«Приключение песочного человечка»
план-конспект занятия по окружающему миру

Иванова Наталья Геннадьевна

     Цель: «Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Безопасность».

Образовательные задачи:

•учить детей решать проблемные задачи, формировать представления детей о свойствах песка;

• рассказать детям о технике работы песка на стекле;

• активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»; «водопроницаемый».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная  деятельность

по опытно – экспериментальной деятельности

детей старшей группы

Тема: «Приключение песочного человечка»


D:\Nata\Работа\Картинки 2\картинки из песка\печенька.jpg

Цель: «Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Безопасность».

Образовательные задачи:

•учить детей решать проблемные задачи, формировать представления детей о свойствах песка;

• рассказать детям о технике работы песка на стекле;

• активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»; «водопроницаемый».

Развивающие задачи:

• развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

Воспитательные задачи:

• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Задачи по областям:

«Коммунация»

Развивать устную речь детей, обогащать словарь за счёт слов: водопроницаемый, сыпучий, рассыпчатый, песчинки, влажный,  сырой, мокрый.  Развивать умение поддерживать беседу, поощрять, высказывать свою точку зрения.

«Познание»

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

«Социализация»

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности. Самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

«Художественное творчество»

Развивать фантазию, воображение, закреплять умение рисовать по песку.

«Физическая культура»

Развивать двигательную активность, координацию движения во время физминутки. Развивать мелкую моторику кисти рук игра: «Следы», работа с песком.

«Безопасность»

Закрепление правил безопасности работы с песком.

Компонент ДОУ - ТРИЗ.

Закрепление с детьми  дидактической игрой «Хорошо - плохо».  Метод  аналогии: На что похож песок, когда он сыплется в ладошку? (на водопад, на ручеек, на звон монет).

Методы и приёмы:

- словесные: беседы, словесные игры «Хорошо - плохо», физминутка «Песчинка».

- наглядные: наблюдение, схемы – карточки, рассматривание картин изготовленных из песка, образец песка.

- практические: опыты с песком, экспериментирование, рисование песком по стеклу.

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка: пробирки с песком, фартуки, мерные стаканчики, ситечко, воронка, белый лист бумаги, увеличительное стекло, рамка, емкость с водой, влажные салфетки, формочки, контейнеры с сухим и мокрым песком. Чудесный мешочек с песком.


Ход НОД

Ребята  сегодня я пришла к вам в гости из детского сада «Чебурашка».

А зовут меня Наталья Геннадьевна.

За окном зима и холодно, а в вашем детском саду тепло и уютно. И у меня сегодня такое хорошее настроение!  Что, очень хочется поделиться им с вами.

Песня-распевка  «Доброе утро»

Доброе утро! Улыбнись скорее!                

И сегодня весь день будет веселее                  

Мы погладим лобик, носик и щечки        

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!  

Разотрем ладошки сильнее, сильнее                

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.      

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Воспитатель: Ребята у меня есть друг, который мне рассказывает много интересного. А вы хотели бы с ним познакомить?

  1. Слайд Появляется песочный человечек и исчезает.

Ребята, что же случилось с ним?

Дети: волшебник заколдовал, баба – яга унесла.

Нажать кнопку. Появляется волшебник слышаться смех. Находим мешочек и я обращаю внимание детей на его.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: мешочек.

Воспитатель: Как вы думаете, а что в мешочке? (дети на ощупь определяют объект, находящийся  в мешочке).

Дети:  крупа, песок, камни.

Воспитатель: Правильно ребята в мешочке находится песок (показать детям песок).

Кажется,  я догадалась, что с ним случилось.  Волшебник превратил его в мелкие песчинки. Как мы ему сможем помочь?

Дети: слепить, нарисовать.

  1. Слайд голос волшебника - Чтобы вернуть  Песочного человечка, вам необходимо пройти в лабораторию и узнать какими свойствами и качествами он обладает.  (Дети проходят в лабораторию и садятся на стульчик за столы).
  2. Слайд Воспитатель: Для работы нашей дети

Правила мы вспомним эти

Чтоб к работе приступать

Нужно  фартук надевать. (дети одевают фартук)

Будем мы работать дружно

И кидать песок не нужно,

А случится неприятность

Попадет в глаза песок

Глазки мы водой промоем

Чтобы  навредить не смог.

Как закончится работа

Нужно всем нам не забыть

Руки тщательно помыть.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или неживая природа? 

Дети:: неживая.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ответ детей

Воспитатель: Песок - это неживая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.

  1. Слайд. Опыт 1. (по щелчку)

Воспитатель: Возьмите мерный стаканчик  с песком и внимательно рассмотрите. Имеет ли песок цвет?

Дети: Да.

Воспитатель: ребята обратите внимание на схему как обозначено, что песок имеет цвет.

Воспитатель: Аккуратно насыпьте  песок на ладошку из стаканчика.  Как сыплется песок? На что похож песок, когда он сыплется в ладошку? (на водопад, на ручеек)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Что можно сказать о песке, какой он? 

Дети: Песок сыпучий, рассыпчатый. (по щелчку)

Воспитатель: ребята обратите внимание на схему как обозначено, сыпучесть песка.

Опыт 2.

Воспитатель: Возьмите мерный стаканчик с песком и насыпьте в ситечко, просейте на досочку. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим.

Ребята из чего состоит песок?

Дети: Песок состоит из песчинок. (по щелчку)

Воспитатель: ребята обратите внимание на схему как обозначено, что песок состоит из песчинок.

Опыт 3.

Воспитатель: Как вы думаете, пропускает песок воду или нет? 

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас проверим. Возьмите стаканчик с воронкой, высыпьте песок из мерного стаканчика в воронку и добавьте воды.

- Вода прошла через песок?  Что можно сказать о песке?

Дети: Да, песок пропускает воду. (по щелчку)

Воспитатель:  значит песок водопроницаемый.

Слово водопроницаемый состоит из двух слов первое слово вода и второе слово проницать, а значит пропускающий сквозь себя.

Воспитатель: ребята обратите внимание на схему как обозначено, что песок водопроницаемый.

Опыт 4.

Воспитатель: Что произошло с песком, когда мы в него добавили воды? 

Дети: Влажным,  сырым, мокрым он потемнел.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть  песком? А, что вы с ним делали?

Дети: лепили фигуры, стряпали пирожки, строили замки.

Воспитатель: Ребята у меня в контейнере находится сырой песок и сухой песок. Возьмите формочку и положите в нее сырой песок и придавите,  переверните формочку и тихонько уберите ее.

 - Что произошло с песком?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель:  Фигурка из песка стала такой же как ваша формочка . Значит сырой песок может иметь форму. А теперь наберите из контейнера сухого песка и сделайте тоже самое.

- Что произошло с сухим песком?

Дети: Он рассыпался.

Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: ответы детей.

Вывод: В  сыром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух. (по щелчку)

Воспитатель: ребята обратите внимание на схему как обозначено, что сырой песок может принимать форму, сухой песок форму не имеет.

Воспитатель: Ребята, что хорошего в  песке, а что плохого?

Дети:

– Хорошо: в песок можно играть детям, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, мостов, дорог.

– Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, в сухую и ветреную погоду песок поднимается в воздух и попадает в лицо в глаза.

Воспитатель: Ребята, мы назвали, и рассказали какими качествами и свойствами обладает Песочный человечек, но так и не вернули. Что же нам делать?

Воспитатель: Отправимся дальше на поиски.

Но сначала отдохнем, и в кружочек все пойдем.

Музыкальная физминутка для детей (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Что же нам ребята делать, где нам искать песочного человечка?

Дети: ответы детей.

Может, мы спросим у волшебницы как нам вернуть песочного человечка.  

Ребята нам волшебница показывает картины.

  1. Слайд. Воспитатель: Эти картины нарисованные песком. Для рисования картин мастер использовал песок, а «рабочим инструментом» являются его собственные руки.

Воспитатель: Что изображено на картинах? 

Дети: перечисляют.

Воспитатель: Ребята, что общего между всеми картинами?

С помощью чего нарисованы картины?

Дети: они нарисованы песком и руками.

Воспитатель: Среди них есть песочный человечек?

Воспитатель: Ребята может кто – то догадался, как  вернуть песочного человечка.

Дети: Нарисовать.

Воспитатель: У меня есть волшебные рамки, которые нам помогут нарисовать песочного человечка.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе мы с вами поиграем.

- Идет по песку медвежонок, - сожмите свои ладони  в кулачки, сделать следы медвежонка с силой надавливая на песок.

- А теперь прыгают зайчики, -  кончиками пальцев ударяйте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- Ползут жучки-паучки, -  перебирайте всеми пальцами, имитируя движение паучков.  

6 Слайд Воспитатель: Сейчас мы будем рисовать песочного человечка. С чего мы начнем рисовать (с головы, туловища, руки, ноги)

Воспитатель: Какие у нас  получились красивые песочные человечки.

Рефлексия: Ребята если вам понравилось сегодня выручать песочного человечка, нарисуйте солнышко, если трудно было нарисуйте тучку.

(Дети объясняют, что им понравилось на НОД, а что было трудно).

Ребята для того, чтобы песочный человечек  ожил мы произнесем волшебные слова:

Раз, два, три

Человечек оживи.  

  1. Слайд.  Появляется на экране Песочный человечек и благодарит детей. Спасибо вам ребята, что вы мне помоги вернуться.
  2. Слайд. Ребята, давайте расскажем песочному человечку, какими качествами и свойствами он обладает, а помогут нам в этом карточки - схемы. (Дети с помощью карт – схем рассказывают).

Молодцы! Ребята большое вам спасибо за вашу помощь, что вы такие умные, находчивые, сообразительные!

Иванова Наталья Геннадьевна

пгт Междуреченский Кондинский район ХМАО - Югра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

НОД во второй младшей группе. "В гости к песочному человечку"

Познавательное занятие по работе дошкольников с песком (песочная Арт- терапия). Данное занятие развивает активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности. Способствует с...

Презентация игровой ситуации "Путешествие с песочным человечком"

Игровая исследовательская ситуация  для детей старшей группы...

НОД "Приключение в стране песочного человечка"

НОД "Приключение в стране песочного человечка"....

Конспект НОД по познавательному развитию "Приключения в стране песочного человечка"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы " В стране песочного человечка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у Песочного человечка»

quot;Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".Цель:развитие познавательных способностей детей с помощью техники рисования песком.Задачи:Образоват...