Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у феи Волшебства».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корягина Наталья Николаевна

Цель данного занятия: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

                                                               

Конспект

непосредственно-организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В гостях у феи Волшебства».

Подготовила:

воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности

для детей с нарушением речи

 Корягина Наталья Николаевна.

2022 г.

Тема: «В гостях у феи Волшебства».

Форма проведения: игра-путешествие.

Место проведения: групповое помещение.

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать  логическое мышление.
  • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
  • Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
  • Познакомить со свойствами воды.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Коррекционные:

  • Упражнять в правильном построении предложений;
  • Совершенствовать навыки правильного грамматического строя речи, связную речь;
  • Автоматизировать поставленные звуки.

Предварительная работа:

  • Работа с наглядными материалами;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные)

Методы:

Игровой: игровые упражнения.

Наглядный: опыты, эксперименты, использование средств мультимедиа, макет вулкана, миска с молоком.

Практический: выполнение заданий, работа с иллюстративным материалом, физминутка, исследование предметов.

Словесный: объяснение, беседа, ответы детей, художественное слово

Материалы и оборудование: 

  • свиток с волшебной палочкой,
  • воздушный шар,
  • игрушка Фея цветов,
  • поднос с водой,
  • набор бумажных цветов,
  • мешочек с крупами,
  • сито,
  • миска для просеивания манки,
  • кукла Балерина,
  • молоко,
  • тарелки по количеству детей,
  • пищевые красители,
  • ватные палочки,
  • жидкое мыло,
  • воздушные шары,
  • сода,
  • уксус,
  • пластиковые бутылочки,
  • макет вулкана и реактивы (сода, уксус),
  • краски,
  • волшебное семя,
  • ведерко с землей,
  • лейка,
  • изображение цветущего дерева,
  • веселые и грустные волшебные человечки.

Интегрируемые образовательные области: 

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Социально - коммуникативное развитие,

Физическое развитие.

Современные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (обеспечение социально-психологического благополучия ребенка)
  • технология исследовательской деятельности (опыты, экспериментирование)
  • информационно-коммуникационные технологии
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы  поддержки

детской   инициативы

1 часть – вводная

Цель: организация детей на предстоящую деятельность с помощью игрового  момента, настрой детей на  предстоящую  деятельность.

Создание образовательной ситуации

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Внимание! Внимание!

Дорогие гости,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

– Посмотрите, что это лежит на полу?

– Давайте посмотрим, что это.

- Ребята, на волшебной палочке есть надпись!!! Это же палочка Феи Волшебного города. Наверное, она ее обронила. И теперь не может ее найти. Нам срочно нужно найти ее хозяйку. Согласны? Отправляемся в путь.

-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик). Встаньте в круг вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за руки. 

-Ребята, посмотрите вот мы и оказались в Волшебном городе.

Фея: - Что же делать? Что же будет с моим Волшебным городом? Как же я буду управлять Волшебным городом без волшебной палочки?

В: - Ребята, посмотрите, вот мы и нашли владельца палочки. Фея, не расстраивайся! Мы нашли твою палочку и принесли ее тебе.

Фея: - Спасибо, вам ребята. За это я приглашаю вас в путешествие по Волшебному городу.

Дети здороваются

Дети стоят рядом с воспитателем  полукругом.

Ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю.

Это волшебная палочка.

Идут по кругу и говорят слова

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям в Волшебный город, шарик золотой.

Где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас, заверти и в Волшебный город нас отнеси.

Осуществляется эмоциональный положительный настрой на предстоящую деятельность.

Воспитатель поддерживает интерес детей

Преподношение неожиданного сюрприза.

Воспитатель поддерживает интерес детей к дальнейшей деятельности

На экране появляется Волшебный город и Фея

2 часть – основная

Цель: формирование познавательной активности через экспериментальную деятельность

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым

Фея: - Начнем мы путешествие с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея Цветов. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

  

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

 

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Фея: - За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов дарит вам по одному «волшебному» цветку

В. - Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

1. Опыт «Цветок расцвел»

-Опустите цветы в воду и понаблюдайте, что с ними произойдет

-Как вы думаете, почему цветы распустились?

Фея: - Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. 

Интересно узнать, что в этом мешочке

 - Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

2. Опыт «Поможем Золушке»

Фея: - Да, работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством? (взмах палочки) , (появляется сито).

В: - Знаете, что надо делать?

-Почему так можно разделить крупы?

Фея: - Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наша Фея Балеринка снова танцует. Она умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча-ча-ча!

У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность.

-Расскажите, что вы любите больше всего?

Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Балеринка очень любит молоко.

В: - Давайте поговорим немного о молоке.

1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

2. Кто дает нам молоко?

3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?

4. Какое молоко называют «парным молоко»?

5. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

Фея: - А наше молоко не только умеет «бегать», но еще и «танцует». Пока Балеринка репетирует, оно потихоньку танцует.

В:- Так как мы находимся в Волшебном городе, то все здесь волшебное. И даже любимое Балеринкино молоко. Я предлагаю вам подойти к столу, и мы будем учиться волшебству.

3.Опыт «Танцующее молоко».

В: - Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось?

-Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».

 - Почему так получилось, как вы думаете?

 - Красивый узор у вас получился?

- На что похоже?

 - А сейчас немного отдохнем.

Пора и нам размять свои ножки и станцевать.

Физкультминутка (на экране)

Фея: - На этом волшебство не заканчивается. Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. А у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать.

В: - Но это не беда! Ребята, давайте  поможем волшебнику Громушке надуть шары.

4. Опыт «Надувание шарика».

 В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

-Вот мы и помогли надуть волшебнику Громушке шары.

Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы.

-Как вы думаете, почему?

Нам же не стоит волноваться.

В: - Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

5. Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Фея: - Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

В: - Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.

Одуванчик.

Колокольчик.

Ромашка. 

Дети получают бумажные цветы

Ответы детей

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками.

В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».

Дети идут дальше и находят мешочек

Дети раскрывают мешочек, в нем смесь манки и гороха)

Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.

Просеять крупу.

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

Ответы детей

из сказок

корова, коза.

Корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики,  киты, дельфины.

Это молоко, которое только что дала корова.

Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.

Дети вместе с воспитателем проводят опыт

ничего

В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.

на радугу, на небе облака, гром, северное сияние

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дети внимательно наблюдают за проведением опытов

Ответы детей

На цветке карточки с загадками

Осуществляется общение детей с взрослым

Создание условий для проведения опытов и экспериментов.

Осуществляется общение детей с взрослым

3 часть – заключительная

Цель:

- игровой анализ занятия (итог); оценка результатов деятельности детей;

- плавный выход детей из организованно - образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

Подведение итогов, деятельности.

Фея-: Наше путешествие по Волшебному городу подходит к концу.

В: - Осталось еще одно важное дело. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Объясните мне немного,

Если знаете ответ.

Почему считает кто-то,

Что чудес на свете нет.

Если семечко живое

Посадить и поливать -

Будет дерево большое,

Надо только подождать!

В: - Ребята, у меня есть волшебное семя. Давайте в память о нашем путешествии мы посадим его, а когда вернемся в детский сад, будем ухаживать за ним и наблюдать за его ростом.

(Воспитатель берет в руки ведерко с землей и «сажает» семя, поливает из лейки и показывает на изображение цветущего дерева на стене.)

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

В: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад и прощаться с Феей.

Фея: - До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства. А в память о нашей встрече я подарю вам раскраски с нашими героями.

В: - Вспомним наши волшебные слова:

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прямо в детский садик, садик  наш родной.

Закружи нас, заверти и в детсад нас отнеси.

В: - Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?

- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают человечка по настроению.

В: - А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы уходя?

дети благодарят Фею и прощаются с ней

Ответы детей

Плавный вывод детей из образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

-Ребята, кто желает посмотреть то, что вам передала Фея?

-Когда вы раскрасите, мы с вами обязательно напишем письмо Фее и отправим ваши работы.

Дети берут раскраски и в самостоятельной деятельности раскрашивают

Создание условий для самостоятельной деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимние гости» 1-я младшая группа

Цель:  Продолжать расширять и уточнять знания детей о признаках времени года зима.Накапливать и обогащать знания детей о зимующих птицах.                 ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебство математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию в средней группеТема: «Волшебство математики»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у Марьюшки»

Конспект НОД по познавательному развитию " Вгостях у Марьюшки".  старший дошкольный возрастУ детей сформируются представления о жизни,  быте и традициях  коренных жителях Устьянского ра...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "В гости к ежику"

Конспект образовательной деятельности "В гости к ежику" поможет закрепить знания по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Волшебство бересты"

Конспек для знакомства с русской культурой и бытом.Расширяем и уточняем представление детей о русской берёзе и бересты....