Конспект ООД в форме занятия в области познавательного развития на тему "Как звери готовятся к зиме".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Ризванова Амина Рифовна

 

Интеграция по видам деятельности: коммуникативная, игровая.

Цель: совершенствование  представлений детей о трудных и важных заботах животных и  птиц перед долгой зимой.

Задачи:

образовательные:

- совершенствовать знания детей о подготовке диких животных к зиме; 
- побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму;
развивающие:

- развивать внимание, мышление,  связную речь, умение слушать;

упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфетки для аккуратного наклеивания. 

воспитательные:

-воспитывать заботливое отношение к животным, эмоциональную отзывчивость.

Активный словарь: синичка, снегирь, косолапый, дупло,  берлога, шубка

Словарная работа: шершавый.

Оборудование:  мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, музыкальный цент,  презентация «Дикие животные», аудиозапись выхода  лисы, медведя, зайца.

Демонстрационный материал: синичка, снегирь, корзинка с шишками, листья, кусочек меха, кора дерева, белая бумага,

Раздаточный материал:  силуэты белого зайца на каждого ребёнка, клей ПВА, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:  рассматривание альбомов «Дикие животные», беседа на тему «Времена года», загадывание загадок о диких животных, чтение рассказов из серии книг «Животные леса», дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», просмотр видеофильма «Как звери готовятся к зиме», сравнение снегиря и синицы.
Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.

А теперь встанем в кружок, возьмёмся за руки.

Собрались все дети в круг. 

Я - твой друг и ты - мой друг. 

Крепко за руки возьмёмся 

И друг другу улыбнёмся.

                                                  

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас загадку. Внимательно послушайте и отгадайте.

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду  снег, как бахрома, —
Значит  к нам пришла... (зима)
- Правильно, эта загадка - о зиме. А у нас какое время года? И у нас на улице зима, холодно, мороз!
(Стук в окошко). 
Воспитатель: Кто это там стучит? Давайте посмотрим (воспитатель достаёт синицу и снегиря). Кто это к нам прилетел? Синичка и снегирь.

Посмотрите,

С жёлтой грудкою летит –

Что это за птица?

Как наряден её вид!

Звать её - синица!

                                         

А это кто? Да, снегирь, вот он какой- с красной грудкой.

Они говорят вам: «Здравствуйте!»

Дети здороваются хором.

Воспитатель: (синичка шепчет на ушко воспитателю) Синичка говорит, что замерзла и хочет согреться у нас. Оставим синичку в группе погреться? (воспитатель сажает синичку на дерево).
Воспитатель: Ребята,  и  снегирь хочет нам что-то сказать (снегирь шепчет на ушко воспитателю). Снегирь приглашает нас в гости в лес, посмотреть, как звери готовятся к зиме. Пойдём с ним к лесным зверям?
 Но на улице зима, мороз, и, прежде чем отправиться в лес, что нам нужно сделать?
Дети: Одеться потеплее.
Воспитатель: Давайте оденемся. Какую одежду мы наденем, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей.) Правильно. 
Воспитатель проводит игровое упражнение, используя стихотворение с движениями. 
Физминутка «Одеваемся»:

Мы наденем быстро кофту,

Повторяй за мной слова: ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки на своей одежке:

Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.

А теперь - штанишки.

Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!

А теперь на ножки – тёплые сапожки!

Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!

Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два! 

                                          

Воспитатель: Молодцы, все готовы к путешествию. Ребята, а чтобы нам по дороге не было скучно, мы с вами будем напевать песенку:

По тропинке в лес пойдем,
Ямки мимо обойдем.
Посмотрим вверх на небо,
Посмотрим вниз на снег,
Перепрыгнем мы канавку.
Прыг - скок, прыг - скок.

Слайд 1.
Воспитатель: Мы очутились с вами в волшебном лесу.

Давайте  поздороваемся с лесом, чтобы он принял нас весело, с радостью, как своих друзей. «Здравствуй, лес!»- давайте скажем хором.

Дети: Здравствуй, лес!

Воспитатель: Смотрит Снегирь, а в лесу тихо,  нет листочков и травы. Почему, ребята? Расскажите Снегирю(Дети говорят об изменениях внешнего облика леса).

Воспитатель: Да, все верно. Наступает зима, лес  стоит без листьев, земля покрыта  снегом.

Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять в лесу? (да)

 Воспитатель: Чем вам нравится лес?

Дети: В лесу хорошо гулять, машины не ездят, можно шишек набрать, можно увидеть белку…

Воспитатель: Молодцы, ребятки, все вы правильно сказали. Гулять в лесу- это очень полезно для нашего здоровья. Здесь чистый и свежий воздух.

Воспитатель: Ребята, давайте вдохнём лесного свежего воздуха. 
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, как  тихо  в лесу. Прислушайтесь! Как тихо, кажется, в лесу никого нет. Но это совсем не так. В лесу много лесных жителей. Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме. Давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас, и узнаем, как же они готовятся к зиме.

                                                                                   


Воспитатель: В лесу живут дикие или домашние животные?
Дети: Дикие животные или лесные. 
Воспитатель: Правильно, животные, которые живут в лесу, называются дикими. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, про кого она.

Он большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной,
Он живет в лесу дремучем,
Очень любит мед пахучий.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Медведь. Слайд 2.

                                                                                    

 

Воспитатель: Давайте покажем, как ходит медведь (дети выполняют движения под музыку)
Воспитатель: Ребята, а что медведь любит есть?
Дети: Рыбу, ягоды, мед.
Воспитатель: Зимой пусто стало в лесу, нет малины, нет земляники! Что делать косолапому? Что зимой делает медведь?
Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму. Где он зимой спит?

Нашел медведь ямку, насыпал в неё сухих веток и листьев. Так получилась берлога. Слайд  3.

Воспитатель: А почему медведь не мерзнет в берлоге?

Дети: У него теплая шубка.
Воспитатель:  Рукавичек, шапочек, пальто у него  нет. Откуда же у него  берется теплая зимняя шубка? Оказывается, что зимой звери меняют шубку на более толстую и теплую!
- Вот и наш мишка поменял свою шубку на толстую и теплую. Потрогайте ее.
(Детям предлагается потрогать кусочек меха)

Воспитатель: Какой мех? (мягкий, пушистый, теплый)

Воспитатель: Ребята, скажите, кто из животных еще спит зимой?

Дети: Еж. Слайд 4.

Воспитатель: А где он прячется зимой?

Дети: Под листвой, под корой. Слайд 5.

                                                                                           

 Воспитатель: Да, он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Воспитатель: Давайте поможем ёжику собрать листочки, чтобы ему было зимой теплее и мягче спать и ждать весны.

На полу листья, дети шагают.

Мы по листикам шагаем,

А они шуршат  ответ.

Наберем красивых листьев,

Будет ежику тепло!

После окончания стихотворения дети собирают листочки.

                                                                    

 

Воспитатель: Вот сколько листочков мы собрали, потом Снегирь передаст их ежику.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку (стоя)
В серой шубке ходит летом,
В белую зимой одет он,
Вот петляет по лужайке.
Догадались? Это …. (Зайка). Слайд 6.

                                                                      
 

Воспитатель: Что зайчик делает в лесу?
Дети: Бегает между деревьев, прыгает.
Воспитатель: Правильно. Давайте покажем, как прыгают зайчики (дети прыгают под музыку).

                                                                     

Воспитатель: Допрыгаем до пенечков и садимся.
Воспитатель: А что зайчик  ест зимой? (выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Зимой зайчик грызет кору, вот такую (показ). Потрогайте ее.  Какая она? (настоящая, шершавая, твердая).

Воспитатель: Скажите, а от кого прячется зайчик в лесу?
Дети: От волка и лисы.
Воспитатель:   Скоро  в лесу  выпадет много  снега, зайчика в серой шубке быстро поймают и лиса, и волк (прикладываю силуэт серого зайчика на белый фон).

Что происходит с его шубкой, чтобы они его не нашли? (выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Вот и приходится зайчику менять серую шубку на белую. Слайд 7. Белая шубка намного теплее серой, в ней зайчик не замёрзнет.

                                                                          

 

Тихо-тихо! Я, кажется, слышу, что кто-то к нам бежит.  Слайд 8. Да это же лиса.

Воспитатель: Ребята, лиса хочет съесть зайчика! Поможем ему спрятаться от лисы?

Воспитатель: Где сможет спрятаться наш зайчик?
Дети: На снегу (выкладываю белого зайчика на белый фон).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь зайчиков! Помогите им спрятаться от лисы!

Возьмите по одному зайчику. Положите мордочкой вниз. Возьмём кисточку, наберём немного клея. Смазываем клеем всего зайчика. Ёщё клей берите, хорошо размазывайте его. Теперь кисточку кладём на салфетку. Берём зайчика и прикладываем к листу так, чтобы его глазки на нас смотрели. Аккуратно пальчиками приглаживаем. Молодцы!

(дети при помощи воспитателя наклеивают силуэты зайцев).

          

                                   

Воспитатель: Молодцы, помогли зайчикам  спрятаться от лисы. Зайчики говорят спасибо вам, ребята.

Не нашла она их  и убежала. Покажите, как лиса бежит (под музыку к стульчикам). Дети садятся на пенечки.

Воспитатель: (снегирь шепчет на ушко воспитателю) Ребята, снегирь загадывает вам следующую загадку:
Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку,
Да на острых  веточках
Поразвесила грибочков... (Белка).
Воспитатель: Кто это?

Дети: Белка. Слайд 9.
Воспитатель:  Как белка  готовится к зиме? 
Дети:  Собирает шишки, орешки, грибочки.
Воспитатель: Молодцы, а куда она их приносит?
Дети: В свой домик.
Воспитатель: А как он называется?
Дети: Дупло. Слайд 10.

Воспитатель: Правильно, белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно.  Воспитатель: (снегирь шепчет на ушко воспитателю) Посмотрите, белка подарила нам корзинку с шишками. Что надо белке сказать?  (хором говорим:  «Спасибо!»)

Посмотрите, потрогайте. Какая шишка?

                                                                        

Воспитатель: Давайте сделаем массаж.

Раз, два, три, четыре, пять!                

Будем с шишкой мы играть!  

 Будем с шишкой мы играть,        

Между ручками катать!            

(Прокатывание шишки между ладонями)      

В одну ручку мы возьмём                

Много раз её сожмём!

(Несколько раз сжимаем шишку в правой руке)  

И другой рукой возьмём                

Тоже много раз сожмём!

(Несколько раз сжимаем шишку в левой руке)  

Раз, два, три, четыре, пять!                

Будем ручки щекотать (водим шишкой по тыльной стороне руки).

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, медведь поменял свою шубку на более теплую, заяц – серую на белую. Как вы думаете, белочка к зиме поменяла свою шубку?

Дети: Поменяла лёгкую рыжую шубку на серую тёплую. Слайд 11.

Воспитатель: Ребята, столько интересного мы сегодня увидели в лесу, но сейчас нам пора возвращаться в детский сад, там нас ждёт синичка.

 Слайд 12.Давайте попрощаемся с лесом,  с лесными животными: «До свидания, добрый лес.  До свидания, лесные животные».  Молодцы!

Воспитатель: Зашагали наши ножки, топ-топ-топ,

Прямо по дорожке, топ-топ-топ,

Ну-ка веселее, топ-топ-топ,

Вот как мы умеем, топ-топ-топ.

Воспитатель: Ну, вот мы и в садик вернулись. А здесь нас ждет синичка (синичка шепчет на ушко воспитателю).  Она просит вас  рассказать, кого  вы видели в лесу. Где спит зимой медведь? Как ежик готовится в спячку? Куда носит белка свои орешки?

 (Выслушиваются ответы детей). Молодцы!

                          

Воспитатель: Снегирь и синичка говорят, что им  пора возвращаться в лес. А мы передадим им для ёжика листочков в норку. До свидания, синичка и снегирь!

Воспитатель: Попрощаемся с гостями. Давайте хором скажем им: «До свидания!»

 

                                                                          

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к занятию1.79 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области познавательного развития на тему «Осень» для детей подготовительной группы.

Предлагаю Вашему вниманию занятие в области познавательного развития для детей подготовительной группы на тему "Осень".Презентацию к данному занятию вы можете посмотреть по данной ссылке:...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФКЦМ) "Как звери готовятся к зиме?" младшая группа

Конспект НОД "Как звери готовятся к зиме?"Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и поведении животных....

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области познавательного развития на тему "На помощь Деду Морозу" для детей средней группы

Предлагаю вашему вниманию Конспект ООд в области познавательного развития "На помощь Деду Морозу" для детей средней группы. Буду рада если кому - то окажется полезным!...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Как дикие звери готовятся к зиме".

Закрепить знания детей от диких животных, сформировать у детей представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период. Воспитать любознательность, любовь к природе и бережное...

Занятие по познавательному развитию "Как дикие звери готовятся к зиме"

Воспитание интереса у детей к окружающему миру....

Открытое занятие по познавательному развитию «Как дикие звери готовятся к зиме»

Ход занятиявоспитательОтвет детейВоспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.Я вам предлагаю отправиться  в путешествие в лес.На чём можно путешествов...