Образовательная деятельность по окружающему миру: "Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Вашему вниманию представляется конспект открытого занятия по окружающему миру, для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Русская изба"
Тема является актуальной. История нашей Родины, развитие патриотизма в молодом поколении и любовь к своим традициям и обычаям, вот, что несет в себе данный конспект. Всгда увлекательно и интересно окунуться в прошлое, узнать жизнь и быт наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_russkaya_izba.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД. П. НОВОПУШКИНСКОЕ»
п. Новопушкинское Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
интегрированной образовательной деятельности по окружающему миру на тему: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Кувшинова Е.В.
2024 год
Конспект интегрированной образовательной деятельности по окружающему миру на тему: «Русская изба»
Образовательная область: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование интереса и любви к традициям русского народа и представление детей о старинном русском быте.
Задачи:
- познакомить детей с русской избой, с предметами русского быта (печь, самовар, чугунок, ухват, горшок и т.д.); обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами.
- формировать социально-коммуникативные умения с помощью народного творчества, вызвать эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интереса к русскому фольклору.
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Виды детской деятельности: познавательная, речевая, игровая, двигательная, художественно-эстетическая.
Материалы и оборудование:
- «музей-выставка» (с предметами быта: печь, лавка, дорожка, скатерть, лапти, сундук, самовар, прялка, керосиновая лампа, одежда, колыбель и т.д.);
- русский народный костюм;
- материалы для работы с тестом (доски для лепки, стеки, влажные салфетки);
- тесто соленое;
- деревянные ложки;
- баранки;
- иллюстрации к русским народным сказкам.
Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народа, с предметами быта, домашней утвари, чтение русских народных сказок.
Методы и приёмы: игровые, словесные, вопросы к детям, использование загадок, словарная работа и активизация словаря.
Планируемый результат:
- Дети принимают активное участие в беседе с воспитателем.
- Знают и называют предметы русского быта.
- Проявляют интерес и уважение к традициям и истории русского народа.
Ход развлечения
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Вводная часть | ||
Воспитатель (далее хозяюшка): Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть в моей горнице. По русскому обычаю с поклоном вас встречаю. Милости прошу в мою избу. Я –хозяйка этого дома. Проходите, поглядите, как я живу. Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. Хозяюшка: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? - правильно! - Если мы живем в России, то значит нас как называют? А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались Русиче. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь. Хозяюшка: Для вас у меня место готово Красному гостю – красное место. Красный цвет раньше означал почет и уважение. | (Звучит русская народная мелодия, дети входят в музей «русскую избу», под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки.) (кланяются). Дети: Россия Дети: россияне (дети проходят и присаживаются на лавочку). | |
Основная часть | ||
Хозяюшка: Что ж, садитесь поудобнее. Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказ свой поведу. Чтобы дети знать могли О делах родной земли! Хозяюшка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и посуда. Изба была теплой, в ней можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Люди приходили домой отдохнуть и набраться сил. В каждом доме была самая нарядная и красивая комната – горница. В ней было принято принимать гостей. Хозяюшка: - Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? «Летом спит, зимой горит. Рот открывает, что дают – глотает» (печь) Хозяюшка: - правильно! - Давайте подойдем к печи и рассмотрим ее повнимательнее. Хозяюшка: - В старинной русской горнице половину места занимала печь. - Печь - это сердце дома. Печь кормила семью и обогревала дом, к печи делали лежанку на которой спали малые дети и старики, а так же сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Хозяюшка: -Чем же могла печь накормить своих хозяев? - Правильно! А еще люди пекли калачи, это изделия из теста, которые кушали потом в прикуску с чаем. Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь калачи к чаю. - Поможете мне? Хозяюшка: Ребята, прежде чем мы приступим к лепке калачей, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. «Тесто» Тесто мнем, мнем, мнем, (Сжимают и разжимают кулачки) Тесто жмем, жмем, жмем: (ручки в замок) После скалку мы возьмем, (потирают ладони друг о друга) Тесто тонко раскатаем Выпекать пирог поставим (ладони поднимают вверх) 1,2,3,4,5 не пора ли вынимать (зажимают поочередно пальцы, сжимают и разжимают кулачки) Хозяюшка: а теперь приступим к работе, напомню вам, как лепить калачи: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края переплетают и слепляют.
Хозяюшка: обращается к печке… Ой, ты печка сударыня, Помоги нам, боярыня Ты свари, испеки, Обогрей, освети, Подлечи и спаси, В дом богатство принеси.
Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, мы с вами отдохнем. - Ребята, вы знали, что в русских народных сказках тоже не обходится без печки. Я сейчас зачитаю отрывок, а вы скажите из какой это сказки: «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» Хозяюшка: молодцы ребята. А теперь я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит…(чугунок) Хозяюшка: правильно, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто? «Был я копан, был я топтан, Был на пожаре, был на базаре, Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал»… (горшок) Хозяюшка: правильно, это глиняный горшок. Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. - Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит, отдает, А сам в угол идет… (ухват) Хозяюшка: правильно, это ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хозяюшка: А теперь послушайте еще загадку… Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар). Хозяюшка: правильно, это самовар. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Хозяюшка: послушайте и отгадайте дети ещё одну загадку про то что должно было быть у каждого человека в избе. По моей тарелке Лодочка плывёт. Лодочку с едою Отправляю в рот…(ложка) Хозяюшка: правильно, это ложка. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. Хозяюшка: Молодцы ребята. Присаживайтесь. Хорошо у вас получалось играть на ложках. Хозяюшка: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. Послушайте еще загадку: Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?... (прялка) Хозяюшка: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки . А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Хозяюшка: Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали, вязали, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы. Хозяюшка: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель. Отсюда и название песен – колыбельные. | Показываю иллюстрацию «Русской избы» (ответы детей) Дети: печь! (дети подходят к печке и пока они рассматривают начинаю рассказ) Дети: в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги (показываю картинку калачей) Дети: да! (Дети рассаживаются за столом, для них раскладываются дощечки и кусочки теста.) (Повторяют движения и текст) (Дети приступают к работе, отщипывают кусочек теста, раскатывают колбаску и соединяют концы, один на один, раскладывают калачи на противень, Хозяйка ставит противень в печь) (пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка). (Когда дети называют правильный ответ, показываю картинку – иллюстрацию к угаданной сказке). Дети: («Колобок») Дети: («Царевна - лягушка») Дети: («По щучьему велению») Дети: («Заюшкина избушка») Дети: («Гуси - лебеди») Дети: чугунок. Дети: горшок. Дети: ухват. Дети: самовар Дети: ложка Дети: под народную музыку выполняют танцевальные движения, играя на ложках. Дети: прялка | |
Заключительная часть | ||
Хозяюшка: ребята, посмотрите, как это я сразу не заметила, на печи шкатулка стоит, давайте посмотрим, что в ней? Воспитатель открывает шкатулку, в ней листок – игра-рефлексия «Что было – что стало?» 1. сейчас носим сапоги…. а раньше носили лапти, 2. сейчас готовим на плите…., а раньше готовили в печи, 3. сейчас воду греем в чайнике…, а раньше грели в самоваре, 4. сейчас храним одежду в шкафу…, а раньше в сундуках одежду хранили, 5. сейчас спим на кроватях…, а раньше спали на лавках, печи Хозяюшка: А пока мы с вами играли поспели баранки в печи. Хозяюшка: Ну, ребятки, скажите мне, понравилось вам в гостях. Хозяюшка: Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? Хозяюшка: А что вы сегодня стряпали? Хозяюшка: А из чего? Хозяюшка: Молодцы спасибо вам, а за ваши умения и старания, дам я вам угощения, которые вы съедите в группе. Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог – хозяину радость! | Дети: давайте (Ответы детей) Дети: да-а-а-а, очень понравилось. Ответы детей Дети: калачи Дети: с теста лепили В заключении дети получают подарок – баранки, которые «самостоятельно испекли в русской печи». |
Список используемой литературы:
Вераксы, Н. Е., Комаровой, Т. С., Васильевой, М. А. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А./Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. -- М.: Мозаика Синтез, 2014. -- 368 с.
Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
Е.Н.Краузе «Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (с детьми старшего дошкольного возраста)» методический комплект программы Нищевой Н.В.; Санкт-Петербург; ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020 г.
Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/05/11/poteshki-pribautki-i-narodnye-pesni
https://detskie-stihi.com/russkie-narodnyie-poteshki/
http://www.youtube.com/watch?v=7Ohro_aB6Ww
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого занятия по развитию речи и окружающему миру "Русские народные посиделки"
Русские народные посиделки...
Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные игрушки»
Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию...
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»Провела воспитатель Бурова Ольга Николаевна.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать интерес и любов...
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)
В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...
Конспект ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) "Русская народная игрушка - матрёшка"
для детей средней группы ОНР, ТНР...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская народная игрушка-матрёшка».
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусстваПознакомить детей с историей мат...
Занятие по окружающему миру «Русская изба»
Занятие для детей старшей группы. Приобщение к истокам русской народной культуры...