План-конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как животные в лесу готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Семенова Светлана Петровна

Основная цель занятия: "Дать детям представления о жизни диких животных и птиц зимой". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_kak_zhivotnye_v_lesu_gotovyatsya_k_zime.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия по познавательному развитию  для детей средней группы.

Тема: «Как животные в лесу готовятся к зиме»

Цель: Дать детям представления о жизни диких животных и птиц зимой.

Задачи: 

Обучающие:

- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.

- активизировать и обогащать словарь детей по данной теме.

Развивающие:

- развивать интерес к познанию природы.

- способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, наблюдательности.

Воспитывающие:

- воспитывать умение видеть красоту в окружающем,

- воспитывать желание прийти на помощь, заботиться о природе

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой и неживой природе. Рассматривание иллюстраций о  временах года, животных. Чтение стихотворений, рассказов, сказок о животных. Дидактические игры, рисование животных.

Наглядный материал: иллюстрации осеннего и зимнего леса, игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мама, ежик, белка, птичка), картинки с изображением разных животных.

Ход занятия

  1. Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость. Отгадайте кто это?

Зимой – беленький,

А летом – серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Правильно. Это маленький зайчонок.

Воспитатель показывает игрушку зайчика.

Воспитатель: Зайчишка заблудился и потерял свою маму-зайчиху, и теперь не знает,  как найти дорогу домой. Давайте поможем ему вернуться домой к маме.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Как вы думаете, где может жить зайчиха? (Ответы детей). Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Давайте отправимся в лес и поможем зайчишке найти его маму.

  1. Основная часть.

Воспитатель с детьми подходит к картинкам с изображением леса.

Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. Прислушайтесь, какая тишина в лесу. Не слышны голоса птиц. Почему, как вы думаете, ребята?

Дети:  Многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, делают запасы еды.

Воспитатель: Ребята, вон там, на ветке я вижу маленького зверька. Отгадайте, кто это?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети: Это белочка.

Воспитатель показывает игрушку белки.

Воспитатель: Здравствуй белочка. А ты не видела маму-зайчиху?

Белочка: Не видела, у меня сейчас очень много дел.

Воспитатель: Ребята, а какие важные дела сейчас у белки?

Дети: Белке нужно сделать припасы себе и бельчатам.

Белочка: Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым.

Воспитатель: Ребята, каким становится мех у белочки зимой?

Дети: Он из рыжего превратится в серый, чтобы белку не было видно.

Белочка: Да, а если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Воспитатель: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Но нам нужно идти дальше, искать мать-зайчиху. До свидания, белочка!

Воспитатель: Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит?

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ногами

За жуками и мышами.

Дети: Это ежик.

Воспитатель показывает игрушку ежика.

Воспитатель: Здравствуй, ежик, ты не видел маму-зайчиху?

Ежик: Нет, я ее не видел. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме.

Воспитатель: Ребята, а как еж готовится к зиме?

Дети: В опавшей листве ищет себе пищу – червей и насекомых.

Ежик: Да, а потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с ежиком и не будем ему мешать.

Дети прощаются с ежиком.

Физминутка. Звериная зарядка

 Раз - присядка, два - прыжок (присядка, руки на пояс)

 Это заячья зарядка, ушки на макушке (показать ушки)

 А лисята, как проснутся (ладошки в кулачки, потирают глаза),

 Любят потянуться (потягиваются)

 Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

 Ну и хвостиком вильнуть. (имитируем)

         А волчата спину выгнуть (прогнуться в спине)

         И тихонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)

 Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях)

 Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)

 То одну, то обе вместе (переступаем с ноги на ногу)

 Долго топчется на месте. (наклоны вправо, влево)

Воспитатель: Ребята, а какие еще животные обитают в лесу? Давайте  разделимся на 2 команды и подойдем к столам. Выберите из всех картинок только те, на которых изображены дикие животные наших лесов. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Покажите картинки животных другой команде и назовите этих животных. А ребята другой команды проверяют, правильно ли выполнено задание. А теперь вторая команда расскажет и покажет выбранные картинки.

Воспитатель: Ой, ребята, кто это чирикает на веточке?

Дети: Воробей.

Воспитатель: Как живется птицам в холодное время года? О чем воробей нам хочет напомнить?

Дети: Что о птицах нужно заботиться.

Воспитатель: Как мы можем помочь птицам?

Дети: Нужно повесить кормушки и подкармливать зимующих птиц.

Воспитатель: Правильно, мы с вами тоже в садике смастерим кормушки и повесим на участке. А какой корм нужен птицам?

Дети: Семечки, зерна, хлебные крошки.

Воспитатель: Ребята, давайте спросим у воробья, не знает ли он, где живет зайчиха-мама.

Воробей: Это совсем рядом. Я покажу вам дорогу. Идите по тропинке за мной.

Воспитатель:  Зайчик, смотри, а вон и твоя мама.

Воспитатель показывает игрушку зайчихи.

Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Воспитатель: Зайчиха, мы с ребятами рады, что помогли твоему зайчонку вернуться домой.

Воспитатель: Ребята, а как зайцы готовятся к зиме?

Дети: Зайцы меняют серый мех на белый.

Зайчиха:  Да, зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с зайчиками и пойдем обратно в наш детский сад.

Воспитатель и дети идут по «тропинке» и подходят к картине, где изображено как медведь укладывается в берлоге.

Воспитатель: Ребята, о ком эта загадка?

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Дети: Это мишка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме?

Дети: Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит.  Летом и осенью много ест – запасается пищей.

Воспитатель: Правильно. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот, ребята, мы и узнали, как звери в лесу готовятся к зиме. Понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте поиграем и вспомним, кого мы видели в лесу.

Дидактическая игра «Узнай зверя по описанию»:

- трусливый, длинноухий, серый или белый (заяц);

- колючий, маленький, серый (еж);

- маленький, быстрый, чирикает и скачет (воробей);

- проворная, запасливая, рыжая или серая (белка).

Воспитатель: Молодцы ребята! Всех животных отгадали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «В гостях у Песочной Феи» в средней группе.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательнос...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудеса весеннего леса".

Задачи:1.Обучающие: Закреплять знания о признаках весны; составлять коллективный рассказ по мнемотаблице. Закреплять знания о первоцветах, перелётных и зимующих птицах. О диких животных и их детёнышах...

Интегрированное занятие по познавательному развитию в средней группе «В сказочном лесу»

Цель: Обобщение знаний детей об осени.Задачи:Закрепить у детей знания по теме «осень», называть характерные признаки; закреплять знания о лесных животных и как они готовятся к зиме; о...

План -конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Собираем урожай»

Расширение представления детей об овощах и фруктах; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи делать обобщение; закрепить и обобщить знания детей об овощах,...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Животные Севера"

Дать детям первоначальное представление о животных Севера....

План-конспект игрового занятия по познавательному развитию (математика) с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича (средняя группа)

План-конспект игрового занятияпо познавательному развитию (математика)с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича (средняя группа).Воспитатель: Романова В.В.Цель: развитие у дете...