Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»
рабочая программа
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), старший дошкольный возраст 5 – 6 лет (старшая группа) и 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nravstv_-_patriot._moy_posyolok_i_ya_skazka_27.docx | 73.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27 «СКАЗКА»
238318, Калининградская область, Гурьевский район, п. Моргуново, ул. Гурьева 12А, тел. 8-40151-3-76-11
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
«Я и мой поселок»
Авторы: творческий коллектив МБДОУ «Д/С № 27 «Сказка»
Руководитель: Юрченкова Ксения Николаевна
238318, Калининградская область, Гурьевский район,
п. Моргуново, ул. Гурьева, д.12А
8(40151)-3-76-11 skazka238318@mail.ru
2016 г.
Содержание
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ
1.1.4. Ожидаемый результат реализации программы
РАЗДЕЛ II. Содержательный
- Содержание образовательной деятельности по «Нравственно – патриотическому воспитанию»
2.2 Перспективное планирование
2.3. Взаимодействие с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию детей
РАЗДЕЛ III. Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Предметно-развивающая среда
3.3. Методическое обеспечение программы
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1.Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной посёлок и область: Надо показать ребенку, что родной посёлок , как и вся Калининградская область, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Воспитывая у детей любовь к родному поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Содержание программы “Детство” (под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А.), по которой работает наш детский сад, предполагает решение задачи формирования духовно-нравственных ценностей в основном на детей, проживающих в городских условиях, а наш детский сад находится в поселке.
В программе “Я и мой поселок” нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, края, жизнью и бытом русского народа; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями морского края; богатством Калининградской земли и их значением в современном мире.
Программа составлена в соответствии с:
― Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
―Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.октября 2013г. № 1155;
― Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам;
― образовательным программам дошкольного образования, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 30августа 2013г. № 1014;
― Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);
― Методическими рекомендациями для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО, разработанными Федеральным институтом развития образования;
― Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
― Конвенцией ООН о правах ребенка;
― Уставом МБДОУ «Д/С №27 «Сказка»;
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, посёлку Моргуново Гурьевского территориального округа, Калининградской области, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным посёлком и Калининградской областью.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
- Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.
Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), старший дошкольный возраст 5 – 6 лет (старшая группа) и 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Край, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка и о социально-экономической значимости его.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
3 раздел «Край, в котором я живу».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины (отдалённость от основной границы России и окружение другими странами – соседями), символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах Калининградской области, в особенности морского анклава: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о национальном парке «Куршская коса».
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о разнообразии народов, живущих в посёлке и стране. Их культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей посёлка.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов области, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ
Участниками образовательного процесса являются дети 3–7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники МБДОУ.
Число групп и их комплектация определяется количеством детей, достигших 3 лет, и проживающих в поселках, расположенных в непосредственной близости от МБДОУ.
В МБДОУ функционируют 2 разновозрастные общеразвивающие группы: младшая разновозрастная группа «Солнышко» (3-5года), старшая разновозрастная группа «Пчёлки» (5-7лет).
Все дети, посещающие МБДОУ, проживают в сельской местности. Уровень развития соответствует возрасту.
Детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ нет.
Контингент родителей разнороден, с разным уровнем жизни и доходов, социального и образовательного статуса. Социально-неблагополучных семей в МБДОУ нет.
1.1.4. Ожидаемый результат реализации программы
- Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, Калининградской области.Их достопримечательностях и природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
- Проявление патриотических чувств, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Наличие первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдение элементарных общепринятых норм, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
РАЗДЕЛ II. Содержательный
2.1. Содержание образовательной деятельности по «Нравственно – патриотическому воспитанию»
Четвертый год жизни. Младшая группа
1 раздел «Вместе дружная семья».
Образ Я. Постепенно формировать образ «Я» – как личности, гражданина своей страны (У каждого человека есть имя и фамилия).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, повар, прачка и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название поселка, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (на игровой площадке в посёлке или в парке, сквере, детском городке г. Гурьевска) и пр.
Результаты образовательной деятельности (дети должны знать)
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего посёлка, с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
Пятый год жизни. Средняя группа
1 раздел «Вместе дружная семья».
Образ Я. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.
Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Освоение представлений о названии родного села (близ лежащего города Гурьевска), некоторых поселковых и городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, фотоальбомов, поделок на тему «Мой посёлок».
3 раздел «Край, в котором я живу».
Освоение представлений начальных представлений о родной стране: название, Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Расширять представления о некоторых общественных праздниках и событиях. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Освоение стихов, песен о родной стране.
Результаты образовательной деятельности (дети должны знать)
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном посёлке.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Шестой год жизни. Старшая группа
1 раздел «Вместе дружная семья».
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позициив связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощьстаршим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические иобразные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом,настоящем и будущем.
Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада идр. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнениепо поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использоватьсозданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения,подготовка выставок детских работ).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитыватьуважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
3 раздел «Край, в котором я живу».
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родногокрая; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.
Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомитьс флагом и гербом России, мелодией гимна.
4 раздел «Наша кладовая».
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.
Результаты образовательной деятельности (дети должны знать)
- Знать свой домашний адрес, название посёлка, ближайшего города - Гурьевска, центра области – г. Калининград.
- Иметь представление о символике Гурьевского округа.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населивших Калининградскую область.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности Калининградской обл., уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
Седьмой год жизни.Подготовительная к школе группа.
1 раздел «Вместе дружная семья».
Образ Я. Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещаетдетский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передаёт свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенкао себе в прошлом, настоящем и будущем.
Закреплять традиционные гендерные представления, продолжатьразвивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Семья. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периодыистории страны). Рассказывать детям о воинских наградах прадедушек, прабабушек и родителей (если имеются награды).
Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
Детский сад. Продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.). Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольногоучреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.); формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Формировать у детей представления о себе как об активном членеколлектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизнидошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовкак праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Совершенствовать знания детей об адресе проживания его семьи, родственников, друзей из детского сада.
Пополнять знания об основных профессиях жителей посёлка и на их основе продолжать воспитывать уважительное отношение к взрослым и их труду.
3 раздел «Край, в котором я живу».
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины (отдалённость от основной границы России и окружение другими странами – соседями), символике родного края. Расширять представления о природных богатствах Калининградской области, в особенности морского анклава: растительном и животном мире; полезных ископаемых. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о национальном парке «Куршская коса».
Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
4 раздел «Наша кладовая».
Пополнять знания об основных профессиях жителей посёлка и на их основе продолжать воспитывать уважительное отношение к взрослым и их труду.
Дать представление дошкольникам о разнообразии народов, живущих в посёлке и стране. Их культуре, которую они представляют. Тем самым вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов области, их жизни, быту, культуре, языку, традициям. Воспитывать толерантное отношение к лицам других национальностей.
Результаты образовательной деятельности (дети должны знать)
- Краткие сведения об истории посёлка, города Гурьевска, Калининградской области.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Калининградской области и города Гурьевска.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, понятие о национальном парке «Куршская коса».
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
2.2. Тематическое планирование
Младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя |
Сентябрь | Беседа «Будем дружно мы играть» Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. | Игра –путешествие «Наш детский сад» Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. |
Октябрь | Творческая игра «Семейный альбом» Цель: учить детей различать на фотографии пожилых людей (бабушка, дедушка) от взрослых молодых людей. Прививать любовь и уважение к близким родным людям через рассказы детей об их бабушках и дедушках из личного опыта. | Игра – драматизация «Петушок и его семья» Цель: формировать представление о семье на примере семьи Петушка; воспитывать любовь к русскому языку. |
Ноябрь | Творческая игра «Я и моё имя». Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. Цель: Познакомить детей с понятием посёлок, улица, перекрёсток. Закреплять знания названия посёлка Моргуново. |
Декабрь | Игра – путешествие «Дом, улица, адрес». Цель: продолжать знакомить детей с родным посёлком Моргуново. Расширять знания о роли названия улицы и № дома.Развивать коммуникативные умения. | Дидактическая игра «Дружная семейка» Цель: Закреплять знания детей о членах семьи. Пополнять знания о их роли в совместной подготовке к праздникам. Воспитывать чувство взаимопомощи близким людям. |
Январь | Беседа «Что мы делаем в детском саду?» Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения. Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. Закреплять знания о правилах поведения в детском саду. | Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в посёлке Моргуново, соседних посёлках, где живут родственники воспитанников и центр. Парк, дет. поликлиника г. Гурьевск. Цель: прививать интерес и любовь к родному посёлку и Гурьевскому району. |
Февраль | Игра беседа «Маленький капитан» Цель: Способствовать формированию мужских качеств: отвага, смелость, сила. Формировать патриотические чувства, обогащать знания детей. | Беседа «Наша армия» Цель: дать понятие о празднике – День защитника Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных воинов. |
Март | Подвижная игра «Курица и цыплята». Цель: показать заботливоеотношение мамы к своим детям; создать положительное эмоциональное настроение у детей. | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях |
Апрель | Игра – беседа «Родная страна» Формировать представление о величине России, воспитывать патриотические, гражданские чувства. | Беседа «Дом в котором мы живем» Цель: расширять кругозор детей, воспитывать патриотические чувства. Воспитывать стремление беречь нашу Землю. |
Май | Целевая прогулка к памятнику Героя Советского Союза гвардии генерал -майора С.С. Гурьева п. Моргуново Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. | «Наши добрые дела». Цель: Знакомить с трудом взрослых (родителей) необходимым на селе;показать помощь родителей и в благоустройстве детского сада; воспитывать любовь и уважение к труду близких родных людей. |
Средняя группа (4–5 лет)
месяц | I неделя | II неделя |
Сентябрь | Игра – беседа «Я беру игрушку» Цель: Формировать представление у детей о праве выбора игрушки, не забывая о таком же праве других детей. Формировать умение и навык правильной просьбы, представление о возможности уступать другим детям. | Игра –путешествие «Наш детский сад»(посещение кухни, прачечной, мед. кабинета) Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. |
Октябрь | Игра – инсценировка «Ушки – неслушки» Цель: Формировать у детей чувства привязанности и любви к близким людям: бабушкам, дедушкам, маме, папе. Учить оказывать им посильную помощь, воспитывать желание помогать близким людям. | Целевая прогулка «В нашем посёлке строят новый дом». Цель: расширять знания детей о значении понятия адрес. Закреплять знания названия посёлка, улицы, номера дома. |
Ноябрь | «С чего начинается Родина?»(Рассматривание фотоальбома с достопримечательностями Калининградской области). Цель: расширять знания о достопримечательностях морского края. | «Наше государство Российская Федерация» Цель: дать представления о России (название страны, язык, столица, президент, флаг). Раскрашивание флага. |
Декабрь | Беседа «Малая родина» Цель: Формировать у детей понятие «малая родина»; знакомить с русским фольклором: пословицами; расширять кругозор детей; воспитывать патриотические чувства. | Дидактическая игра «Дружная семейка» Цель: Закреплять знания детей о членах семьи. Пополнять знания о их роли в совместной подготовке к праздникам. Воспитывать чувство взаимопомощи близким людям |
Январь | Беседа «Мой воспитатель» Цель; формировать представления о труде воспитателя и помощника воспитателя, расширять кругозор детей воспитывать уважение к труду и желание быть послушными. | Игра – путешествие «Страна «Солнышко» Цель: ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение и составление плана групповой комнаты»;с понятием граница. |
Февраль | «На земле, в небесах и на море» Цель:Расширить знания детей о Российской армии, дать понятие о различных родах войск и о их форме одежды. | «Папы, дедушки – солдаты» Цель:Пополнять знания о государственном празднике «День защитника Отечества»; воспитывать чувство гордости за наших славных воинов по рассказам детей из личного опыта о родственниках, служивших в армии. |
Март | «Наша мама лучше всех». Цель: показать заботу родителей о своих детях; | Беседа «Семь «я» Цель: закреплять знания о понятии семья, пополнять знания детей о родственных отношениях;закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. |
Апрель | «Дружат дети на планете». Цель: дать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях;показать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. , | Беседа «Юные космонавты» Цель: Расширить знания детей о профессиях (космонавт); показать, что в космос летают люди разных национальностей, они дружны и поэтому у них все получается. |
Май | Целевая прогулка к памятнику Генерал – лейтенанта С.С. Гурьева п. Моргуново Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. | Экскурсия – путешествие в мини – музей боевой славы ДОУ «Помним. Чтим Гордимся.» Цель: Формировать у детей знания о том, что такое Великая отечественная война, воспитывать гордость и уважение к защитникам Отечества. Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. |
Старшая группа (5–6 лет)
месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Рисунок – рассказ «Мой любимый детский сад» Цель: вызвать у детей желание отображать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам и детям младшей группы. | Виртуальная экскурсия «Мой посёлок» Цель: продолжать знакомить дошкольников со своей малой родиной, улицам, жилым домам, и общественным зданиям, ознакомление с пространственными отношениями «Работа с планом посёлка» | Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» Цель: воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. | «Край, в котором мы живем» Цель: расширять знания детей о географическом расположениии климатических особенности Рассматривание карты. |
Октябрь | Беседа «Бабушка и дедушка в семье» Цель: расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное уважительное отношение к старшим;подвести к пониманию того, что все члены семьи нуждаются в заботе, любви и помощи. | Ситуация «В автобус вошла старенькая бабушка» - Учить детей с уважением относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание. | Беседа «Моя родня» Цель: формировать представления о семье как о людях, которые передают свой опыт из поколения в поколениеи живут семейными традициями. | Игра – беседа «наши отношения» Цель: учить культуре общения мальчиков и девочек. |
Ноябрь | Игра – путешествие «Широка страна моя родная» Цель: расширять знания о нахождении России на глобусе. Рассматривание карты России; воспитывать чувство гордости за большую по протяжённости и сплочённую, дружную страну | Беседа «Государственные символы России» цель: формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. | Беседа – презентация «Где живёт Дед Мороз?» Цель: расширять представления детей об окружающем мире. Пополнять знания об обычаях и традициях празднования «Нового года» в нашей стране. | Экскурсия к строительству нового дома. Цель пополнять знания о истории и значении адреса: названия населённого пункта, улицы, № дома; формировать умение называть полностью свой домашний адрес. |
Декабрь | Творческая игра «Страна вежливости» Цель: Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; объяснять детям значение вежливых слов; учить правильно употреблять слова в речи;обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. | Беседа «Русские матрёшки» (посещение мини – музея ДОУ «Куклы народов мира») Цель: познакомить с историей создания кукол в разных странах (Россия и СНГ); формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки. | «Дружат дети на планете». Цель: дать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях; показать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. | Рассуждение «Как я забочусь о своих близких?» Цель: Расширять представление о семейных традициях. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. - Подвести к пониманию того, что все члены семьи нуждаются в заботе, любви и помощи. Воспитывать внимание и уважение к своим родным |
Январь | Общение «Как можно порадовать родителей?» Цель: помочь понять, что любовь, уважение, послушание и помощь – главные подарки для родителей | Рассказ воспитателя «О символике родного края». Цель: познакомить с историей родного Гурьевского района, его символикой. подвести к пониманию того, что символы обозначают события. | ||
Февраль | Игра «А ну-ка, мальчики» Цель: Найти сходство и отличия во внешнем виде, характере и поведении мальчиков. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. | Защитники земли Русской Цель: Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Вызвать интерес русскому языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям | Беседа «Мой папа» Цель: Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; рассказывать о взаимоотношениях между ребёнком и отцом в семье; воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье. | Досуг - встреча с Советом ветеранов г. Гурьевск «Зарничка». Цель: Развивать силу, ловкость, быстроту; воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели, взаимовыручки и взаимопомощи |
Март | «Мама лучшая на свете» Цель: ей. закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать женщинам; расширять представления о профессиях. | Игра «А ну-ка, девочки» Найти сходство и отличия во внешнем виде, характере и поведении девочек. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. | Экскурсия в медпункт п. Моргуново Цель: продолжать знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их значением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей посёлка. | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Расширять представления о разнообразии профессий родной области, как морского, рыбного, янтарного и газового края. |
апрель | Беседа «Люди каких национальностей населяют наш посёлок». Цель: Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. | Беседа «Покорение космоса». Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать | Беседа «Мои друзья». Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков. | Беседа – игра «Национальная одежда коренных народов». Цель: Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Познакомить детей с народными традициями русского народного |
май | Беседа «Что такое героизм» Цель формировать представление о героизме. воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны | Тематический праздник митинг «День Победы». Встреча с героями ВОВ Цель: продолжать прививать умение соблюдать традиции русского народа: дань памяти погибшим в ВОВ при возложении цветов к памятнику Генерал – лейтенанта С.С. Гурьева п. Моргуново. Воспитывать уважение и гордость за ветеранов ВОВ, живущих, в родном посёлке и районе. | «Кем работают наши родители». Цель: углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. | Экскурсия в библиотеку п. Заречье. Цель: Цель: продолжать знакомить детей с общественными зданиями района, их значением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей посёлка. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «1 сентября – День Знаний» Цель: Повышение интереса детей к обучению в школе, к истории и культуре нашей страны, знание национальных праздников, расширять кругозор, способствовать развитию речи | Творческая игра «Мой адрес посёлок, дом и улица...» Цель: совершенствовать знания детей о понятии «адрес» и называть в совершенстве свой домашний адрес. Учить пользоваться картой любого города (на примере Калининграда) | Беседа «Что такое детский сад?» Цель: Формировать знания о профессиях работников детского сада, воспитывать уважение к труду взрослых. | Игра – беседа «Мы все разные, но мы все равны» Цель: Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но они все равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального и происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений. |
Октябрь | Беседа «Пожилые люди» Цель: показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков. воспитывать у детей любовь и уважение к пожилым людям, умение понимать и анализировать смысл пословиц. | Игра – путешествие «Берёза – символ России» Цель: продолжать знакомить детей с понятием Родина, отечество; Ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение географической карты Евразия» для знакомства с граничащими, с Калининградской областью соседними государствами. | «История одной куклы» (посещение мини – музея ДОУ «Куклы народов мира») Цель: продолжать знакомить с традициями русского народа, передаваемыми в народном костюме. | Беседа – виртуальная экскурсия «Куршская коса» Цель: дать понятие о национальном парке «Куршская коса». Расширять представления о природных богатствах Калининградской области, в особенности морского анклава: растительном и животном мире; полезных ископаемых. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. |
Ноябрь | Беседа «Наша Родина – Россия» Цель: формировать представление у детей о России, воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике. | Беседа «7 – Я» Цель: формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. | Беседа – презентация «Где живёт Дед Мороз?» Цель: расширять представления детей об окружающем мире. Пополнять знания об обычаях и традициях празднования «Нового года» в нашей стране. | Беседа «Я выбираю сам(а)» Цель: воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенности в его реальной возможности. Развивать понимание разумности выбора, невозможности выбора в ущерб другим. |
Декабрь | «Красна изба» Цель: Дать представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, её расположением, материалом, из которого строится. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. | «Путешествие по реке времени – «Древность» Цель: познакомить детей с жизнью первобытных людей, их жилищем, одеждой и пр. | «Путешествие по реке времени» - «Старина» Цель: продолжать формировать представления детей о жизни людей в старину, об их занятиях, промыслах. Учить сравнивать и анализировать | Беседа «Дети и родители» Цель: Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях. Знакомить с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому |
Январь | Игра – беседа «детский сад – моя вторая семья» Цель: вызвать положительные эмоции в беседе о детском саде. Развивать умение выражать свои чувства, способствовать развитию воображения. | Творческая мастерская «Создаем образ своей семьи» Цель: вызвать интерес к созданию семейной истории - родословной; формировать преемственности поколений. | ||
Февраль | Игра «А ну-ка, мальчики» Цель: Найти сходство и отличия во внешнем виде, характере и поведении мальчиков. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. | Беседа «Русские богатыри» Цель: Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. вызвать интерес русскому языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям. | Беседа «Мой папа» Цель: Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; рассказывать о взаимоотношениях между ребёнком и отцом в семье; воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье. | Досуг - встреча с Советом ветеранов г. Гурьевск «Зарничка». Цель: Развивать силу, ловкость, быстроту; воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели, взаимовыручки и взаимопомощи |
Март | «Путешествие по реке времени – История письменности» Цель: познакомить детей со способами записи в древности, с историей возникновения алфавита. | Беседа – досуг «Моя мама лучше всех» Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать женщинам; расширять представления о профессиях. | Экскурсия в медпункт п. Моргуново Цель: продолжать знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их значением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей посёлка. | Беседа «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка» Цель: Знакомить детей с содержанием важнейших международных законов. |
Апрель | Творческая беседа «Шутку шутить – людей насмешить!» День смеха. Цель: побеседовать о народном юморе. Учить придумывать небылицы. Расширять представления о народных традициях. | 12 апреля – «День Космонавтики» Цель: расширять и углублять знания дошкольников о космосе; познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным; расширить кругозор детей и развить их воображение; воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество. | Интеллектуальная игра «Мы - патриоты» Цель: Расширять представления детей о символах и достопримечательностях государства, области, района; закреплять знания об особенностях растительного и животного мира России; формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры; воспитывать интерес к истории своей малой родины и страны. | Беседа – игра «Русские народные промыслы» Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
Май | Беседа «Юные герои войны» Цель: рассказать детям о войне с фашизмом на примере подвигов школьников – героев; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожим на таких героев. | Тематический праздник митинг «День Победы». Встреча с героями ВОВ Цель: продолжать прививать умение соблюдать традиции русского народа: дань памяти погибшим в ВОВ при возложении цветов к памятнику Генерал – лейтенанта С.С. Гурьева п. Моргуново. Воспитывать уважение и гордость за ветеранов ВОВ, живущих, в родном посёлке и районе. | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа» Цель: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детски сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свои опыт другим поколениям). Углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. | Экскурсия в библиотеку п. Заречье. Цель: продолжать знакомить детей с общественными зданиями района, их значением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей посёлка. |
2.3. Взаимодействие с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского круглого стола «особенности адаптации детей к условиям ДОУ» | По плану ДОУ | воспитатели |
2 | Участие в шествии ко дню Гурьевского района | Сентябрь | Заведующий, ст. воспитатель воспитатели, родители, дети |
3 | Конкурс семейных поделок «Весёлые овощата» | Сентябрь | Воспитатели |
4 | Фотовыставка «Я бабушкин и дедушкин друг и помощник» | Октябрь | Воспитатели, дети, родители |
5 | Участие в выставке ДОУ родители — дети «зимняя сказка» | Декабрь | Ст. воспитатель, воспитатели, родители |
6 | Акция добра «Птичья столовая» | Январь | Родители, воспитатели |
7 | Проведение мероприятия по проектной деятельности Дети – родители «Масленица». | февраль | Заведующий, Ст. воспитатель, воспитатели, родители |
8 | Выставка детского рисунка «Буду в армии служить» | Февраль | Воспитатели, родители, |
9 | Досуг «Зарничка». | Февраль | Воспитатели, муз. руководитель, родители |
10 | Выставка праздничных открыток «Подарок для мамочки» | Март | Воспитатели, родители |
11 | Шефство над территорией памятника Герою Советского | В течении года | Заведующий, Ст. воспитатель, воспитатели, родители |
12 | Пополнение новыми атрибутами музея боевой славы ДОУ «Помним. Чтим. Гордимся» союза Гурьеву С.С. п. Моргуново | В течении года | Заведующий, Ст. воспитатель, воспитатели, родители |
РАЗДЕЛ III. Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение
- Дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- Репродукции картин;
- картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»; «Национальный парк «Куршская коса».
- «Моя семья»;
- художественная литература;
- грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
- глобус;
- географические карты, атлас (мира; Калининградской области)
- символика России, калининградской области, Гурьевского района.
3.2. Предметно-развивающая среда
- Групповые помещения
- Прогулочный участок.
- Музыкально - спортивный зал
- Мини – музей боевой славы «Помним. Чтим. Гордимся»
- Мини – музей «Куклы народов мира»
3.3. Методическое обеспечение программы
А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жингаль «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - ООО «Издательство «Детство – Пресс»2015.
И.В. Жданова, Н. Астахова, Л. Жукова и.др. «Сказочная кладовая детского фольклора», «Радуга – дуга» (календарные песни, заклички, игры) - М, ООО «Белый город»,2010;
И.В. Жданова «Во поле береза стояла» - М, ООО «Белый город»,2009;
С.В. Бурдина «Славянская семья» (история Древней Руси) - г. Киров, 2004;
С.В. Бурдина «Дошкольнику об истории и культуре России» - г. Киров, ,2004;
Е.В. Соловьева «Дети планеты земля» - М.» Линка – Пресс» 2001.
С.Н. Савушкин, В.А. Шипунова «Защитники Отечества» -М, ООО и. д. «Карапуз», 2013;
А. Митяев «Письмо с фронта» - Рассказы о Великой Отечественной войне: - М, «Белый город», 2009.
С.В. Бурдина «Российская армия» - г. Киров ,2004.
А. Митяев «Сегодня праздник» - серия «Пою мое отечество» литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста» - М, «Детская литература»
Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна Россия» для детей старшего дошк. возраста» - М, «Просвещение»1999.
Р.Е. Данкова «Литературно – художественное издание» - для дошкольного возраста, «Праздник круглый год» - стихи к любимым праздникам. – М, «Оникс»2007.
С.Н. Савушкин «Россия» комплект карточек ООО «Издательство Карапуз» 2015.
Э. Емельянов, Л. Бурмистрова «Расскажите детям о войне…» «Мозаика – Синтез» 2012.
«Народы и страны» складная карта мира ООО «ДИ ЭМ БИ» 2015.
Глобус «Сафари» масштаб 1:80 000 000 ДМВ картографическое издательство 2015.
Обучающая игра «Мой янтарный край» из серии игр «Я живу в России» Санкт – Петербург 2005Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
Программа по ранней профилизации и трудовому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию познавательных процессов для создания базы успешного овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
quot;О муки чтения в раннем детстве, когда с головой погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв, всем существом отдаваясь изучению машины из бесчисленных мельчайших колесиков! .....