Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные птицы: Как Ворона друзей вспоминала»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ионова Елена Александровна

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему:

«Перелетные птицы: Как Ворона друзей вспоминала»

 

Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

- Расширить представления детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц;

- Развивать связную речь, обогащать их словарь.

- Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к пернатым друзьям.

- Оборудование: Перо из бумаги, иллюстрации по теме «Птицы» (ласточка, кукушка, лебедь, грач), иллюстрации гнезд (ласточка, лебедь, грач), цифры магнитные 1-4.

Ход занятия  (Дети сидят на стульчиках за столом, настраиваются на работу)

Здравствуйте, ладошки! Хлоп- хлоп -хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ — топ — топ!

Здравствуйте, щечки! Шлеп — шлеп — шлеп!

Здравствуйте, носик! Пип — пип — пип!

Здравствуйте, дети! Здравствуйте!

1. Вводная часть (беседа)

Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня утром в нашу группу, на столе лежало перо, а с ним послание.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чье это перо?

Дети:  птицы.

Воспитатель: Давайте узнаем, что в нем написано?

 

Письмо

"Здравствуйте, ребята! Кар-кар. Пришла весна! Кар-кар. Вот- вот начнут возвращаться мои друзья, а я совсем позабыла их за зиму. Кар-кар. Помогите, пожалуйста,  вспомнить! Кар-кар.

Воспитатель: Что же за птица нам оставила это послание, кто догадался?

Дети: Ворона.

Воспитатель: Правильно. А как вы поняли?

Дети: по звучащему в послании «Кар-кар»

Воспитатель:  В природе существует большое разнообразие птиц (помещаем на доску изображение перелетных птицы). Многие из них на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются. Таких птиц называют перелетными!

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

Дети: Называют признаки (клюв/голова/шея/тело/крылья/хвост/2 лапки.  Покрыты перьями, умеют летать)

Воспитатель: Давайте поможем Вороне вспомнить своих друзей. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно смотрите на картинки и отгадывайте кто есть кто.

Загадки:

* По весне к нам с юга мчится Чёрная, как ворон, птица. Для деревьев наших врач – Ест букашек разных ………………………………………………. (Грач)
* Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста……………………………………………… (Ласточка)

* На гуся похож он дюже. Ходит плохо, неуклюже, хорошо летает в небе длинношеий, белый……………………………………………….. (Лебедь)
* На мелкого ястреба очень похожа, пугает мелких птиц, как может, легко яйцо в тот миг подбросит,  и о судьбе птенца не спросит!............... (Кукушка)


Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как зовут птиц, которые в скором времени вернутся в наши края после долгой зимы. Да и наша ворона их вспомнила.

Физкультминутка: "Перелетные птицы".

Птички прыгают, летают (Дети прыгают.)

Крошки птички собирают. («Клюют».)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (Изображают.)

Птички летают, поют (Машут руками.)

Зёрнышки клюют (Наклоняются.)

Дальше полетели

И на место сели (Улетают, садятся.)

Воспитатель: Ребята, после долгого перелета, эти птицы возвращаются в свои дома. А что для птицы дом и зачем он ей нужен?

Дети: гнездо/высиживать яйца.

Воспитатель: Правильно! Давайте отправим наших птиц в свои гнезда.

Д/И Птицы и их гнезда

Под изображениями птиц закрепленных ранее на доске (проставляем для каждой номер 1-4) располагаем изображения гнезд (которых на одно меньше). Задача: найти птицу без домика.

Воспитатель дает описание гнезда,  дети определяют к какой птичке оно относится (называют ее) и под каким номером (соединяем линиями для наглядности). Методом исключения определяют и называют птицу и ее номер, оставшуюся без гнезда.

* Эта птица вьет свое гнездо, из сырой глинистой почвы укрепляя ее соломой, травой и шерстью животных. Гнездо небольшого размера располагается высоко от земли и  имеет форму половинки шара….(Ласточка)

* Эта птица плетет гнездо из веток и укрепляет землей. Гнездо большого размера и строится высоко на дереве рядом с другими. ……(Грач)

* Эта птица строит большое гнездо на воде в глухих местах, заросших тростником или камышом, на основе прошлогодней листвы и растительности…………………………….…………………………….(Лебедь)

Воспитатель: Ну что же, ребята, думаю, что наша ворона теперь  будет знать, где искать своих друзей. Осталось ей напомнить, чем же эти птицы питаются. Я вам буду говорить различные слова, а вы хлопайте в ладоши, если это едят птицы.

Примерный ряд слов: насекомые, молоко, семена, ягоды, конфеты, комары, мухи, травку, помидор, рыбёшку,  части водных растений и их корни, колбасу, улитки, червяки, пироги, личинки, жучки, апельсины, ящерки, гусеницы, суп, птичьи яйца, мороженое….

Интересные факты: Ласточка ест и пьет только на лету, кукушка не боится съесть даже самых ярких и ядовитых на вид гусениц, грач любит ходить по вспаханной людьми земле, что упрощает поиск еды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. Как видите, питание этих птиц напрямую зависит от времени года, ведь зимой, к примеру, гусеницу не встретишь, поэтому они и покидают наши края, а возвращаются весной.

Вы отлично справились и помогли Вороне вспомнить своих друзей, которых она не видела, целую зиму. Уверена, что и для себя узнали много интересного и еще внимательнее будете к птицам, которые вас окружают.

3. Заключительная часть

- Давайте еще раз скажем, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- почему их называют перелетными?

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали и отвечали.

Молодцы, хорошо позанимались. Спасибо вам большое!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy.docx281.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему:

«Перелетные птицы: Как Ворона друзей вспоминала»

Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

- Расширить представления детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц;

- Развивать связную речь, обогащать их словарь.

- Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к пернатым друзьям.

- Оборудование: Перо из бумаги, иллюстрации по теме «Птицы» (ласточка, кукушка, лебедь, грач), иллюстрации гнезд (ласточка, лебедь, грач), цифры магнитные 1-4.

Ход занятия  (Дети сидят на стульчиках за столом, настраиваются на работу)

Здравствуйте, ладошки! Хлоп- хлоп -хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ — топ — топ!

Здравствуйте, щечки! Шлеп — шлеп — шлеп!

Здравствуйте, носик! Пип — пип — пип!

Здравствуйте, дети! Здравствуйте!

1. Вводная часть (беседа)

Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня утром в нашу группу, на столе лежало перо, а с ним послание.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чье это перо?

Дети:  птицы.

Воспитатель: Давайте узнаем, что в нем написано?

Письмо

"Здравствуйте, ребята! Кар-кар. Пришла весна! Кар-кар. Вот- вот начнут возвращаться мои друзья, а я совсем позабыла их за зиму. Кар-кар. Помогите, пожалуйста,  вспомнить! Кар-кар.

Воспитатель: Что же за птица нам оставила это послание, кто догадался?

Дети: Ворона.

Воспитатель: Правильно. А как вы поняли?

Дети: по звучащему в послании «Кар-кар»

Воспитатель:  В природе существует большое разнообразие птиц (помещаем на доску изображение перелетных птицы). Многие из них на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются. Таких птиц называют перелетными!

2. Основная часть 

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

Дети: Называют признаки (клюв/голова/шея/тело/крылья/хвост/2 лапки.  Покрыты перьями, умеют летать)

Воспитатель: Давайте поможем Вороне вспомнить своих друзей. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно смотрите на картинки и отгадывайте кто есть кто.

Загадки:

* По весне к нам с юга мчится Чёрная, как ворон, птица. Для деревьев наших врач – Ест букашек разных ………………………………………………. (Грач)
* Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста……………………………………………… (Ласточка)

* На гуся похож он дюже. Ходит плохо, неуклюже, хорошо летает в небе длинношеий, белый……………………………………………….. (Лебедь)
* На мелкого ястреба очень похожа, пугает мелких птиц, как может, легко яйцо в тот миг подбросит,  и о судьбе птенца не спросит!...............
 (Кукушка)


Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как зовут птиц, которые в скором времени вернутся в наши края после долгой зимы. Да и наша ворона их вспомнила.

Физкультминутка: "Перелетные птицы".

Птички прыгают, летают (Дети прыгают.)

Крошки птички собирают. («Клюют».)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (Изображают.)

Птички летают, поют (Машут руками.)

Зёрнышки клюют (Наклоняются.)

Дальше полетели

И на место сели (Улетают, садятся.)

Воспитатель: Ребята, после долгого перелета, эти птицы возвращаются в свои дома. А что для птицы дом и зачем он ей нужен?

Дети: гнездо/высиживать яйца.

Воспитатель: Правильно! Давайте отправим наших птиц в свои гнезда.

Д/И Птицы и их гнезда

Под изображениями птиц закрепленных ранее на доске (проставляем для каждой номер 1-4) располагаем изображения гнезд (которых на одно меньше). Задача: найти птицу без домика.

Воспитатель дает описание гнезда,  дети определяют к какой птичке оно относится (называют ее) и под каким номером (соединяем линиями для наглядности). Методом исключения определяют и называют птицу и ее номер, оставшуюся без гнезда.

* Эта птица вьет свое гнездо, из сырой глинистой почвы укрепляя ее соломой, травой и шерстью животных. Гнездо небольшого размера располагается высоко от земли и  имеет форму половинки шара….(Ласточка)

* Эта птица плетет гнездо из веток и укрепляет землей. Гнездо большого размера и строится высоко на дереве рядом с другими. ……(Грач)

* Эта птица строит большое гнездо на воде в глухих местах, заросших тростником или камышом, на основе прошлогодней листвы и растительности…………………………….…………………………….(Лебедь)

Воспитатель: Ну что же, ребята, думаю, что наша ворона теперь  будет знать, где искать своих друзей. Осталось ей напомнить, чем же эти птицы питаются. Я вам буду говорить различные слова, а вы хлопайте в ладоши, если это едят птицы.

Примерный ряд слов: насекомые, молоко, семена, ягоды, конфеты, комары, мухи, травку, помидор, рыбёшку,  части водных растений и их корни, колбасу, улитки, червяки, пироги, личинки, жучки, апельсины, ящерки, гусеницы, суп, птичьи яйца, мороженое….

Интересные факты: Ласточка ест и пьет только на лету, кукушка не боится съесть даже самых ярких и ядовитых на вид гусениц, грач любит ходить по вспаханной людьми земле, что упрощает поиск еды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. Как видите, питание этих птиц напрямую зависит от времени года, ведь зимой, к примеру, гусеницу не встретишь, поэтому они и покидают наши края, а возвращаются весной.

Вы отлично справились и помогли Вороне вспомнить своих друзей, которых она не видела, целую зиму. Уверена, что и для себя узнали много интересного и еще внимательнее будете к птицам, которые вас окружают.

3. Заключительная часть

- Давайте еще раз скажем, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- почему их называют перелетными?

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали и отвечали.

Молодцы, хорошо позанимались. Спасибо вам большое!


Приложение


C:\Users\Leka\Desktop\27.jpg

C:\Users\Leka\Desktop\1640068763_53-papik-pro-p-posledovatelnii-risunok-gnezdo-poetapno-60.jpgC:\Users\Leka\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Морское приключение» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Программное содержание:Образовательные задачи: сформировать представления о жизни моряков, внешнем виде моряков; упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 3; закреплять прос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» «Что такое пень?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим м...

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Цель занятия: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Задачи:Образовательные: -Закрепить знания детей о зимующих птицах.-Познакомить с детей с ...

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах. Формировать умение различать птиц и их птенцов, правильно соотносить их название. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми птицами...