Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности для детей с ЗПР на 2019 – 2024 гг. «Я познаю Мир »
рабочая программа

Маша Катугина

Внеурочная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_poznayu_mir.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учиться  говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.

      В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребёнку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

       Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

       Важно заинтересовать ребят изучением природы, уметь ориентироваться в ней, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства.

       Одна из задач современной школы — воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью

       Предлагаемая программа «Я познаю мир» направлена на осмысление ребёнком себя, как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни — как величайшего дара природы.  

Экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими  обстоятельствами.

Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенный мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – все вызывает множество вопросов «почему?»

Курс  направлен на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи и предназначен для работы в любой системе начального образования.

Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения для детей 7 – 12 лет.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» (от 27.07.1996 №124-ФЗ);
  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1996 № 120-ФЗ);
  • Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»;
  • Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (от 12.03. 1997г.);
  • Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской федерации» №273 – ФЗ (в редакции  ФЗ от 07.05.2013 №99 – ФЗ, от 23.07.2013 №203 – ФЗ;
  • Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 №1089.
  • Приказа Министерства Образования и науки РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  • Приказа МОиН Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».
  • Приказа МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 года №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
  • Учебного плана, календарного учебного графика МБС(КОУ) «С(К)НШ – ДС№10» на 2017 – 2018 учебный год;

     Устав МБС(КОУ)«С(К)НШ–ДС№10»

Актуальность программы

Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая у большинства из них находится на достаточно низком уровне: - полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе; - знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизации, губительных её последствий; - общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения. Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели - воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данной программе экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше вовлечь учащихся в познание окружающего мира, что возможно на основе деятельностного метода. 

Новизна разработанной программы обусловлена отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

 Педагогическая целесообразность Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

 Цель: способствовать формированию личности школьников с активной гуманной позицией по отношению к природе, проявляющей интерес к расширению знаний о ней, повышению экологической грамотности, обладающей навыками бережного использования природных ресурсов.

Основные задачи программы:

 Образовательные :познакомить с правилами поведения в природе;

Ознакомление детей с явлениями природы;

Формирование начальных естественнонаучных представлений;

  1. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существующих природных связей между природой, обществом и человеком; сформировать представление о том, что человек является неотъемлемой частью природы;

воспитательные

  1. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры.

воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении

и действиях;

•        воспитание юных исследователей природы, бережного отношения к ней.

Развивающие

- развивать познавательный интерес учащихся;

- развивать мышление, память, внимание, речь.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в и социальное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать - к постановке опытов, проведению экспериментов. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Формы работы: беседы, экологические игры, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия, практические работы, , праздники, выставки поделок из природного материала, , исследования, конкурсы, викторины и другие.

Основные методы обучения:

• наглядный

 • словесный

• практический

Планируемые результаты освоения программы «Я познаю мир»

Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, эстетические потребности, ценности и чувства; здоровьесберегающая технология.

Формы контроля и учета достижений обучающихся:

Текущий контроль:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль:

  • тестирование;
  • графическая работа;
  • творческая работа

Общая характеристика учебного курса

Данная программа относится к области экологического образования и сочетает

традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися

необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство

учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным

дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и

формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика.

Курс «Я познаю мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника. 

Особенностями изучения этого курса являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Значение курса «Я познаю мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний природе учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,   формирует   вектор   культурно-ценностных   ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

    Данная программа рассчитана на 3 года, среднее количество часов 102. занятия проводятся  1 раз в неделю.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№п/п

Тема

часы

Форма проведения занятия

Раздел 1. Дикие животные

1

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

Занятие – лекция , презентация, дидактическая игра, театрализованная игра

2

Серый хищник - волк

1

3

Хозяин леса - медведь

1

4

Любознательный зверёк

- белка

1

5

Куница - охотник на

белок

1

6

Лесной красавец - лось

1

7

Сердитый недотрога -

ёж

1

8

Подземный житель -

крот

1

9

Всеядное животное —

барсук

1

10

Бобр-строитель

1

11

Запасливый бурундук

1

12

Кабан - дикий

родственник домашней

свиньи

1

13

Мышка-норушка

1

14

Рысь - родственник

кошки

1

15

Соболь - «дорогой»

зверёк

1

16

Тигр - самая большая

кошка на Земле

1

17

Косуля - самый

маленький европейский

олень

1

18

Обобщающий урок о

диких животных

1

Раздел 2. «Пернатые

жители».

19

Воробей - самая

распространённая птица

на Земле

1

20

Ворона -

«интеллектуальная»

птица

1

21

Ворон - красивая, умная

птица

1

22

Сорока - белобока -

«лесная сплетница»

1

23

«Лесной доктор» - дятел

1

24

Соловей - «великий

маэстро»

1

25

Галка - городская птица

1

26

Загадочная птица -

кукушка

1

27

«Пернатая кошка» - сова

1

28

Любимая птица -

снегирь

1

29

«Сестрицы-синицы» - самые

полезные птички России

1

30

Наш добрый сосед - скворец.

1

31

«Золотая птица» —

иволга.

1

32

Необычная птица - клест.

1

33

Обобщающее занятие о

птицах.

1

33

Содержание 1-го года обучения

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

2Серый хищник - волк

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа. В.

Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов,

3. Хозяин леса - медведь)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение

рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Практика: Составление портрета «Бурый медведь».

4 Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка»,

 5Куница - охотник на белок

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание

кроссворда .

6 Лесной красавец - лось

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа,

7. Сердитый недотрога - ёж

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» 8 Подземный житель - крот

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики»

8. Всеядное животное — барсук

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.

9.Бобр-строитель

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ о бобрах

Чтение рассказа В. Зотова «Бобр»,

10 Запасливый бурундук

Знакомство с бурундуком, , рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

11 Кабан - дикий родственник домашней свиньи

Теория: Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан».

Тема 12. Мышка-норушка

загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка».

Тема 13. Рысь - родственник кошки

Знакомство с дикой кошкой - рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?»  Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова

«Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

 14. Соболь - «дорогой» зверёк

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь».

 15. Тигр - самая большая кошка на Земле

Знакомство с самой большой кошкой - тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр».

 16. Косуля - самый маленький европейский олень

Рассказ о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа

В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля».

 17. Обобщающий урок о диких животных

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда

Раздел 2. «Пернатые жители»

18 Воробей - самая распространённая птица на Земле

Теория: Знакомство с маленькой птичкой нашей страны - воробьем.

Практика: разгадывание кроссворда; загадки, пословицы, народные приметы; чтение и

анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

19Ворона - «интеллектуальная» птица

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона».

20 Ворон - красивая, умная птица

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон».

21. Сорока - белобока - «лесная сплетница»

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока»

22. «Лесной доктор» - дятел

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над

скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

23Соловей - «великий маэстро»

Знакомство с соловьем, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

24Галка - городская птица

Теория: Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».

25 Загадочная птица - кукушка

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнезда и птенцы».

26 «Пернатая кошка» - сова

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание

загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова».

27 Любимая птица - снегирь

Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».

28 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

Беседа о красивой птице - синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички - желтые синички».

29Наш добрый сосед - скворец.

Знакомство с первой весенней птицей - скворцом. Сообщения учеников, Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «

30 «Золотая птица» — иволга.

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга».

32«Загадочная» птица - клёст.

Беседа о красивой и необычной птице - клесте. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Клёст».

33 Обобщающее занятие о птицах.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№п/п

Тема

часы

Форма проведения занятия

Раздел 3. Вода источник жизни

1

Вода в моем доме и в

природе

1

Занятие – лекция , презентация, дидактическая игра, театрализованная игра

2

Вода в жизни растений и

животных.

1

3

Охрана воды

1

4

Вода и здоровье человека.

Личная гигиена.

1

5

Обобщающее занятие  «вода - это жизнь »

Раздел4 Жители водоемов

1

6

Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй.

1

7

Пресноводные рыбы. Почему щука такая зубастая.

1

8

Морские рыбы. Защитные уловки и камуфляж.

1

9

Китообразные. Для кого поют киты.

1

10

Акулы. Почему акула не нуждается в стоматологе.

1

11

Дельфины. Как дельфины помогают людям в море. Графическая работа «Морские обитатели».

1

12

Тюлени и моржи. Зачем моржам бивни.

1

13

Морские рептилии. Кто стал чемпионом по нырянию.

1

14

Морские птицы. Зачем пеликану такой клюв.

1

15

Крокодилы. Зачем крокодил глотает камни.

1

16

Море в опасности. Почему исчезает Аральское море.

1

17

Вода, водоём

1

18

Река (движущаяся вода),

1

19

озеро (стоячая вода)-

20

Острова (небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков)

1

21

Моря (соленая вода), пруд (несоленая вода)

1

22

Водные живые организмы

1

Раздел 5 Растения и деревья

23

Деревья. Как можно определить возраст дерева.

1

24

Хвойные деревья. Какие бывают шишки

1

25

Тайное оружие растений. Почему крапива так сильно жжётся.

1

26

Хищные растения. Как жирянка обманывает насекомых.

1

27

Орхидеи. Почему орхидеи растут на деревьях.

1

28

Съедобные растения. Почему подсолнечнику не сидится на месте.

1

29

Садовые растения. Почему фиалка растёт тайком.

1

30

Луг. Почему на лугу трава быстро отрастает после скашивания.

1

31

Обобщающее занятие. Растения и деревья.

Раздел 6 живая природа

32

Ящерицы. Как ящерица отбрасывает хвост.

1

33

 Черепахи. Как давно на Земле живут черепахи.

1

34

Обобщающее занятие  Живая природа

1

З4

Раздел 3. Вода источник жизни 2.

 1Вода в моем доме и в природе

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее

надо экономить? Как можно экономить воду? Стихи, рассказы о воде в природе

2 Вода в жизни растений и животных

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира?

Как животные заботятся о чистоте?

Загадки о воде и её трёх состояниях в природе. Опыт: влияние воды на жизнь

комнатных растений».

3 Охрана воды.

Как человек должен заботиться о чистоте мирового океана. Как можно экономить воду?

Составление памятки и условных знаков «Береги воду!»

4Вода и здоровье человека. Личная гигиена

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда

расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой.

5Обобщающее занятие  «вода - это жизнь »

Раздел4 Жители водоемов

6Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй.        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию.

Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги.

7Пресноводные рыбы. Почему щука такая зубастая.        

Узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку.

Описывать рыбу по плану.

8Морские рыбы.

 Защитные уловки и камуфляж.         Узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку.

9Китообразные.

 Для кого поют киты.        Извлекать  необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения.

10Акулы.

Почему акула не нуждается в стоматологе.        Характеризовать   условия,   необходимые для жизни акул.

Извлекать  необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения.

11Дельфины.

Как дельфины помогают людям в море. Графическая работа «Морские обитатели».        Характеризовать   условия,   необходимые для жизни дельфинов. Рассказывать о роли дельфинов в природе и жизни людей.

12Тюлени и моржи.

Зачем моржам бивни.         Составлять рассказы о тюленях и моржах по иллюстрациям, просмотров видеофильмов.

Характеризовать   условия,   необходимые для жизни тюленей и моржей.

13Морские рептилии. Кто стал чемпионом по нырянию.        Извлекать  необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения.

14Морские птицы. Зачем пеликану такой клюв.        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию.

Описывать птицу по плану.

Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.  Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

15Море в опасности. Почему исчезает Аральское море.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Раздел 5 Растения и деревья

23Деревья. Как можно определить возраст дерева.        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.

Узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях.

Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

24Хвойные деревья. Какие бывают шишки.

Творческая работа «Загадки о деревьях».        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Различать лиственные и хвойные деревья.

Сравнивать ель и сосну.

Описывать дерево по плану;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

25Тайное оружие растений. Почему крапива так сильно жжётся.        Извлекать  необходимую информацию о растениях из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения.

26Хищные растения. Как жирянка обманывает насекомых.        Рассказывать о роли растений в природе.

Характеризовать особенности дикорастущих растений.

27Орхидеи. Почему орхидеи растут на деревьях.        Извлекать  необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения.

28Съедобные растения. Почему подсолнечнику не сидится на месте.         Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений.

Рассказывать о роли растений в природе.

29Садовые растения. Почему фиалка растёт тайком.        Называть представителей дикорастущих и культурных растений.

30Луг. Почему на лугу трава быстро отрастает после скашивания.        Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные, дикорастущие растения.

Раздел 6 Живой мир

31Лягушки. Почему лягушки квакают.        Описывать внешний вид, характерные особенности  представителей земноводных (на примере своей местности).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей.

32Ящерицы. Как ящерица отбрасывает хвост.        Рассказывать об особенностях внешнего вида и повадках.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания.

33Черепахи. Как давно на Земле живут черепахи.        Различать животных по месту обитания.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания.

34Обобщающее занятие  Живая природа

Учебно-тематический план 3-го года обучения

№п/п

Тема

часы

Форма проведения занятия

Раздел 7 солнечное царство

1

Солнце источник света и тепла на Земле.

1

Занятие – лекция , презентация, дидактическая игра, театрализованная игра

2

Луна

1

3

Звезды

1

4

Небесные тела

1

Обобщающее занятие по теме солнечная система

1

Раздел 8планета Земля

6

Наша планета

1

7

Глобус

1

8

Воздушная оболочка Земли. Значение  воздуха на Земле

1

9

Ветер. Как рождается ветер. Ураган

1

10

Грозы. Возникновение грозы

1

11

Почему гремит гром

1

12

Атмосферные осадки. Облака. Почему идет дождь

1

13

Атмосферные осадки. Почему роса образуется ночью

1

14

Небесные явления. Как возникает радуга

1

15

Обобщающее занятие по теме  по теме планета Земля.

1

Раздел 9 времена года

16

Времена года и времена суток

1

17

Осень. Осенние явления в природе

1

18

Поведение животных осенью

1

19

Зима. Зимние явления в природе

1

20

Жизнь животных зимой их следы на снегу

1

21

Способы выживания растений и животных в условиях зимы.

1

22

Весна. Весенние явления в природе

1

23

Весенние пробуждение растений

1

24

Первоцветы

1

25

Животные весной

1

26

Лето. Летние явления в природе

1

27

Обобщающие занятие по теме Времена года

1

Раздел 10 комнатные растения

28

Растения в твоем доме

1

29

Требования комнатных растений к условиям жизни

1

30

Правила ухода за комнатными растениями

1

31

Обобщающее занятие по теме комнатные растения

1

 Раздел 11Царство грибов

32

Съедобные грибы

1

33

 Несъедобные грибы

1

34

Обобщающее занятие по теме царство грибов

1

34

Раздел 7 солнечное царство

1Солнце источник света и тепла на Земле.

2Луна

3Звезды

4Небесные тела

5Обобщающее занятие по теме солнечная система

6Раздел 8планета Земля

7Наша планета

8Глобус

9Воздушная оболочка Земли. Значение  воздуха на Земле Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

10Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11Ветер.как рождается ветер. Ураган Составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда.

1Грозы . возникновение грозы

Почему гремит гром

12Атмосферные осадки. Облака. Почему идет дождь Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Наблюдать за дождями, объяснять причины возникновения дождя; осуществлять самопроверку.

Рассказывать по рисунку о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек).

Сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

13Атмосферные осадки. Почему роса образуется ночью

Наблюдать за атмосферными осадками самостоятельно.

Составлять рассказы об атмосферных осадках по иллюстрациям и наблюдениям

14Небесные явления. Как возникает радуга Наблюдать   объекты   и   явления природы,  характеризовать их особенности.

15Обобщающее занятие по теме  по теме планета Земля.

Раздел 9 времена года

16Времена года и времена суток Времена года в стихах. Приметы весны, лета, осени и зимы.

17Осень. Осенние явления в природе

Признаки прихода осени. Погода осенью. Осеннее цветение.

Подготовка к зиме трав. Распространение плодов и семян.

18Поведение животных осенью

19Зима. Зимние явления в природе

Рассказать об изменениях природа зимой        

20Жизнь животных зимой их следы на снегу

Подготовка зверей к зиме. Птицы зимой.

21Способы выживания растений и животных в условиях зимы.

Как зимуют животные. Наблюдения за птицами. Осмотр деревьев.

22Весна. Весенние явления в природе

Признаки весны. Явления в неживой природе. Наблюдения за животными.

23Весенние пробуждение растений

Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Набухание и распускание почек. Подснежники.

24Первоцветы

Первоцветы. Составление списка первоцветов, занесенных в Красную книгу.

25Животные весной

Весеннее появление беспозвоночных. Пробуждение амфибий и рептилий. Прилет птиц. Звери весной.

26Лето. Летние явления в природе

Признаки лета. Животные и растения летом. Наблюдение летних изменений в природе.

27Обобщающие занятие по теме Времена года

Раздел 10 комнатные растения

28Растения в твоем доме

Знакомство        с       разнообразием комнатных растений. Выяснение видового состава растений школьного   кабинета   с   помощью атласа-определителя.

29Требования комнатных растений к условиям жизни

30Правила ухода за комнатными растениями

Условия, необходимые растениям для нормального роста и развития. Определение   с   помощью  компаса, термометра и психрометра условий для роста растений в классе.

31Обобщающее занятие по теме комнатные растения

Составление памятки по уходу за растениями класса, подбор и посадка растений.

 Раздел 11Царство грибов

32Съедобные грибы

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать

значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием

грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ.

Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов.

33 Несъедобные грибы Теория: Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных

грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

34Обобщающее занятие по теме царство грибов

Викторина «Какие грибы мы знаем».

3Материально техническое обеспечение

Материально-техническая база

Для осуществления качественного образовательно-воспитательного процесса учащихся с отклонениями в здоровье учреждение обеспечено необходимыми учебными классами, учебной материально-технической базой. Кабинеты и классы школы оснащены необходимыми наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.

Оснащение кабинетов и классов соответствует предъявляемым требованиям специальным (коррекционным) учреждениям.

Учащиеся школы, полностью обеспечены учебными принадлежностями, учебниками, методическими пособиями.

Это позволяет воспитателю  осуществлять процесс воспитательной работы  детей с ограниченными возможностями здоровья на достаточно высоком организационно-методическом уровне.

С учётом задач образовательного учреждения, реализация Программы позволяет в основном решить вопросы формирования единого образовательного пространства в школе, повысить качество социально-психологической реабилитации и интеграции в общество детей с умственной недостаточностью.

Реализация Программы позволит воспитателю акцентировать внимание на основных направлениях и возможностях применения информационных технологий в воспитательной  деятельности.

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, отвечает как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся.

Здание школы и прилегающая территория, в котором осуществляется образование обучающихся, в целом соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.

Важным условием реализации программы является возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, к объектам инфраструктуры образовательной организации. С этой целью территория и здание отвечает требованиям без барьерной среды.

Временной режим образования устанавливается в соответствии с законодательно закреплёнными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

В ходе занятия (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения.

Рабочее место обучающегося создаётся с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребёнка. Для создания оптимальных условий воспитательной работы организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой формы обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, предусмотрены места для отдыха и проведения свободного времени. С учётом того, что обучающихся необходимо учить проводить своё свободное время, для этого в соответствующих местах предусматривается организация обучающей деятельности. Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс воспитательной работы.  

Художественная литература:

1.В. Зотова «Лиса»

2.В.Зотова «Волк»,

3. В.Зотова «Медведь

4.В.Зотова «Белка»,

5.В.Бианки «Куница за белкой

6.В. Зотова «Лось»

7. В.Зотова «Ёж»

8. В. Зотова « Барсук»

9. В. Зотова «Бобр»,

10. В. Зотова «Бурундук».

11.В.Зотова «Кабан».

12. В. Зотова «Мышь» или «Полёвка».

13. В. Зотова «Рысь

14. В. Зотова «Соболь».

15. В.Зотова «Тигр».

16.В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля».

17.стихотворения «Где обедал воробей?»

18.В.Зотова «Ворона».

19.В. Зотова «Ворон».

20. В.Зотова «Сорока»

21. В. Зотова «Дятел».

22.В. Зотова «Соловей».

23.В. Зотова «Галка».

24.В. Зотова «Кукушка»

25.В. Бианки «Кукушонок

26.В. Зотова «Сова».

27.В. Зотова «Снегирь».

28.В. Зотова «Синица».

29.Н. Сладкова «знахари

30.В. Зотова «Иволга».

31.В. Зотова «Клёст».

32 Глобус

33. Альбомы

34. гуашь

35.Кисточки

36.Ноутбук,

37.Телевизор,

38.Проектор,

39.Экран,

Список литературы

1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). - журнал «Начальная школа», 1998, №10.

 7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.

Информационно – коммуникативные средства:

Адреса сайтов в Интернете:

  1. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
  2. http://www.metodsovet.ru - учебно – методическая помощь;
  3. http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»_______________Л.П. Грубая.

Приказ № _______________.

Принята на заседании                                              Согласованы:

Педагогического совета                                           заместитель директора ВМР

Протокол № 1от________                                        МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

Приказ №                                                                  ____________/Ходор Н.Б./

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности для детей  с ЗПР на 2019 – 2024 гг.

 «Я познаю Мир »

Составила:

Катугина Мария Анатольевна

воспитатель начальных классов

                                                                               Троицк, 2018  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель:  развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мир роботов LEGO». 2019 - 2020 уч. г

Цель программы: развитие творческих способностей и аналитического мышления, навыков созидательной деятельности, работы в команде. Знакомство с основами программирования на LEGO WeDo 2.0, созданием сво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская» 17.01.2024 г.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Творческая мастерская» (далее – Программа) относится к программам художественной направленност...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлый карандаш» на 2023-2024 учебный год

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29967754","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"130","width":"1011"}}]] Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» на 2023-2024 учебный год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности «Умелые ручки»Аннотация к программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год

Основная цель программы.Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и ...