Авторская дидактическая игра «Познавательный рюкзачок» для развития представлений детей о временах года»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.
Я хочу познакомить вас со своей авторской дидактической игрой «Познавательный рюкзачок».
Цель: формирование и закрепление знаний о последовательной смене сезонов, привитие уважительного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putintseva_l_v_33_2.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская дидактическая игра
«Познавательный рюкзачок» для развития представлений детей о временах года»
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.
Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность.
Дети испытывают многочисленные трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно – образное мышление. Именно поэтому при восприятии времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в преподнесении материала в занимательной форме.
Существует великое множество различных игр, помогающим нашим детям легче и быстрее усвоить учебный материал. Они могут быть как фабричного изготовления, так и выполненные своими руками.
Мы живём в районе крайнего севера и смена времён года имеет стёртый характер. Для того что бы воспитанники усвоили тему легче -я придумала игру «Познавательный рюкзачёк.»
Я хочу познакомить вас со своей авторской дидактической игрой «Познавательный рюкзачок».
Цель работы с данной игрой
Цель: формирование и закрепление знаний о последовательной смене сезонов, привитие уважительного отношения к природе.
Задачи:
Запомнить сезоны года и последовательность их чередования;
Правильно определять визуальные сезонные признаки;
Закрепить представления об особенностях 4-х календарных времен;
Развить наблюдательность, зрительную, слуховую, аналитическую память; умение концентрировать внимание, речевые навыки;
Воспитывать в себе любовь к природе, заботливое отношение к ее объектам;
Видеть природную красоту во все времена года.
Наш весёлый рюкзачок , повернулся на бочок он расскажет нашим детям– «Что такое -круглый год!».
В моем рюкзачке находятся вот такие конвертики. (Воспитатель открывает нарядный рюкзачок и достаёт из него конвертики ; на одном написано «Времена года.», на другом «Месяцы» ,на третьем «Праздники.»)
Это будут наши помощники-они расскажут нам о временах года и братьях месяцах.
Как вы думаете, почему год называют круглым?. А вы знаете, что даже есть сказка, которая так и называется «Почему год круглый?»
В этой сказке (сказка о дубе ,ёлке, солнце)
-ответы аудитории
Год называют круглым, потому что все времени года, а с ними и месяцы идут друг за другом в строгом порядке повторяющемся каждый год то есть -по кругу.)
-На доске крепится круг с надписью ( Год.)
Вспомните стишок «Мы делили апельсин»! Как друзья делили его?
--ответы аудитории
Верно-по долькам!
-Вот и год тоже делится ,только не на дольки ,а на времена
Какие времена года вы знаете?
--ответы аудитории
расстановка времён года на доске из конвертиков
У моих воспитанников каждое время года ассоциировалось с определённым изображением.
Зима – с
Весна с-
Лето – с
Осень – с
-У каждого времени года есть младшие братья-месяцы.
А сколько у каждого времени года братьев?
--ответы аудитории
-верно-три.!
Давайте мы их тоже выложим.
Зимние месяцы я представила детям в виде снежинок
Весенние месяцы у моих ребят ассоциируются с появлением первых листочков.
Я использовала листья деревьев нашего региона- березы, ивы, черемухи.
Летние месяцы я представила в виде цветов.
Июнь- одуванчик
Июль-ромашка
Август –Иван чай, ведь именно в такой последовательности появляются эти цветы в нашем крае.
Осенние месяцы представлены листьями осины, рябины и березы.
Если у вас дети читающие - вы можете на каждом месяце поместить его название , или обозначить его начальной буквой.(демонстрация)
(В таком случае ассоциативные картинки можно не использовать.)
В каждом месяце у ребят происходят интересные запоминающиеся события. В результате бесед, индивидуальной работы я определила-с каким праздником или событием связан каждый месяц в сознании ребёнка
И закрепила за каждым месяцем с определённого героя или картинку с изображением праздника.
Рассказ
Можно попросить детей составить рассказ о временах года…, опираясь на картинки, …сочинить сказку, используя героев…., тем самым решая еще и задачи по развитию речи\.
Можно попросить детей сосчитать, сколько месяцев, времен года, назвать, на каком месте по счёту стоит месяц, так далее
Таким образом закрепляя навыки счета,
Можно вспомнить, чем человек занимается в каждом времени года, (они есть в конвертике) и разместить рядом с соответствующим временем года
Как одеваются люди в разное время года(конверт)
Можно провести игру «День и ночь», перепутав последовательность времен года и предложить детям исправить ошибку
И таким образом, эта игра не только систематизирует , упорядочивает знания детей о составе года, но и позволяет решить много других задач.
В результате - абстрактная , трудно усваиваемая тема становится конкретной ,интересной , легко изучаемой!
В «Круглый год» можно играть на магнитной доске : индивидуально и всей группой . Дети по желанию приглашаются к доске и закрепляют на ней нужные элементы.
Так же удобно играть за столами .
Можно пригласить в свою компанию воспитателя, или заниматься с любимой подружкой!
Так как игра упакована в симпатичный рюкзачёк , её можно взять с собой на прогулку
И проводить индивидуальные занятия.
Уважаемые коллеги, желаю каждому из вас найти свой «Золотой ключик» к умам и сердцам ваших воспитанников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)
Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)...
Советы начинающим логопедам: "Дидактическое общение с детьми с ТНР из цикла "Четыре времени года"."
Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям с ТНР успешно овладеть речью, развить творческие способности и подготовиться к школьному обучению.Особо следует сказать о занят...
Авторские дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Авторские математические игры маскируют ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Математические игры, сделанные своими руками, ...
Формирование представлений детей о времени года (весна)
В течение недели можно играть со своим ребёнком в разные игры по теме "Весна", обогащая словарный запас, совершенствуя грамматический строй и связную речь....
Авторские дидактические пособия для сенсорно-моторного развития (для детей младшего возраста)
Здесь представлено несколько дидактических игр, которые очень просто изготовить своими руками и использовать в работе с детьми младшего возраста....
Дидактические игры по развитию представлений детей о цвете, форме, величине, времени, пространстве. Для детей с ЗПР 4-5 лет.
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей:-речевое развитие,-познавательное развитие,-физическое развитие.Цель: Создание образа...
Методическое пособие предназначено для работы с детьми с младшего возраста Лэпбук"Времена года" активизировать речь детей способствовать расширению и закреплению представлений ребенка о временах года.
Развивающий настольный лэпбук «Времена года» Актуальность. В группе для детей с тяжелыми нарушениями. Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья,...