Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Путешествие капельки! " для детей старшего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений;
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Совершенствовать умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
- Обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать связную речь детей, мышление, внимание, память. Развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, аккуратность при работе.
Методы и приемы:
- Приветствие;
- Сюрпризные момент;
- Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»;
- Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»;
- Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»;
- Физкультминутка «Путешествие капельки»;
- Опыты в мини лаборатории;
- Выводы детей.
Материалы и оборудование: колокольчик; глобус; стеклограм; пипетка; кисточка; картинки «Круговорот воды в природе», «Правила в лаборатории»; солнышко; халаты для детей; подносы; кленки; пластмассовые стаканчики; салфетки; льдинки; снег прозрачном мешочке; термокружка и стекло.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Прозвенел уже звоночек,
Собираемся в кружочек.
Собрались ребята в круг,
Справа друг и слева друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!!!
Воспитатель: Для того чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь предлагаю отгадать загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без… (воды)
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» . Как вы думаете почему? (Ответы детей). Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. Ребята – это глобус, маленькая модель нашей земли. Ребята, а какой формы наша планета Земля? Посмотрите как много на нем голубого цвета. Как вы думаете, что это? (показ глобуса)
Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому нужна вода?
Дети: Животным, птицам, рыбам, растениями людям.
Воспитатель: Дети, для чего нужна вода?
Дети: Мыть, стирать, купаться, поливать и т. п.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»
Воспитатель: На меня все посмотрите, слова и движения за мной повторите!
Вы слыхали о воде? «Прислушиваемся», рука возле уха
Говорят, она везде! Разводим руки в стороны
В луже, в море, в океане Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны
И в водопроводном кране, Соединить большой, указательный и средний палец вместе,
«капаем» в ладошку
Как сосулька замерзает, Соединяем ладошки «домиком» над головой
В лес туманом заползает, Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх, слегка дрожа ими
На плите у нас кипит, Прямой рукой провести линию в воздухе
Паром чайника свистит. Глубоко вдыхаем носом, на выдохе говорим «с-с-с».
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться. Имитируем движения
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить! Указательным пальцем «грозим».
Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Ребята, вода — удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Предлагаю с вами в этом разберемся. Присаживайтесь на стульчики.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Солнышко просыпается,
Воздух согревается
И с земли вода испаряется…
Капельки воды вверх поднимаются,
Тучи на небе собираются
И дождем на землю проливаются.
Дождь - это вода!
А лужа, что осталась после дождя,
Куда девается ?
Лужа в водяной пар превращается
И все, все вокруг
В тумане растворяется…
Туман это вода!
Солнышко на небе опять появляется
И вода из океана и рек тоже испаряется,
И в облако превращается!
Облако – это вода!
А сейчас зимой на землю
Снегом опускается!
В зимнюю сказку превращается!
Снег – это тоже вода!
Такой путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан называется круговорот воды в природе. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю превратится в такие капельки!
Солнце. Жарко, Стало тише,
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже!
Молодцы ребята, как вы здорово играли!
Воспитатель: Ребята, вода может изменяться в зависимости от погоды, от температуры воздуха и времени года. Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами проверим в каком состоянии может встречаться вода в природе. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких исследователей и будем проводить опыты.
(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, садятся).
Опыты в мини лаборатории
Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
· Не шуметь – этим мы мешаем другим;
· Ничего не трогать без разрешения;
· Ничего не пробовать на вкус;
· Соблюдать осторожность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что лежит у вас на столах?
Ребенок: Подносы, салфетки, банки с водой.
Опыт 1
Воспитатель: Возьмите льдинки в руки, погрейте.
Воспитатель раздает детям льдинки. Дети берут лед в ладони.
Воспитатель: Что можно сказать про лёд?
Ребенок: Он очень холодный, твердый.
Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладони.
Ребенок: Вода.
Воспитатель: Почему лёд тает?
Дети: Потому что тепло, руки теплые.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Лед тает от тепла и превращается в воду, потому что лед – это замершая вода!
Опыт 2
Воспитатель: Бросьте льдинку в банку с водой. Что вы видите?
Воспитатель: А почему они плавают?
Дети: Они очень легкие.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Лед плавает, потому что он легче воды!
Опыт 3
Воспитатель достает снег в прозрачном мешочке.
Воспитатель: Что это? снег из чего состоит?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Коллеги, а что же такое снежинка?
Ребенок: Это замёрзшая капелька воды
Воспитатель: Возьмите понемногу снега в руки.
Воспитатель: Что происходит со снегом, когда он попадает на ладошку?
Ребенок: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Снег тает от тепла и превращается в воду, потому что снег – это тоже вода!
Физкультминутка «Ручки согреваем…»
Ручки, ручки потираем,
Ручки, ручки согреваем.
(Дети потирают одну ладонь о другую)
Не замерзнут ручки – крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
(Хлопают в ладоши)
Опыт 4
Воспитатель наливает кипяток в термокружку, над горячей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды.
Воспитатель: Коллеги, обратите внимание, у меня в руках термокружка. Она может очень долго сохранять тепло. В нее я налила горячую воду, поэтому при проведении нашего эксперимента будем очень осторожны, чтобы не обжечься. Этот эксперимент буду проводить только я, а вы внимательно смотрите.
Воспитатель: Я открываю термокружку, в которой у меня горячая вода, а в нашей лаборатории прохладно и поэтому хорошо видно пар. Я закрою кружку стеклом, чтобы наш пар не испарился в воздух. И посмотрите, что появилось на стекле? (Ответы детей) Правильно это капельки воды!
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Выводы: когда вода нагревается, то становится паром, пар, попав, на холодное стекло, остыл и опять стал водой.
Воспитатель: Сегодня мы очень много узнали о воде, провели опыты. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, три состояния воды, о которых мы сегодня узнали. (показывает картинку)
Дети: Вода бывает в твердом виде – это снег и лед. В жидком виде – это вода. И в газообразном – это пар, облако и туман.
Воспитатель: Молодцы мои юные исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению. Скажите, а что вам больше всего сегодня понравилось?
(Ответы детей)
Запомните, мои юные исследователи, очень важно беречь много воды на планете, ее надо беречь. А как мы ее можем сберечь?
Дети: Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.
Свободная беседа детей по проделанной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_attestatsiyu_2022.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Родничок» № 28
города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район
Республика Башкортостан
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: "Путешествие капельки! "
для детей старшего возраста
Составил воспитатель
старшей группы № 8:
Фатхлисламова В. В.
Ишимбай, 2022
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений;
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Совершенствовать умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
- Обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать связную речь детей, мышление, внимание, память. Развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, аккуратность при работе.
Методы и приемы:
- Приветствие;
- Сюрпризные момент;
- Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»;
- Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»;
- Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»;
- Физкультминутка «Путешествие капельки»;
- Опыты в мини лаборатории;
- Выводы детей.
Материалы и оборудование: колокольчик; глобус; стеклограм; пипетка; кисточка; картинки «Круговорот воды в природе», «Правила в лаборатории»; солнышко; халаты для детей; подносы; кленки; пластмассовые стаканчики; салфетки; льдинки; снег прозрачном мешочке; термокружка и стекло.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Прозвенел уже звоночек,
Собираемся в кружочек.
Собрались ребята в круг,
Справа друг и слева друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!!!
Воспитатель: Для того чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь предлагаю отгадать загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без… (воды)
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» . Как вы думаете почему? (Ответы детей). Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. Ребята – это глобус, маленькая модель нашей земли. Ребята, а какой формы наша планета Земля? Посмотрите как много на нем голубого цвета. Как вы думаете, что это? (показ глобуса)
Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому нужна вода?
Дети: Животным, птицам, рыбам, растениями людям.
Воспитатель: Дети, для чего нужна вода?
Дети: Мыть, стирать, купаться, поливать и т. п.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»
Воспитатель: На меня все посмотрите, слова и движения за мной повторите!
Вы слыхали о воде? «Прислушиваемся», рука возле уха
Говорят, она везде! Разводим руки в стороны
В луже, в море, в океане Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны
И в водопроводном кране, Соединить большой, указательный и средний палец вместе,
«капаем» в ладошку
Как сосулька замерзает, Соединяем ладошки «домиком» над головой
В лес туманом заползает, Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх, слегка дрожа ими
На плите у нас кипит, Прямой рукой провести линию в воздухе
Паром чайника свистит. Глубоко вдыхаем носом, на выдохе говорим «с-с-с».
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться. Имитируем движения
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить! Указательным пальцем «грозим».
Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Ребята, вода — удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Предлагаю с вами в этом разберемся. Присаживайтесь на стульчики.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Солнышко просыпается,
Воздух согревается
И с земли вода испаряется…
Капельки воды вверх поднимаются,
Тучи на небе собираются
И дождем на землю проливаются.
Дождь - это вода!
А лужа, что осталась после дождя,
Куда девается ?
Лужа в водяной пар превращается
И все, все вокруг
В тумане растворяется…
Туман это вода!
Солнышко на небе опять появляется
И вода из океана и рек тоже испаряется,
И в облако превращается!
Облако – это вода!
А сейчас зимой на землю
Снегом опускается!
В зимнюю сказку превращается!
Снег – это тоже вода!
Такой путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан называется круговорот воды в природе. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю превратится в такие капельки!
Солнце. Жарко, Стало тише,
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже!
Молодцы ребята, как вы здорово играли!
Воспитатель: Ребята, вода может изменяться в зависимости от погоды, от температуры воздуха и времени года. Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами проверим в каком состоянии может встречаться вода в природе. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких исследователей и будем проводить опыты.
(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, садятся).
Опыты в мини лаборатории
Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
· Не шуметь – этим мы мешаем другим;
· Ничего не трогать без разрешения;
· Ничего не пробовать на вкус;
· Соблюдать осторожность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что лежит у вас на столах?
Ребенок: Подносы, салфетки, банки с водой.
Опыт 1
Воспитатель: Возьмите льдинки в руки, погрейте.
Воспитатель раздает детям льдинки. Дети берут лед в ладони.
Воспитатель: Что можно сказать про лёд?
Ребенок: Он очень холодный, твердый.
Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладони.
Ребенок: Вода.
Воспитатель: Почему лёд тает?
Дети: Потому что тепло, руки теплые.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Лед тает от тепла и превращается в воду, потому что лед – это замершая вода!
Опыт 2
Воспитатель: Бросьте льдинку в банку с водой. Что вы видите?
Воспитатель: А почему они плавают?
Дети: Они очень легкие.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Лед плавает, потому что он легче воды!
Опыт 3
Воспитатель достает снег в прозрачном мешочке.
Воспитатель: Что это? снег из чего состоит?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Коллеги, а что же такое снежинка?
Ребенок: Это замёрзшая капелька воды
Воспитатель: Возьмите понемногу снега в руки.
Воспитатель: Что происходит со снегом, когда он попадает на ладошку?
Ребенок: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Снег тает от тепла и превращается в воду, потому что снег – это тоже вода!
Физкультминутка «Ручки согреваем…»
Ручки, ручки потираем,
Ручки, ручки согреваем.
(Дети потирают одну ладонь о другую)
Не замерзнут ручки – крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
(Хлопают в ладоши)
Опыт 4
Воспитатель наливает кипяток в термокружку, над горячей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды.
Воспитатель: Коллеги, обратите внимание, у меня в руках термокружка. Она может очень долго сохранять тепло. В нее я налила горячую воду, поэтому при проведении нашего эксперимента будем очень осторожны, чтобы не обжечься. Этот эксперимент буду проводить только я, а вы внимательно смотрите.
Воспитатель: Я открываю термокружку, в которой у меня горячая вода, а в нашей лаборатории прохладно и поэтому хорошо видно пар. Я закрою кружку стеклом, чтобы наш пар не испарился в воздух. И посмотрите, что появилось на стекле? (Ответы детей) Правильно это капельки воды!
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Выводы: когда вода нагревается, то становится паром, пар, попав, на холодное стекло, остыл и опять стал водой.
Воспитатель: Сегодня мы очень много узнали о воде, провели опыты. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, три состояния воды, о которых мы сегодня узнали. (показывает картинку)
Дети: Вода бывает в твердом виде – это снег и лед. В жидком виде – это вода. И в газообразном – это пар, облако и туман.
Воспитатель: Молодцы мои юные исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению. Скажите, а что вам больше всего сегодня понравилось?
(Ответы детей)
Запомните, мои юные исследователи, очень важно беречь много воды на планете, ее надо беречь. А как мы ее можем сберечь?
Дети: Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.
Свободная беседа детей по проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СООБРАЗИЛИЮ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цели: Продолжать закреплять навык счёта в пределах 7, называть числа по порядку, относить последнее число ко всем пересчитанным предме...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.
Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1. Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...
Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие на ферму» для детей 3-4 года
Задачи деятельности воспитателя:1.учить находить один и много предметов: сравнивать предметы величине;2. развивать умения детей отвечать полным ответом; обозначать предметы словами: широкий ...
Конспект НОД по познавательному развитию по теме: " Путешествие в Африку" для детей старшего дошкольного возраста
Формировать у дошкольников представление о географическом расположении Африки, о взаимозависимостях животного мира и климатических особенностях среды обитания....
Конспект ООД По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по космосу» с использованием технологии: исследование в обучении, моделирование. (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект ООД "Путешествие по космосу" , расширение и закрепление знаний детей о космосе....
Конспект НОД Интегрированного занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Образовательная область «Познавательное развитие» на тему «Путешествие по сказкам»
Занятие для детей с ТНР по познавательному развитию...
Конспект Проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в страну математики» (для детей старшего дошкольного возраста)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ СОШ №10, дошкольное отделение Семицветик»...