Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ технологий «Как человек победил темноту»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Жардимова Елена Дмитриевна

Возрастная группа: средняя

Увлекательное занятие познавательного  характера. Благодаря использованию эвристических методов и приёмов, дети думают, рассуждают, делают самостоятельные выводы.

Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий, простейших умозаключений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_evrist._poznanie_sr.gr_.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ технологий «Как человек победил темноту»

Возрастная группа: средняя

Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий, простейших умозаключений.

Задачи:

Образовательные:

        Уточнить представления об источниках света, его назначении;

        Дать понятие об особенности строения рукотворных источников света: торшера, бра;

        Дать представление об осветительных приборах древности.

Развивающие:

        Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения для них;

        Формировать интерес к истории предметов быта;

        Формировать умения выполнять действия по сигналу, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Воспитательные:

        Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам.

 

Ход занятия

Организационный момент: Дети  с воспитателем заходят в зал, здороваются с гостями,  становятся в круг.

Воспитатель: Я очень хочу вас  кое с кем  познакомить, а вы хотите?

Появляется игрушка.

Воспитатель: Вот, ребята, это мой хороший друг, зовут его Филя. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся. А что нужно говорить, когда ты знакомишься? Вы знаете?

Дети ( Здравствуй, Филя, меня зовет Настя…)

Дети вместе с воспитателем садятся в круг на коврике.

Воспитатель : Филя, расскажи нам, как ты к нам забрел? Разве ты тоже ходишь в детский сад?

Филя: Нет, что вы, я не хожу в детский сад. Я, просто, шел мимо в гости  к   своему другу Степашке. А на улице сегодня, холодно, все заснежено. Я замерз и решил к вам зайти погреться… Я вообще не люблю зиму: мне не нравится когда мерзнут хвост и лапы.

 

Противоречия.

Слайд-зима №1

Воспитатель: Значит зима-это плохо, Филя?

Филя: да, конечно !

Воспитатель: А вы как считаете, ребята? Почему зима –это плохо? Дети высказывают свои варианты.

Зима –это ещё и очень даже хорошо, почему? Дети высказывают свои варианты.

Какой же мы сделаем вывод? ( Стараюсь ,чтобы дети сами сделали вывод). Вывод: Зима –это и хорошо и плохо одновременно.

Слайд-лето №2

Филя: Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто, где отдыхал.( Рассказы детей.

Воспитатель: Действительно, многие из нас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки – это хорошо, потому что…

Дети высказывают свои варианты.(Там от воды прохладно, можно искупаться, позагорать, отдохнуть,  рыбу половить)

Филя: Но отдых у реки – это и плохо. (Обижается и отворачивается)

Воспитатель: Почему?(Филя не отвечает) Как вы думаете , ребята, почему отдых у реки- это плохо?

Дети высказывают свои варианты. (если долго не выходить из воды, можно замёрзнуть и заболеть, можно утонуть, можно наглотаться грязной воды, можно испачкаться грязью, испачкать одежду , вечером на речке много комаров-они кусают и др.)

Воспитатель: Как вы думаете , ребята, что Филе могло не понравиться?

Расскажи нам, Филя!

Филя: Летом мы со Степашкой отправились на  рыбалку. Когда стемнело, нам стало страшно, холодно и грустно.

Воспитатель: Что же нужно было сделать  Филе со Степашкой?

Дети высказывают свои варианты. Воспитатель заостряет внимание на ответе- разжечь костер)

Филя: Мы  так и сделали.  Но свет разбудил птиц, насекомых, рыб, деревья, траву. Они стали выражать своё недовольство, и мы снова огорчились.

Воспитатель: Ребята, а что надо было сделать, чтобы не донимали комары и птички не чирикали громко, чтобы ветер не задувал костер?

Дети высказывают свои варианты. Воспитатель подводит к тому, что нужно затушить костёр и забраться в палатку)

(предлагаю детям вместе с Филей забраться в палатку)

Филя: но ведь в палатке темно!

Воспитатель: Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен.  

Филя: О, надо было костер в палатке разжечь!

Ребята, как вы считаете, костёр в палатке – это хорошо или плохо?  Дети высказывают свои варианты.

Воспитатель:  костёр в палатке – это очень плохо! Почему?

Дети высказывают свои варианты. (можно обжечься, можно задохнуться  дымом от костра, может случиться пожар, будет мало места и др.)

Какой же мы сделаем вывод? Костер в палатке это плохо, разводить костёр в палатке ни в коем случае нельзя, это опасно для жизни! Запомни это,Филя!

Воспитатель: А что вы могли бы предложить Филе для освещения палатки.

Дети высказывают свои версии.(одна из них-фонарик) (Включаем фонарик).

(Даю детям возможность каждому попробовать включить и выключить фонарик)

Выбираемся из палатки. Встаём в круг.

Воспитатель: Ребята, а что делать ,если вдруг в комнате стало темно и ничего не видно. Что делать? Как искать фонарик? Дети высказывают свои версии. (подвожу детей к версии , что находить предметы приходится  на ощупь)

Филя: а вы хорошо умеете узнавать предметы на ощупь? Это мы сейчас проверим!

Достаем чудесный мешочек.

Игра «Угадай предмет на ощупь»

Филя: А как же жили люди, когда у них не было фонариков и никаких других осветительных приборов?

Воспитатель: Давайте обратимся к нашему волшебному  экрану, он –то все знает! Все нам покажет.

 

Слайд-шоу «Как появилась электрическая лампочка»

Слайд  «Солнце». До того как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

А как  же люди научились добывать огонь?

Слайд «Как люди научились добывать огонь?» (видео)

Слайд«Костёр». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал для него и светом, и теплом.  Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников. Человек научился жарить на огне мясо животных.

Слайд  «Факел»….. 

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился факел. Позже человек догадался обматывать факел паклей, чтобы пламя было ярче.

Предлагаю подойти к столу и даю возможность рассмотреть факел.

Слайд «Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. (Можно бы поставить расщеплённое полено, чтобы дети сами смогли отщепить щепку от полена и рассмотреть её)

Предлагаю подойти к столу и даю возможность рассмотреть лучину (восп-ль  зажигает её (обязат-но поставить посуду с водой)-дети наблюдают) .Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар, потому что от нее мог отвалиться кусочек...

Слайд«Лампада». Однажды кто-то придумал поджечь смоченный в гусином жире кусочек шерсти…Так появились лампады.

Предлагаю подойти к столу и даю возможность рассмотреть лампаду, как она горит.

Слайд «Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечки, которые горели дольше лучины и лампады.

Предлагаю подойти к столу и даю возможность рассмотреть свечку (каждому свечу). Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

Воспитатель. Свеча это удобно (зажечь свечу, понаблюдать, как горит) (легко зажечь, долго горит , мало копоти), но мы знаем что в каждом предмете есть противоречия, давайте подумаем, почему не удобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, даёт мало света.

Слайд «Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становится безопасным. Предлагаю подойти к столу и даю возможность рассмотреть лампу , пробуем зажечь, убавить, прибавить огонь, обратить внимание на запах и копоть.

Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа? А чем неудобной?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

Садимся на стульчики.

Слайд «Электрическая лампочка». Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Она гораздо безопаснее , чем осветительные приборы с огнем!

Слайд «Светильники»

 Теперь в наших домах много разных красивых светильников. Давайте их назовём.

Слайды

Воспитатель: Молодцы! Правильно. К осветительным приборам относится даже разноцветная гирлянда, которой мы украшаем ёлку, а также карманные фонарики.

Ребята, и ты,Филя, запомните, что без разрешения взрослых осветительные и любые другие  приборы детям трогать нельзя.

Филя: Ой, ребята! Я совсем запутался, чтобы мне в доме было светло,  я собрал кучу осветительных приборов! Но боюсь что –то перепутать…

Показывает детям карточки, на которых в середине листа изображена комната, вокруг осветительные приборы (лампа, торшер, люстра, уличный фонарь, бра, фонарик, факел, свеча, спички – это к примеру).

Воспитатель: Ребята, сколько у Фили разных осветительных приборов!  Что можно включить? Что будет безопасно для дома?

Поможем Филе зажечь правильное освещение в доме?

Дети разбиваются на две команды (команда девочек и команда мальчиков). Соединяют линией  безопасные осветительные приборы с комнатой).

Дети рассматривают. «Отправляют» в дом электрические приборы.

После выполнения задания меняются местами и проверяют правильность выполнения задания друг другом.

Затем проверяем правильность выполнения задания на экране.

Филя: Спасибо Вам ,ребята!!!

Дома в комнате моей

Вижу множество друзей -

Из пластмассы и железных

Мне для света, например, -

Служат люстра и торшер.

Лампа на столе – читать,

А ночник – ложиться спать.

Фонарик – всем дорогу освещать,

А гирлянда в Новый год

Будет ёлку украшать…

Спасибо вам ребята! Не зря я к вам зашел! Пойду и обо всем сейчас Степашке расскажу! До свидания, друзья.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу.

Мы с вами знаем , что во всех предметах и событиях есть хорошее и плохое.

Как вы думаете для Фили и для вас, ребята, наше занятие было полезным?

Что интересного вы сегодня узнали?

А что Вам не понравилось?

Я очень надеюсь, что хорошего в нашей встрече  всё таки было больше. Всем спасибо.До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»

Задачи:1.     Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2.     Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....

План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»

Задачи:1.     Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2.     Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....

Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по   познавательному развитию  с использованием элементов ТРИЗ  в подготовительной   группеТема: ««Встре...

Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по   познавательному развитию  с использованием элементов ТРИЗ  в подготовительной   группеТема: ««Встре...

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ-технологии, игрового пособия «Дары Фребеля»

Тема : Юные исследователи Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия; дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (а...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием элементов Триз -технологии

Конспект занятия предназначено для детей старшей группы...