Нод "Озеро Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Ивушка» общеразвивающего вида, художественно-эстетического приоритетного направления развития воспитанник
Конспект занятия по экологии
«Озеро Байкал жемчужина Сибири»
подготовительная группа
Подготовила и провела:
Ульянчик Екатерина Викторовна
2022год
Программное содержание
Цель: познакомить детей с природой озера Байкал.
Задачи:
1.Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы); устанавливать простые причинно – следственные связи;
2.Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.
Оборудование: карта мира, фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, карточки к дидактической игре «Что можно, что нельзя».
Словарь: нерест, холодолюбивые.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество, социализация.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы будем с вами путешествовать. Посмотрите на наш глобус и скажите, что отмечено на глобусе синим цветом? (ответы детей).Правильно, послушаете загадки и отгадайте
Загадки:
1.Мы говорим – она течет.
Мы говорим – она играет.
Она бежит всегда вперед,
И никуда не убегает (РЕКА)
2.Шириною широкою
Глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется.
Потому что невкусна,
И горька, и солона.
Кругом вода, а с питьем беда (МОРЕ)
3.Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит – да не поднять,
И бежит – да не поймать (РУЧЕЙ)
4.Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Молодые березки свои перед ним
поправляют прически.
И месяц, и звезды в нем отражаются.
Как это зеркало называется? (ОЗЕРО). Правильно, озеро. Река, море, ручей, озеро – как одним словом объединить эти понятия? (водоем).
А кто знает, что такое водоем? Водоем-это скопление воды в углублении - природном или искусственном. О самом большом водоеме я сегодня хочу вам рассказать.
Это-озеро Байкал. Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро), (показ фото с пейзажами Байкала).
Как хороши закаты на Байкале,
Вода и небо золотом горят!
Все стихло, и лишь только птичьи стаи
Над озером задумчиво кружат.
И тот, кто на Байкале побывает,
Не позабудет больше никогда
Как солнце, опускаясь, запылает,
Как тихая на воду ляжет мгла.
Байкал – самое древнее озеро на планете. Оно не только самое древнее, но и самое глубокое, ему 26 млн.лет, его глубина 1642 м.
Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая, а в Байкале – пресная. В Байкале очень большие запасы пресной воды. Что помогает ему пополнять свои запасы? (подземные источники, реки, осадки).
Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды, в озеро впадает 336 рек это некоторые из них (Турка, Снежная, Баргузин, Иркут, Селенга, Похабиха) . Вода в озере очень холодная, даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде , потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью. Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые, основным обитателем водной среды – это рыбы, моллюски, рачки, водоросли (показ фото).
Посмотрите, какие разнообразные животные обитают в Байкале.
Рыба-Омуль, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Одним из символов Байкала является омулевая бочка – та самая, из-за которой поссорились ветры-великаны Култук и Баргузин.
Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т.е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния, рыба уходит , потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство. Давайте вместе рассмотрим фото и назовем признаки приспособленности рыб к водной среде обитания.
Предлагаю «заселить» наш Байкал. Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный. Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым (ответы детей). Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, налим, таймень). Сегодня вы будете заселять озеро рыбами, вылепленными вами из пластилина. Подумайте и выберете рыбу, которую вы будете лепить.
Дидактическая игра «Что можно, что нельзя».
Перед вами карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать, выбрать надо правильно. Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.
Итог занятия:
Что вы узнали нового из нашей беседы?
Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-222349-1381485163.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893126-1486880665.jpg)
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/13/picture-1155814-1565704911.jpg)
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1279022-1604882621.jpg)
Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"
Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/07/picture-592087-1701956633.jpg)
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/26/picture-803084-1469496380.jpg)
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387408-1390307228.jpg)
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...