Образовательная деятельность по окружающему миру: "Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кувшинова Екатерина Витальевна

Вашему вниманию представляется конспект открытого занятия по окружающему миру, для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Русская изба" 

Тема является актуальной. История нашей Родины, развитие патриотизма в молодом поколении и любовь к своим традициям и обычаям, вот, что несет в себе данный конспект. Всгда увлекательно и интересно окунуться в прошлое, узнать жизнь и быт наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_russkaya_izba.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД. П. НОВОПУШКИНСКОЕ»

п. Новопушкинское Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

интегрированной образовательной деятельности по окружающему миру на тему: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

                                                        Воспитатель:

                                                            Кувшинова Е.В.

2024 год

Конспект интегрированной образовательной деятельности по окружающему миру на тему: «Русская изба»

Образовательная область: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Цель: формирование интереса и любви к традициям русского народа и представление детей о старинном русском быте.

Задачи:

- познакомить детей с русской избой, с предметами русского быта (печь, самовар, чугунок, ухват, горшок и т.д.); обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами.

- формировать социально-коммуникативные умения с помощью народного творчества, вызвать эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интереса к русскому фольклору.

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Виды детской деятельности: познавательная, речевая, игровая, двигательная,  художественно-эстетическая.

Материалы и оборудование:

- «музей-выставка» (с предметами быта: печь, лавка, дорожка, скатерть, лапти, сундук, самовар, прялка, керосиновая лампа, одежда, колыбель и т.д.);

- русский народный костюм;

- материалы для работы с тестом (доски для лепки, стеки, влажные салфетки);

- тесто соленое;

- деревянные ложки;

- баранки;

- иллюстрации к русским народным сказкам.

Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народа, с предметами быта, домашней утвари, чтение русских народных сказок.  

Методы и приёмы: игровые, словесные, вопросы к детям, использование загадок, словарная работа и активизация словаря.

Планируемый результат:

  1. Дети принимают активное участие в беседе с воспитателем.
  2. Знают и называют предметы русского быта.
  3. Проявляют интерес и уважение к традициям и истории русского народа.

Ход развлечения

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

                                                     Вводная часть

Воспитатель (далее хозяюшка)Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть в моей горнице. По русскому обычаю с поклоном вас встречаю. Милости прошу в мою избу. Я –хозяйка этого дома. Проходите, поглядите, как я живу.

Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Хозяюшка:  Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?

- правильно!

- Если мы живем в России, то значит нас как называют? 

 А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались Русиче. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Хозяюшка: 

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

Красный цвет раньше означал почет и уважение.

(Звучит русская народная мелодия,

 дети входят в музей «русскую избу», под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки.)          

(кланяются).

Дети: Россия

Дети: россияне

(дети проходят и присаживаются на лавочку).

Основная часть

Хозяюшка:

Что ж, садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Хозяюшка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и посуда. Изба была теплой, в ней можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Люди приходили домой отдохнуть и набраться сил.

В каждом доме была самая нарядная и красивая комната – горница. В ней было принято принимать гостей.

Хозяюшка: - Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

«Летом спит, зимой горит.

Рот открывает, что дают – глотает» (печь)

Хозяюшка: - правильно!

- Давайте подойдем к печи и рассмотрим ее повнимательнее.

Хозяюшка: - В старинной русской горнице половину места занимала печь.

- Печь - это сердце дома. Печь кормила семью и обогревала дом, к печи делали лежанку на которой спали малые дети и старики, а так же сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица.

Хозяюшка: -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

- Правильно! А еще люди пекли калачи, это изделия из теста, которые кушали потом в прикуску с чаем.

Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь калачи к чаю.

- Поможете мне?

Хозяюшка: Ребята, прежде чем мы приступим к лепке калачей, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

«Тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем, (Сжимают и разжимают кулачки)

Тесто жмем, жмем, жмем: (ручки в замок)

После скалку мы возьмем, (потирают ладони друг о друга)

Тесто тонко раскатаем    

Выпекать пирог поставим  (ладони поднимают вверх)

1,2,3,4,5 не пора ли вынимать (зажимают поочередно пальцы, сжимают и разжимают кулачки)

Хозяюшка: а теперь приступим к работе, напомню вам, как лепить калачи: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края переплетают и слепляют.

 

Хозяюшка: обращается к печке…

Ой, ты печка сударыня,

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Подлечи и спаси,

В дом богатство принеси.

 

Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, мы с вами отдохнем.

- Ребята, вы знали, что в русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Я сейчас зачитаю отрывок, а вы скажите из какой это сказки:

«Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

«Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

«Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

«Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

Хозяюшка: молодцы ребята.

А теперь я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

  Он как круглая кастрюля,

 Он чумазый, не чистюля.

 Где там, в печке уголёк,

 Кашу сварит…(чугунок)

Хозяюшка: правильно, это чугунок.

Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью    кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал»… (горшок)

Хозяюшка: правильно, это глиняный горшок.

Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

- Не бык, а бодает,

 Не ест, а еду хватает,

 Что схватит, отдает,

 А сам в угол идет… (ухват)

Хозяюшка: правильно, это ухват.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Хозяюшка: А теперь послушайте еще загадку…

        Выпускает жаркий пар

     Древний чайник… (самовар).

Хозяюшка: правильно, это самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Хозяюшка: послушайте и отгадайте дети ещё одну загадку про то что должно было быть у каждого человека в избе.

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот…(ложка)

Хозяюшка: правильно, это ложка.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Хозяюшка: Молодцы ребята. Присаживайтесь. Хорошо у вас получалось играть на ложках.

 Хозяюшка: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. Послушайте еще загадку:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?... (прялка)

Хозяюшка: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки . А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Хозяюшка: Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали, вязали, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

Хозяюшка: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель. Отсюда и название песен – колыбельные.

Показываю иллюстрацию «Русской избы»

(ответы детей)

Дети:  печь!

(дети подходят к печке и пока они рассматривают начинаю рассказ)

Дети: в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги

(показываю картинку калачей)

Дети: да!

(Дети рассаживаются за столом, для них раскладываются дощечки и кусочки теста.)

(Повторяют движения и текст)

(Дети приступают к работе,  отщипывают кусочек теста, раскатывают колбаску и соединяют концы, один на один, раскладывают калачи на противень, Хозяйка ставит противень в печь)

(пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка).

(Когда дети называют правильный ответ, показываю картинку  – иллюстрацию к угаданной сказке).

Дети: («Колобок»)

Дети: («Царевна - лягушка»)

Дети: («По щучьему велению»)

Дети: («Заюшкина избушка»)

Дети: («Гуси - лебеди»)

Дети: чугунок.

Дети:  горшок.

Дети: ухват.

Дети: самовар

Дети: ложка

Дети: под народную музыку выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Дети: прялка

Заключительная часть

Хозяюшка: ребята, посмотрите, как это я сразу не заметила, на печи шкатулка стоит, давайте посмотрим, что в ней?

Воспитатель открывает шкатулку, в ней листок – игра-рефлексия «Что было – что стало?»

1.     сейчас носим сапоги…. а раньше носили лапти,  

2.    сейчас готовим на плите…., а  раньше готовили в печи,

3.  сейчас воду греем в чайнике…, а раньше грели в самоваре,

4.   сейчас храним одежду в шкафу…, а  раньше в сундуках одежду хранили, 5.    сейчас спим на кроватях…, а раньше спали на лавках, печи

Хозяюшка: А пока мы с вами играли поспели баранки в печи. 

Хозяюшка: Ну, ребятки, скажите мне, понравилось вам в гостях.

Хозяюшка: Что нового вы сегодня узнали на этой встречи?

Хозяюшка: А что вы сегодня стряпали?

Хозяюшка: А из чего?

Хозяюшка: Молодцы спасибо вам, а за ваши умения и старания, дам я вам угощения, которые вы съедите в группе.

Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог – хозяину радость!

Дети: давайте

(Ответы детей)

Дети: да-а-а-а, очень понравилось.

Ответы детей

Дети: калачи

Дети: с теста лепили

В заключении дети получают подарок – баранки, которые «самостоятельно испекли в русской печи».

Список используемой литературы:

Вераксы, Н. Е., Комаровой, Т. С., Васильевой, М. А. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А./Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. -- М.: Мозаика Синтез, 2014. -- 368 с.

Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.

Е.Н.Краузе «Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (с детьми старшего дошкольного возраста)» методический комплект программы Нищевой Н.В.; Санкт-Петербург; ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020 г.

Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/18/konspekt-zanyatiya-znakomstvo-detey-s-russkoy-izboy-i-s

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/05/11/poteshki-pribautki-i-narodnye-pesni

https://detskie-stihi.com/russkie-narodnyie-poteshki/

http://www.youtube.com/watch?v=7Ohro_aB6Ww


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные игрушки»

Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию...

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»Провела воспитатель Бурова Ольга Николаевна.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать интерес и любов...

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)

В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская народная игрушка-матрёшка».

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусстваПознакомить детей с историей мат...

Занятие по окружающему миру «Русская изба»

Занятие для детей старшей группы. Приобщение к истокам русской народной культуры...