Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_s_ispolzovaniem_elektronnyh_obrazovatelnyh_resursov.docx | 94.87 КБ |
moya_prezentatsiya_1.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста.
«Русский народный костюм»
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
Материалы и оборудование:
русские народные костюмы, современные рубашка и сарафан;
презентация « История русского костюма»
Ход занятия:
Вводная часть:
1 слайд
Русский народный костюм – хранитель истории.
Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица – красавица!
2 слайд
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)
Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
Основная часть:
3 слайд
Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (Рубахи.)
Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
4 слайд
А что же носили с рубахой?
Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.
Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)
5 слайд
А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
6 слайд
А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
7 слайд
А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.
Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп). Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
8 слайд
Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)
9 слайд
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор.
Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.
Подвижная игра «Горелки»
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло
Глянь на небо, птички летят
Колокольчики звенят!
Водящий:
Раз- два – три беги!
10 слайд
По одежке встречают!
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.
11 слайд
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.
Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.
Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.
Как вы думаете, что значит чинили?
12 слайд
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось
Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? (Речка)
Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
13 слайд
На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. А теперь отгадайте загадку:
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.
Давайте покажем, как стирали и гладили бельё.
Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)
14 слайд
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
Из лыка свито дырявое корыто (лапти)
Дуйся не дуйся, а через голову суйся (рубаха)
По дороге шёл, две дороги нашел (порты)
Надену – ободом сведет, сниму- змеёю упадет (пояс)
15 слайд 16 слайд
Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.
Заключительная часть:
17 слайд
Пословица – недаром молвится.
Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать.
Основной одеждой , причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха рубаха
Что же носили с рубахой ?
А когда с т ановилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме!
Два сапога- пара сапоги валенки лапти
Головные уборы
По одежке встречают !
Ценилась одежда в старину очень высоко !
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно.
На Руси были своеобразные приспособления для стирки , глажки и хранения белья . рубль и валек сундук утюг
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка Из лыка свито Дырявое корыто Дуйся не дуйся, а Через голову суйся По дороге шёл, Две дороги нашёл, по обеим пошёл Надену-ободом сведет, Сниму-змеёю упадет.
Чем похожи и чем отличаются ?
Чем похожи и чем отличаются сарафаны ?
Не поносишь старого – не носить и нового!
Давайте мы невеждами не будем ! Историю костюма не забудем !
До новых встреч !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов "Профессии"(старшая группа).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов "Все профессии нужны-все профессии важны! "(старшая группа)....
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов.Тема "Домашние животные".
Цель:- закрепить знания о домашних животных и их детенышах.Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных.- Уточнение и расширение словаря по теме "Домашние животные".- Воспитывать любовь к до...
Конспект ООД с использованием электронных образовательных ресурсов "Здравствуй, гостья Зима!"
Конспект организованной образовательной деятельности...
Методическая разработка. НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста. Русский народный костюм – хранитель истории
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.Задачи: 1. Продол...
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов на тему: «Умейте дружбой дорожить» (средняя группа)
Данный материал способствует усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.Развивает творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук во ...
«Мы играем, голос наш мы развиваем!»Конспект занятияс использованием электронных образовательных ресурсовс детьми старшего дошкольного возраста
Пение -любимый вид деятельности дошкольников. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет педагогу провести занятие интереснее и эффективнее....
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов "Филимоновская игрушка".
Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства...