Конспект совместной поисково-исследовательской деятельность взрослых и детей старшей группы компенсирующей направленности, проведенной в рамках «Дня открытых дверей» «Познавательные эксперименты»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель данного совместного мероприятия взрослых и детей - развитие познавательной активности детей; формирование у родителей представления об экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и её значении. Этот материал может быть интересен педагогам и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект совместной исследовательской деятельности дошкольников и взрослых. | 373.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№4 -детский сад комбинированного вида «Золотой гребешок»
Конспект совместной поисково-исследовательской деятельность взрослых и детей старшей группы компенсирующей направленности, проведенной в рамках «Дня открытых дверей»
«Познавательные эксперименты»
Подготовила: Литвинова Л. В.
Цель: Развитие познавательной активности детей. Формирование у родителей представления об экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и ее значении.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через опытно - экспериментальную деятельность;
- способствовать формированию доказательной речи;
- способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, синтез,
память, внимание);
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
- привлечь родителей к совместной с детьми образовательной деятельности;
- повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников;
- создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы;
Оборудование: буклеты, «волшебный сундучок», материал для экспериментов.
Ход СОД
Воспитатель: здравствуйте ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории!
Современная педагогика рассматривает детское экспериментирование, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Дети, по своей натуре, любознательные исследователи. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает опытно-экспериментальная деятельность.
Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Сегодня вы совместно со своим ребёнком сможете провести некоторые несложные эксперименты, а затем дома повторить их.
Все проходят к столам и садятся.
На отдельном столе стоит «волшебный сундучок», рядом ёмкость с песком.
Воспитатель: ребята, сегодня наш сказочный старичок принёс свой сундучок, как обычно наполненный чем – то познавательным и интересным для вас. Но открыть я его не смогла. (показать закрытый замок без ключа). Оказывается, старичок шёл к нам через пустыню, и потерял ключ от сундучка, где – то в песке (показать ёмкость с песком). Руками трогать песок нельзя. Там могут быть скорпионы, змеи. Это опасно. Как же нам ключ найти в песке? (гипотезы детей и родителей)
Воспитатель: «У меня есть волшебный камень, который нам поможет»
Загадка:
Этот камень не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Угадайте, не спешите
Этот камень назовите (магнит)
Достаёт варежку с магнитом.
- Как вы думаете, может ли магнитная сила проходить через предметы?
Опыт №1 «Может ли магнитная сила проходить через предметы?»
Оборудование: ёмкость с песком, рукавица с магнитом, металлический ключ.
Ход: ребёнок надевает волшебную варежку, подносит её близко к поверхности песка и достаёт ключ.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы через песок.
Воспитатель (открывает «волшебный сундучок», заглядывает в него): ребята, здесь лежат предметы для экспериментов. Хотите совершить открытие, узнать что – то интересное? (достает прозрачный стакан, бумажную салфетку, кусочек двустороннего скотча).
- Главным героем опыта сегодня будет воздух. Эти предметы вам хорошо знакомы и наверняка есть в каждом доме. Но в наших руках с ними сейчас произойдет настоящее чудо! Смотрите внимательно.
Опыт №2 «Сухим из воды».
Задача: показать, что воздух есть везде. Воздух легче воды.
Оборудование: Ёмкость с водой, пластиковый стакан, бумажная салфетка, скотч.
Ход:
Воспитатель: прикрепляем сухую салфетку на дно стакана. Убедитесь, что она абсолютно сухая (дать потрогать салфетку на дне стакана).
Всех пригласить к ёмкости с водой (демонстрация эксперимента)
- Итак, наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие (стакан с салфеткой опускается в емкость с водой так, чтобы он был полностью погружен в воду).
- Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой? (гипотезы)
Давайте проверим наши догадки. Стакан вынимается (дать возможность потрогать салфетку)
- Вот так фокус, удался! Наша салфетка вышла из воды совершенно сухой. Как же это получилось? Я уверена, что вы разгадаете секрет (родители вместе с детьми повторяют эксперимент, затем пробуют объяснить почему салфетка осталась сухой)
Вывод: мы доказали, что в стакане находится воздух, который не дал воде намочить нашу салфетку. Воздух находится всюду вокруг нас.
Все возвращаются к столам
Воспитатель: давайте посмотрим, что же еще интересного есть в сундучке?
Загадка:
На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать! (бумага)
Достаёт и раздаёт каждому ребёнку и родителям по два писчих листа.
Воспитатель: ребята, мы с вами знаем некоторые свойства бумаги. Скажите, что можно делать с бумагой?
Дети отвечают (мять, резать, рисовать, складывать, склеивать и т. д.)
- Чем мы обычно склеиваем листы бумаги? (клей, скотч, пластилин).
- Как вы думаете, можно склеить бумагу водой? (гипотезы)
Опыт № 3 «Склеивание бумаги водой»
Задача: показать, что вода обладает «склеивающим» действием
Оборудование: два листа бумаги, емкость с водой.
Ход: взять 2 листа бумаги, смочить их водой. Приложить листы друг к другу и прижать их, чтобы вышла лишняя вода. Попробовать потянуть их аккуратно в разные стороны. Не рассоединяются. (работают совместно с родителями)
Вывод: вода обладает «склеивающим» свойством для бумаги.
Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть.
Музыкальная физкультминутка «Части тела»
Все возвращаются за столы
Воспитатель: давайте ещё раз заглянем в сундучок (достаёт из сундучка листы писчей бумаги, игрушечные маленькие машинки, пластиковые стаканчики)
- Как вы думаете, можно ли из бумаги сделать прочный мост для наших машин? (дети и родители выдвигают свои гипотезы)
Опыт № 4 «Мостик из бумаги»
Цель: расширение представлений детей о физических свойствах бумаги;
Оборудование: писчая бумага, маленькие машинки, пластиковые стаканчики без воды (для опоры моста).
Ход: каждый за своим столом пробует положить лист бумаги на стаканчики и поставить на мостик машинку. Все приходят к выводу: простой лист бумаги не выдерживает тяжести автомобиля, он прогибается и рушится.
Воспитатель: предлагаю провести эксперимент, в результате проведения которого мы увидим, что даже 1 лист писчей бумаги может быть прочным. Для этого необходимо сложить лист бумаги «гармошкой» (показ).
Дети совместно с родителями складывают. Ставят машинку на мостик, она проезжает по мостику.
- А как вы думаете, стакан с водой выдержит такой мостик? (гипотеза, эксперимент)
Вывод: если бумага сложена «гармошкой», то именно такая конструкция моста выдерживает вес автомобиля. Во время складывания создаются рёбра жёсткости, которые придают прочность конструкции.
Воспитатель: ребята и уважаемые гости, хотите увидеть прямо сейчас бурлящую лаву? (достаёт из сундучка прозрачную вазу)
- Что будет, если положить в воду сахар и размешать? (ответы детей). Да, он растворится. Если положить в воду соль? (тоже растворится). Но есть такие вещества, которые не растворятся в воде. Например, растительное масло. Вот оно нам и пригодится для эксперимента.
Опыт № 5 «Бурлящая лава»
Цель: познакомить детей с веществами разной плотности и их взаимодействием, вызвать положительные эмоции.
Оборудование: высокая прозрачная емкость, вода, масло растительное, краситель, пипетка, шипучая таблетка, магнитофон, аудиозапись мелодии для релакса.
Ход:
Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости, остальные 1/3 заливаем маслом. Можно взять ровные пропорции, будет только зрелищнее.
Капнуть несколько капель жидкого красителя (сыпучий компонент лучше предварительно развести в воде). Краситель предложить капнуть детям. Так как масло легче воды, оно будет находиться вверху и не смешиваться с водой. Если немного помешать их палочкой, то можно устроить бурю из мелких-мелких шариков внутри. Потом добавим таблетку. Дети и родители наблюдают за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой. Звучит музыка.
Вывод: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности воды. Значит, если жидкости имеют разные плотности, они между собой не перемешиваются.
Воспитатель: на этом наше путешествие в мир открытий сегодня завершается. Ребята, что нового вы узнали? (ответы детей).
- Скажите, уважаемые родители, вам взрослым, понравилось находиться в качестве экспериментаторов? Теперь представьте, как это нравится вашим детям, ведь они еще маленькие и только - только познают этот мир!
Уважаемые родители, я благодарю вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах! Поддерживайте интерес детей к открытиям и экспериментируйте вместе с ними!
Вручение родителям буклетов «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебная книга сказок» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)
Конспект итогового мероприятия учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (дети с ТНР)...
«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)
«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)...
Конспект совместной художественно - творческой деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья"
Воспитание у детей положительного взаимоотношения в семье....
План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....
Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности «Петушок, петушок золотой гребешок…»
Оптимальной формой сотрудничества педагога и детей является совместная партнерская деятельность. Она реализуется через организацию различных видов детской деятельности, направленна на решение образова...
Конспект открытого занятия (НОД) в подготовительной группе компенсирующей направленности, проведенного в рамках смотра- конкурса педагогического мастерства-2019 «Организация деятельности с детьми в условиях требований ФГОС ДО».
Современные дети живут в сложных социокультурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психолог...
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Транспорт» для детей старшей группы компенсирующей направленности V вида
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Транспорт»для детей старшей группы компенсирующей направленности V вида...