Занятие по окружающему миру «Русская изба»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие для детей старшей группы. Приобщение к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru_russkaya_izba.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по окружающему миру «Русская изба»
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, сито, горшок т.д.);
- закрепить знания о кухонных принадлежностях, которые там находились: чугунок самовар, деревянные ложки,
-закреплять умения работать с глиной, раскатывать комочек между ладонями прямыми движениями и лепить горшок.
Развивающие задачи:
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами, образование прилагательных
- развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь, горница, чугунок, половик, сундук, прялка, рушник.
- развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог
- Развивать интерес к старинным играм, и забавам;
-развивать умение играть на русских музыкальных инструментах, правильно отбивать ритм музыки.
Воспитательные задачи:
- воспитать любовь и уважение к истокам русской народной культуры: к своему народу, его обычаям, традициям.
Оборудование: русская печь, чугунки, деревянные ложки, прялка, половики, дрова, сундук, рушник, самовар, сито, горшок, ухват, повседневный народный костюм. Запись русской народной песни.
Методы: словесные, наглядные, практический.
Примерный ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | Примечание |
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? -Как мы себя чувствуем дома? — Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. -Как вы думаете, что служило домом человеку раньше? –А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. — А из какого дерева люди раньше могли построить себе дом? — Почему же из сосны, дуба, ели строили дома? Потому что, эти деревья самые крепкие, самые прочные. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном метель, вьюга, дождь. - Посмотрите во что я одета? - А как вы думаете где хранилась одежда? - Давайте попробуем найти сундук в моей избе, хотите посмотреть, что там лежит? Вы догадались куда я вас пригласила? А что означает это слово? Горница - это самая лучшая комната в деревенских домах). Вам интересно, какие предметы еще находились в избе? Сейчас мы с вами немного поиграем, Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. Ножек 4, а шляпа одна Нужен, коль станет обедать семья. (Стол) Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Присядьте, на что вы сели, а еще для чего еще нужны были лавки В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая. Лег у двери на бочок, На дороге, на пороге Останавливает ноги? (половик) В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? А с помощью какого орудия труда пряли нитки найдите его в моей горнице.(прялка) Рассматриваем прялку, показываю как ей пользоваться. Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) -Печь- это сердце дома. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме? - Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей, значит она, какая? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье Печка — деревенская кормилица. -Чем же могла печь накормить своих хозяев? Д.и. «Что можно приготовить в печи» Разрезные картинки. А в моей избе очень много предметов. Без них в хозяйстве не обойтись. \ -Новая посудина, а вся в дырках. (сито) Как вы думаете, для чего оно было нужно хозяйке? - давайте попробуем просеять. Вот мука, насыпем ее в сито, и просеем. Мука получается рассыпчатой, пушистой. Из такой муки получаются пышные пироги. В сите муку сеяли и пшеницу веяли. - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает? Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку: Черноват, худоват без копыт, а рогат. (ухват) , возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей. чугунок с пищей ставили на стол, все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. Маленький черпачок, Красненький колпачок. Три раза в день берется И опять на место кладется. (ложек.) В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. А как вы думаете люди использовали ложки по- другому Игра на ложках под русскую народную музыку - Любили люди почаевничать, т. Е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, о каком предмете идет речь? - Выпускает жаркий пар, древний чайник …. Предполагаемые ответы детей: Самовар. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделке. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Посмотрите какие разные горшки, похожи они? Чем отличаются? Оказывается, горшки раньше были мужские и женские. Женские горшки были изящные и по звуку звонкие, а вот этот мужской – пузатый, толстый и по звуку глухой. Молоко в таких горшках не скисало и жучки не заводились. А как вы думаете кто делал такие горшки? А вот горшки раньше делали гончары. Они лепили их из глины и обжигали в печи. А хотите сегодня побыть гончарами и слепить свои горшки? Берем кусочек глины, лепим шарика, делаем лепешку – донышко. Затем берем еще кусочки глины, делаем длинные полоски и присоединяем их донышку все выше и выше. Но на наших горшках есть дырочки и щелочки. Их мы замажем шликером, как настоящие мастер, а с помощью губки выравниваем стенки горшка теперь наши горшки необходимо поставить в печь, что бы они били прочными и служили своему хозяину много лет. Русские люди говорили: делу время, а потехи час предлагаю поиграть в игру. На Руси всегда играли в народные игры. – Подвижная игра «Горшки» Выбираются 2 водящих: "продавец" и "покупатель". Дети садятся в круг на коленки. Это "горшки". "Покупатель" и "продавец" идут за кругом навстречу друг другу. Диалог при встрече: — Почем горшки? — По денежке! — А не дырявые? — Сам попробуй! «Покупатель" идет по кругу, выбирая «горшок". Когда "покупатель", наконец, выбрал "горшок", он останавливается и говорит: "Вот этот беру!". Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до "горшка", становится "продавцом", а "горшок" — "покупателем". Проигравший садится в круг, он "горшок". Славно повеселились. Пора пришла чай пить! Чаепитие. С баранками, блинами, Я очень рада что вы ко мне пришли в гости. - Ребята, что вам запомнилось, что нового вы узнали? Буду ждать вас снова в гости!!! | Приветствует педагога и гостей. Ответы детей Это жилище Спокойно, уютно и тп. Догадки детей (пещера, землянка, изба) Дом Деревянный Дуб, ель, сосна В русский народный костюм: сарафан, рубаха, кокошник. В сундуке. (разглядывают, одеваются) В горницу! Ответы детей Ответы детей Чтобы спать, потому что семья была большая место было мало их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. : в печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища Кирпичная Из разрезных картиной дети выкладывают щи, кашу, хлеб, пироги. Сито муку сеять. Чугунок Ответы и предположения детей Самовар Дети лепят горшки. Подвижная игра Делятся на команды, при помощи считалочки выбираются водящие Чаепитие Ответы детей | Играет русская народная музыка. Хозяйка избы встречает детей у входа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого занятия по развитию речи и окружающему миру "Русские народные посиделки"
Русские народные посиделки...
Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные игрушки»
Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию...
Познавательно - творческий проект «В мире русской избы»
Забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передачи пдрастающему поколению житейского, духовного опыта накопленного предшествующими поколениеми является основной ...
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»Провела воспитатель Бурова Ольга Николаевна.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать интерес и любов...
Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные промыслы». средняя группа
Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные промыслы».Цель: Познакомить детей с историческим наследием и культурой нашего народа, через показ и рассматривание предметов при...
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Русская изба"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию через ознакомление с окружающим в подготовительной группе «Русская изба»...
Конспект занятия по окружающему миру " Русская матрешка".
познакомить с русской матрешкой....