По окружающему миру (опыты-эксперименты) «Путешествие утенка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Опыты и эксперименты с бумагой, песком, магнитом, водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_utenka.doc | 823 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты и эксперименты с различными материалами.
Тема: « Путешествие утенка».
Цели и задачи:
- Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
- Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, магнит, песок, вода ,« виноградинка – рыбка » ).
- Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
- Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
- Сюрпризный момент – утенок ( мягкая игрушка ).
- Маленький зонтик для утенка.
- Большой таз с водой, изображающий пруд за забором птичьего двора.
- Сказочные разноцветные цветочки из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребенка.
- Газированная вода в пластиковой бутылке.
- Пластиковые стаканчики и виноградинки на каждого ребенка.
- Влажные салфетки для вытирания рук при необходимости.
- Сухой песок в одноразовых пластиковых тарелках на каждого ребенка.
- Пластиковая бутылка с водой для смачивания песка.
- Следы лапок утенка на отдельной тарелочке для отпечатков на мокром песке на каждого ребенка.
- Красивые бабочки и стрекозы на магнитах на каждого ребенка.
- Магнитный луг с яркими цветами.
- Магниты, листочки цветного картона на каждого ребенка.
- Деревянная поверхность.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, проводить различные опыты и делать выводы, как настоящие ученые. Я знаю, что вы все любите сказки. Я тоже очень люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Давайте присядем на ковер и я расскажу вам сказку (дети и воспитатель присаживаются на ковер ). Сказка называется
«Путешествие утенка».
Сказка.
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утята. Жили они на птичьем дворе. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему очень захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. Солнышко уже взошло и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Воспитатель: Давайте и мы с вами посмотрим как распускаются цветы. ( дети и воспитатель встают и подходят к «пруду»).
Опыт№1( см.приложение №1).
Воспитатель: Ребята , возьмите пожалуйста все по одному цветочку. Посмотрите какие они красивые, сказочные, разноцветные. У цветочков лепестки скручены к центру, они спят. Опустите все цветочки в воду. На ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. ( дети опускают цветочки в воду и наблюдают). Как вы думаете, почему это происходит?
Дети: потому что они проснулись; они намокли.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Продолжение сказки:
Потом утенок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Давайте посмотрим, что же это за рыбки.
Опыт № 2 (см. приложение №2).
Воспитатель: Итак ,дети перед вами стаканчики с водой и виноградинки. Давайте мы с вами представим, что виноградинка это « рыбка ». Поместим « рыбку» в стакан с газированной водой и посмотрим, что с ней произойдет.(дети опускают виноградинку в стакан с водой и наблюдают).Что же произошло?
Дети: Виноградинка опустилась на дно.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что она тяжелая.
Воспитатель: Правильно, виноградинка тяжелее воды и опускается на дно. Но посмотрите, на нее тут же садятся пузырьки газа, которые похожи на воздушные шарики. Их будет очень много и « рыбка» опять всплывет. На поверхности все пузырьки лопнут и «рыбка» снова опустится на дно. На дне она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться до тех пор, пока не выйдут все пузырьки газа. Дети, а как плавает в воде и поднимается на поверхность настоящая рыбка ,я вам расскажу в следующий раз.
Продолжение сказки:
Но тут подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под зонтиком.
Воспитатель: Ребята, давайте пока идет дождь, мы с вами немножко отдохнем. Пройдите, пожалуйста вперед и встаньте посвободнее.
Физминутка:
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва. (прыжки на носочках, руки на поясе).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом ,бегом. ( бег на месте).
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли. (развести руки в стороны и сомкнуть их над головой полукругом).
Воспитатель: Дети, дождь закончился, выглянуло солнышко. Утенок пошел дальше. Тут он увидел, что идя по песку, после него остаются следы и не понял почему? Давайте же поможем утенку понять почему остаются следы. Подойдите к столу и посмотрите, перед вами песок, а рядом на тарелочке пластилиновые лапочки утенка. Потрогайте песок руками и скажите какой он? (дети трогают руками песок и определяют его свойства).
Дети: Песок сухой, он сыпется.
Воспитатель: Правильно, сухой песок сыпется, из него ничего нельзя сделать. А ведь наш утенок на песке увидел следы и не понял почему они после него остаются. Как вы думаете почему остались следы утенка на песке?
Дети: Потому что песок был мокрым.
Воспитатель: Давайте проверим ваше предположение. Сейчас мы с вами смочим песок водой, сделаем отпечатки следов утенка и проверим, остаются ли следы на мокром песке.( воспитатель смачивает песок водой, а дети берут в руки лапки утенка и оставляют следы на песке)
Опыт № 3 (см.приложение №3).
Воспитатель: Ну, как, ребята, получились следы?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему же они получились?
Дети: Потому что песок мокрый.
Воспитатель: Правильно, мокрый песок может принимать любую нужную форму пока не высохнет, но его нельзя сыпать. как сухой песок. А еще с песком нужно обращаться очень осторожно, следить, чтобы он не попал вам в глазки.
Продолжение сказки:
Пошел утенок дальше. Шел, шел и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. К цветам подлетали бабочки и стрекозы. Их становилось все больше и больше. Утенку стало любопытно, почему насекомые летят на цветы?
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами превратимся в бабочек и стрекоз, полетим на этот прекрасный луг и узнаем, что же там происходит? Подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите в руки любую бабочку или стрекозу и подготовьтесь к полету.(дети выбирают насекомое и иммитируя полет, летят на луг и сажают свое насекомое на цветок).
Опыт № 4 (см.приложение №4).
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Наши бабочки и стрекозы отдыхают. Как вы думаете, почему насекомых так манят цветы?
Дети: Запах, нектар.
Воспитатель: Правильно, дети их притягивает благоухающий запах цветов. И они могут присесть на них и отдохнуть. А как вы думаете, почему наши бабочки и стрекозы держатся на цветах и не падают?
Дети: Они приклеились.
Воспитатель: А разве они липкие? Или намазаны клеем? Подумайте хорошенько.
Дети: На бабочках и стрекозах есть магнит.
Воспитатель: Правильно, умнички. Конечно, они магнитятся к цветам, так как на них есть магниты и луг наш тоже необычный – металлический, поэтому наши бабочки и стрекозы держатся на цветах и не падают. Давайте с вами присядем на коврик и немножко поэкспериментируем.
Опыт №5 (см.приложение №5).
Воспитатель: Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магнитику и попробуйте примагнитить его к ладошке.(дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается).А теперь, дети, возьмите листочек картона и проделайте тоже самое что и с ладошкой.(дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что к бумаге магнит не примагничивается).А теперь давайте проверим деревянную поверхность.(дети проверяют).
Воспитатель: Итак, ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?
Дети: Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.
Продолжение сказки:
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Он очень многое узнал. Давайте вспомним, что же узнал утенок?
Вопросы:
* Почему же распускаются цветочки?
* Почему «рыбки» то опускались на дно, то появлялись на поверхности воды?
* Почему остались следы на песке?
* Почему насекомые летят на цветы?
( дети дают полные ответы на вопросы ).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие исследователи. Спасибо вам за вашу интересную работу. Магнитики можно оставить себе на память. Давайте скажем нашим гостям до свидания.( дети говорят до свидания гостям и на этом образовательная деятельность по данной теме заканчивается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и математике "Путешествие по городу Ардатов".
Отправляясь в путешествие по достопримечательностям города Ардатов на автобусе (используется мультимедийный экран),дети отгадывают загадки о геометрических фигурах, поют песню о родном гор...
Конспект интегрированного занятия: рисование, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Тема: «Морское путешествие»
Цель: вызвать интерес к рисованию образов подводного мира, расширять представление об окружающем мире.Задачи: обогатить и разнообразить зрительные художественные впечатления показом репродукций картин...
Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»
Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Разноцветное путешествие"
Цели: Формировать у детей умения по распознаванию цвета предметов. Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственную ориентацию, речь, мелкую мускулатуру кистей рук. Закрепить знания ...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по знакомству с окружающим миром и аппликации. «Путешествие на корабле».
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): Занятие по знакомству с окружающим миром и аппликации « Путешествие на ко...
Конспект непосредственно - организованной деятельности по образовательному направлению: "Познание. Ознакомление с окружающим миром " по теме:"Путешествие в страну здоровья"
Расширять представления детей о здоровье....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира»....