Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Путешествие капельки! " для детей старшего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Фатхлисламова Валентина Вячеславовна

Образовательная область:  Познавательное  развитие

Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений;
  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Совершенствовать умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
  • Обогащать словарный запас.

 

Развивающие:  Развивать связную речь детей, мышление, внимание, память. Развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, аккуратность при работе.

Методы и приемы:

- Приветствие;

- Сюрпризные момент;

 

- Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»;

 

- Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»;

 

- Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»;

 

- Физкультминутка «Путешествие капельки»;

 

- Опыты в мини лаборатории;

 

- Выводы детей.

 

Материалы и оборудование: колокольчик; глобус;  стеклограм;  пипетка;  кисточка; картинки «Круговорот воды в природе», «Правила в лаборатории»; солнышко; халаты для детей; подносы; кленки; пластмассовые стаканчики; салфетки; льдинки; снег прозрачном мешочке; термокружка и стекло.

 

 

 

 

Ход образовательной деятельности.

 

Воспитатель:       Прозвенел уже звоночек,

                            Собираемся в кружочек.

                            Собрались ребята в круг,

                            Справа друг и слева друг.

                            Крепко за руки возьмемся

                            И друг другу улыбнемся!!!

Воспитатель: Для того чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь предлагаю отгадать загадку:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без… (воды)

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» . Как вы думаете почему? (Ответы детей).  Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. Ребята – это глобус, маленькая модель нашей земли. Ребята, а какой формы наша планета Земля? Посмотрите как много на нем голубого цвета. Как вы думаете, что это?  (показ глобуса)

Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»

Воспитатель:  Ребята, а давайте вспомним, кому нужна вода?

Дети:  Животным, птицам, рыбам, растениями людям.

Воспитатель: Дети, для чего нужна вода?

Дети: Мыть, стирать, купаться, поливать и т. п.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»

Воспитатель: На меня все посмотрите, слова и движения за мной повторите!

Вы слыхали о воде?              «Прислушиваемся», рука возле уха

Говорят, она везде!               Разводим руки в стороны

В луже, в море, в океане       Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны

И в водопроводном кране,   Соединить большой, указательный и средний палец вместе,

«капаем» в ладошку

Как сосулька замерзает,       Соединяем ладошки «домиком» над головой

В лес туманом заползает,     Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх, слегка дрожа ими

На плите у нас кипит,           Прямой рукой провести линию в воздухе

Паром чайника свистит.       Глубоко вдыхаем носом, на выдохе говорим «с-с-с».

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.      Имитируем движения

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!       Указательным пальцем «грозим».

Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»

Воспитатель:  Ребята, вода — удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Предлагаю  с вами в этом разберемся.  Присаживайтесь на стульчики.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Солнышко просыпается,

Воздух согревается

И с земли вода испаряется…

Капельки воды вверх поднимаются,

Тучи на небе собираются

И дождем на землю проливаются.

Дождь - это вода!

А лужа, что осталась после дождя,

Куда девается ?

Лужа в водяной пар превращается

И все, все вокруг

В тумане растворяется…

Туман это вода!

Солнышко на небе опять появляется

И вода из океана и рек тоже испаряется,

И в облако превращается!

Облако – это вода!

А сейчас зимой на землю

Снегом опускается!

В зимнюю сказку превращается!

Снег – это тоже вода!

Такой путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан называется круговорот воды в природе. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.

Физкультминутка «Путешествие капельки»

Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю превратится в такие капельки!

                   Солнце. Жарко, Стало тише,

                   Пар стремится выше – выше.

                   Воздух тучи охлаждает

                   И осадки выпадают.

                   И к земле стремятся ближе:

Ниже, ниже, ниже!

Молодцы ребята, как вы здорово играли!

Воспитатель: Ребята, вода может изменяться в зависимости от погоды, от температуры воздуха и времени года. Сегодня  я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами проверим в каком состоянии может встречаться вода в природе. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких исследователей и будем проводить опыты.

(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, садятся).

Опыты в мини лаборатории

Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

· Не шуметь – этим мы мешаем другим;

· Ничего не трогать без разрешения;

· Ничего не пробовать на вкус;

· Соблюдать осторожность.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что лежит у вас на столах?

Ребенок: Подносы, салфетки, банки с водой. 

Опыт 1

Воспитатель: Возьмите льдинки в руки, погрейте.

Воспитатель раздает детям льдинки. Дети берут лед в ладони.

Воспитатель: Что можно сказать про лёд?

Ребенок: Он очень холодный, твердый.

Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладони.

Ребенок: Вода.

Воспитатель: Почему лёд тает?

Дети: Потому что тепло, руки теплые.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Вывод: Лед тает от тепла и превращается в воду, потому что лед – это замершая вода!

Опыт 2

Воспитатель: Бросьте льдинку в банку с водой. Что вы видите?

Воспитатель: А почему они плавают?

Дети: Они очень легкие.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Вывод: Лед плавает, потому что он легче воды!

Опыт 3

Воспитатель достает снег в прозрачном мешочке.

 

Воспитатель: Что это? снег из чего состоит?

Дети: Из снежинок.

Воспитатель: Коллеги, а что же такое снежинка?

Ребенок: Это замёрзшая капелька воды

Воспитатель: Возьмите понемногу снега в руки.

Воспитатель: Что происходит со снегом, когда он попадает на ладошку?

Ребенок: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Вывод: Снег тает от тепла и превращается в воду, потому что снег – это тоже вода!

Физкультминутка «Ручки согреваем…»

Ручки, ручки потираем,

Ручки, ручки согреваем.

(Дети потирают одну ладонь о другую)

Не замерзнут ручки – крошки –

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

(Хлопают в ладоши)

Опыт 4

Воспитатель наливает кипяток в термокружку, над горячей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды.

 

Воспитатель: Коллеги, обратите внимание, у меня в руках термокружка. Она может очень долго сохранять тепло. В нее я налила горячую воду, поэтому при проведении нашего эксперимента будем очень осторожны, чтобы не обжечься. Этот эксперимент буду проводить только я, а вы внимательно смотрите.

Воспитатель: Я открываю термокружку, в которой у меня горячая вода, а в нашей лаборатории прохладно и поэтому хорошо видно пар. Я закрою кружку стеклом, чтобы наш пар не испарился в воздух. И посмотрите, что появилось на стекле?  (Ответы детей) Правильно это капельки воды!

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Выводы: когда вода нагревается, то становится паром, пар, попав, на холодное стекло, остыл и опять стал водой.

Воспитатель: Сегодня мы очень много узнали о воде, провели опыты. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, три состояния воды, о которых мы сегодня узнали. (показывает картинку)

Дети: Вода бывает в твердом виде – это снег и лед. В жидком виде – это вода. И в газообразном – это пар, облако и туман.

Воспитатель: Молодцы мои юные исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению. Скажите, а что вам больше всего сегодня понравилось?

(Ответы детей)

Запомните, мои юные исследователи, очень важно беречь много воды на планете, ее надо беречь. А как мы ее можем сберечь?

Дети: Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.

 

Свободная беседа детей по проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_attestatsiyu_2022.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Родничок» № 28

города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район

Республика Башкортостан

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: "Путешествие капельки! "

для детей старшего возраста

Составил воспитатель

старшей группы № 8:

Фатхлисламова В. В.

Ишимбай, 2022

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений;
  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Совершенствовать умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
  • Обогащать словарный запас.

Развивающие: Развивать связную речь детей, мышление, внимание, память. Развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, аккуратность при работе.

Методы и приемы:

- Приветствие;

- Сюрпризные момент;

- Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»;

- Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»;

- Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»;

- Физкультминутка «Путешествие капельки»;

- Опыты в мини лаборатории;

- Выводы детей.

Материалы и оборудование: колокольчик; глобус; стеклограм; пипетка; кисточка; картинки «Круговорот воды в природе», «Правила в лаборатории»; солнышко; халаты для детей; подносы; кленки; пластмассовые стаканчики; салфетки; льдинки; снег прозрачном мешочке; термокружка и стекло.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Прозвенел уже звоночек,

Собираемся в кружочек.

Собрались ребята в круг,

Справа друг и слева друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!!!

Воспитатель: Для того чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь предлагаю отгадать загадку:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без… (воды)

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» . Как вы думаете почему? (Ответы детей). Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. Ребята – это глобус, маленькая модель нашей земли. Ребята, а какой формы наша планета Земля? Посмотрите как много на нем голубого цвета. Как вы думаете, что это? (показ глобуса)

Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому нужна вода?

Дети: Животным, птицам, рыбам, растениями людям.

Воспитатель: Дети, для чего нужна вода?

Дети: Мыть, стирать, купаться, поливать и т. п.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»

Воспитатель: На меня все посмотрите, слова и движения за мной повторите!

Вы слыхали о воде? «Прислушиваемся», рука возле уха

Говорят, она везде! Разводим руки в стороны

В луже, в море, в океане Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны

И в водопроводном кране, Соединить большой, указательный и средний палец вместе,

«капаем» в ладошку

Как сосулька замерзает, Соединяем ладошки «домиком» над головой

В лес туманом заползает, Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх, слегка дрожа ими

На плите у нас кипит, Прямой рукой провести линию в воздухе

Паром чайника свистит. Глубоко вдыхаем носом, на выдохе говорим «с-с-с».

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться. Имитируем движения

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить! Указательным пальцем «грозим».

Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: Ребята, вода — удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Предлагаю с вами в этом разберемся. Присаживайтесь на стульчики.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Солнышко просыпается,

Воздух согревается

И с земли вода испаряется…

Капельки воды вверх поднимаются,

Тучи на небе собираются

И дождем на землю проливаются.

Дождь - это вода!

А лужа, что осталась после дождя,

Куда девается ?

Лужа в водяной пар превращается

И все, все вокруг

В тумане растворяется…

Туман это вода!

Солнышко на небе опять появляется

И вода из океана и рек тоже испаряется,

И в облако превращается!

Облако – это вода!

А сейчас зимой на землю

Снегом опускается!

В зимнюю сказку превращается!

Снег – это тоже вода!

Такой путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан называется круговорот воды в природе. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.

Физкультминутка «Путешествие капельки»

Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю превратится в такие капельки!

Солнце. Жарко, Стало тише,

Пар стремится выше – выше.

Воздух тучи охлаждает

И осадки выпадают.

И к земле стремятся ближе:

Ниже, ниже, ниже!

Молодцы ребята, как вы здорово играли!

Воспитатель: Ребята, вода может изменяться в зависимости от погоды, от температуры воздуха и времени года. Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами проверим в каком состоянии может встречаться вода в природе. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких исследователей и будем проводить опыты.

(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, садятся).

Опыты в мини лаборатории

Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

· Не шуметь – этим мы мешаем другим;

· Ничего не трогать без разрешения;

· Ничего не пробовать на вкус;

· Соблюдать осторожность.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что лежит у вас на столах?

Ребенок: Подносы, салфетки, банки с водой.

Опыт 1

Воспитатель: Возьмите льдинки в руки, погрейте.

Воспитатель раздает детям льдинки. Дети берут лед в ладони.

Воспитатель: Что можно сказать про лёд?

Ребенок: Он очень холодный, твердый.

Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладони.

Ребенок: Вода.

Воспитатель: Почему лёд тает?

Дети: Потому что тепло, руки теплые.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Вывод: Лед тает от тепла и превращается в воду, потому что лед – это замершая вода!

Опыт 2

Воспитатель: Бросьте льдинку в банку с водой. Что вы видите?

Воспитатель: А почему они плавают?

Дети: Они очень легкие.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Вывод: Лед плавает, потому что он легче воды!

Опыт 3

Воспитатель достает снег в прозрачном мешочке.

Воспитатель: Что это? снег из чего состоит?

Дети: Из снежинок.

Воспитатель: Коллеги, а что же такое снежинка?

Ребенок: Это замёрзшая капелька воды

Воспитатель: Возьмите понемногу снега в руки.

Воспитатель: Что происходит со снегом, когда он попадает на ладошку?

Ребенок: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Вывод: Снег тает от тепла и превращается в воду, потому что снег – это тоже вода!

Физкультминутка «Ручки согреваем…»

Ручки, ручки потираем,

Ручки, ручки согреваем.

(Дети потирают одну ладонь о другую)

Не замерзнут ручки – крошки –

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

(Хлопают в ладоши)

Опыт 4

Воспитатель наливает кипяток в термокружку, над горячей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды.

Воспитатель: Коллеги, обратите внимание, у меня в руках термокружка. Она может очень долго сохранять тепло. В нее я налила горячую воду, поэтому при проведении нашего эксперимента будем очень осторожны, чтобы не обжечься. Этот эксперимент буду проводить только я, а вы внимательно смотрите.

Воспитатель: Я открываю термокружку, в которой у меня горячая вода, а в нашей лаборатории прохладно и поэтому хорошо видно пар. Я закрою кружку стеклом, чтобы наш пар не испарился в воздух. И посмотрите, что появилось на стекле? (Ответы детей) Правильно это капельки воды!

Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)

Ребенок: Выводы: когда вода нагревается, то становится паром, пар, попав, на холодное стекло, остыл и опять стал водой.

Воспитатель: Сегодня мы очень много узнали о воде, провели опыты. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, три состояния воды, о которых мы сегодня узнали. (показывает картинку)

Дети: Вода бывает в твердом виде – это снег и лед. В жидком виде – это вода. И в газообразном – это пар, облако и туман.

Воспитатель: Молодцы мои юные исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению. Скажите, а что вам больше всего сегодня понравилось?

(Ответы детей)

Запомните, мои юные исследователи, очень важно беречь много воды на планете, ее надо беречь. А как мы ее можем сберечь?

Дети: Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.

Свободная беседа детей по проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СООБРАЗИЛИЮ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цели: Продолжать   закреплять навык  счёта  в  пределах 7,  называть числа по  порядку,  относить  последнее число  ко  всем пересчитанным предме...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.

Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1.     Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...

Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие на ферму» для детей 3-4 года

Задачи деятельности воспитателя:1.учить находить один и много предметов: сравнивать предметы величине;2. развивать умения детей отвечать полным ответом; обозначать предметы словами: широкий ...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: " Путешествие в Африку" для детей старшего дошкольного возраста

Формировать у дошкольников представление о географическом расположении Африки, о взаимозависимостях животного мира и климатических особенностях среды обитания....

Конспект Проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в страну математики» (для детей старшего дошкольного возраста)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ СОШ №10, дошкольное отделение Семицветик»...