Конспект занятия "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сверчкова Мариям Губайдулловна

 НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  «лучик»

Конспект НОД на тему: «Удивительная соль » в старшей  группе

Воспитатель: Сверчкова М.Г.

С.Привольное 2024

 «Удивительная  соль»  

Цель образовательной деятельности: создать условия для формирования основного целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.

Цель эксперимента: закрепление представлений детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
  • Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом, научить использовать соль ,как средство для творчества.
  • Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

Развивающие:

  • Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
  • Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
  • Развивать наблюдательность детей,  умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
  • Развивать мышление, любознательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
  • Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
  • Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Оборудование:

  • Экран;
  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Лупы;
  • Презентация с изображением разных видов соли и местонахождением их в природе;
  • Фартуки  для детей белого цвета;
  • Одноразовые шапочки;
  • соль: поваренная, каменная, морская.
  • стаканы с водой;
  • ложки;
  • миска с куриными яйцами;
  • 1 литровые банки (1 с водой, 1 с соленым раствором);
  • прозрачные емкости,
  • клей;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • клеенки;
  • заготовки из картона с изображением (медведь);

Ход занятия:

Организационный этап:

Детей встречает воспитатель .

  • Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

  • Сегодня мы с вами посетим страну «Науку –ландию». В этой стране мы с вами познакомимся с новым веществом и проведем интересные эксперименты.
  • Отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся!

Дети:- Соль.


Без нее, ребята, повар, просто, как без рук. И становится вся пища несъедобной вдруг, Если в ранку попадет – испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались, ну конечно это …

  • Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль! Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?

Дети: - Дома, на кухне.

  • А для чего она нужна вам дома?

Дети:- Для приготовления пищи.

  • Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы консервировать овощи, а еще она спасает нас от гололеда!

Основная часть:

  • Теперь я вам расскажу немного о соли!

(Во время рассказа о соли, рассматривать с детьми презентацию с изображением разных видов соли и местонахождением их в природе.)

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берется? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть

много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных местонахождений.

А вы знаете, что соль добывают в нашей области в г. Соль-Илецк?

Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, так как нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для

дыхания, для движения мышц. Суточное употребление соли составляет 1 чайная ложка.

— А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки, шапочки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

  • Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!

Опыт 1:

  • Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите на микроскопах, чем они отличаются и чем похожи.

Дети: -У морской более крупные частицы.

  • Отдельно останавливаемся на поваренной. Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите её. Давайте попробуем описать наше вещество. Какого цвета соль?

Дети: - Белого.

  • Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?

Дети: -На кристаллы.

  • Одевайте одноразовые перчатки. Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль? (нет)

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Како вкус имеет соль?

Дети: -Да. Она солёная.

  • Теперь возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку. Какая соль? Сыпучая или не сыпучая?(Он сыпется, значит она сыпучая).
  • Давайте сделаем вывод, соль она какая? (Белая, солёная, не имеет запаха и сыпучая).

Опыт 2.

  • Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике. (Дети пробуют воду).
  • Так что вы попробовали? Имеет ли она вкус?

Дети: -Воду, не имеет вкуса.

  • Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем. Смотрим, растворилась или нет?

Дети: -Соль исчезла, растворилась.

  • Попробуем на вкус, какой стала вода? А какой была? Делаем вывод.

Дети: -Солёной, без вкуса. Соль сделала воду солёной.

Опыт 3:

(Перед детьми в миске лежат куриные яйца и стоят 1 л банки: 1 с водой, 1 с солёным раствором).

  • Скажите, что вы видите перед собой? Теперь я покажу вам опыт сама , а вы понаблюдайте.  Погружаем яйцо в банку и наблюдаем. Что произошло?

Дети:  Яйцо утонуло. А в другой банке не утонуло.

  • А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло? (В солёной).
  • Правильно солёная вода, более плотная, чем пресная, поэтому вытолкнуло яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.
  • Давайте подведем итог, что мы узнали о соли? (Ответы детей).

А теперь немного отдохнем.

Физминутка «Бабочка»

Утром бабочка проснулась

Покружилась, улыбнулась

Раз-росой она умылась

Два – изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

На четыре улетела.

Заключительная часть, рефлексия:

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую и хочу показать для чего и как можно использовать соль. Мы с вами будем делать аппликацию.

  • Сегодня нам с вами поможет соль, чтобы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирает себе картинку с изображением медведя. (Перед детьми заготовки с изображением медведя из картона).
  • Для того, чтобы выполнить аппликацию необходимо обвести клеем  поверхность нашего медведя, а затем засыпать его солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.
  • Посмотрите, какие прекрасные медведи у нас получились!

Рефлексия:

  • Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?
  • Какие свойства у этого вещества?
  • Чем мы занимались?
  • Что было вам трудно?
  • А что было легко?
  • Что нового изучили? Чему научились?
  • Вам понравилось экспериментировать?

Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться из страны «Наука-ландия» в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Соль земли"

НОД  "Соль земли" рекомендуется проводить как заключительную, после проведения нескольких эксперементов с солью. А так же следует провести беседу об использовании соли, как продукта питания...

Конспект занятия "Соль разноцветная"

Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности для детей подготовительной группы....

Конспект "Волшебница соль"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Позна...

Конспект "Удивительная соль"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]]...

План-конспект занятия "Соль"

Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность. Формирование у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия....

Конспект НОД "Соль"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль"....

Конспект НОД "Соль и её свойства"

Цель НОД Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....