План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Задачи:
1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.
2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.
3. Познакомить детей об одном из главных отличий человека от животных – наличие рук и их разнообразные возможности.
4. Упражнять в умении во время беседы использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения.
5. Развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей.
6. Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых и своих сверстников.
Образовательные области: «Познавательное развитие», ««Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Материал:
- иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны»,
- иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарный, полицейский),
- картинки (предметы по профессиям),
- схемы деятельности помощника воспитателя,
- фонограмма песни «Будем мы белье стирать»,
- элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы),
- жетончики-пословицы,
- цветы красного, желтого и синего цветов.
Герой: мальчик из старшей группы Максим (лентяй).
Предварительная работа:
- беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии;
- беседа о профессиях;
- дидактическая игра «Профессии»;
- чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;
- наблюдение за работой помощника воспитателя;
- работа со схемами (ТРИЗ технологии);
- разучивание песни «Будем мы белье стирать»;
- заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»;
- знакомство с пословицами
.Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
игровая | Игры «Да - нет» «Расскажи о профессии» «Вопрос - ответ» «На что похоже» |
социально-коммуникативная | Беседа о сотрудниках детского сада Чтение стихотворения «Кающийся лентяй» Рассказывание пословиц и поговорок Объяснение последовательности выполнения задания Чтение стихотворения В.Брюсова «Работа»: |
двигательная | Физкультминутка «Будем мы бельё стирать» Драматизация стихотворения С.Михалкова «Важные дела» Рефлексия «Цветочная поляна» |
Познавательно-исследовательская | Поисковые вопросы Рассматривание иллюстраций из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны». Рассматривание иллюстраций из цикла «Профессии разные нужны, профессии всякие важны» |
Методы и приемы
1. Чтение художественного произведения
2. Беседа
3. Рассказ педагога
4. Рассказ детей
5. Игра
6. Демонстрация картин
7. Упражнение на рефлексию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОД важные дела | 175.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста
по познавательному развитию
с использованием элементов ТРИЗ технологии
Тема: «Важные дела»
Подготовила и провела:
Елистратова Вера Васильевна
Тольятти, 2014
Задачи:
- Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.
- Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.
- Познакомить детей об одном из главных отличий человека от животных – наличие рук и их разнообразные возможности.
- Упражнять в умении во время беседы использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения.
- Развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей.
- Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых и своих сверстников.
Образовательные области: «Познавательное развитие», ««Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Материал:
- иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны»,
- иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарный, полицейский),
- картинки (предметы по профессиям),
- схемы деятельности помощника воспитателя,
- фонограмма песни «Будем мы белье стирать»,
- элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы),
- жетончики-пословицы,
- цветы красного, желтого и синего цветов.
Герой: мальчик из старшей группы Максим (лентяй).
Предварительная работа:
- беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии;
- беседа о профессиях;
- дидактическая игра «Профессии»;
- чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;
- наблюдение за работой помощника воспитателя;
- работа со схемами (ТРИЗ технологии);
- разучивание песни «Будем мы белье стирать»;
- заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»;
- знакомство с пословицами.
Информационные ресурсы:
- Международный образовательный портал http://www.maam.ru
-интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
- интернет-портал Сайт для воспитателей детских садов http://dohcolonoc.ru
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
игровая | Игры «Да - нет» «Расскажи о профессии» «Вопрос - ответ» «На что похоже» |
социально-коммуникативная | Беседа о сотрудниках детского сада Чтение стихотворения «Кающийся лентяй» Рассказывание пословиц и поговорок Объяснение последовательности выполнения задания Чтение стихотворения В.Брюсова «Работа»: |
двигательная | Физкультминутка «Будем мы бельё стирать» Драматизация стихотворения С.Михалкова «Важные дела» Рефлексия «Цветочная поляна» |
Познавательно-исследовательская | Поисковые вопросы Рассматривание иллюстраций из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны». Рассматривание иллюстраций из цикла «Профессии разные нужны, профессии всякие важны» |
Методы и приемы
- Чтение художественного произведения
- Беседа
- Рассказ педагога
- Рассказ детей
- Игра
- Демонстрация картин
- Упражнение на рефлексию
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемый результат |
Мотивационно-целевой | Педагог сообщает детям: - Ребята, к нам сегодня пожаловал мальчик из старшей группы - Максим. Он пришел в группу, улегся набок и сказал, что он ничего не хочет и не любит делать. Максим только обещает стать трудолюбивым, а на самом деле у него это никак не получается. Чтение стихотворения «Кающийся лентяй» Каждый год он на лень свою злится: -Через год перестану лениться! Каждый месяц себе он клянется: -Через месяц работа начнется! Каждый день он себе заклинает: -Завтра новую жизнь начинаю! Каждый час говорит он, вздыхая: -Все, последний часок отдыхаю! Исправляется с каждой минутой, Но работа стоит почему-то. | Дети обращают внимание на мальчика из старшей группы - Максима Дети слушают внимательно стихотворение | Ориентирование на интерес к образовательной деятельности Формировать умение оценивать поведение другого человека |
Содержательно-деятельностный | Педагог сообщает детям, что каждому человеку необходимо трудиться, ведь именно труд приносит пользу и делает человека красивым и спрашивает детей: - Как вы думаете, без чего человек не может жить? А еще человек не может жить без труда. Давайте поможем это понять нашему гостю Максиму. В лесах на горах, у морей и у рек – Повсюду мы братьев найдем. Везде, где русский живет человек, Он Родину славит трудом… Рассматривание иллюстраций из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны». Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации и проводит беседу с детьми «для чего нужны руки?» Рассматривание иллюстраций из цикла «Профессии разные нужны, профессии всякие важны» (взято с образовательного портала http://dohcolonoc.ru) Педагог предлагает посмотреть на иллюстрации и рассказать мальчику Максиму, какую пользу приносят люди разных профессий. Игра «Расскажи о профессии» Педагог сообщает детям, что для каждой профессии нужны специальные предметы и предлагает проверить всё ли здесь правильно? Игра «Да - нет» (ТРИЗ) Педагог спрашивает у детей знают ли они кем работают их родители? ((Приложение 1) Физкультминутка «Будем мы бельё стирать» (взята с образовательного портала http://www.maam.ru ) 1. Будем мы белье стирать, сжимают пальчики в кулачки и разжимают Крепко пальчики сжимать. имитируя стирку белья Чистым станет все белье: И мое, и твое. Припев: Влево – вправо, влево – вправо, поочередно сгибают и разгибают Вверх и вниз, вверх и вниз. руки в локте Влево – вправо, влево – вправо Чистота – вот наш девиз! 2. А теперь пора отжать, имитация отжимания белья Крепче пальчики сжимать. Чистым станет все белье: И мое, и твое. 3. Чтоб повесить – все встряхну, имитация встряхивания белья И прищепкой защипну. Дует ветер на белье, На мое, и твое. Беседа о сотрудниках детского сада Педагог интересуется у детей о людях, которые трудятся в детском саду? О помощнике воспитателя. Игра «На что похоже» (ТРИЗ) (Приложение 2) Педагог предлагает детям рассмотреть карточки-схемы, обозначающие различную деятельность помощника воспитателя, выбрать и отгадать значение каждой Игра «Вопрос - ответ»(ТРИЗ) Педагог показывает картинку и задает к ней вопрос, дети отвечают «что это?», « где находится?» и «какое назначение?» (Приложение 3) Драматизация стихотворения С.Михалкова «Важные дела» - Я без работы не сижу – Сама в руках утюг держу. - Я тоже дома, чем могу, На кухне маме помогу! - Сегодня бабушка больна, Я дать лекарство ей должна. - Мы разбиваем огород. У нас немало с ним хлопот. - Цыплята наши есть хотят, Мы накормить должны цыплят. - Я собираю семена, Корзинка, кажется, полна. - В лесу мы бродим целый день, И нагибаться нам не лень. - Немало дела детворе! В труде живем, не тужим мы. Дела есть дома, во дворе, А, главное – вот здесь, в «Кораблике». Рассказывание пословиц и поговорок (взято с образовательного портала http://nsportal.ru) Педагог показывает детям условные цветовые модели, обозначающие пословицы. * Хорошо трудиться – каждому пригодится.
Чтение стихотворения В.Брюсова «Работа»: (Кира И.) Великая радость – работа В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета, - Все счастье земли – за трудом! | Дети предлагают свои варианты ответов Дети внимательно рассматривают иллюстрации Дети отвечают Дети рассматривают иллюстрации и комментируют их Дети поочередно называют профессии и говорят о назначении данного труда Дети перечисляют необходимые предметы для каждой профессии, находят ошибки Дети поют песню «Будем мы белье стирать», изображая ее содержание Дети выполняют движения в соответствии с текстом Дети беседуют с педагогом Дети рассмат- ривают карточки-схемы и отгадывают значение каждой Дети поочередно отвечают на вопросы педагога Дети выбирают необходимые атрибуты для своей роли и выполняют действия согласно тексту стихотворения Дети поочередно преподносят ленивому мальчику Максиму условные жетончики и произносят пословицы Дети внимательно слушают стихотворение | Познакомить детей об одном из главных отличий человека от животных – наличие рук и их разнообразные возможности Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий Упражнять в умении во время беседы использовать в речи использовать грамматически правильные распространенные предложения Снятие напряжения с мышц шеи, лица и рук Закрепить знания детей о значении труда в жизни человека Закрепить положительное отношение детей к труду, к работе Развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых и своих сверстников Закрепить положительное отношение детей к труду, к работе Закрепить знания детей о значении труда в жизни человека |
Оценочно-рефлексивный | Рефлексия «Цветочная поляна» Педагог предлагает детям посадить на полянку красные цветочки - если им сегодня было интересно, если им нравится трудиться. А если нравится и не нравится – то жёлтые цветочки. И если было неинтересно, скучно -посадить синие цветочки. | Дети обдумывают свой выбор и сажают цветочек нужного цвета | Ориентирование на значимость проводимой деятельности и осознание своего отношения |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
Задачи:1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ НА ТЕМУ: «БАНКА ВАРЕНЬЯ ДЛЯ КАРЛОСОНА»»
КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ НА ТЕМУ: «БАНКА ВАРЕНЬЯ ДЛЯ КАРЛОСОНА»»...
Конспект совместной организованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию «Морское приключение»
Игра-приключение для детей средней группы (4-5 лет) в подводном царстве....
Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию "загадки вокруг меня"
Конспект занятия с детьми среднего возраста по познавательному развитию....
Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию "Таинственные кудесницы"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному и художественно-эстетическому развитию.
Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки. Расширять знания детей об исконно-русском промысле - дымковской игрушке.Воспитывать интерес к народной игрушке, к русскому народном...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Удивительный воздух »
Цель:развивать у детей представления о свойствах воздуха путём эксперентирования....