказке «Зимовье зверей» | 1 | 1 | |||
Тема 2. «Зимние птички» | 2 | 2 | |||
Тема 3. «Рождественская русская лесная быль» | 1 | 1 | |||
5. | Раздел «Урок добра, любви и милосердия» | 3 | 3 | Открытая форма ООД «О добре и милосердии» | |
Тема 1. «Светло солнышко взошло в Рождество Христово» | 1 | 1 | |||
Тема 2. «Снежинка-пушинка» | 1 | 1 | |||
Тема 3. «О милосердии, любви, заботе» | 1 | 1 | |||
6. | Раздел «Кто зазнается, ни с чем остается» | 4 | 4 | Игра «Сравни героев сказок» | |
Тема 1. «Кто зазнается, без друзей остается» по сказке «Черепаха и заяц» | 2 | 2 | |||
Тема 2. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка» | 2 | 2 | |||
7. | Раздел «Красота и добро едины» | 4 | 4 | Выставка рисунков «Что такое красота» | |
Тема 1. «Красота души» | 2 | 2 | |||
Тема 2. «Доброе сердце» | 1 | 1 | |||
Тема 3. «Голодная птичка» | 1 | 1 | |||
8. | Раздел «Пасха – победа вечной Жизни» | 4 | 4 | Пасхальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» | |
Тема 1. «Знакомство со сценарием спектакля по сказке «Гуси-лебеди. Репетиция отдельных фрагментов» | 2 | 2 | |||
Тема 2. Подготовка к пасхальному спектаклю. | 2 | 2 | |||
9. | Раздел «Наши герои – святые» | 3 | 3 | Тематическая беседа «Наши небесные покровители» | |
Тема 1. «Небесный покровитель русского воинства» | 1 | 1 | |||
Тема 2. «Утро на Троицу» | 2 | 2 |
Содержание учебного плана
Средняя группа
Раздел 1. «В тесноте, да не в обиде»
Теория:
- учить детей анализировать поступки героев сказки, понимать смысл пословицы: «В тесноте, да не в обиде»;
- способствовать формированию представлений о доброте и взаимопомощи;
- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов;
- обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.
Практика:
- организация художественно-продуктивной деятельности: аппликация изображений животных из сказки «Теремок»;
- музыкально-двигательная деятельность: «Танец зверей в теремке» под музыку произведения «Казачок» в обр. А. Даргомыжского;
- упражнение на ритмизацию «Движения мышки», пантомимический этюд «Смелость»;
- совместная словесная импровизация: учить детей продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев сказки.
Раздел 2. «О щедрости и жадности»
Теория:
- чтение сказки О. Шороховой «Жадный великан», «Каприза»; обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи;
- уточнить представления детей о смысле понятий «жадность», «щедрость».
Практика:
- пантомимический этюд «Удивление»;
- игра-импровизация «Каприза», «Жадный великан»;
- упражнение на ритмизацию «Эмоциональные состояния героев сказки»;
- игры «Угадай по ритму», «Угадай по движению».
Раздел 3. «Добронравие для маленьких»
Теория:
- дать детям представление о причинах ссор между детьми и людьми, учить детей жить по заповедям Божиим;
- развивать понимание смысла слова «благодарность»;
- закреплять представления детей о связи мира видимого и невидимого (духовного, ангельского);
- чтение стихотворения священника Леонида Сафронова «Снег», сказки «Муравей и голубка»;
- беседа по содержанию сказки.
Практика:
- показ кукольного спектакля по русской народной сказке «Лиса и журавль»;
- слушание песни В. Шаинского «Дружба»;
- наблюдение за падающим снегом;
- игра-драматизация, музыкально-двигательная деятельность;
- организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление поделки из бумаги «Голубки», коллективная аппликация «Ангелы летят».
Раздел 4. «Мир – прекрасное творение»
Теория:
- способствовать понимаю нравственных качеств – дружба и согласие, учить понимать и использовать поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить – никто не одолеет»;
- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов;
- рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи;
- чтение стихотворения Веры Кузьминой «Хорошо вам, детки, зимним вечерком», беседа по содержанию стихотворения.
Практика:
- игра-драматизация, музыкально-двигательная деятельность;
- организация художественно-продуктивной деятельности: лепка животных по теме сказки «Зимовье зверей», аппликация «Зимние птички».
Раздел 5. «Урок добра, любви и милосердия»
Теория:
- чтение евангельского повествования о Рождестве Христовом, рассматривание иллюстраций с этим сюжетом;
- знакомить детей с традицией празднования Рождества;
- формировать у детей представление о добре и милосердии; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам;
- расширять представления детей о добре и милосердии с помощью пословиц и поговорок, закреплять умение понимать смысл пословиц.
- проведение нравственно-этических бесед: «О милосердии», «Наши добрые дела», «Только надо-надо добрым быть…»;
- чтение и рассматривание книг на нравственно-этическую тему;
- слушание песни с клипом «О доброте».
Практика:
- чтение рождественских стихотворений;
- показ Рождественской истории с помощью персонажей вертепа;
- инсценировка «Добрые дела»;
- игра «Скажи наоборот»;
- игра малой подвижности «Мой Ангел – хранитель»;
- просмотр презентации «Хорошие и плохие поступки».
Раздел 6. «Кто зазнаётся, ни с чем остаётся»
Теория:
- расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый;
- подводить детей к пониманию смысла пословицы «Кто зазнается, ни с чем остается»;
- чтение сказки «Черепаха и заяц», «Два жадных медвежонка»; рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки для понимания основной идеи;
- познакомить детей с традицией Прощеного Воскресения, беседа о чине прощения.
Практика:
- организация художественно-продуктивной деятельности: конструирование из половинки грецкого ореха и пластилина изображений черепахи и зайца;
- работа над скороговоркой: у четырех черепах по четыре черепашонка.
Раздел 7. «Красота и добро едины»
Теория:
- закреплять у детей знания о правилах доброй совестливой жизни с окружающими людьми и с природой;
- чтение стихотворения «Голодная птичка»;
- беседа «Что такое красота и для чего она нужна»;
- чтение сказки М.А. Андрианова «Красота души», обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.
Практика:
- организация художественно-продуктивной деятельности: рисование «Что такое красота»;
- музыкально-двигательная деятельность.
Раздел 8. «Пасха – победа вечной Жизни»
Теория:
- расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении;
- беседа о празднике Пасхи;
- знакомство со сценарием спектакля по сказке «Гуси-лебеди».
Практика:
- репетиция отдельных речевых отрывков;
- развитие выразительности речевых и пантомимических образов в сказке; поощрять эмоциональную активность детей в передаче текста;
- разучивание пасхальных песен;
- показ пасхального спектакля по мотивам сказки «Гуси-лебеди».
Раздел 9. «Наши герои – святые»
Теория:
- в доступной форме дать детям представление о жизни, подвигах и чудесах святого великомученика Георгия Победоносца;
- рассмотреть иллюстрации иконы святого Георгия Победоносца, репродукцию иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева;
- беседа с детьми о празднике Святой Троицы;
- чтение стихотворения Т. Шорыгиной «Утро на Троицу».
Практика:
- организация художественно-продуктивной деятельности: коллективная композиция «Хоровод березок», украшение репродукции иконы святого Георгия Победоносца рушником и цветами;
- музыкально-двигательная деятельность.
Календарный учебный график
средняя группа (4-5 лет)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе-ния занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | 8.09 | 20 мин. | групповая | 1 | «В тесноте, да не в обиде» | Групповое помещение | Игра-конструирование «Современный теремок» |
2. | сентябрь | 15.09 | 20 мин. | групповая | 1 | «О послушании в семье» | Групповое помещение | |
3. | сентябрь | 22.09 | 20 мин. | групповая | 2 | «Цветок-лепесток» (О. Шорохова) | Групповое помещение | |
4. | сентябрь | 29.09 | 20 мин. | |||||
5. | октябрь | 6.10 | 20 мин. | групповая | 2 | «Жадный великан» (О. Шорохова) | Групповое помещение | Театрализованная игра «Угадай по движению» |
6. | октябрь | 13.10 | 20 мин. | |||||
7. | октябрь | 20.10 | 20 мин. | групповая | 2 | «Каприза» (О. Шорохова) | Групповое помещение | |
8. | октябрь | 27.10 | 20 мин. | |||||
9. | ноябрь | 3.11 | 20 мин. | групповая | 1 | «Как помириться?» | Групповое помещение | Беседа «Закон жизни – заповеди Божии» |
10. | ноябрь | 10.11 | 20 мин. | групповая | 2 | «Долг платежом красен» | Групповое помещение | |
11. | ноябрь | 17.11 | 20 мин. | |||||
12. | ноябрь | 24.11 | 20 мин. | групповая | 1 | «Первый снег. Ангел белую крупу сыплет из-за тучек» | Групповое помещение | |
13. | декабрь | 1.12 | 20 мин. | групповая | 1 | «В согласии жить – никто не одолеет» | Групповое помещение | Коллективная аппликация «Зимние птички» |
14. | декабрь | 8.12 | 20 мин. | групповая | 2 | «Зимние птички» | Групповое помещение | |
15. | декабрь | 15.12 | 20 мин. | |||||
16. | декабрь | 22.12 | 20 мин. | групповая | 1 | «Рождественская русская лесная быль» | Групповое помещение | |
17. | январь | 12.01 | 20 мин. | групповая | 1 | «Рождественский праздник» | Музыкаль-ный зал | Открытая форма ООД «О добре и милосердии» |
18. | январь | 19.01 | 20 мин. | групповая | 1 | «Снежинка-пушинка» | Групповое помещение | |
19. | январь | 26.01 | 20 мин. | групповая | 1 | «О милосердии, любви, заботе» | Музыкаль-ный зал | |
20. | февраль | 2.02 | 20 мин. | групповая | 2 | «Кто зазнается, без друзей остается» | Групповое помещение | Игра «Сравни героев сказок» |
21. | февраль | 9.02 | 20 мин. | |||||
22. | февраль | 16.02 | 20 мин. | групповая | 2 | Беседа по сказке «Два жадных медвежонка» | Групповое помещение | |
23. | февраль | 23.02 | 20 мин. | |||||
24. | март | 2.03 | 20 мин. | групповая | 2 | «Красота души» | Групповое помещение | Выставка рисунков «Что такое красота» |
25. | март | 9.03 | 20 мин. | |||||
26. | март | 16.03 | 20 мин. | групповая | 1 | «Доброе сердце» | Групповое помещение | |
27. | март | 23.03 | 20 мин. | групповая | 1 | «Голодная птичка» | Групповое помещение | |
28. | апрель | 6.04 | 20 мин. | Индиви-дуально-групповая | 2 | Знакомство со сценарием спектакля по сказке «Гуси-лебеди. Репетиция отдельных фрагментов» | Музыкаль-ный зал | Пасхальный спектакль «Гуси-лебеди» |
29. | апрель | 13.04 | 20 мин. | |||||
30. | апрель | 20.04 | 20 мин. | Индиви-дуально-групповая | 2 | Подготовка к пасхальному спектаклю | ||
31. | апрель | 27.04 | 20 мин. | |||||
32. | май | 20 мин. | групповая | 1 | «Небесный покровитель русского воинства» | Групповое помещение | Тематическая беседа «Наши небесные покровители» | |
33. | май | 20 мин. | групповая | 2 | «Утро на Троицу» | Групповое помещение | ||
34. | май | 20 мин. |
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
- пособия:
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург: Речь, 2006.
- Гладких Л.П. Основы православной культуры. – Курск, 2008.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
- оборудование:
- набор наглядных материалов и игрушек, настольных и дидактических игр, необходимых для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию;
- сказки, рассказы, стихи духовно-нравственного содержания, а также произведения известных детских авторов, русские народные сказки, подобранные в соответствии с тематическим планированием;
- материалы для изобразительной деятельности (бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски и др.);
- костюмерная с достаточным количеством костюмов для театрального творчества дошкольников, выступлений.
Краткое описание общей методики работы:
а) методы и приемы реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников:
- Наглядный метод
- Музыкальное сопровождение
- Словесный метод
- Практический метод
- Импровизационный метод
- Игровой метод
- Художественное творчество
- Театральная деятельность
б) формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Образование детей происходит как в организованных формах, так и в процессе непосредственного взаимодействия педагогов с детьми, во время режимных моментов, в свободной деятельности.
в) формы организации занятия:
- игра
- импровизация
- инсценировки и драматизация
- пантомимические этюды и упражнения.
- спектакль
- беседа
- концерт
- практическое занятие
г) педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, пальчиковые игры, физкультминутка, динамические паузы), технология развития театрального творчества.
Список литературы
- Алексеенко В., Лощинина Я. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2006.
- Куликовская Т.А Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2009.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. – Санкт-Петербург: Творческий Центр «Сфера», 2008.
- Православное воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: САТИСЪ-ДЕРЖАВА, 2007.
- Православный женский журнал Славянка. – М.: ООО Издательский Дом «Славянка», выпуски 2008-2014.
- Соколов А.В. Сценарии православных праздников. – М.: Школьная пресса, 2003.
- Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем Санкт-Петербург, Речь, 2013.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет: Творческий центр «Сфера», 2010.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я (Дошкольники). – Москва: Генезис, 2014.
- Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)
Программа для работы с детьми 6-7 лет. Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчеств...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)
Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчество с обучением основам вязания крючком и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет
Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....
Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»
Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств. Вызвать интерес к сказкотерапии...
Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»
Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...
Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»
Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...