«Летняя прогулка – время веселья, опытов, экспериментов, познания мира»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Лето – пора наиболее длительного пребывания детей на территории участка детского сада. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, нельзя забывать о том, что в этом возрасте развитие познавательных интересов наиболее эффективнее происходит, если ребята принимают участие в каком-либо процессе наравне со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лето – пора наиболее длительного пребывания детей на территории участка детского сада. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, нельзя забывать о том, что в этом возрасте развитие познавательных интересов наиболее эффективнее происходит, если ребята принимают участие в каком-либо процессе наравне со взрослыми. Детям разрешается самостоятельно выполнять посильные действия, выражая при этом свои чувства, мысли, желания. Например: гуляя на участке группы, ребенок обращает внимание на то, что сосновые шишки, лежащие в цветочных горшках полностью раскрыты, листочки растения повисли. Он делает вывод, что земля в горшке высохла и растению необходим полив. Набрав воды в маленькую лейку, он может самостоятельно полить растения.
Или же девочки замечают, что в игровом домике много песка. Они самостоятельно берут в доступном месте небольшую метелку и выметают лишний песок. На помощь приходят мальчики, которые на грузовичках вывозят песок в определенное место. Выполняя эти несложные действия, дети понимают, что растения не могут жить долгое время без воды, им необходим регулярный полив. А в чистом домике играть гораздо приятнее и безопаснее.
Прием детей в летний-оздоровительный период осуществляется на участке. Поэтому, как и в группе мы организовали на нем календарь природы. Начиная день, ребята вспоминают какое сейчас время года, как называется текущий месяц, характеризуя его (июнь – первый месяц лета, июль – макушка лета, август – месяц, предшествующий приходу осени. Также называют день недели, описывают погоду (тепло, ясно/пасмурно, ветрено или ветра нет, какие на небе облака). Все это отмечается карточками в календаре.
По пути на участок воспитатель обращает внимание ребят на растения, растущие на территории детского сада. Отмечают разницу между одними и теми же растениями, растущими в тени и на солнце. Делают вывод, что лилейник, растущий на солнце расцвел быстрее того, который растет в тени дерева. А вот ландыши лучше растут в тенистом месте. От воспитателя ребята узнают о пользе некоторых растений, рассматривают их на картинках, а потом отыскивают их на территории детского учреждения (цикорий, подорожник, одуванчик). Знакомятся и с теми растениями, которых называют ядовитыми (ландыш, вороний глаз). Запоминают правило – «не все опасное для нас, вредно жителям леса», поэтому не стоит уничтожать ядовитые грибы и ягоды. Они могут принести пользу заболевшим животным. Например: лисы, олени, лоси, волки и медведи едят в малых дозах мухоморы, чтобы избавиться от паразитов.
Излюбленным занятием ребят в любое время года являются игры, разные – подвижные, дидактические, творческие. Подвижная игра «У медведя во бору», наводит ребят на вопрос «А какие ягоды можно встретить в лесу?» После небольшого обсуждения можно предложить детям поиграть в дидактическую игру «Исключи лишнее», «Можно – нельзя, «Съедобные – несъедобные» по теме: «Растения», «Грибы». Дети делают вывод – «не все можно брать у медведя во бору, следует быть внимательным и осторожным».
Воспитатель напоминает зачем он срезал сухие цветы ландыша, растущие в недоступном для детей месте на территории детского сада (плоды ландыша ядовиты!). Лето – время больших и малых путешествий! Родителям предлагается привести из такого путешествия растения для гербария. Ребенок узнает название новых растений, а также какую пользу приносят они человеку или обитателям леса. Учатся охранять некоторые ценные виды растений, правильно вести себя в лесу, не причиняя вреда живущим в нем. Дидактическая игра «Хорошо – плохо» по теме: «Правила поведения в лесу».
Кроме вышеперечисленных игр, дети очень любят проводить опыты и эксперименты. Например: «Песок и его свойства». Используя одинаковые на первый взгляд воронки, ребята обращают внимание на то, что через одну из них песок просыпается гораздо быстрее. Возникает вопрос – почему? При осмотре дети замечают, что у одной из воронок отверстие шире, поэтому и песок «бежит» быстрее.
Через воронки с одинаковым диаметром быстрее будет проходить песок просеянный через сито, без каких-либо палочек, камешков. Сухой песок сыпется, влажный – нет.
Очень нравятся детям в жаркий период игры с водой («Откуда берутся лужи?» - вода скапливается в углублении и ее становится столько, что она уже не может впитываться в почву. «Рыбалка» – быстрее вытаскивать рыбку сачком по одной, «Тонет – не тонет» - легкие предметы плавают, тяжелые – тонут и другие).
С удовольствием ребята занимаются шнуровкой, прорисовыванием цифр по трафарету на бумаге и песке, не забывают при этом повторить состав числа, используя яркие модели всеми любимых насекомых, нарисованных родителями на камешках. Пользуясь наборным полотном, сравниваем числа – больше, меньше, равно, неравно, вспоминаем гласные и согласные звуки, играем в словесные игры: «Сломанный телефончик», «Один – много», «Назови слово на последний звук» и другие.
Выстраивая модель улицы города, используя мелкие модельки людей и автомобилей, ребята вместе с воспитателем решают проблемные ситуации возникающие на дороге. В результате таких игр, дети в очередной раз вспоминают и закрепляют правила поведения пешеходов на улицах города, которые в будущем помогут им сохранить свою жизнь и здоровье.
Таким образом, время, проведенное летом на свежем воздухе дает детям возможность не только загорать, веселиться и отдыхать, но и ежедневно удовлетворять свою любознательность («почему», «зачем», «куда», «откуда» др.), желание понять что-то новое, непонятное о качествах и свойствах предметов, явлениях действительности, их суть. Ищут имеющиеся между ними отношения и связи. Ребята накапливают жизненный опыт, учатся упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретая знания на своем собственном опыте, развиваясь физически и психически.
Работая с детьми, стараемся не оставлять без внимания и их родителей – проводим консультации, личные беседы, анкетирование по данной тематике. Ведь только совместная деятельность воспитателя, ребенка и членов его семьи приносит положительный результат в любом деле. Консультация для родителей. Чтобы детская любознательность не угасала: * больше взаимодействуйте с ребенком, * включайтесь в их игры, * не используйте бесконечные запреты, поясняйте ребенку, почему это нельзя, предлагайте альтернативную деятельность, * не реагируйте с раздражением на детские вопросы, * чаще хвалите малыша за старания и небольшие достижения, * не отмечайте недостатки в деятельности ребенка, * учитывайте возрастные особенности дошкольного возраста, а именно, импульсивное поведение ребенка и невозможность предвидеть последствия своих действий.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-189360-1511376778.jpg)
По окружающему миру (опыты-эксперименты) «Путешествие утенка»
Опыты и эксперименты с бумагой, песком, магнитом, водой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-252092-1457674033.jpg)
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-484788-1427040341.jpg)
Конспект НОД "Познание мира через эксперимент. Мир бумаги".
Конспект НОД «Познание мира через эксперимент. Мир бумаги» будет полезен не только воспитателям ДОУ, родителям дошкольников, но и учителям начальных классов. В процессе изготовления бумаги дети состав...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510982-1414688531.jpg)
Учебно - методическое пособие /Наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке. Средняя группа детского сада/
Наблюдения, опыты, эксперименты, игры на прогулке для средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/05/picture-1036061-1525531408.jpg)
Летний проект по опытно – экспериментальной деятельности «Чудеса, опыты, эксперименты» в средней группе
Актуальность Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457302-1402932099.jpg)
«Дидактические задания (опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»
Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-421827-1395689992.jpg)
Познавательное развитие. Опыты - эксперименты на прогулке.
Рекомендации для воспитателей и родителей во время эксперементирования на прогулке....