Дидактические игры по развитию представлений детей о цвете, форме, величине, времени, пространстве. Для детей с ЗПР 4-5 лет.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей:
-речевое развитие,
-познавательное развитие,
-физическое развитие.
Цель: Создание образа овечки из цветных кружков.
Задачи:
· Учить создавать образ веселой овечки.
· Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, бережное отношение ко всему живому.
· Развивать художественное восприятие, мышление. Мелкую моторику рук.
· Воспитывать аккуратность. Усидчивость, вызвать эмоциональный отклик, вызвать желание создавать образ.
Материал и оборудование: листы зеленого цвета Ф-А5 с нарисованным большим кругом, салфетки, кисточки, клей, кружки цветные диаметром 2-2,5 см., ножницы.
Предварительная работа: наблюдение за овцами на прогулке, повторение с детьми темы «Домашние животные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_razvitiyu_predstavleniy_detey_o_tsvete.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию представлений детей о цвете, форме, величине, времени, пространстве. Для детей с ЗПР 4-5 лет.
При задержке психического развития представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра позволяет ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и увеличить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроля над состоянием сенсорного развития детей.
Только при определенной системе проведения дидактических игр можно достичь сенсорного развития. Участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их понимать, систематизировать, расширять и пользоваться ими на практике.
ЦВЕТ:
Разноцветные ленточки
Цель: учить детей различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
Оборудование: наборы ленточек основных цветов.
Ход игры. Взрослый дает каждому ребенку по ленточке в качестве образца, называет цвет: «Петя найдет красную ленточку на своем столе, а Витя поищет синюю на своем…» Если задание выполнено правильно, то все дети хлопают в ладоши и приговаривают: «Вот какая красота, правильно нашли цвета».
Раскрасим радугу
Цель: познакомить детей с цветами радуги, научить получать оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.
Оборудование: палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуги (каждому ребенку).
Ход игры. Взрослый предлагает закончить картину художника «Радуга». Дети рассматривают радугу на картинках, обсуждают, когда она бывает, какие в ней цвета и в какой последовательности они располагаются и затем раскрашивают свою.
Бегите ко мне!
Цель: учить детей сравнивать предметы по цвету.
Оборудование: желтый, синий и красный флажки по количеству детей.
Ход игры. Взрослый раздает детям по одному флажку. Ведущий держит флажки всех трех цветов за спиной, затем достает один, поднимает его и говорит, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают взрослый предлагает поднять им свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет» (т.е. правильного или другого цвета).
Разноцветные колечки
Цель: учить устанавливать прочную связь между цветами и их названиями.
Оборудование: игрушки типа пирамидок, нос одинаковыми по цвету и по величине, свободно одевающимися колечками.
Ход игры. Дети берут себе по одной пирамидке, каждый называет ее цвет. Ведущий собирает колечки со всех пирамидок в одну общую коробку (колечки ушли погулять). Дети зовут: «Колечки, домой!» Ведущий достает из коробки колечко и называет его цвет, не показывая само колечко. Дети догадываются, чье это колечко (как в лото).
Самолеты
Цель: группировка предметов по цвету.
Оборудование: Бумажные самолеты трех-четырех цветов по количеству детей, цветовые эмблемы для обозначения дорожек аэродрома
Ход игры. На стульях разложены маленькие самолетики разных цветов. Взрослый спрашивает у детей сколько всего самолетиков, какого они цвета, по сколько самолетиков на каждом стуле, затем предлагает детям взять по самолету. По команде: «Полетели красные самолеты, желтые…» – дети поднимают самолеты вверх. В той же последовательности самолеты «приземляются» на аэродром, посадочная полоса которого соответствует цвету самолета.
ФОРМА:
«Найди такой же»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика, три ёлки, каждая группа предметов одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей об объёмных геометрических фигурах (куб, шар, кирпичик, цилиндр).
Дидактический материал: мешочек с объёмными геометрическими фигурами.
Методические приемы: определять на ощупь объёмные геометрические фигуры.
«Страна геометрических фигур»
Цель. Закрепить знания детей в назывании геометрических фигур с кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями.
Дидактический материал: Картонные квадрат, круг, треугольник, овал с нарисованными лицами; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы такого же размера.
Рекомендации к проведению:
Взрослый приглашает ребенка в страну «геометрических фигур», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник, овал с нарисованными на них лицами, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, овал, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Примечание: Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.
«Домики для фигур»
Цель: Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Дидактический материал: большие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами;
у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.
Рекомендации к проведению:
Ребенок вспоминает названия знакомых фигур. Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигуры. Затем взрослый предлагает поиграть с
маленькими фигурами. Их надо разложить в соответствующие «домики» т. е. разложить все фигуры на карточки с контурным изображением так, чтобы они совпали с нарисованными.
Примечание: Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.
«Разложи по форме»
Цель: закрепить умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом.
Дидактический материал: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера.
Методические приёмы: педагог предлагает детям разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры.
«Рассади пассажиров по вагонам».
Цель: Группировка геометрических фигур по форме, независимо от цвета.
Дидактический материал: «поезд» (склеенные между собой спичечные коробки) на вагонах, которого наклеены геометрические фигуры разного цвета; набор геометрических фигур (с лицами).
Методические приёмы: педагог предлагает детям рассадить волшебные фигуры в соответствующие вагоны и отправиться в путешествие.
ВЕЛИЧИНА:
«Домики для зверей»
Цель: Знакомство со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".
Дидактический материал: Картинки с изображением зверей: медведя, лиса, заяц; 3 контурных домика постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький).
Рекомендации к проведению: взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (заяц). Затем рассматривают домики, сравнивают их по величине (приёмами наложения и приложения). Далее педагог предлагает разместить зверей в соответствующий домик.
Примечание: Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и домиков.
«Умести в ладошке»
Цель: Познакомить с понятием величины.
Дидактический материал: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки разного размера).
Методические приёмы: педагог раздаёт детям маленькие шарики и предлагает их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предлагает спрятать предметы другого размера, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету). Таким образом ребёнок на практике знакомится с понятиями «большой». «маленький».
«Накорми кукол»
Цель: Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами.
Дидактический материал: Картинка с изображением 6—8 кукол, стоящих по росту, 6—8 контурных мисочек, постепенно убывающих по величине.
Методические приёмы: Педагог просит накормить кукол, расставив правильно миски.
«Найди одинаковую по длине»
Цель: закреплять понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине», закреплять умение сравнивать, применяя приём приложения.
Дидактический материал: ленты разной длины
Методические приёмы: На фланелеграфе прикреплена длинная лента. Педагог просит детей подобрать ленты такой же длины. Дети по очереди подбирают ленты, прикладывая их к образцу, сравнивают и делают вывод: «Эта лента не подходит, она короткая» и т. д.
«Длинные, короткие»
Цель: различать и сравнивать длинные и короткие предметы.
Дидактический материал: предметные карточки (на каждой карточке изображены по два предмета разной длины).
Методические приёмы: Педагог просит рассмотреть предметы на карточке и назвать, какой предмет длинный, а какой короткий.
ВРЕМЯ:
Игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром?
Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Игра «Что за, чем?»
Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т.д.
Игра «Когда это бывает»
Цель игры: Закрепить представление о временах суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т.д.
Игра «Назови все части суток»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Мы завтракаем ………, ужинаем ………., а обедаем………
- Сегодня у нас было рисование, а вчера………
- сегодня у нас математика, а завтра……….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.
ПРОСТРАНСТВО:
«Вверху, внизу»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, формировать понятия «вверху», «внизу».
Дидактический материал: листы бумаги, контурные изображения (солнца, облако, дерево, гриб, птица, цветок.
Методические приёмы: Педагог предлагает посмотреть на лист бумаги и определить, где верх, а где низ листа. После говорит, что нужно расставить предложенные предметы на лист бумаги. Затем можно спросить детей, что они поставили сверху, а что снизу.
«В гостях у сказки»
Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости (по сюжетной картине).
Дидактический материал: сюжетная картина с персонажами из сказки «Колобок».
Методические приёмы: Педагог предлагает рассмотреть картину, вспомнить герои какой сказки изображены на картине. Затем просит детей рассказать, как катился колобок, используя слова: вперёд, прямо, влево, вправо. Также можно задать следующие вопросы: «Кто находится справа от дорожки?» «Кто находится слева?»
«Геометрический узор»
Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаге, повторить знания о геометрических фигурах.
Дидактический материал: лист бумаги, набор геометрических фигур.
Рекомендации к проведению: Педагог предлагает составить узор из геометрических фигур, выполняя следующие инструкции: «Возьмите круг и положите его в левый верхний угол», «Возьмите квадрат и положите его в левый нижний угол», «Возьмите овал и положите его в правый верхний угол», «Возьмите треугольник и положите его в правый нижний угол». После можно спросить в каком углу каждая из фигур.
Примечание: Игра проводится, когда дети хорошо овладеют навыками ориентировки на листе бумаги и после усвоения геометрических фигур. С детьми первого года обучения инструкции можно упростить.
«Нарисуй лето»
Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,
Дидактический материал: лист бумаги, цветные карандаши
Рекомендации к проведению: Педагог предлагает детям отгадать загадки и нарисовать отгадки:
Это красно-жёлтый мячик
Он везде за нами скачет
Он горячий, этот шар,
Раскалённый как пожар! (Солнце)
Педагог предлагает нарисовать солнце в правом верхнем углу.
Белые барашки по полю гуляют.
Соберутся в стаи – солнце закрывают. (Облака)
Педагог предлагает нарисовать два облака слева от солнца.
Высока и зелена
На земле растёт она. (трава)
Педагог предлагает нарисовать внизу листа траву.
Вот синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (колокольчик)
Педагог предлагает нарисовать колокольчик в левом нижнем углу.
Нектаром питаюсь,
На крыльях летая.
Так вы догадались,
Кто я такая? (бабочка)
Педагог предлагает нарисовать бабочку над цветком.
После можно спросить о пространственном расположении нарисованных предметов, какое время года нарисовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительных процессов, закрепление понятий «цвет, форма, величина», профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие мыслительных процессов у детей с ТНР...
Дидактические игры для развития представлений о величине
математические представления у младших дошкольников...
Тематическое планирование « Домашние животные» Влияние дидактических игр на развитие представлений о величине и форме предметов у детей 3 -4 лет.
Дидактические игры на развитие представлений о величине и форме предметов....
Конспект занятия по сенсорному развитию в средней группе «Цвет, форма, величина»
Конспект занятия по сенсорному развитию в средней группе «Цвет, форма, величина»...
Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста ( величина и форма)
Дидактическая игра ( на магнитах) «Три медведя»Цель: формировать у детей пред...
Консультация на тему: «Развитие представлений детей 3-4 лет о времени и пространстве»
Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника....
Развитие восприятия цвета, формы, величины и пространства в раннем возрасте. (консультация для педагогов)
Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств....