ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Удивительные насекомые»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому проект направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир. Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из актуальных задач системы образования, которая реализуется во всех ее звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 451.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Детский сад №174"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Удивительные насекомые»
Автор проекта:
Кулагина Анна Викторовна
МДОАУ №174 г. Оренбурга
Оренбург, 2024 учебный год
Пояснительная записка
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому проект направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир. Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из актуальных задач системы образования, которая реализуется во всех ее звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Цель: создать условия для полноценного физического и психического развития детей. Составление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе и стремления проявлять заботу о насекомых.
Задачи:
• Обобщать и закреплять знания детей о насекомых;
• Формировать интерес к природе и объектам живой природы, развивать речевую, двигательную активность;;
• Воспитывать заботливое отношение к насекомым;
• Содействовать развитию гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4.Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Пути решения проекта:
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Сформировать знания о насекомых;
- формирование разносторонних знаний о насекомых;
- Создать в группе необходимые условия по ознакомлению детей с насекомыми (подбор библиотеки, фонотеки, развивающих игр, оформление альбомов рисунков).
Для родителей:
-Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
-Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой , интегративный, долгосрочный.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на2 недели: с 13.06.2024 по 29.06.2024
1. Подготовительно-проектировочный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе-результативный этап
№ | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ | СРОКИ |
1 | Подготовительно-проектировочный этап. | Обсуждение целей и задач проекта с детьми. Пополнение видеотеки - мультфильмами , презентациями о насекомых. | 13-14 июня 2024г. |
2 | Практический этап | Создать условия по реализации проекта. Развивать у детей логическое мышление при просмотре презентаций. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела,
творчество. Поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре. Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти. | 17-25 июня 2024г. |
3 | Обобщающе-результативный этап | Представление творческого отчета Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. | 26 -28 июня2024г. |
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Подготовительно-проектировочный этап. | ||||
1 | Беседа с детьми: «Удивительные насекомые вокруг нас ». | 13.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
2 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, фильмов, презентаций по данной теме. | 13.06.2024 | Воспитатели возрастных групп. | |
3 | Консультация: ««Осторожно, насекомые!»». | 14.06.2024 | Воспитатели средней группы | |
4 | Оригами «Пчелка». | 14.06.2024 | Воспитатели средней группы | |
5 | Чтение: Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил» | 14.06.2024 | Воспитатели средней группы | |
Практический этап | ||||
1 | Дидактические игры: «Насекомые», | 17.06.2024 | Воспитатели средней группы, воспитатели возрастных групп. | |
2 | Беседа «Опасные насекомые». | 17.06.2024 | Воспитатели средней группы | |
3 | Консультация для родителей «Лето — пора насекомых!» | 17.06.2024 | Родители средней группы. | |
4 | Развлечение: «Карнавал насекомых» | 18.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
5 | Заучивание стихов: «Бабочка» «Божья коровка » «Комар» А. Барто | 19.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
6 | Прослушивание песни - «Час весёлых песенок про насекомых» https://forum.d-seminar.ru/threads/pesni-pro-nasekomyx.7298/ | 19.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
8 | Просмотр и обсуждение мультфильмов – «Би Муви: Медовый заговор» https://www.kinopoisk.ru/film/79072/?utm_referrer=www.google.com | 19.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
9 | Целевая прогулка Наблюдение «Зимующие птица», «Перелетные птицы». | 20.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
10 | Рисование : «птицы на поляне». | 20.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
11 | Дидактические игры: «Кто где живет?», «У кого кто?», «Что будет, если?», «Накорми птиц». | 20.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
12 | Сюжетно-ролевые игры: «Жаворонок», «Воробьиха» | 21.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
13 | Конструирование из бросового материала: «Птицы», «В лесу». | 21.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
14 | Оригами: «Кузнечик». | 25.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
15 | Презентация ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. 🐦Детям про птиц. Учим птиц для детей. Какие перелётные птицы прилетают весной? https://www.youtube.com/watch?v=hIbvB53iwQA | 25.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
Обобщающе-результативный этап | ||||
1 | Заучивание потешек : «Ай, ку-ку, ку-ку, ку-ку!», «Галка», «Сорока-белобока»… | 26.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
2 | Викторина: «Знатоки природы». | 27.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
3 | Оформление выставки рисунков для детей «Красивая птичка». | 27.06.2024 | Воспитатели средней группы. | |
5 | Лепбук «Зимующие птицы» | 28.06.2024 | Воспитатели средней группы. |
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
В реализации программы принимали участие: Кулагина Анна Викторовна, воспитатель средней группы МДОАУ № 174 и воспитатели возрастных групп МДОАУ № 174.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека
Материально-технические ресурсы:
1. Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДОУ.
2. Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• папки;
• файлы.
3. Ресурсы сети Интернет
4. Подписка на СМИ:
• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;
• Журнал «Дошкольное воспитание»;
• Журнал «Обруч».
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Список литературы.
1. Богуславская З. М. «Развивающие игры» – М.: «Просвещение», 2012.
2. Вахрушев А. А. «Здравствуй, мир» – М.: «Баласс», 2010
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.
4. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013.-176 с.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» - М.: Воспитание школьника, 2016г.
6. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
7. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
Выводы: В ходе совместной деятельности расширился кругозор детей о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность. С большим увлечением дети включались к опытно-экспериментальной деятельности. На участке ДОУ были развешаны кормушки. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц кормом, который был принесен родителями, наблюдали за поведением птиц. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы. Укрепились детско-родительские отношения. Усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа
Конспект беседы «Удивительные насекомые вокруг нас» в средней группе
Цель: познакомить детей с многообразным миром насекомых.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления и знания у детей о насекомых: об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях;
- Дать такие понятия, как "хищные", "полезные" и "вредные" насекомые;
- Развивать связную речь и обогащать словарный запас;
- Упражнять в использовании существительных множественного числа;
- Формировать реалистические представления о природе и насекомых;
Публикация «Конспект беседы „Удивительные насекомые вокруг нас“ в средней группе» размещена в разделах
Беседа. Проведение бесед
Конспекты занятий. Все конспекты
Насекомые. Конспекты занятий, НОД
Насекомые. Конспекты по развитию речи
Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
Средняя группа
Темочки
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации с изображением насекомых и цветов, презентация по теме, листы бумаги с изображением луга и готовые цветные фигурки насекомых по количеству детей.
Ход беседы:
В. : - Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие, а для этого нам необходимо встать всем вместе в круг и стать очень дружными. И по-этому мы:
Собрались все вместе в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся!
В. : - Ребята, я улыбнулась вам, а теперь вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас у всех сегодня было хорошее настроение! А сейчас я хочу вас пригласить прогулять на одну очень замечательную поляну:
Мы идём тропинками,
Мы идём дорожками, (идут друг за другом по кругу)
Ручеёк по мостику перешли, (руки в стороны, идут на носочках)
И на полянку светлую, мы пришли. (приседают)
На полянке над цветами
Закружились мотыльки!
Вот и мы кружиться станем
И проворны, и легки!
В. : - Ребята, пожалуйста, скажите какое сейчас время года?
Д. : - Лето!
В. : - Вспомните и перечислите цветы, которые растут летом на поляне?
Д. : - Василек, незабудка, мак, одуванчик, ромашка, колокольчики, роза и т. д.
Дети называют цветы, а воспитатель на магнитной доске их выкладывает, после чего предлагает детям полюбоваться красотой, получившейся клумбой.
В. : - Ребята, как вы думаете кого привлекают цветы? (Ответы детей).
Воспитатель, читая стихи о насекомых, выкладывает поочередно картинки на магнитную доску.
В. : - 1. Жук качался на травинке
Крылья гладкие на спинке,
Всех я знаю на лугу,
Познакомит вас хочу!
2. Вот кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Он зелёный, как трава,
Виден в зарослях едва!
3. А вот три бабочки летят
Рассказать они нам хотят,
Что вчера ещё в траве
Жили гусеницы две!
4. Вот идёт трудяга - муравей,
Он всех сильней и здоровей,
Он строитель и затейник,
В чаще строит муравейник!
5. С речкой рядом стрекоза:
Непоседа, егоза.
Как веселый вертолет
Отправляется в полёт!
6. Спрятав добродушно жало,
На цветке пчела жужжала,
В шубку тёплую одета,
Ей не жарко, хоть и лето!
7. Как у божьей у коровки,
Крылья - пёстрые обновки.
Атласные, гладкие,
Красные да яркие!
В. : - Ребята, а как вы думаете, где живут насекомые? (Ответы детей).
В. : - Насекомые живут везде: на деревьях, в воде, в траве, в цветах. А как же они передвигаются?
Д. : - Летают, бегают и прыгают!
В. : - А теперь скажите, чем питаются насекомые?
Д. : - Листьями растений и цветочным нектаром.
В. : - Это всё насекомые, а значит они чем-то похожи между собой? Чем отличаются от остальных лесных жителей? По каким признакам их можно определить? Чего у них общего?
Д. : - У насекомых есть голова, брюшко, крылышки и 6 лап.
В. : - На нашей планете живет очень много насекомых, а как вы думаете, ребята: это плохо или хорошо? (Ответы детей)
В. : - Какую же пользу они приносят окружающему миру?
Д. : - Пчёлы опыляют растения и приносят мёд, много корма для птиц!
В. : - Но когда очень много насекомых, это ведь тоже плохо, как вы думаете,почему?
Д. : - Они кусают, мешают спать и переносят болезни!
В. : - Итак, ребята, как вы считаете, на какие группы можно разделить всех насекомых?
Д. : - Вредные и полезные!
В. : - Сейчас назовите полезных насекомых и положите на верхнюю полочку их изображения.
Д. : - Муравей, бабочка и пчела.
В. : - Какую пользу они приносят?
Д. : - Бабочка и пчела опыляют цветы, а пчёлы ещё дают и мёд, муравьи же разносят по лесу семена, их считают санитарами леса.
В. : - Молодцы! А теперь выберем вредных насекомых и положим их картинки на нижнюю полку.
Д. : - Гусеница, комар и муха!
В. : - А какой же от них вред?
Д. : - Гусеница питается листьями всех растений, комар кусает животных и людей, а муха на своих лапах разносит микробы.
В. : - Молодцы! Ребята, а ведь, есть еще насекомые, которых называют хищными! Кто может перечислить хищных насекомых?
Д. : - Божья коровка, стрекоза и кузнечик!
В. : - Замечательно, а как вы думает, почему их называют хищными?
Д. : - Их называют хищными, потому что они охотятся за другими насекомыми!
В. : - Сейчас предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково". Я буду называть насекомое, а вы назовёте его ласково. Согласны?
Д. : - Да!
Воспитатель называет следующих насекомых по порядку: жук, комар, стрекоза, муравей, пчела, муха, усы, лапы. Дети также отдельно по очереди называют ласково озвученное насекомое.
В. : - Ребята, а вы заметили, что все насекомые такие маленькие. Они очень легко прячутся! Кузнечик зелёный, потому что прячется в траве. На ветках деревьев прячется майский жук, а яркая бабочка на цветке, так как они очень похожи. Все насекомые имеют защитную окраску, как и место, где они обитают. Ребята, скажите, а зачем им такая окраска?
Д. : - Такая окраска необходима, чтобы прятаться и защищаться от врагов.
В. : - Умники! Ребята, посмотрит, а ведь божья коровка такая яркая. Её очень хорошо видно и в траве, и на дереве! Как же ей спрятаться и защищаться? (Ответы детей). Она от врагов себя сама защищает, тем что в минуты опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет и её из-за этого никто не ест!
В. : - Ребята, скажите, почему нельзя обижать и трогать руками всех насекомых?
Д. : - Потому что они живые!
В. : - А теперь, мы с вами поиграем в игру "Жуки, стрекозы, кузнечики и бабочки". Для этого вы встанем в круг. С помощью считалки выберем ведущего для этой игры. Ведущий встает в центр и не называет, а изображает выбранное насекомое, все остальные повторяют движения, а в конце называют задуманного и показанного насекомого. (Воспитатель с помощью считалки выбирает ведущего, который выполняет вышесказанное задание).
В. : - Ребята, а теперь предлагаю вам пройти к столу, на котором у нас находится полянка. А для того чтобы её оживить, что нужно сделать?
Д. : - Надо украсить её насекомыми!
В. : - Правильно! Предлагаю вам выбрать насекомых и поселить их на нашей лесной полянке. (Дети выполняют задание воспитателя. Когда работа закончена, педагог продолжает дальше). Посмотрите, какие у вас получились красивые полянки! Пусть на них ползают жуки и муравьи, летают стрекозы и бабочки, а также прыгают кузнечики!
В. : - Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Конспект беседа "Опасные насекомые» в старшей группе.
Цель: Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых.
Задачи:
- уточнить знания детей о насекомых.
- активизировать словарь по теме.
- совершенствовать умение составлять предложение из слов.
- развивать умение обосновывать свои суждения.
- формировать самоконтроль и самооценку
- развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей.
- развивать умение подчинять свои действия инструкциям.
- воспитывать бережное отношение к насекомым.
- совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
Воспитатель. Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.
- Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).
- Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
- Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …)
- Как вы определили, что это оса? (У осы…).
- Как вы узнали муравья? (У муравья…).
Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).
- Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.
- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц
- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)
- Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.
- Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
- Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
- Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.
И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.
- Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
- У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
- У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
Чтение
«Как муравьишка домой спешил» Виталий Бианки
Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
«Отдохну немножко — и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Как муравьишка домой спешил - фото 1
Муравей сидит на листке и думает:
«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».
А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несётся листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.
Как муравьишка домой спешил - фото 2
Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает:
Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
— А кусаться не будешь?
— Кусаться не буду.
— Ну садись, подвезу.
Как муравьишка домой спешил - фото 3
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.
— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ну что ж, садись, подвезу.
Как муравьишка домой спешил - фото 4
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
— Слезай, — говорит. — Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка.
— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись, прокачу.
Как муравьишка домой спешил - фото 5
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
— А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.
— Влез?
— Ну влез.
— А влез, так держись.
Как муравьишка домой спешил - фото 6
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, — а они у него, как пружинки складные, — да щёлк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! — на другой. Щёлк! — на третьей.
Так весь огород и отщёлкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
— А через забор можешь?
— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись на загривок.
Как муравьишка домой спешил - фото 7
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.
Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.
Муравьишка глядит вперёд, а там река: год по ней плыви — не переплывёшь.
А солнце ещё ниже.
Кузнечик говорит:
— Через реку и мне не перескочить. Очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ладно, садись, перевезу.
Как муравьишка домой спешил - фото 8
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.
— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.
— Можно и пошибче, — говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
— А по земле не можешь? — спрашивает- Муравьишка.
— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!
— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползёт.
Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский Хрущ — тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Всё-таки послушался Водомера.
— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой. У меня ножки болят.
— А ты где живёшь?
— В муравейнике за лесом.
— Далеконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу.
Как муравьишка домой спешил - фото 9
Полез Муравьишка по жёсткому жучьему боку.
— Сел, что ли?
— Сел.
— А куда сел?
— На спину.
— Эх, глупый! Полезай на голову.
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф, уф, уф!» Будто мотор заводит.
— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит:
«Уф, уф, уф!»
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» — поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.
«Жжж! Тук-тук-тук!» — несётся Жук, буравит воздух, как пуля.
Мелькнул под ним лес — и пропал.
А вот и берёза знакомая, и муравейник под ней.
Над самой вершиной берёзы выключил Жук мотор и — шлёп! — сел на сук.
— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой берёзой, его дом родной.
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!
Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, — не пустят меня домой ночевать.
— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.
А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дёрг!
И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.
Как муравьишка домой спешил - фото 10
Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся. Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк — и домой!
Тут и солнышко зашло.
Дидактическая игра
«Насекомые»
Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передает мячик соседу, тот называет другое насекомое (комар, и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающие насекомое – бабочка» - и передает маленький мячик соседу, тот отвечает: «Комар», и т. д. После окончания круга ведущий называет: «Прыгающее насекомое», - и игра продолжается.
«Кто летает?»
Цель: закрепить знания о насекомых.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет любое насекомое или картинку, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется насекомое, которое летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
Развлечение
« «Карнавал насекомых»
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Волшебный мир насекомых».
Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со способом жизни в природе различных насекомых.
Развивающие :
Развивать память, логическое мышление, речь, внимание.
Публикация «Развлечение „Карнавал насекомых“ в средней группе» размещена в разделах
Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
Средняя группа
Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
Темочки
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.
2. Воспитывать любовь к природе и родному краю, бережное отношение к её жителям.
Оборудование: картинки насекомых : жук, комар, бабочка, стрекоза, муравей, пчела, божья коровка, кузнечик; картинки диких животных к игре «Четвертый лишний»;
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций про насекомых. Разучивание танца «Насекомые». Изготовление костюмов, сделанные совместно с родителями детей.
Интеграция образовательных областей:
Познание: - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о мире природы;
Здоровье: - формирование начальных представлений о позитивном восприятии мира;
Безопасность: - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Социализация: - приобщение к элементарным общепринятым нормами поведения, используя положительный пример действий насекомых (красота, плавность бабочек, трудолюбие муравья, и др.);
Труд: - воспитание ценностного отношения труду других (в данном случае важных для насекомых дел : сбор меда, опыление цветов, уничтожение вредителей);
Коммуникация: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Ход развлечения.
Ведущая под веселую музыку в костюмах насекомых встречает ребят в зале, украшенном цветами.
Здравствуйте ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение:
«Когда в душистом сквозняке, Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг- Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела, Все заняты, у всех дела.
О ком говорится в этом стихотворении? ( ответы детей: пчела, жук, мотылек.) - Как их можно назвать одним словом? ( ответы детей: насекомые).
А каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей). Насекомые древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты.
Загадки. (На каждый ответ детей показывается картинка. Дети рассматривают насекомых)
1. У неё четыре крыла,
тело тонкое, словно стрела.
И большие-большие глаза.
Называем её (стрекоза).
2. Он работник настоящий
очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
из хвоинок строит дом. (Муравей).
3. Сок цветов душистых пьёт,
дарит нам и воск, и мёд,
людям всем она мила,
а зовут её (пчела).
4. Она легка, красива,
изящна, легкокрыла,
сама похожа на цветок
и любит пить
цветочный сок. (Бабочка).
5. Надевает эта крошка
платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
6. С ветки на тропинку,
травки на былинку
прыгает пружинка –
зеленая спинка (кузнечик).
7. Не жужжу, когда сижу,
не жужжу, когда хожу,
не жужжу, когда тружусь,
а жужжу, когда кружусь. (Жук).
8. Не зверь, не птица,
нос как спица.
Летит – кричит, сядет – молчит.
Кто его убьёт,
свою кровь прольёт. (Комар).
Ведущая: Ребята, кто это там идет? (звучит музыка и появляется Муха- Цокотуха)
-Муха-муха – Цокотуха! Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха денежку нашла!
Муха-Цокотуха: Ой, денежка! А у меня скоро карнавал, пойду ка я куплю самовар!
Ведущая: Пошла Муха на Базар и купила самовар!
Муха-Цокотуха прихорашивается в зеркало.
Самовар кипит, угощение на столе и вот можно уже сегодня устроить веселый бал насекомых.
А где же моя подруга? (мимо летит пчела Майя и жужжит под музыку)
Пчела Маяй: Ой подруга, а что этот ты одна? А как же карнавал?
Муха: Полетели за гостями! Приглашение готово!
Звучит музыка (Ах, карнавал! Удивительный Мир)
Дети по кругу, под музыку появляются на полянке.
Танец «Насекомые» (садятся на стульчики).
Появляются Майя и Муха.
Здравствуйте! А мы вас уже заждались! Бабочки и божьи коровки и муравьи и кузнечики!
Я- Муха- цокотуха- распорядитель бала, буду представлять вам наших гостей. И так, приглашаю вас отгадать загадку:
Я пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжкой, В обморок я упаду.
Ответы детей. Верно, это божья коровка. Выходят «божьи коровки», кланяются гостям и читают стихи.
Следующая загадка: Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь (шмель). В зал влетает, жужжа, ребенок-шмель:
«Я мохнатый яркий шмель На балу у вас теперь. Поиграть всех приглашаю, Но не бойтесь, не ужалю!». Дети узнали шмеля.
А сейчас отгадайте следующего гостя: «С утра жужжу, цветы бужу, Кружу, гужу и мед вожу». (пчела). Появляется пчела «Пчелка золотая над цветком порхает, Сок душистый пьет, собирает мед».
А сейчас встречаем следующего гостя Крылышками машет, С цветка на цветок перелетает. Входит ребенок- бабочка «Бабочки лучистые Все порхают и порхают Над лугами чистыми То присядут на цветок, То на листик маленький И покажется лужок Весь в цветочках аленьких». Бабочка порхает по залу.
Музыка играет, а про кого все знают. (Музыка В траве сидел кузнечик) Слышно-слышно стрекотанье На лугу со всех сторон И пришел на бал в зеленом Музыкант- (кузнечик он).
Вот и кузнечик: Я на бал так торопился И с дороги чуть не сбился. Песню знаете про нас Все поем, покажем класс! Исполняется песня «В траве сидел кузнечик».
Пчела Майя: А теперь веселиться и плясать!
Муха-Цокотуха: В игры разные играть!
1. Музыкальная игра «Пчелки и цветочки»
Детям раздаются пчелки и цветочки (в равном количестве) Танцуют под музыку, когда музыка останавливается каждая пчелка должна найти себе пару - цветочек. пары меняются.
2. Игра «Муравьишки и муравейник»
У каждого ребенка в руках палочка, под музыку, друг за другом муравьи идут и строят муравейник. (складывают палочки вокруг кресла -трансформера)
3. Игра «Две гусеницы»
Дети встают «паровозиком» и под музыку синхронно двигаются, поднимая ноги то высоко, то семеня.
4. Игра «Бабочки и жуки»
Девочки – бабочки, мальчики – жуки. Под музыку двигаются, подражая движениям насекомых.
Вот цветок ромашки в нем живут букашки. Эта славная страна вся кругом заселена! И мы должны беречь и охранять природу и всем, что вокруг нас. А сейчас наши гости- насекомые угостятся сладостями. На этом наш бал заканчивается. Муха –Цокотуха и пчела Майя угощают всех конфетами!
Стихи
«Бабочка»
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
«Божья коровка»
А у божьей, у Коровки
Крылья - пёстрые обновки.
На спине у модных крошек
Видим чёрные горошки.
Жук
Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
«Комар»
Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!
Физ. минутки
«Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
«Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
«Черный грач»
Черный грач по полю ходит,
Важно ноги поднимая,
(идут, высоко поднимая колени)
По проталинкам шагает,
(и помахивая руками (крыльями).
Червячков в земле находит.
«Гусь»
Гусь гуляет по дорожке,
(ходьба вперевалку)
Гусь играет на гармошке
(имитация игры на гармошке)
И гордится гармонист:
(руки за спину, выпятить грудь)
«Га - Га - Га! Я - гармонист!»
(стучит ладошкой в грудь)
«Воробушки»
О чем поют воробушки
(шагать на месте)
В последний день зимы?
(руки в стороны на пояс)
— Мы выжили!
(хлопать в ладоши)
— Мы дожили!
(прыгать на месте)
— Мы живы! Живы мы!
(шагать на месте)
«Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
(повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали:
(наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар!
(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают
(махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают:
(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопатьнад головой в ладоши)
К.Д.Ушинский «Кукушечка»
Серая кукушка — бездомная ленивица: гнезда не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих кукушат на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается, перед муженьком хвалится:
— Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка, муженёк, как я овсянке на радость яичко снесла.
А хвостатый муженёк, на берёзе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.
«Ласточка»
Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила. Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят.
Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек. Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы.
Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет — милых деток ищет.
Пермяк Е.А. «Птичьи домики»
Короткая история о том, как важно к каждому делу подходить со всей ответственностью. Мальчики решили стать строителями и принялись тренироваться на птичьих домиках…
Вася и Ваня ещё в третьем классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это ещё не скоро будет. А строить хочется.
Вот и придумали два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков.
Хоть и прост дом для скворцов, а строить его не просто. В прошлом году ребята много наделали скворечниц, да только скворцы не стали в них жить. Со щелями оказались домики. И гвозди внутри торчали. А скворцы ─ птицы разборчивые: не во всяком доме живут.
Знают это Вася и Ваня. Доски остругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вбивают.
Птичьи домики
Сразу видно ─ хорошие строители вырастут из этих ребят. И дома, которые построят Вася и Ваня, будут такими же прочными и удобными, как и птичьи домики.
Большие мастера видны и в ребячьих делах…
Книги – самые тихие и самые
Дидактические игры
«Что это за птица?»
Цель: уточнить и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
«Кто чем питается?»
Публикация «Дидактические игры „Птицы“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Дидактические игры
Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
Птицы. Дидактические игры и пособия
Темочки
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Цель: закрепить знания детей о птицах.
Ход игры: Воспитатель называет птицу, а дети говорят, чем эта птица питается.
Синица– салом, семечками, хлебом.
Снегирь –семена ягод, орешками,почками и семенами деревьев и кустарников.
Ворона - мелкими грызунами, земноводными, яйцами других птиц. И т. д.
«Чей хвост?»
Цель: закрепить знания о птицах, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.
Ход игры: Однажды утром птицы проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у вороны— хвост воробья, у воробья — хвост синицы, у ласточки— хвост снегиря, и т. д. Расстроились птицы. Помоги птицам найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост вороны. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — синицы. А это чей такой хвост — маленький? — воробья и т. д.
Теперь все птицы нашли свои хвосты
«Кто лишний?»
Цель: учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.
«Кто живёт во дворе?»
Цель: учить различать домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.
Ход игры.
1 вариант. Дети рассматривают картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирают каждой птице птенцов. 2. уровень. от утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Дети находят картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.
2 вариант. Дети рассматривают картинку с изображением курицы и цыплёнка, воспитатель задаёт вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок? Догадайся, что сказала курица цыплёнку, чтобы он заснул? (спи, что ответил цыплёнок? (я сплю) .
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах птицах. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живет под крышей? – Ласточки. И т. д.
«Кто (что) летает?»
Цель: закрепить знания о птицах.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или птицу, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
Развлечение «Наши пернатые друзья»
Задачи:
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах;
Расширить знания о перелетных и зимующих птицах; Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей.
Привлекать родителей к совместной деятельности.
Развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции.
Осуществлять взаимосвязь по познавательному воспитанию детей между детским садом и семьей.
Оборудование и материал: музыка, колокольчик, кубики и обручи (по кол-ву детей),ложки -2 шт.,теннисный мячик - 2 штк., костюмы грача, лебедя,маска волка, совы мяч.
Ход развлечения:
Звучит веселая музыка. Дети полукругом строятся.
Ведущий: Сегодня у нас праздник – День птиц. Птицы – наши друзья. Каждый год они приносят на своих крыльях весну.
Дети читают стихотворения про птиц.
1 й ребенок
Есть воробей и соловей,
Коростель и свиристель.
Есть птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Есть и зяблик, есть и чиж,
Есть и развеселый стриж.
2 й ребенок
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
3 й ребенок
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи,
Голуби, кукушки,
4 й ребенок Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова,
Днем в дупле сидит она.
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
5 й ребенок Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть,
Воспитатель: Я предлагаю сегодня отправиться в весенний лес и поближе познакомиться с птичками. Хотите?
А в наше с вами путешествие мы отправимся на поезде. Занимайте места в вагонах.
Дети присаживаются на стульчики, расставленные по два друг за другом.
Звучит музыка «Паровоз Букашка»
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в весеннем лесу.
Посмотрите, как здесь красиво.
Воспитатель: Как понять, что в лесу уже наступила весна? Какие приметы весны вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Просыпается и оживает вся природа, звонко бегут ручьи, из под снега появляются первые цветы – подснежники! Домой возвращаются перелётные птицы, пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов. А вы знаете перелетных птиц?
А какие птицы к нам прилетели, узнаем по загадкам и найдем по картинкам.
1. Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось в лесу: ку-ку, ку-ку. (кукушка)
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
3.Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
4. Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук (дятел)
Воспитатель: А теперь я буду показывать картинку, а вы отвечайте дружно, что эта за птица перелетная.
Воспитатель показывает слайды, дети отвечают.
Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы)
Воспитатель: А все птицы улетают в теплые края? (Ответы детей)
Дети, как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Дети: зимующие)
Воспитатель: Я буду показывать зимующих птиц, а вы перечислите зимующих птиц. (Ответы детей)
Воспитатель: Тяжело им было зимой? (Ответы детей)
А как мы помогали птицам зимой?(Ответы детей)
Я предлагаю поиграть в игру.
Игра на внимание «Птица – не птица»
Читается стихотворение про птиц. Задача детей внимательно слушать. Если они услышат слово, обозначающее птицу, им надо летать. Если слово не обозначает птицу – присесть.
Прилетают птицы: голуби, синицы, Аисты, вороны, галки, макароны….
Прилетают птицы: голуби, синицы, Лебеди, куницы, Галки и стрижи, Гайки и моржи…
Прилетают птицы: голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи….
Прилетают птицы: голуби, синицы, Гайки, пеликаны, Майки и орланы…
Прилетают птицы: голуби, синицы, Цапли, соловьи, Щуки, воробьи
Прилетают птицы: голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы
Прилетают птицы: голуби, синицы, Палки и стрижи Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди и утки
И спасибо шутке!
Воспитатель: А вы хотите поближе познакомиться с птичками?
Тогда отгадайте загадку.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица ... (Грач).
Выход грача под музыку
Грач: Здравствуйте, ребята. Я грач.
Воспитатель: Расскажи-ка, грач, как вы зимовали? Где вы побывали? Что вы повидали?
Хорошо ли жили вдалеке от дома? С кем вы подружились в странах незнакомых.
Грач:
Много дней летели мы,
Далека дорога.
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Были в жарких странах мы, не бывает там зимы.
Раз уж я вас встретил, давайте поиграем со мной. Вставайте в круг.
Дидактическая игра «Птенчики»
Дети стоят в кругу. Грач – посередине с мячом. Он бросает мяч одному из детей и называет птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца этой птицы (Аист – аистёнок, кукушка – кукушонок и т.д.)
Грач: Ребята, когда мы прилетаем из теплых краев, начинаем строить гнезда, собираем пушинки, кусочки ваты, веточки деревьев.
Я предлагаю вместе построить гнездо для птиц.
Подвижная игра – ЭСТАФЕТА «Построй гнездо» (из кубиков)
Дети делятся на две команды. Каждый игрок команды получает кубик.
Задача: на противоположной стороне необходимо выстроить «гнездо» из кубиков.
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием грача.
Грач: Когда дом у нас готов, мы – птицы, начинаем откладывать яйца. Делаем это очень аккуратно, чтобы не разбить яйца и не навредить будущему потомству.
Игра – Эстафета « Донеси яйцо»
Первый игрок получает ложку и теннисный шарик. Задача игроков пронести шарик в ложке, не уронив его до ориентира и обратно, передав следующему игроку.
Грач: Понравилось мне с вами играть, но пора возвращаться строить себе гнездо.
Воспитатель: Ребята понравилось играть с грачом? (Ответы детей)
Звучит музыка, лебедь летит под музыку
Воспитатель: Кто же к нам еще летит?
Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Воспитатель: правильно, это же лебедь к нам прилетел. Посмотрите, какая красивая птица лебедь.
Лебедь: Я птица красивая очень на свете
Не встретить прекрасней меня на планете,
Воспитатель: А эта птица перелетная или зимующая? (Ответы детей)
Правильно, перелетная птица.
Лебедь – самая верная птица.
Лебедь: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам поиграть со мной. Вставайте в круг все.
Подвижная игра «Займи домик»
(домиков-обручей на один меньше, чем играющих. Под музыку ребята ходят вокруг обручей. Музыка останавливается, ребята должны занять место в обруче).
Подвижная игра «Гуси – лебеди»
Правила: Выбирается один волк, хозяйка, остальные дети – гуси.
Гуси стоят на одной стороне, хозяйка стоит противоположно гусям. Волк стоит с краю, по середине комнаты, где играют.
Гуси и хозяйка ведут диалог.
Хозяйка: Гуси-гуси.
Гуси: Га-га-га.
Хозяйка: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да.
Хозяйка: Так летите же домой!
Гуси: Нам нельзя, серый вол под горой, не пускает нас домой.
Хозяйка: Так летите, как хотите, только крылья берегите.
После слов хозяйки гуси машут крыльями, стараются перелететь к хозяйке, волк ловит гусей. Кого волк поймал, встают в сторону. Хозяйка переходит на другую сторону, игра продолжается, пока все гуси не будут пойманы.
Лебедь: Поиграл я с вами, рад. Но мне пора искать себе пару. До свидания.
Выход сороки под музыку.
Воспитатель: Ребята, а разве можно так себя в лесу вести? (Ответы детей)
Воспитатель: А как себя надо вести в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы узнали, что эта за птица? Сорока.
Эта птица зимующая или перелетная? (Ответ детей: зимующая).
1. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь я простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
2.День и ночь поёт певец,
А зовут его…… (скворец)
3.По дорожке скачет птичка,
Только вовсе не синичка,
Угадай её скорей,
Эта птичка…… (воробей)
4.Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах. А зовут её… (ворона)
5.Всё летает и стрекочет,
Новость рассказать всем хочет (сорока)
6. По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки (Гусь)
7.У дупла листок пришпилен,
А живет там дядя ... (филин).
8. Кто летает тёмной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова)
Воспитатель: Ребята, с какими птицами вы играли сегодня?
Давайте их позовем и потанцуем вместе с ними.
Все рады весеннему солнышку, у нас весёлое настроение. Я приглашаю всех на весёлый танец.
Танец вместе с птицами.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. попращайтесь с птицами. Занимайте свои места.
Звучит музыка «Паровоз Букашка». Дети На поезде обратно уезжают в детский сад.
Стихи
«Птичка» В.Жуковский
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
«Чик –чирик воробушки» И. Косяков
Теплом уж веет. И порой
Из сада слышен шумный крик.
То там воробушки толпой
Кричат на ветках: «Чик-чирик!»
Довольны птички, что из туч
Им солнце выглянет на миг;
Они встречают этот луч
Веселым криком: чик-чирик!
Тот луч им шепчет, что земля
Вся скоро станет как цветник,
Утонут в зелени поля...
И громче слышно: чик-чирик!
«Скворцы прилетели» А. Барто
Ждет гостей высокий клен —
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен —
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
— Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: — Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
Хороводная игра «Жаворонок»
Цели: развитие ориентации в пространстве, развитие координации слов с движениями, работа над темпом и ритмом речи; обогащение двигательного опыта детей; воспитание желания выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Жаворонок
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве:
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.
По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.
Сюжетно – ролевая игра «Воробьиха»
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль птиц.
Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.
Игровые роли. Воробьиха, воробьята.
Ход игры. Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел».После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «Лиса».
В.Черных
Ай, ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Сидит ворон на суку.
Сплетни собирает,
Всё на свете знает.
Ай, си-си, си-си, си-си!
Галка вызвала такси.
Говорит: "Устала,
Старенькая стала!".
А. Соколик
Галка скачет по дорожке.
Галка – тоненькие ножки.
Черная головка,
Серый плащ-обновка.
Т. Второва
Сорока-белобока
Жила неподалёку,
Трещала, как трещётка,
Хвостом по околотку,
Летала недалёко –
Не низко, не высоко.
Все новости сызнова –
Вызнала, вызнала!
Хвостом завертела
И в лес улетела –
Фрррр!
А. Алферова
Селезень и уточка
Сели на минуточку
Отдохнуть на лавочку.
– Отдохнём минуточку, –
Предложила уточка, –
И пойдём вразвалочку.
Ходит по двору индюшка:
Брень-брень-брень...
Рядом с ней индюк гуляет –
Гребень набекрень.
Он индюшкою гордится,
Брень-брень-брень.
Для него на свете птицы
Нет родней.
Заглянул индюк в кастрюлю,
Раскричался:
- Боюлю! Брюлю!
Говорил тебе, индейка,
По кастрюлям грамотейка,
Чтобы их, все до одной,
Обходила стороной!
Две синицы – две соседки
Ели вишенку на ветке.
А из вишни червячок
Показал им язычок.
– Цвинь-цвилинь! – поёт синица. –
Так дразниться не годится!
Ням-ням-ням – на язычок...
Зря дразнился червячок!
- Цинь-цвилинь... – поёт синица, -
Если червячок приснится -
Это хорошо, к добру –
Будет завтрак по утру.
Продолжала петь синица:
- Если солнышко приснится,
Значит, у ворот весна –
Скоро будет не до сна...
– Тень, тень, тень! Новый день! –
пел скворец-удалец. –
Два птенца для скворца –
красота! Не спроста
Я пою, как люблю
трель весной, край лесной!..
Мир земной, пой со мной!
Новый день! Тень, тень, тень!
Воробей нахохлился,
Скок-поскок...
– Намочился в лужице
Поясок.
Поясок из пёрышек,
Чик-чирик...
Но купаться в лужице
Я привык.
Говорил грачонку грач:
- Ты, грачонок – птица-врач!
Все грачата и грачи
Разгалделись: "Мы врачи!
Кра-крачи! Кра-крачи!
Мы хорошие врачи!"
Пела ласточка:
– Тивит...
У меня приметный вид:
Я летаю низко –
Значит дождик близко.
Е. Володина
Синичка, синичка,
Весёлая птичка.
Летает ловко,
Щебечет плутовка.
Птичка – синичка
Ростом невеличка,
Наша синичка-
Воробью сестричка.
Д. Игошин
Ай, Дуду-Дуду-Дуду!
Сидит Ворон на Дубу.
Он играет во трубу,
В позолоченную...
Труба ладная,
Песня складная
Летели три Кукушки
Через три избушки:
Как Они летели -
Все Люди глядели;
Как Они садились-
Все Люди дивились!
Прилетел Воробей.
Прыг-скок!
Прилетел в песок,
Иступил носок.
Пошел по водичку,
Нашел Молодичку.
Сама с вершок -
Голова с горшок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/11/picture-260805-1376231029.jpg)
Летний образовательный проект "Удивительные насекомые"
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Летом детя...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-500854-1444414970.jpg)
Проект "Удивительные насекомые"
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942576-1504118824.jpg)
Летний образовательный проект «Удивительные насекомые»
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №23 «Сказка» г. ЗеленоградскЛетний образовательный проект«Удивительные насекомые&raq...
Летний образовательный проект "Удивительные насекомые"
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявля...
Образовательный проект «Удивительный мир насекомых – колорадский жук »
Образовательный проект «Удивительный мир насекомых – колорадский жук »...