Исследовательский проект "Как увидеть воздух?»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Иконникова Елена Владимировна

Однажды пришла в группу зарёванная девочка. Мы начали её успокаивать и попросили рассказать, что с ней произошло.

- Я хотела вам показать какие  умею пускать пузыри, но они упали и пролились. Мы сказали ей, что мы что-нибудь придумаем. Подошёл мальчик и сказал: «Я знаю, их из мыла и воды делают». Пришлось ещё добавить , что не только из мыла и воды, а ещё из воздуха. Конечно, все были удивлены, причём здесь воздух. Тогда воспитатель предложила надуть воздушный шарик, а когда надула, спросила: «А почему надувается шар? Что мы туда надуваем…?». Так возникла проблема: «Что такое воздух?», «Откуда он берётся?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

                « Как увидеть воздух»

                                  Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Как увидеть воздух»
  2. Тип проекта: исследовательский.
  3. Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства ( прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди. Животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
  4. Задачи проекта:
  • Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений.
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
  1. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
  • Что такое воздух?
  • Зачем он нужен людям и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?
  1. Предполагаемый результат: открытое занятие для воспитателей  детского сада.

                               Организация проекта:

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

 Однажды пришла в группу зарёванная девочка. Мы начали её успокаивать и попросили рассказать, что с ней произошло.

- Я хотела вам показать какие  умею пускать пузыри, но они упали и пролились. Мы сказали ей, что мы что-нибудь придумаем. Подошёл мальчик и сказал: «Я знаю, их из мыла и воды делают». Пришлось ещё добавить , что не только из мыла и воды, а ещё из воздуха. Конечно, все были удивлены, причём здесь воздух. Тогда воспитатель предложила надуть воздушный шарик, а когда надула, спросила: «А почему надувается шар? Что мы туда надуваем…?». Так возникла проблема: «Что такое воздух?», «Откуда он берётся?»

Поэтому дети вместе с воспитателем поставили задачи для исследования проблемы:

  • Узнать про воздух, как можно больше.
  • Провести опыты с воздухом.

2 этап. Организация исследования.

  • Занятия
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Опыты и эксперименты.

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.

  • Открытое занятие
  • Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.

Планирование наблюдений с детьми  разновозрастной группы по ознакомлению с воздухом.

Время года

                         Наблюдения      

    Осень

  1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.
  2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака-высокие или низкие. Дать представления о том, что есть кучевые и перистые облака (кучевые облака собираются в кучки и похожи на кучи ваты, перистые облака-это как лёгкие перышки)

    Зима

  1. Воздух в пасмурный день (холодный и влажный) и в ясный (сухой)
  2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную-дым столбом.

   Весна

      1.  Весенний ветер: чистый, свежий, тёплый.

      2.  Почему дует ветер? ( рассказать и обратить внимание на то как над пашней струится воздух –это нагретый солнцем воздух поднимается вверх, а вместо него со всех сторон прилетает холодный воздух. Он летит и наклоняет ветки деревьев, поднимает пыль, гонит волны на воде).

   Лето

       1. Наблюдение за ветром: тёплый, лёгкий, прохладный. Когда сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви-ветер сильный, порывистый. Если листочки чуть колышутся-ветер слабый. Обратить внимание детей на то, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.

       2. Наблюдение за дождём. Почему идёт дождь? (Высыхают лужи, мокрая после дождя земля становится сухой. В воздухе всегда есть водяной пар, только мы этого не замечаем. Пар поднимается   вверх и становится видимым-это облака. Они состоят из крошечных капелек воды. Эти маленькие и лёгкие капельки поэтому и не падают, а летают в облаках. Если остынет облако посильнее и капельки вместе соберутся и станут тяжёлыми, то они падают на землю и идёт дождь.

      3.Сравнить облака и тучи.

                                           

   Опыты и эксперименты с воздухом для детей дошкольного  

                        возраста.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, пробуждают любознательность, желание узнать больше. Совершая действия превращения, человек сначала придумывает, как можно преобразовать объект, а затем осуществляет на практике. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас. Эти процессы лежат в основе всех действий, которые мы совершаем. В ходе  подобных процессов, ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природы. Учит самостоятельно проводить исследования, размышлять, отстаивать своё мнение. Обобщать результаты опытов.

«Воздух».  Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Б). Перевернуть стакан, немного наклонив. Что произошло? Почему вода попала в стакан?

«Ветер-это движение воздуха». В морозную погоду приоткрыть дверь на улицу. Зажечь две свечи. Держать одну свечку внизу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.

«Вентилятор». Показать ребёнку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться-создают ветер, ветер-это воздух, который движется и мы его чувствуем.

«Загадочные пузырьки». Предложить детям взять надувную игрушку или игрушку-свистульку с дырочкой. Погружать игрушку в воду и наблюдать за тем. Как из них выходит воздух.

« Надувание мыльных пузырей». Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Можно провести соревнование «Самый большой пузырь». Почему надувается и лопается пузырь?(в каплю попадает воздух; чем больше пузырь, тем больше воздуха, пузырь лопается, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда заденешь пузырь. Чтобы получился большой мыльный пузырь, надо делать это осторожно и не прикасаться к нему).

«Свет мой зеркальце». Налить в кастрюлю, осторожно, очень горячую воду и поставить на небольшом расстоянии от кастрюли холодное зеркало. Понаблюдать, как на зеркале собираются капельки воды(обратить внимание ребёнка на то, что пар- это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной  поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду).

«Что в пакете?» Предложить детям обследовать два пакета (один с водой, другой с воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.

«Волшебная воронка». Свернуть конус и закрепить его скотчем внутри и снаружи. У конуса срезать кончик. Положить в воронку лёгкий или теннисный шарик. Вставить в отверстие соломинку и дуть. Что происходит с шариком? Почему?

«Морской бой». Воспитатель или взрослый может обсудить вместе с ребёнком, что произойдёт если будет дуть сильный ветер. Затем можно предложить сыграть в морской бой, для этого необходимо сделать кораблики из бумаги. Разделится на две команды, встать напротив друг друга и дуть на лодки, пока чья-нибудь не перевернётся. Определяется победитель, можно обсудить, как правильно дуть, чтобы ветер был сильнее и резче т.е. набирать больше воздуха, сильнее его выдыхать.

 

 

В ходе окончания проекта детям были заданы вопросы: «Для чего нужен воздух, и что такое ветер».

                    Так отвечали дети:

«Воздух гонит облака»

«Ветер гонит волны и опрокидывает парусники».

                                                                                  Дима Винник

«Воздух- это сильный ветер, он срывает листья с деревьев».

                                                                              Таня      

«А ещё говорят попутного ветра, я эти слова слышала, когда смотрела сказку Аленький цветочек».

                                                                          Даша

«Если не будет воздуха, то мы можем погибнуть и ничего не будет».

                                                                          Серёжа

Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах безопасности.

Материал: пылесос, завод с трубой, изображения автомобилей, сказочный герой-Карлсон.

                                           Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я пригласила сегодня на занятие Карлсона, а у нас такой беспорядок, столько мусора, нам здесь нельзя находится. Что же делать? Кажется я знаю кто нам может помочь. Я хочу  прочитать стихотворение В. Приходько:

Батюшки, сколько пыли!

Где же вы раньше были?

Меня совсем забыли…

Ладно, ладно, не страшно,

Всё ясно.

Изумительно грязно!

Просто прекрасно!

Для меня это шутка.

Ещё минутка-

Там уже чисто.

А тут как?

Не устали от чуда?

Нет, покуда?

Ну разве я не чудо?

Да, кстати,

Загляну ещё под кровать.

Потом пройдусь по ковру,

На полке книги протру-

И снова в углу замру.

Воспитатель: Ребята, так что же это за пылесос, что он умеет делать, и зачем он нам нужен? (Ответы детей)

Все вместе-дети и взрослые рассматривают устройство пылесоса. Включить пылесос, подставить ладошки сначала к отверстию, через которое воздух всасывается, а затем- к тому, через которое он выходит.

Воспитатель: Что вы чувствуете?(Ответы детей).

Воздух можно ощущать по-разному, хотя он и невидим.

Воспитатель: А теперь давайте соберём наш мусор. Что вы видите?(пылесос всасывает грязный мусор, воздух, а выпускает чистый).

Давайте посмотрим, что у него внутри?(Рассматривают).

Воспитатель: Что это за мешочек?(Ответы).

Молодцы. Здесь оседает пыль с ковра. Ткань пропускает воздух, а вот пыль не выпускает. Поэтому он очищается.

Раздаётся стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком, он кашляет и чихает.

Воспитатель: Карлсон, ты что, заболел?

Карлсон: Я вам сейчас расскажу. Вы же знаете, где я живу?( можно спросить у детей) на крыше. Там у меня всегда чистый воздух.

Воспитатель: Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, скажите, где у нас в посёлке грязный воздух? (Ответы детей).

Но что же нам делать мы не можем прожить без машин?(предполагаемые ответы).Где большое скопление машин, там воздух пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей. Такой воздух вреден и для человека, для растений, и для животных.

Воспитатель: Давайте вместе подумаем, когда воздух у нас становится свежее и чище?

Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают воздух, унося с собой пыль, копоть.

Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить воздух?(Ответы детей).

Ребята, где у нас в посёлке много деревьев? Как они называются?

Правильно. У нас растут тополя. Эти высокие деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода, и они хорошо очищают загрязнённый воздух.

Карлсон: Вот я уже и выздоравливаю от свежего воздуха в вашей группе. Слушайте дальше, что со мной произошло. Как только  улетел с автомобильной стоянки. Только вдохнул чистого воздуха, как прямо подо мной появилась труба, а из неё-дым. Как вы думаете, что это было?(Ответы)

Воспитатель: Верно, это наша кочегарка. Она необходима. Там работают люди, обогревают наши дома, школу, детский сад.  

Карлсон: А хорошо бы придумать такой прибор, который будет очищать воздух! Я такой видел, а ещё я знаю загадку:

Он с хоботом резиновым,

Желудком парусиновым,

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.

Вот бы и нам такой прибор, а вы уже догадались? Что это?(ответы детей). Я тут подумал: раз она пыль сосёт, то почему такой прибор не поставить в трубе?

Воспитатель: Карлсон, ты, конечно, молодец. Но люди уже придумали такие пылесосы( их ещё называют фильтры) для труб. Их вставляют в трубу, воздух проходит через неё и становится чище, как в пылесосе.

Воспитатель: Ребята, а на что влияет дым, грязный воздух?(Ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно ответили. А чтобы он оставался всегда чистым, мы должны сажать деревья , беречь природу, любить животных.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин-дуб и лось.

Их покой побереги.

Ведь они нам не враги.

Карлсон: Ребята мне пора улетать, но я много интересного узнал.

Воспитатель: И всё-таки, Карлсон, лучше летать там, где воздух чистый. А для этого будем стараться сохранить воздух чистым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности: "Как увидеть воздух?"

Дать детям знания о понятии "воздух", с использованием моделирования, опытов....

Исследовательский поект " Как увидеть время"

Исследовательский поект в старшей группе. Учасники проекта: дети, родители, воспитатели. Срок проведения проекта: 1 неделя.Задачи проекта:Познакомиться с историей возникновения часов, с их разновиднос...

Исследовательско – творческий проект «Всё увидим, всё узнаем!»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития воспитанников детского сада.  В проекте предмтавлены ...

Позновательно-исследовательский проект: «КАК УВИДЕТЬ ВРЕМЯ?»

Позновательно-исследовательский проект: «КАК УВИДЕТЬ ВРЕМЯ?»...

Исследовательский проект "Как увидеть время"

Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.Узнать о принципах работы часов.Выяснить всё о роли часов в жизни человека.Провести опыты и эксперименты по изуче...

Как увидеть звук? Музыкально- исследовательская деятельность в детском саду

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 13 общеразвивающего вида»      Как увидеть звук?Музыкально- исследовательская дея...

Познавательно – исследовательский проект «Как увидеть время?»

Тема: Можно ли увидеть время?Цель: Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов.Задачи:1. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в про...