Конспект ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) "Русская народная игрушка - матрёшка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41
муниципального образования Усть-Лабинский район
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР, ТНР) на тему «Русская народная игрушка - матрёшка»
Подготовил:
Воспитатель МБДОУ № 41
Кононова Анастасия Андреевна
г.Усть-Лабинск
2020 год
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим миром) для детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР, ТНР) на тему «Русская народная игрушка!» (№2)
Программное содержание: Знакомить детей с изделиями народных мастеров – народной игрушкой. Показать разнообразие материала. Подвести детей к пониманию того, что народная игрушка любима каждому, в ней отражено время и память нашего народа. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера своего дела
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Используемый материал: игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, дымковская, городецкая; презентация «Русская народная игрушка» или иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, фонограмма рус. нар. музыки, видеоролик «Как производят матрёшку»,
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла необычная гостья. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская….
Дети: Матрёшка. (слайд 2)
Воспитатель: Правильно. Сегодня, к нам в гости пришла Матрёшка. Она захотела с нами поиграть и познакомить с русскими народными игрушками. Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Наша страна самая богатая. У нас много лесов, полезных ископаемых, много рек, озёр. В далёкие времена наши предки делали всё своими руками: игрушки, посуду, разные инструменты для работы. А как называли таких людей?
Дети: работники, мастера
Воспитатель: Русские мастера-умельцы передавали свои секреты своим детям, дети – своим детям и так до нас дошло это народное искусство. Они делают своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям разных стран и народов. Они любуются и восхищаются ими. Матрешка это самая главная игрушка русского народа. Каждый гость, который приезжает в Россию обязательно выбирает русскую матрёшку. Матрёшка – это символ России. А как вы думаете, из чего она сделана?
Дети: из дерева
Воспитатель: Впервые матрёшка появилась в Москве в самом конце 19 века. Сделал её по эскизу известного художника Сергея Малютина токарь Звёздочкин. Матрёшка сразу стала невероятно популярна и любима. Производство новой игрушки было налажено в Сергиевском посаде (сегодня это город Загорск). А после Октябрьской революции и в городе Семёнове. Теперь много разных художников расписывают матрёшек, и все они разные и по-своему красивые. А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой? Потому что её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна.
Воспитатель: Ребята, матрёшка предлагает нам поиграть.
Работа с лэпбуком «Матрёшка»: игра «Расставь по росту»,
игра «Найди отличия»
Воспитатель: Давайте посмотрим, как производят матрёшку.
Просмотр видеоролика (5 мин) (слайд 3)
Работа с лэпбуком «Матрёшка»: игра «Собери матрёшку»
(разрезные картинки или настоящую игрушку)
Воспитатель: Весь свой товар мастера везли продавать на ярмарку. Кто из вас знает, что такое ярмарка?
Дети: не знаем, место, где покупают вещи и т.д.
Воспитатель: Ярмарка – это место, где можно было и купить, и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков России везли свой товар на ярмарку. Народ ходил по рядам, любовался, а товара было так много, что глаза разбегались. Давайте посмотрим, какие еще привозили игрушки на ярмарку. Посмотрите, какие красивые игрушки! (слайд 4, 5).
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор
Отвести не в силах взор.
Воспитатель: Это дымковские игрушки. Здесь и кони, и кавалеры, и барышни, и водоноски. Из чего сделаны дымковские игрушки?
Дети: из глины.
Воспитатель: Их называют дымковскими, потому что их делают в селе Дымково. Вот отсюда и пошло их название. Назовите элементы узора
Дети: круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия.
Физкультминутка «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный, | ходят по кругу |
У большого индюка все расписаны бока. | повороты влево - вправо |
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил, | машут руками, как крыльями |
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост, | наклоны вперёд |
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок Красной краскою горя, как корона у царя. | показывают гребешок из пальцев над головой |
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив. Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк. | идут по кругу, руки на поясе, выставляя грудь вперёд, подбородок тянется вверх |
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти игрушки. Кто догадался, что это такое? (Воспитатель дует в свистульку)
Дети: свисток
Воспитатель: Посмотрите, все свистульки разные, они и звучат по-разному. Их делали разные мастера. Обратите внимание на экран (слайд 6, 7) Это дымковские и филимоновские свистульки. Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: в неё можно свистеть.
Воспитатель: Из чего сделана?
Дети: из дерева, из глины.
Воспитатель: В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите?
Дети: Котик, барышня, петушок…
Воспитатель: Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки?
Дети: круг, треугольник, полоски, елочка, ростки.
Воспитатель: Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (слайд 8). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки?
Дети: из дерева.
Воспитатель: И посуда городецких мастеров деревянная. (слайд 9). Какими элементами узора они расписаны?
Дети: кони, птицы, цветы
Воспитатель: Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера?
Дети: красный и синий
Воспитатель: Верно. В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Дети рассматривают игрушки, играют. Подходят к столу с посудой хохломской росписи.
Воспитатель: Проходите да поглядите, какая здесь посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы. Здесь и ложки, и солонки, и черпаки. (Дети рассматривают) (слайд 10, 11)
Воспитатель: Вы сегодня познакомились с игрушками разных умельцев. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Найди игрушки» (д/и «Русский сувенир»)
Детям раздаются карточки с изображением посуды с разной росписью. Необходимо подобрать недостающие элементы в соответствии с росписью посуды, игрушек.
Воспитатель: Вот и закончилась наша ярмарка. Что вам запомнилось больше всего? Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч. А матрёшка решила остаться в нашей группе, чтобы мы с ней играли у нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) «Под флагом Родины единой» (подготовительная группа)
Конспект о государственном флаге России....
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с использованием ИКТ в младшей группе группе «Путешествие в осенний лес»
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с использованием ИКТ в младшей группе группе «Путешествие в осенний лес»Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №39»...
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с применением ИКТ по теме: «Кошечки» для 2-й младшей группы
Развивать внимательность, наблюдательность, речь, тактильную чувствительность пальцев рук. Ввести в активный словарь детей слова: лакает, туловище.Воспитывать любовь к домашним животным и желание проя...
Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"
в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с использованием ИКТ в младшей группе группе «Капитошка"
Цель: Закреплять представления об условиях, необходимых для жизни в природе (вода).Задачи: Формировать представления о воде на основе образного восприятия в процессе различных видов деятельности; восп...
Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»
Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....
Конспект по познавательному развитию в средней группе "Знакомство с народными игрушками. Матрёшка"
Расширить круг представления о разнообразии рсской народной игрушки - Матрёшка....