Конспект занятия "Детям о театре"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Поддержка познавательно-творческой инициативы детей, создание условий для художественно-эстетического развития детей посредством ознакомления с театром, как видом искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей подготовительной группы
на тему «Детям о театре»
Цель: поддержка познавательно-творческой инициативы детей, создание условий для художественно-эстетического развития детей посредством ознакомления с театром, как видом искусства.
Задачи:
- Формировать у детей представление об истории возникновения театра («Познавательное развитие»)
- Познакомить детей с понятием «театр» («Познавательное развитие»)
- Познакомить детей с разновидностями театров (кукольный, теневой, оперы и балета, драматический) и особенности данного места («Познавательное развитие»)
- Приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами («Познавательное развитие»)
- Продолжать знакомить с профессиями людей, которые работают в театре («Познавательное развитие»)
- Вызвать интерес к театрализованной деятельности (Познавательное развитие»)
- Поддерживать инициативу детей в импровизации («Социально-коммуникативное развитие)
- Продолжать развивать речь и пополнять словарный запас по теме театр («Речевое развитие»)
- Развивать мышление, память («Социально-коммуникативное развитие»)
- Проявлять инициативу, воображение, фантазию («Социально-коммуникативное развитие»)
- Воспитывать понятие о культуре поведения в театре, интерес к театру, желание его посещать («Социально-коммуникативное развитие»)
Материал: мультимедийная презентация; аудиозапись «театральный звонок»; «билеты».
Словарная работа: кассир, гардеробщик, билетёр, художник-декоратор, светооператор, звукооператор, бутофор, костюмер, гримёр, актёр, режиссёр
Воспитатель:
Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в чудесную страну, полную тайн и волшебства. В страну, которой нет ни на одной карте мира. А что это за страна вы узнаете, отгадав загадку.
Там есть сцена и кулисы,
и актёры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно, что это ... (Театр).
Слайд 1.
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!
Слайд 2.
Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось.
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.
Слайд 3
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом.
Слайд 4
Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Главный герой скоморошьих представлений – весёлый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина. Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».
Слайд 5
Постоянного театра на Руси тогда ещё не было. Такой театр открыл свой занавес в Ярославле. Его основателем был наш земляк Фёдор Григорьевич Волков. Был сообразительным, наблюдательным, трудолюбивым, любил книги, музыку, сам сочинял песни, играл на гуслях, любил участвовать в домашних спектаклях.
В 1749 году Волков создаёт театральную драматическую труппу и ставит спектакли в обыкновенном сарае, позднее строится деревянный театр. Слава о ярославском театре дошла до столицы, до императрицы Екатерины. 30 августа 1756 был издан указ об учреждении постоянно действующего «Русского для представления трагедий и комедий театра».
Наш театр – первый национальный театр России. Называется он в честь его основателя: Академический театр драмы имени Фёдора Волкова.
- Скажите, а кто из вас бывал в театре? (Ответы детей). Какой спектакль вы смотрели? Что вы там видели, узнали и что вам там понравилось? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (Ответы детей). Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник. Вижу, что театр для вас место знакомое. Театр – это волшебный мир, в котором вы всегда были зрителями и смотрели интересные спектакли. А как на самом деле устроен театр, что находится за кулисами – обыкновенному зрителю не видно. Сегодня нам предстоит пройти за кулисы и узнать, какие тайны скрыты за ними от зрителей.
Воспитатель:
А хотите побывать прямо сейчас в театре?
Я знаю вот такое волшебное заклинание:
Топ, топ! Хлоп, хлоп!
Вокруг себя повернись!
И в зрителей превратись!
(Дети проговаривают заклинание).
Воспитатель: вот мы с вами и оказались в волшебном мире театра. (Включается аудиозапись - первый театральный звонок). Слайд 6.
Воспитатель: что это? Кто из вас самый внимательный, кто услышал необычный звук? А, может, кто-то из вас знает, в каких случаях он звучит в театре? (Ответы детей).
Воспитатель: Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Первый звонок приглашает нас в зрительный зал. Согласно билетам, зрители занимают свои места. В билете отмечено, какой ряд и место должен занять каждый зритель.
Воспитатель: А как мы найдём свои места? Сейчас я вам раздам билеты. Посмотрите, на них картинки с цифрами. Найдите стульчик с этой цифрой и можете занимать места, согласно своим билетам. (Дети рассаживаются на стулья).
Воспитатель: хотите узнать больше о театре? (Ответы детей). А знаете ли вы, что у театра есть даже свой День рождения? (Продолжение рассказа о театре).
Слайд 7
27 марта отмечается Всемирный День театра. Это не просто праздник всех работников театра, это и праздник всех зрителей. По случаю этого замечательного Дня в театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей.
Слайд 8.
Театры бывают разные по жанру:
- Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы, — это опера.
- Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, — это балет.
- Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на артистов, а на управляемых артистами кукол.
- Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой, – это театры пантомимы.
- Драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.
Скажите, ребята, а люди каких профессий работают (а правильнее будет сказать – служат) в театре? (Ответы детей). Мы с вами познакомимся с этими профессиями подробнее и узнаем, кто же работает в театре.
Слайд 9.
Воспитатель: А где же можно купить билет на представление?
Дети: В театральной кассе.
Воспитатель: Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. А кто продает билеты в театральной кассе?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей).
Слайд 10.
Воспитатель: В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
Слайд 11.
Воспитатель: Фойе – это помещение, предназначенное для отдыха публики во время антракта или для пребывания зрителей в ожидании спектакля.
Вот и мы давайте немного отдохнем.
Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз -нагнулся, два -нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он ключик золотой! (Движения по тексту).
Слайд 12.
Воспитатель: при входе в театр у зрителей проверяет билеты билетёр.
Прежде, чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий.
Слайд 13.
(Звучит аудиозапись - второй звонок).
Воспитатель: Вы слышали? Прозвучал второй звонок. Он приглашает актёров на сцену. А когда прозвучит третий звонок – это будет означать, что спектакль начинается. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра.
Слайд 14.
Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, под стать огромному зрительному залу. Когда начнётся спектакль, эта люстра постепенно погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожекторы.
Слайд 15.
Воспитатель: Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Сцену пока не видно, она закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной ткани, собираются в складки и украшаются широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнётся, как только занавес поднимется или раздвинется.
Воспитатель: прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий.
Слайд 16.
(Звучит аудиозапись - третий звонок).
Воспитатель: но вот и прозвучал третий звонок, открывается занавес. Произошло чудо! Из морозного зимнего дня вы перенеслись в летний солнечный денёк! Можно догадаться, где будет происходить действие (в какое время года)? (Ответы детей).
Слайд 17.
Воспитатель: А помогли нам догадаться об этом – декорации. Так называется оформление сцены, выполненное художниками-декораторами. Художник-декоратор создаёт не только сами декорации, но и различные предметы обстановки. Благодаря художнику-декоратору мы можем, например, из дремучего леса попасть в сказочный замок, или во время одного спектакля побывать в разных частях света либо в разных временах года. (Показ слайдов нескольких декораций к детским спектаклям). Без художника-декоратора не может быть яркого, красочного и захватывающего спектакля.
Воспитатель: А что же нужно, чтобы оживить наши декорации? (Свет, звук).
Слайд 18.
Воспитатель: Управлением света во время проведения спектакля занимается светооператор и делает он это с помощью софитов (специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену). Светооператоры могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звёздное небо и многое другое.
Воспитатель: Звук к спектаклю (фонограмму) – готовит человек другой профессии – звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.
Слайд 19.
Воспитатель: Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором. Бутафория – это поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.
Слайд 20.
Воспитатель: Актёрам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные, похожие на нашу с вами одежду. Профессия человека, который шьёт и изготавливает костюмы, называется – костюмер. А помещение, где хранятся все костюмы – костюмерная.
Воспитатель: Вернёмся в наш театр. Декорации, свет и звук готовы. Кого не хватает на сцене?
Дети: Актёров.
Слайд 21.
Воспитатель: Актёры исполняют роли, создавая на сцене определённые образы. Актёр как бы превращается в своего героя. Кто же помогает актёру перевоплотиться в своего героя? (Ответы детей).
Слайд 22.
Воспитатель: перед спектаклем гримёр накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актёра до неузнаваемости. Грим – это искусство изменения внешности актёра с помощью специальных гримировальных красок, волосяных наклеек, парика, причёски.
Воспитатель: чтобы стать настоящим актёром, мало иметь подходящий костюм и грим. Нужно уметь многое делать: владеть мимикой (выражением лица), жестами, чётко, ясно произносить текст, пластично двигаться.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр).
Слайд 23
Воспитатель: Режиссёр выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и всё, что происходит на сцене.
Воспитатель: Давайте представим, что в театре проходит репетиция, а мы с вами превращаемся в актёров. Одно из упражнений-разминок для актёров – произнесение скороговорок. Скороговорки помогают языку быстро и чётко говорить. Знаете ли вы какие-нибудь скороговорки? (Дети произносят скороговорки)
Воспитатель: легко ли получается быстро и без запинок проговаривать скороговорки? У кого-то получается хорошо, а кому-то нужно ещё потренироваться. Мы уже говорили, что актёр должен уметь пластично двигаться, тем самым передавая образ своего героя. А теперь мы посмотрим, насколько красиво вы умеете двигаться. (Дети приглашаются в круг, после игры возвращаются обратно на стульчики).
Игра «Крокодильчик»
Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится.
Дети получают определенное задание.
Возможные варианты:
- сидеть у телевизора;
- сидеть в цирке;
- сидеть в кабинете врача;
- сидеть у шахматной доски;
- сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
- идти по дороге;
- идти по горячему песку;
- идти по палубе корабля;
- идти по бревну или узкому мостику;
- идти по узкой горной тропинке и т. д.
- бежать, опаздывая в театр;
- бежать от злой собаки;
- бежать, попав под дождь;
- бежать, играя в жмурки, и т.д.
- отгонять комаров;
- подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
- сушить мокрые руки;
—ловить кошку;
—ловить попугайчика;
—ловить кузнечиков.
Воспитатель: Вы сейчас, как актёры перевоплощались в разных героев. А для актёра перевоплощение – главное умение. Актёр должен хорошо уметь владеть мимикой (выражением лица).
Воспитатель: Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.
Воспитатель: Давайте назовём ещё раз профессии все тех, кто работает в театре, с которыми вы сегодня познакомились (кассир, гардеробщик, билетёр, художник-декоратор, светооператор, звукооператор, бутофор, костюмер, гримёр, актёр, режиссёр).
Воспитатель: А знаете ли вы, какие театры есть в городе Самара? (Ответы детей).
Слайд 24
Самарский театр драмы имени М. Горького ̶ один из старейших драматических театров России.
Слайд 25
Самарский театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича.
Слайд 26
Самарский муниципальный театр драмы «Камерная сцена».
Слайд 27
Самарт – Самарский театр юного зрителя.
Слайд 28
Самарский театр кукол.
Сегодня эти театры предлагают своему зрителю (и взрослым, и детям) широкий репертуар.
Слайд 29
В нашем родном городе тоже построены театры: Театр юного зрителя «Время тайн», Театр-студия «Грань».
Воспитатель: сегодня мы с вами узнали историю возникновения театра. Сколько творческих усилий нужно приложить людям разных профессий прежде, чем спектакль придёт к своему зрителю. Режиссёр поставит спектакль, художники-декораторы оформят его, костюмеры создадут костюмы, гримёры загримируют актёров и, наконец, актёры сыграют роли. А мы, зрители, будем волноваться за любимых героев, горевать, если герои попадут в беду, смеяться удачным шуткам. Вот спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов, поблагодарить актеров за их замечательную игру?
Дети: Аплодисментами.
Воспитатель: правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Давайте и мы с вами встанем и поаплодируем. Занавес в нашем волшебном мире театра закрывается, и мы возвращаемся в детский сад.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир театра? (Ответы детей). Театр – незабываемый праздник, который создают не только люди театральных профессий, но и зрители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект на тему: "Театр масок"
Интеграция образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество"...

Конспект НОД «Коммуникация» Театр картинок «Веселые друзья» (средняя группа)
Занятие с использованием театра игрушек....

конспект развлечения "В театр с вежливыми словами"
Формировать знания и умение управлять своим поведением в общественных местах, на улицах города, в лесу, в транспорте, дома…Формировать активный словарь вежливых слов, умение использовать их в речи. За...
Конспект занятия "Здравствуй Театр"
Дать детям возможностьокунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить новых воспитанников с театральной студией. Беседа о театре , игры...

Конспект театрализованного развлечения "Театр на гапитах «Гуси – лебеди».
Цель:знакомство с новым видом театра – театр на гапитах....

Конспект театрализованного развлечения "Театр на гапитах «Гуси – лебеди».
Цель:знакомство с новым видом театра – театр на гапитах....