Занятие в области познавательного развития на тему «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру

Татьяна Петровна

Занятие в области познавательного развития
на тему «Зимующие птицы»

 

Задачи:
- познакомить детей с зимующими птицами (королек, поползень, пищуха);
- развивать интерес к наблюдению за птицами;
-развивать умение составлять загадку о птице.
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Интеграция областей:
Речевое развитие:
обогащение словарного словаря (зимующие, перелетные птицы и т.д)
Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц, кормушка, разрезные картинки (зимующих птиц), презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих и перелетных птиц, рисунок дерева для птиц. 

Ход:
1 часть:

- Здравствуйте ребята, послушайте стихотворение.
«Зимний лес в объятьях тишины.
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош.
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож.
На хрустально - ледяное царство». (Светлана Комогорцева.)
2 часть:

- Какое время года описано в стихотворении? (Зима.)
-  А какие вы зимние месяцы знаете?
- О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там.   «Зимний лес».

- Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)
- Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)
-  Правильно это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)
- Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).

- А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)
- А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать (зимующие птицы).
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? (ответы детей)

- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят птицы».)
- Посмотрите сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинки).

- Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

- Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

- Давайте посмотрим, какие же птицы прилетели в эту стайку.

Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет.
- Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? А это что за длинноносая птица? (Пищуха.)
Её назвали так потому, что она всё время попискивает.
- К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны-корольки. Королек весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
- Я вам буду называть описание птички, а вы, найдя ее среди картинок, должны мне показать.

- Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
- Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
-  У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (Снегирь.)

- Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
- Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
- Молодцы узнали всех птиц.
- Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса способствуют размножению растений.)
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев
И вот среди белоснежных хлопьев мы видим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка много знаете о них и определите их. Где зимующие, а где перелетные птицы.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Показ презентации « Зимующие птицы».
- Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы.
Воробьи - хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Дятел – санитар леса. Голова, шея, спина, крылья у него черные. На голове, шее, сложенных крыльях есть белые полоски. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.
Синицы - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Снегири нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
- Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

- А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).
-  Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? (ответы детей).

- Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

- давайте немного поиграем.
Дидактическая игра «Знай и назови».
Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы, но так, чтобы никто не видел изображенного.
- Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны придумать загадку про нее, т. е. описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите. Затем все должны, определить какая это птица.
- Молодцы, ребята!
3 часть:

- С какими птицами вы сегодня познакомились?

- Кого называют санитаром леса?

- Назовите зимующих и перелетных птиц?

- Как люди должны заботиться о птицах?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tp_nm_pr.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в области познавательного развития
на тему «Зимующие птицы»

Задачи:
- познакомить детей с зимующими птицами (королек, поползень, пищуха);
- развивать интерес к наблюдению за птицами;
-развивать умение составлять загадку о птице.
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Интеграция областей:
Речевое развитие: обогащение словарного словаря (зимующие, перелетные птицы и т.д)
Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц, кормушка, разрезные картинки (зимующих птиц), презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих и перелетных птиц, рисунок дерева для птиц. 

Ход:
1 часть:

- Здравствуйте ребята, послушайте стихотворение.
«Зимний лес в объятьях тишины.
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош.
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож.
На хрустально - ледяное царство». (Светлана Комогорцева.)
2 часть:

- Какое время года описано в стихотворении? (Зима.)
-  А какие вы зимние месяцы знаете?
- О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там.   «Зимний лес».

- Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)
- Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)
-  Правильно это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)
- Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).

- А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)
- А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать (зимующие птицы).
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? (ответы детей)

- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят птицы».)
- Посмотрите сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинки).

- Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

- Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

- Давайте посмотрим, какие же птицы прилетели в эту стайку.

Поползень
 – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет.
- Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? А это что за длинноносая птица? (Пищуха
.)
Её назвали так потому, что она всё время попискивает.
- К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны-корольки. Королек весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
- Я вам буду называть описание птички, а вы, найдя ее среди картинок, должны мне показать.

- Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
- Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
-  У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (Снегирь.)

- Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
- Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
- Молодцы узнали всех птиц.
- Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса способствуют размножению растений.)
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев
И вот среди белоснежных хлопьев мы видим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка много знаете о них и определите их. Где зимующие, а где перелетные птицы.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Показ презентации « Зимующие птицы».
- Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы.
Воробьи - хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Дятел
 – санитар леса. Голова, шея, спина, крылья у него черные. На голове, шее, сложенных крыльях есть белые полоски. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.
Синицы - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Снегири
 – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
- Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

- А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).
-  Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? (ответы детей).

- Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

- давайте немного поиграем.
Дидактическая игра «Знай и назови».
Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы, но так, чтобы никто не видел изображенного.
- Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны придумать загадку про нее, т. е. описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите. Затем все должны, определить какая это птица.
- Молодцы, ребята!
3 часть: 

- С какими птицами вы сегодня познакомились?

- Кого называют санитаром леса?

- Назовите зимующих и перелетных птиц?

- Как люди должны заботиться о птицах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы»

Целью данного занятия является развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам....

Конспект ООД в форме занятия в области познавательного развития на тему "Как звери готовятся к зиме".

Интеграция по видам деятельности: коммуникативная, игровая.Цель: совершенствование  представлений детей о трудных и важных заботах животных и  птиц перед долгой зимой.Задачи:образовате...

НОД по образовательной области «познавательное развитие» на тему "Поможем птицам".

Продолжить сравнивать рядом стоящие цифры в пределах 6 и понимать отношения между ними....

Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме: "Зимующие птицы"

Занятие разработана для детей старшего дошкольного возраста. Содержит много разнообразных видов деятельности для детей: интересные загадки, описательные рассказы о зимующих птицах, сбор пазлов, с през...

конспект занятия по познавательному развитию на тему " Зимующие птицы" во второй младшей группе

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употреблен...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитиена тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплят...

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные птицы: Как Ворона друзей вспоминала»

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему:«Перелетные птицы: Как Ворона друзей вспоминала» Цель: Закр...