Проект "Наш город-Иркутск"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

Для личностного развития ребенка большое значение имеет приобщение к культуре родного города. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить Гражданина своего Отечества - Личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую, творческую, с яркими индивидуальными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irkutsk_proekt.docx95.84 КБ

Предварительный просмотр:

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

АДМИНИСТРАЦИИ г. ИРКУТСКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №181

664040, Иркутск, улица Розы Люксембург., дом. 215/1.

тел./факс 8(3952) 44-00-51

E-mail: mdou181irk@yandex.ru http://rused.ru/irk-mdou181

                                  Проект «Наш город - Иркутск»

                                                                    Любовь к Отчизне начинается

                                                                    любви к своей малой Родине

                                                                  - месту, где человек родился.

                                                                                                Д.С. Лихачев.

Актуальность темы

Для личностного развития ребенка большое значение имеет приобщение к культуре родного города. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить Гражданина своего Отечества - Личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую, творческую, с яркими индивидуальными особенностями.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русский традиций.

Цель проекта: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным городом.

Задачи проекта:

1. Формировать интерес у детей к родному городу. Расширять знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностей.

2. Развивать бережное отношение к достопримечательностям города.

3. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.

4. Воспитывать чувство гордости за свой город, уважение к каждому человеку.

Участники проекта: дети 5-7 лет (разновозрастная логопедическая группа, педагоги группы; родители воспитанников)

Сроки реализации проекта: краткосрочный (две недели).

Прогнозируемый результат.

  • повысить детскую и педагогическую компетентность в вопросах истории и культурных ценностях города Иркутска.

Реализация проекта

1 ЭТАП Подготовительный:

  1. Выявление знаний детей представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях.
  2. Подбор материала и литературы по теме проекта.

Планирование работы с детьми.

2 ЭТАП Практический:

Реализация проекта через познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, художественно-эстетическую деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность 

Занятие №1

      Тема: «Как все начиналось»

Цель: Познакомить детей с историей города Иркутск
Задачи: Знакомство детей с историей родного города, рассказать о гербе города, воспитывать интерес и гордость к своему городу, расширять кругозор детей за пределы имеющихся знаний, формировать элементарные временные

Исторически представления.

Занятие №2

  Тема: «Мой любимый город Иркутск»

Цель занятия: Дать исторические знания об Иркутске, воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

1. Закрепить знания о достопримечательностях родного города.

2. Дать представления о деревянном зодчестве - Иркутска.

3. Расширять представления детей о разнообразии архитектурных построек города Иркутска

4. Развивать связную речь, внимание, память, наблюдательность, творческие

способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества детей.

5. Закреплять умения и навыки работать с соленом тестом,

пластилином, глиной; развивать творческие способности.

6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

  Занятие №

 Тема: «Наш город»

    Цель: Знакомить с родным городом, в котором мы живём в настоящее время, с его достопримечательностей, памятниками, храмами, архитектурой. Учить видеть красоту, созданную трудом людей, сравнивать прошлое и настоящее, видеть изменения, произошедшие с течением времени. Воспитывать любовь к родному городу, желание его беречь и преумножать его красоту.

Занятие №3

Тема: «Герб и флаг родного города»

Цель: Познакомить детей с изображением герба и флага г. Иркутска. Формировать элементарные представления о происхождении и функции герба и флага, о символическом значении изображения и значении цветов. Познакомить с гербами городов области. Стимулировать речевую активность. Воспитывать гордость и уважение к символам города.

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Деревянные дома»

Цель: Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на общественные представления о строении зданий и архитектурных элементах.

«Мой город»

Цель: Воспитывать у детей любовь к родному краю, учить детей передавать картину города, его цветовой колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги.

Конструирование из строительного материала.

«Мой любимый город».

Цель: Продолжать учить устанавливать связь между создаваемыми ими постройками и тем, что они видят в окружающей жизни (дома, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Конструирование способом оригами с элементами аппликации

Коллективная работа «Улица города» (дома)

Цель: развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации.

     Пластилинография.

«Герб Иркутска», «Флаг Иркутска», 

Цель: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с материалами для лепки, побуждать использовать дополнительные материалы.

Аппликация.

   «Иркутский острог»

Цель: Учить детей применять свои знания и умения при изготовлении острога.

Викторина «Знаешь ли ты свой город».

Цель: Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Дидактические игры 

  • «Самый внимательный горожанин»

Цель: Знать название родного города, названия главных улиц, площадей: о том, что город – это крупный населенный пункт, административный, промышленный, культурный центр.

  • «Если бы ты стал мэром города, что бы ты изменил»

Цель: Знать о том, что городом управляет мэр (как детским домом – директор, ему помогает правительство города (взрослые, которые отвечают за свой участок работы).

  • «Собери герб, флаг из частей»

Словесные игры: «Дорога домой», «Доскажи словечко», «Наоборот», «Мой адрес … », «Скажи со словом «городской»».

Цель: расширить у детей знания об улицах города, научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Художественная литература 

Чтение стихов об Иркутске, загадывание загадок.

Цель: Закреплять умение детей слушать и эмоционально воспринимать содержание произведений; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.

«Мой Иркутск». (Сергей Попов)

«Есть возможно, уголок красивей».

«Иркутск». (Константин Ведов).

Песни о городе Иркутск

Гимн Иркутска стихи М. Сергеева, музыка Е. Туманян, «Иркутск середина земли», «Иркутская история»

    Сюжетно ролевая игра: «Экскурсия по городу»

Задачи:

  • Продолжить учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, строительный материал, игрушки для обыгрывания.
  • Расширить представления о «малой Родине» (о достопримечательностях), способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
  • Развивать творческое воображение, формировать умение планировать и обсуждать действия всех играющих.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Родители воспитанников

  • Экскурсии, целевые прогулки Экскурсия по микрорайону Ново Ленино, знакомство с улицами.

Цель: напомнить названия улиц, что на них расположено: детский сад, магазины и т.п..

  • Экскурсия на сквер им. Кирова, вечный огонь; бульвар Гагарина (памятник Александру 3); нижняя Набережная (памятник первопроходцам).

Цель: знать, какие общественные здания, достопримечательности есть на улице, уметь рассказывать о них, описывать особенности, отмечать их значимость для горожан.

Беседы с использованием презентаций:

  • «Как все начиналось», 
  • «Деревянное зодчество»;
  • «Родной город Иркутск, символика», 
  • «Памятники нашего города».

Цель: знать название родного города, его основные достопримечательности, название главных улиц и площадей; познакомить с символикой характеризующую город; знать какие службы заботятся о порядке на улицах города, чем они занимаются.

Другие формы работы 

  • Рассматривание фотографий, открыток, геральдики Иркутска.

Цель: Познакомить детей с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, воспитывать чувство любви к своему родному городу.

3 ЭТАП Итоговый:

  • Презентация проекта;
  • Организация выставки работ детей по художественному творчеству.

Обеспечение проектной деятельности

- Фотографии; наборы открыток; книги, собранные вместе с детьми.

- Дидактические игры.

- Видео, презентации, аудио: песни об Иркутске

- Методическая, художественная литература.

Методическое обеспечение

1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом.» – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

3. Шорыгина Т. А. «Нравст венно – патриотическое воспитание». –М: Прометей; Книголюб, 2005. – 128 с.

4. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».

5. Подборка: Детский журнал «Сибирячок»

8. Фотографии Иркутска.

9. Презентации об Иркутске.

Приложение.

Игра «Наоборот».
В нашем городе много улиц и все они разные. Я буду бросать вам по очереди мяч, и говорить какая бывает улица, а вы ловите мяч, бросаете назад и говорите наоборот:
Длинная улица -…короткая улица
Узкая улица -…широкая улица
Грязная улица -… чистая улица
Ближняя улица -…дальняя улица
Светлая улица -…темная улица
Шумная улица -…тихая улица
Старая улица -…новая, современная улица
Извилистая улица -…прямая улица
Большая улица -…маленькая улица

Пальчиковая игра «Строим дом».
Строим, строим, строим дом / накладываются ладони друг на друга 
ребром
Дом с высоким потолком / руки вверх
С треугольной крышей. Вот с такой? /из пальцев делают треугольник
Нет, выше! / руки в треугольник над головой
Окон в доме 3 и 3 / показывают 3 пальца на одной и на другой руке
Поскорей в них загляни.
Там увидишь печку, / сжимают – разжимают кулачки
На печке – человечка.

Игра «Доскажи словечко».
Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы, детские сады, зеленый парк, библиотеки, кинотеатр и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой. Я пойду в музей, чтобы полюбоваться на экспонаты. А вы?
Я пойду в парк….. чтобы подышать воздухом
Я пойду в кинотеатр…….
Я пойду в библиотеку……..
Я пойду в музыкальную школу……
Я пойду в школу…..
Я пойду в детский сад……
Я пойду в 
аптеку…..
Я пойду в магазин…..
Я пойду на речку…..
Я пойду в сквер…..
Я пойду на стадион…..

«Кому, что надо для работы?»

На доске картинки профессий: дворника, врача, продавца, учителя, водителя, повара. Дети говорят, какой инструмент кому нужен, что им будут делать.

Пословицы и поговорки о Родине.

Чужбина слезам не верит.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Где кто родится, там и пригодится.

Когда родину охраняешь, сам мужаешь

Всяк кулик свое болото хвалит.

Беседа по теме «Моя семья».

Кто живёт в домах, квартирах?

Что такое семья?

Как должны жить люди, чтобы семья была дружной и крепкой?

Что ты знаешь о своей семье?

Беседа по теме «Мой город».

В каком городе ты живешь?

Назови свой домашний адрес.

Какие памятники нашего города ты знаешь?

Какой транспорт есть в нашем городе?

Как называется остановка транспорта возле твоего дома?

Какие любимые места есть у тебя в городе?

Где ты любишь бывать?

Беседа по теме «Моя улица».

Как называется улица? (Была ли она переименована, почему?)

Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.)

Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т. д.)

Где находится эта улица?

Проблемные ситуации.

Если бы на домах не было адреса?

Если бы на домах были бы одинаковые адреса?

Спроси у взрослых:

- сколько примерно человек проживает в нашем городе;

- сколько лет исполнилось нашему городу;

Загадки о городе.

С виду дом совсем обычный,

Для спортсменов он привычный,

В этом доме круглый год,

Плещется в воде народ.

(Бассейн)

Вот холодная арена

Лед коньками режут смело

Быстрый, ловкий хоккеист

И красавец – фигурист.

(Ледовый Дворец)

Что это за дом,

Музыку услышишь в нем

Танцы, песни и смех

Мультики, кино для всех.

(Кинотеатр)

В залах тихий здесь уют

Книжки дружно тут живут,

Приходите, детвора,

Будем рады вам всегда.

(Детская библиотека)

Занятие № 1

 Как все начиналось


Цель: Познакомить детей с историей города Иркутск
Задачи: Знакомство детей с историей родного города, рассказать о гербе города, воспитывать интерес и гордость к своему городу, расширять кругозор детей за пределы имеющихся знаний, формировать элементарные временные

Исторически представления.

Ход.

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном и любимом городе Иркутске.

-А знаете ли вы историю города?

        Когда-то на месте нашего города шумела вековая тайга, были не проходимые леса. Медведи устраивали свои берлоги, птицы гнёзда вили, свободно гуляли гордые лоси, бегали быстрые косули. В этих местах кочевали племена бурят, городов и деревень они не строили, переходили с места на место где много травы для корма своих животных, коров и лошадей.

      Давным-давно, летом в тайге, над чистыми водами Ангары раздался стук и визг топоров. Отряд казаков под командованием отважного землепроходца Похабова Якова Ивановича строил небольшой, но основательный деревянный городок с земляными укрытиями и высоким ограждением. Такие городки в те времена назывались - острогами. Через год после основания острога стали называть его Иркутским по названию реки Иркут, около устья которой он находился, впадающей в реку Ангару.

        Место для строительства города было выбрано не случайно- к нему плыли струги и лодки с мехами, золотом и припасами по трём рекам: Иркуту, Ангаре и Иде, которая позже стала называться Ушаковкой, лучшее место для пашен и выпаса скота, и сенные покосы, и рыбные ловли, охота- всё близко.
В 1686 году (через 25 лет )присваивается статус города. А в 1690 году (через 4 года) был пожалован собственный герб и печать серебренная.
Показ изображения герба.

Педагог задаёт вопрос: как вы думаете, что изображено на гербе? (ответы детей)

        Сибирь славилась прежде всего пушными богатствами. Поэтому герб представляет собой " в серебренном поле бабра, бегущего по зелёной траве в левую сторону щита и имеющего в зубах своих соболя. Бабр - это кровожадный, сильный и лютый зверь, живёт в жарких странах. Он иногда забегает Сибирь из Китая. Бабром в те времена называли тигра. Понятие "бабр" в те времена путают с  "бобром". Художники пытаются заменить на гербе животных, но травоядный бобр не может нести в зубах соболя - символ богатства края. В результате появляется фантастическое животное с когтистыми перепончатыми лапами, чешуйчатым хвостом и кошачьей головой хищника с соболем в пасти.

Голова повёрнута к нам лицом, что символизирует "зверь на страже", красный соболь символизирует -символ богатства Сибири.

Иркутск, разделённый реками Ангарой, Иркутом и Ушаковкой нуждался в переправе с одной части города в другую. Лодки и карбозы, пароходы и плашкоуты не могли быстро переправить всех желающих. Было решено построить понтонный мост. (показ слайда). Тридцать понтонов - огромных лодок, закреплённых за дно реки якорями - удерживали на плаву деревянный настил моста с ограждениями. Для пропуска пароходов и барж мост разводили, в основном это было в ночное время или ранним утром.

Первый пароход был не завезён, а построен прямо в Иркутске судно от рубки до трюмов делалось деревянным. пароход имел парусную экипировку для использования попутного ветра. (показ слайда)

В Иркутске часы появились в конце 17 столетия. (показ слайда). Их механизм был изготовлен из дерева и привычного нам циферблата не имел. Время сообщали колокольным боем и поэтому их называли "боевыми" часами. Каждые пол часа раздавался своеобразный колокольный перезвон. Через час играла иная, "часовая" колокольная мелодия. "боевые" часы были гордостью города.

До конца 19 века (а сейчас 21 век) в Иркутске передвигались на кибитках, дилижансах. Первые онибусы- рельсовые вагоны, запряженные лошадьми, появились осенью в 1899 году. но они проработали всего 8 лет, а первые трамваи появились лишь в 1947 году после Великой Отечественной войны.

Сегодня мы узнали, как появился наш город. На следующих занятиях мы с вами познакомимся с современным нашим городом, с памятниками нашего города, народами, населяющими наш город и богатствах нашего края.

А в заключении хочу зачитать стихотворение:
Я люблю тебя город Иркутск,
Твоих улиц, крикливую спесь
И туман над рекой Ангарой,
И байкальского воздуха смесь.

Я люблю побродить не спеша,
В старых улицах вновь затеряться,
Если просит об этом душа,
на мгновение с прошлым остаться...

Я люблю тебя город Иркутск,
Древний град над седой Ангарой,
Принимаю таким, какой есть
И всегда восторгаюсь тобой.

Я желаю тебе город мой
Жить, не ведая, горя, печали,
Вновь, как прежде, промышленным стать
И, чтоб люди твои процветали.


Гимн Иркутска

Плывут и плывут прибайкальские шири,
Саянские горы синеют вдали.
Нас встретит столица таежной Сибири,
Любимый Иркутск, середина Земли.

Из всех городов городов - их немало на свете,
Взгляни на восток и на запад взгляни,
Сквозь тысячи верст мы свой город заметим,
И сердцем его мы увидим огни.

Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян ни легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск, середина Земли!

Стихи: М. Сергеев
Музыка: Е. Туманян

Занятие №2

Интегрированное занятие «Мой любимый город Иркутск» (подготовительная группа)

Оборудование: ноутбукинтерактивная доска, музыкальный центр

Карта маршрута, картинка разрезная «Цирк», макеты зданий, макет Вечного огня, видео – ролик «Счастливое детство», фото-открытки (театра «Аистенок», Кружевной дом, Вечный огонь, спортивный комплекс «Труд», цирк, музыкальный театр, политехнический институт, кружева из ткани и дерева, обручи, оборудование для эксперимента (стакан с водой, лист бумаги); соленое тесто, глина, пластилин

Электронные ресурсы: видео сообщение (чтение стихотворения мамой воспитанника, слайды «Все об Иркутске», фонограмма с записью «Любимый город»

Цель занятия: Дать исторические знания об Иркутске, воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

1. Закрепить знания о достопримечательностях родного города.

2. Дать представления о деревянном зодчестве - Иркутска.

3. Расширять представления детей о разнообразии архитектурных построек города Иркутска

4. Развивать связную речь, внимание, память, наблюдательность, творческие

способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества детей.

5. Закреплять умения и навыки работать с соленом тестом,

пластилином, глиной; развивать творческие способности.

6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

Предварительная работа

Вертуальная экскурсии по городу Иркутску, в музей деревянного зодчества «Тальцы», музей

«Боевой славы», к «Вечному огню».

Разучивание стихотворений о достопримечательностях города Иркутска;

рассматривание открыток, фотографий с достопримечательностями города,

прослушивание песен об Иркутске; художественное творчество «Дома на нашей улице», чтение художественной литературы, выполнение макетов, изготовление

Альбом: «Мой Иркутск - моя семья»

Воспитатель:

Ребята нам пришло видео сообщение, давайте послушаем его.

(дети слушают стихотворение об Иркутске).

Осенью желтой, и снежной зимой

Стоит величаво Иркутскгород мой,

А дочка Байкала, течет не спеша,

Красавица наша, река Ангара.

Люблю твои парки и скверы люблю.

И дворик твой каждый легко узнаю.

Все с детства знакомо, и дорого мне.

В какой бы я не был в красивой стране.

Воспитатель: догадались, о чем, мы сегодня будем говорить?

Ответы детей(об Иркутске)

Воспитатель: Мы с вами очень много ездили по нашему городу, а сегодня я предлагаю пройти по любимым местам, наш город очень большой, и чтобы нам не заблудиться, что нам может помочь?

Ответы детей (карта-схема)

Воспитатель Давайте посмотрим на карте маршрут нашей экскурсии

(«Исторический Иркутск»)

1.«Исторический Иркутск».

Слайд «Музей города Иркутска».

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, что это за здание?

Ответы детей

Какие музеи есть еще в нашем городе?

Ответы

Воспитатель А почему мы пришили в музей истории города. Почему он так называется.

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте пройдем в музей, который вы сделали вместе с родителями (подходит столу, на котором расположены макеты домов) Вы помните, как нужно себя вести в музеи.

Чтение стихотворение про музей. Скажу я вам, в музее

Всегда бывать я рад!

Открывши рот, глазею

На каждый экспонат.

Здесь дух неуловимый-

Дыханье старины,

Истории невинной

Стоим напротив мы.

И люди в восхищении

Любуются стоят

На красоту музея-

Коллекций дивный ряд.

Посмотрите сколько здесь много интересных зданий. У каждого своя история, архитектура.

Это что?

Ответы (Острог)

Воспитатель С него и был основан наш город

У каждого города есть свой герб. А какой герб у нашего города.

Ответы детей: На гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя

Воспитатель: Да, много красивых зданий в нашем городе: есть новые, современные здания и есть старинные, которые построили много лет тому назад,

Что вы здесь видите

Ответы детей (дом декабристов, Костел)

Воспитатель: А это что за здание

Показ слайда

Ответы детей Спасская церковь

Стихотворение Спасская церковь.

 Церковь словно теремок,

Что не низок, не высок.

Называем ее Спасской

Красота ее как в сказке

Воспитатель: Что можно сказать об этом здании?

Ответы детей(самое старинное каменное….)

Воспитатель Каким раньше был Иркутск?

Ответы детей (Раньше город был деревянный).

Воспитатель: красивый деревянный дом (показ слайда Кружевной дом)

Что это за здание?

А почему дом называется кружевной? Правильно, потому что он украшен кружевами (показывает кружева, из ниток и дерева) посмотрите, какие красивые кружева, раньше девушки долгими вечерами плели кружева для украшения одежды, а мужчины переносили эти кружева на дерево. затем такими кружевами, только деревянными, стали украшать дома. Деревянные узоры предназначались не только для красоты, сколько они должны были оберегать, охранять жизнь и добро владельцев дома. (ромбы, квадраты, затем мастера совершенствовались и стали появляться завитки, розочки, остроконечные звезды).

Воспитатель(читает загадку)

Туда любит ходить детвора

Там чудо куклы оживают,

Спектакли, сказки представляют

Какая остановка на карте будет четвертой?

«Театрально-развлекательный» Иркутск

Слайд Кукольный театр «Аистенок» и Музыкальный театр имени Загурского.

Воспитатель: что это? Правильно театр кукол «Аистенок». Что же в этом театре можно увидеть? Почему его называют кукольным? Верно, потому что все спектакли актеры оживляют куклами.

Воспитатель: А какие театры вы еще знаете

Ответы детей: Музыкальный театр.

Воспитатель: Скажите, что делают в музыкальном театре?

Ответы детей: Показывают музыкальные постановки, балет, поют песни, оперетты,

Воспитатель: Давайте мы сейчас станем артистами музыкального театра

(по выбору воспитателя песенка козы из спектакля «семеро козлят»)

Воспитатель загадка про цирк

Ответы детей

Воспитатель предлагает детям побыть фокусниками и собрать из блоков Дьенеша картинку (цирк, Аистенок, музыкальный театр) По команде: крибли крабли, бумс

Воспитатель: рассматривает картинки, что у вас получилось?

Слайд «Спортивный комплекс Труд»

Воспитатель: Дети, что это? Вы узнали этот комплекс? Для чего он нужен?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно ребята! Мы с вами сюда непросто так пришли, мы тоже любим заниматься спортом и участвовать в различных соревнованиях Вы помните, что недавно в нашей стране проходили зимние олимпийские игры, по нашему городу Иркутску проносили Олимпийский огонь.

Давайте мы с вами, проведем эстафету выкладывание из обручей

«Олимпийскую эмблему».

(дети выполняют эстафету)

Воспитатель: Предлагаю пойти дальше

Выносится Макет «Вечный огонь»

Воспитатель: Вы узнали это место? Мы подошли к самому святому месту в нашем городе к “Вечному огню». Почему оно святое для каждого иркутянина?

(Ответы детей потому что, во время войны во многих семьях кто-то погиб (отец, сын, брат, сражаясь в боях за Родину. И мы должны помнить о них и быть благодарны им.

Воспитатель читает

Нас братских могилах не ставят крестов

и вдовы на них не рыдают

к ним кто-то приносит букеты цветов

и вечный огонь зажигают

(звучит музыка, дети возлагают цветы).

Мы почтили память павшим героям и предлагаю отправиться дальше

Воспитатель: Несмотря на то, что город старый, наш город продолжает идти в ногу со временем, он процветает, развивается у нас много учебных заведений и сегодня я хочу предложить посетить самый большой Технический университет нашего города.

В этом учебном заведении готовят: инженеров, геологов, строителей, конструкторов самолетов, исследователей, дизайнеров и много других.

Когда вы немножечко подрастете, окончите школу поступите в институт. Там вы узнаете много нового, интересного.

А сейчас предлагаю войти в лабораторию этого университета, превратиться в научных работников и провести эксперимент.

(Воспитатель объяснение детям эксперимента)

Опыт«Как выйти сухим из воды»

Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь поднимите стакан: бумага осталась сухой.

Воспитатель: Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом. Впереди вас ждет много открытий и свершений. И кто знает, может кто-то из вас будущий ученый, или научный сотрудник.

Воспитатель. А теперь давайте перейдем в дизайнерскую мастерскую и сделаем памятные медали о нашем городе

(дети выбирают трафареты по желанию)

Экскурсия подошла к концу.

Воспитатель: Что больше всего запомнилось и понравилось вам в нашей экскурсии?

Ответы детей:

Занятие № 2

Тема: «Наш город»

Задачи: Знакомить с родным городом, в котором мы живём в настоящее время, с его достопримечательностей, памятниками, храмами, архитектурой. Учить видеть красоту, созданную трудом людей, сравнивать прошлое и настоящее, видеть изменения, произошедшие с течением времени. Воспитывать любовь к родному городу, желание его беречь и преумножать его красоту. Развивать умение высказываться.

Материал: фотографии, иллюстрации известных мест города, зданий, памятников, аудиокассета с записью об Иркутске и Ангаре. Фотографии и иллюстрации оформлены в небольшие выставки «Настоящее и прошлое» в разных местах групповой комнаты.

Ход

Организационный момент: включена аудиозапись с песней «Мой Иркутск»

- О каком городе эта песня? (Ответы детей)

- Правильно, и я приглашаю вас в путешествие, которое называется «Из прошлого в настоящее». А почему оно так называется, вы попробуете ответить в конце занятия.

В путешествии нам поможет карта города. На ней есть флажки с номерами. Это будут пункты наших остановок. А сейчас выберите транспорт, на котором отправимся. (Выбор транспорта, усаживаемся, беру первый флажок №1).

- Первая остановка. Подойдите, узнайте место в нашем городе. (Выставка, дети узнают «Сквер Кирова»).

- Правильно, это сквер, где мы все любим гулять. Но он не всегда был таким, смотрите на фото и слушайте рассказ. Когда-то давно это была центральная площадь г. Иркутска и представляла собой заболоченный пустырь с покосившимися постройками. И называлась она Кремлёвской, т.к. рядом находился кремль - Острог. На площади происходила торговля, гуляния. Но так как менялся город, менялась и площадь. Она называлась разными названиями и, наконец, в наши дни она стала называться сквером – им. Кирова. Как она изменилась с тех пор? (Ответы детей, рассматривание фото старого вида и настоящего).

- Да, и это изменение произошло благодаря труду людей, живших в нашем городе.

- Подъезжаем к флажку № 2. И куда мы попали? Что за здание? (показ фото цирка, дети называют). Все любят цирк? Цирковые труппы выступали с давних пор, но здания цирка в городе не было и после выступления артисты сразу уезжали. Только в наши дни было построено здание цирка. Теперь представления мы можем видеть несколько дней подряд.

- Флажок №3. Узнали? Да это детский парк «Чиполлино». А что можно делать здесь? (Ответы детей.) Давайте поиграем в игру «Карусель».

Подвижная игра «Карусель».

- Ребята, а в нашем городе есть река? И как она называется? (Ответы детей).

- Да, совершенно верно. Флажок №4 находится на Ангаре. Много лет люди отдыхают на пляже (Показ фото). Как называется это место? Остров «Юность». Горожане и гости города любят гулять по набережной. А вот так здесь было раньше. (Фото).

- Продолжаем наше путешествие и вот флажок №5.

- Наш город старинный, в нём есть храмы, соборы, церкви. Они своим величием украшают город, являются культурными памятниками. Много людей их посещает. Посмотрите на фотографии, может быть, кто-то из вас узнает место. Рассматривание фотографий: Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, Кафедральный собор во имя Богоявления Господня, Знаменский монастырь. По ходу даются элементарные сведения о них. (Рассматриваются и фотографии старого вида, ведётся сравнение.)

Флажок №6 - наш город имеет памятники о героическом прошлом нашей Родины. Им является Мемориальный комплекс «Иркутяне в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г». Он был создан ко дню Победы. Вечный огонь был доставлен из Москвы с могилы Неизвестного солдата. У вечного Огня Славы установлен Пост №1. На стелах и на стене здания администрации высечены имена иркутян – героев, погибших в годы войны. (Рассматривание фото с вечным огнём, беседа).

Флажок №7.

- В городе есть театры. Рассмотрим некоторые, Театр Музыкальной комедии, Театр Драмы, детский театр «Аистёнок.

- В настоящее время в нашем городе появилось очень много новых и красивых зданий. Иркутск является крупным научным и культурным центром. В нём много театров, магазинов, учебных заведений, детских садов, школ, институтов. Иркутяне любят свой город и гордятся им. С каждым годом он становится всё краше.

- Рассмотрим фотографии города и полюбуемся его красотой.

Чтение стихотворения «Иркутск».

Истории сибирской веха, Землепроходцев бастион –

В разгар семнадцатого века

Наш славный город был рожден.

Посол Руси в Китай - Спафарий,

Иркутск увидя, молвил: - Что ж!

Острог сей новый Государев

Строением зело, хорош.

Прошли века, и как нам дорог

Здесь каждый дом,

Проспект, квартал.

Архитектурный древний город

Еще красивей нынче стал.

Смотрите! Каждое строенье

И новосел, и старожил

Талант, любовь и вдохновенье

С великой радостью вложил.

Ему века шуметь садами,

Ему под стать любой подъем

Иркутск не старится годами,

Коль юность поселилась в нем

(В. Киселев)

Итог. А сейчас, ответим на вопрос, который был вам задан в начале занятия, почему путешествие называется из «прошлого в настоящее» (Ответы детей.)

-Занятие наше подошло к концу, но мы с вами должны оформить альбом «Наш город». Поможете? (Вместе с детьми оформляем альбом). 

Занятие № 3

Тема: «Символика Иркутска».

Задачи: Дать детям элементарные представления о символике родного города, познакомить детей с изображением герба и флага г. Иркутска. Формировать элементарные представления, о символическом значении изображения и значении цветового колорита.

Учить находить флаг, герб Иркутска среди символов других городов. Воспитывать гордость и уважение к символике города, стимулировать речевую активность.

Материалы: флаг, герб г. Иркутска, иллюстрации флагов для игры.

Ход

1.Организационный момент:

- Ребята, посмотрите, у меня в руках картинки, кто это? Это персонажи волк и Красная шапочка. Но это не просто картинки – это символы. Персонаж Волка из сказки «Красная шапочка» какой – злой. Значит, волк символизируется со злом. А Красная шапочка какая? Добрая, значит, она символизирует – добро. А главные герои былин – Добрыня Никитич или Илья Муромец, что будут символизировать они? - символизируют силу, добро.

Символ нам показывает какое – то отличительное свойство, это знак. Так символ в спорте, нам укажет на название и принадлежность одной команде. (Показ эмблемы)

–А сегодня мы свами познакомимся с символами г. Иркутска.

2. - У Иркутска, как и у всех других городов России, есть свои отличительные символы это – герб, флаг.

- Ребята, герб имеет форму щита и напоминает щит, которым можно защититься от врагов, как это делали древние воины. У каждого воина был герб со своим изображением и отличал его от других воинов. Сейчас каждый город имеет свой герб, отличительный знак.

Выставляю.

Герб Иркутска

- Это главный символ нашего города – герб. Что вы на нём видите?

- Герб представляет собой изображение серебряного щита, на фоне которого воспроизведена композиция – по зелёной земле бежит зверь, держа в зубах маленького зверя. Это животное называют – Бабр, а в зубах он держит соболя. Бабр - особое животное. Это - сильный и хищный зверь. Бегущий бабр настороже.

Бабр - олицетворяет мудрость, могущество, а соболь - символ богатства Сибири.

- Вот о чём нам может рассказать герб.

- Ребята, а что можно сказать о цветах герба? Что они обозначают?

- Геральдические цвета герба означают:

- серебряный цвет — правдивость, невинность, чистоту;

- чёрный цвет — благоразумие, смирение, печаль;

- червлёный (красный) цвет — храбрость, мужество, неустрашимость.

Физминутка.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте мои друзья

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

В соответствии с текстом выполнять движения.

3. Флаг.

- Давайте его рассмотрим. Из чего состоит флаг? (Ответы детей) Полотнище, древко.

- Флаг города Иркутска представляет собой прямоугольное белое полотнище. А на нём воспроизведена композиция герба – по зелёной земле бежит зверь, держа в зубах маленького зверя. Это животное называют – Бабр, а в зубах он держит соболя. Только в нижней части проходит горизонтальная синяя полоса. Символ Иркутска — Бабр — на флаге и гербе города Иркутска движется в правую сторону. Рассматривание флага.

- Где мы можем увидеть флаг? Ответы детей.

Цвета флага означают:

- синий — символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару и другие реки области;

- белый — символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибирских зим;

- зелёный цвет ветвей кедра — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну сибирского края, лесные богатства области;

- чёрный — благоразумие, смирение, скромность;

- красный — храбрость, мужество, неустрашимость.

4. – А сейчас поиграем в игру «Не ошибись»

Цель: правильно находить флаг и герб Иркутска среди других знаков.

5. Итог. Что нового сегодня узнали?

Сценарий КВН «Мы - Иркутяне»

Для детей подготовительной к школе группы

Цель:

1.Расширять кругозор детей о родном городе Иркутске, как о частице нашей Родины.

2. Воспитывать чувства любви к своей малой Родине.

3. Способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родного края.

4. Активизировать мышление и воображение дошкольников.

5. Развивать умение работать в коллективе, любознательность, самостоятельность.

Ход:

Звучит музыка.

- Ребята сегодня мы с вами собрались, чтобы провести КВН «Мы - Иркутяне».

Встречайте Команды:

(Команды выходят, строятся друг против друга).

- Капитаны представляют свои команды.

Приветствие команд.

       «Сибирячки».

        «Байкалочка».

- Представлю вам наше жюри. Ведущий представляет членов жюри. Выступления участников КВН будут оцениваться: за каждое правильно выполненное задание и ответ команды получают фишку.

Вед. – Ребята вам сегодня предоставлена возможность показать свои знания о родном городе. А гости будут за вас болеть.

Задание №1. Разминка.

- Я по очереди буду задавать вопросы каждой команде, но не забывайте, что в состязании очень важна выдержка, нельзя подсказывать командам.

- Начинаем:

  1. Как называется наш край?  (Сибирь)  
  2. Как называется наш город?  (Иркутск)
  3. Как можно назвать нас, жителей нашего города?   (Иркутяне)
  4. Как называется главная площадь нашего города?

           (Сквер им Кирова)

  1. Почему наш город назвали Иркутском? (По названию реки Иркут)
  2.  С какого строения начался Иркутск?    (Острог)
  3. Назовите, самую старинную церковь г. Иркутска. (Спасская)
  4. Чем служил острог в те далёкие годы? (Крепостью, защитой государства).

2. Где Иркута бежали воды

Вставал острог у берегов.

Амбары срублены и башни,

О, как далек тот день вчерашний.

- Мы знаем, что у каждого города, есть свои отличительные знаки, символы:1. Герб      2. Флаг

Задание №2 «Байкалочка»: «Составь Герб»

                       «Сибирячки: «Составь Флаг»  

- От команды приглашаются по 2 человека. Кто быстрее и правильно составит из частей флаг и герб.

3.  Имеет герб Иркутск в те годы,

Пожалованный свысока:

Щита серебряные своды,

Травы зеленая река.

По ней бежит, сжимая в пасти

Красавца соболя, слегка

Бабр – символ королевской власти,

В Сибирь, пришедший на века.

Задание №3

- А сейчас давайте вспомним, что символизируют изображения на флаге и гербе нашего города

- Вопрос задаётся каждой команде по очереди.

1.  - Что обозначает синяя полоса на флаге?

- Правильно, город построен вдоль реки.

2. - Что обозначает зелёный полукруг?

- Верно, город построен на холмах.

3. - А что за зверь в центре?

- Да, это бабр, несущий в зубах соболя.

4. – Что символизирует бабр?

- Да он символизирует величину и силу нашего Прибайкальского края.

5. Что символизирует соболь?

- Да, пушной зверёк – его богатство и красоту. 

6.- Где можно увидеть флаги?

- На зданиях, в праздники.

Задание№4.  «Волшебные капельки»

- На шариках слоги, из которых вам надо составить название реки, протекающей через наш город. По команде правильно встать, чтобы мы могли прочитать название. Чья команда выполнит задание правильно и быстрее получает фишку.

(Капитаны следят и помогают). А Н   Г А   Р А.

- Ангара река воды чистые.

Острова на ней все лесистые.

Острова на ней все в смородине.

Нет прекраснее нашей Родины.

Задание №5 «Назовите знакомые здания»

– В нашем городе много разных зданий: школы, магазины, музеи, кинотеатры. Вот перед вами здания. Чья команда больше назовёт знакомых зданий? (Фишка)

- В один из театров мы заглянем:

Оживают в нём игрушки,

Куклы, мишки и зверушки.

Он всегда ребятам рад.

Это ….(кукольный театр)

Задание №6 «Отгадай сказку»

(Команды отвечают на вопрос по очереди).

Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне.

(Емеля «По щучьему веленью»)

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы.

Высоко они летят, далёко они глядят. (Гуси-лебеди)

Он сумел поймать волчишку, он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком.

 (Бычок – смоляной бочок).

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят).

Задание №7 «Конкурс Капитанов «Назови улицу города»

 - Много улиц в нашем городе.

- Наступил конкурс Капитанов команд. (Капитаны выходят на середину и по очереди называют улицу, получая фишку для своей команды).

- Спасибо капитанам.

Задание №8 «Чёрный ящик»

- Вам предстоит догадаться, что в ящике?»

1. Говорит она без звука,

Но не дружит с нею скука.

Говори, почаще, с ней,

- Будешь впятеро умней.  (Книга)

2. Как называется библиотека, которую мы часто посещаем?

- Библиотека им. А.С.Пушкина.

ФИЗМИНУТКА.

Дети танцуют под песню «Танец маленьких утят» (Ю.Энтин)

Задание №9 «Украсим сквер им. Кирова» 

- Красив наш город, и все мы любим, гулять в Сквере Кирова. Давайте украсим его, чтобы он стал ещё красивее.

(На доске панно со схемой сквера им. Кирова)

1. Команда «Байкалочка» украшает цветами.

2.Команда «Сибирячки» украшает деревьями.

(Участники команд по очереди выполняют задание.)

- А сейчас, приглашаем по одному человеку от команды.

Задание:

- команде «Байкалочка» назвать цветы.

- команде «Сибирячки» назвать деревья.

- За каждый правильный ответ, команды получают фишку.

- О своей Родине люди сочиняли пословицы, в которых выражалась любовь к ней. Ведь пословица недаром молвится.

Задание №10 «Домашнее задание «Пословицы»

По очереди называют пословицы, чья команда больше назовёт? 

- На этом ребята наш КВН заканчивается. Мы просим наше жюри подвести итоги. А мы послушаем песню «Иркутский вальс», муз. Андрея Ляхова стихи Натальи Калининой.

Команды приглашаются для награждения.

Слово жюри, награждение победителей.

Сибиряки — протянем руки

И станем искренней, добрей

И сохраним богатства края.

Живи, Иркутск, нас согревая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия Познание «Достопримечательности города Иркутска»

По средствам предложенного мною мероприятия можно познакомить детей с достопримечательностями родного города Иркутска; расширять представления детей о разнообразии архитектурных построек города,...

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Строим город Иркутск"

Конструирование из крупного и мелкого строительных наборов. Создание условий для обогащения словарного запаса, развитие конструктивных навыков и умений....

Ребенок познает малую Родину - город Иркутск

Учебно-методический комплект по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

ООД в средней группе "Природа родного города Иркутск"

Нашему городу в 2016 году исполняется 355 лет! Приобщение детей к истории и природе родного города - одно из приорететных направлений в работе в этом году!...

Ознакомление дошкольников с геральдикой города Иркутска с помощью художественно-творческой деятельности

Знакомство детей с главными символами города входит в содержание патриотического воспитания  дошкольников.  Ознакомление дошкольников  с символикой города  - является частью формир...

Тематическое планирование по ознакомлению с городом Иркутском

Тематическое планирование по ознакомлению с городом Иркутском....