Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Осенние изменения».
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Программное содержание:
Цель: Поддержка детской инициативы.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей интерес к народным осенним приметам, умения слушать и понимать взрослых и друг друга; трудиться сообща;
-Закреплять и обогащать знания детей о живой и неживой природе; о признаках и приметах осени;
Развивающие задачи:
-Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
- Продолжать учить выбирать действия по интересам, планировать свои действия и оценивать их результаты;
- Развивать внимание, речь; умения проявлять инициативу и самостоятельность в выборе деятельности и партнеров;
- Укреплять уверенность детей, оказывая эмоциональную поддержку, одобрять любые их успехи.
Воспитательные задачи
-Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе; самостоятельность и ответственность.
Активизация словаря: рябинник , хмурень, листопадник, грязник, полузимник, грудень,
Оборудование: ИКТ, белые салфетки, желтые и зеленые листья, деревянный кирпичик; ватман А3, краски акварельные, гуашь, кисти, листья различных деревьев, печати из картошки и яблока, салфетки из клеенки и ткани, стаканы с водой для рисования осенней картины; ментальная карта и картинки к ней; стойки с картинками, обозначающими различные центры; картины с изображением ранней, золотой и поздней осени; листочки со смайликами и деревце
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_s_mentalnoy_kartoy.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе
по познавательно-исследовательской деятельности «Осенние изменения».
Автор: воспитатель высшей категории Иванова С.Н.
Программное содержание:
Цель: Поддержка детской инициативы.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей интерес к народным осенним приметам, умения слушать и понимать взрослых и друг друга; трудиться сообща;
-Закреплять и обогащать знания детей о живой и неживой природе; о признаках и приметах осени;
Развивающие задачи:
-Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
- Продолжать учить выбирать действия по интересам, планировать свои действия и оценивать их результаты;
- Развивать внимание, речь; умения проявлять инициативу и самостоятельность в выборе деятельности и партнеров;
- Укреплять уверенность детей, оказывая эмоциональную поддержку, одобрять любые их успехи.
Воспитательные задачи
-Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе; самостоятельность и ответственность.
Активизация словаря: рябинник , хмурень, листопадник, грязник, полузимник, грудень,
Оборудование: ИКТ, белые салфетки, желтые и зеленые листья, деревянный кирпичик; ватман А3, краски акварельные, гуашь, кисти, листья различных деревьев, печати из картошки и яблока, салфетки из клеенки и ткани, стаканы с водой для рисования осенней картины; ментальная карта и картинки к ней; стойки с картинками, обозначающими различные центры; картины с изображением ранней, золотой и поздней осени; листочки со смайликами и деревце
Предварительная работа:
Обсуждение между воспитателем и детьми предстоящего занятия:
- какие центры будут открыты
- где они будут размещены;
- чем можно будет заняться в каждом центре;
Ход ООД.
Организационный момент. Звенит в колокольчик.
-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Воспитатель:
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришли сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки!
-Ребята, сегодня утром, когда я как всегда открывала окно, чтоб проветривать группу, подул сильный осенний ветер, и к нам в группу залетело письмо. Вам интересно, от кого это письмо?
- Посмотрим что написано на конверте? Воспитатель читает адрес на конверте
- Детский сад № 3 «Солнышко» детям группы «Пчёлка». Обратный адрес: Заячья поляна в березовой роще.
-Здравствуйте, дорогие ребята группы « Пчелка». На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Погода такая переменчивая. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Дети, сможем помочь зайчикам принять правильное решение? Как считаете, всё ли мы знаем об Осени
Я вам предлагаю отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется
Это время года
(Дети: осенью зовется).
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Правильно, осенние месяцы это сентябрь, октябрь, ноябрь. Ребята, я обнаружила, если выписать рядышком первые буквы осенних месяцев, то получится интересное слово. Смотрите, сентябрь, выписываем букву с; второй месяц - октябрь, он начинается с буквы о, третий месяц-ноябрь, он начинается с буквы н. Получилось слово СОН. Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое "осеннее" слово. Как вы считаете?
Дети: (ответы).
Воспитатель: (Обобщает ответы детей). Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Растения будут спать под снегом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом.
Воспитатель: Правильно нам зайцы пишут, погода такая изменчивая, непредсказуемая. То светит солнышко, вдруг небо затягивает серыми тучами и идёт дождь.
Воспитатель: Сейчас предлагаю поиграть в игру "Погода осенью"
- Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)
- Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)
- Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)
- Когда осенью тепло, какая погода? (теплая)
- Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)
- Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)
- Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)
- Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)
- Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)
- Воспитатель: Молодцы! Все правильно ответили. Действительно осенняя погода бывает разной. А теперь предлагаю сесть на свои места.
Ребята, как можно узнать, какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). А так же мы можем определять погоду по народным приметам. Раньше в старину ,когда не было телевизоров, компьютеров люди погоду определяли по приметам. Они наблюдали за птицами, за деревьями, за небом и определяли погоду. Мы тоже с вами знаем несколько примет. У нас в группе есть календарь примет, где мы с вами записывали приметы сентября и октября, и наблюдали, как эти приметы работают. Предлагаю вспомнить эти приметы. Дети вспоминают приметы, рассматривая альбом «Народные приметы осени»
Воспитатель: Обращает внимание детей на экран
Посмотрите на экран ,какие картины вы видите? Чем отличаются картинки? Какая на них изображена осень. Как вы догадались? (Дети показывают и называют) А если сейчас третий месяц осени, то она какая? (поздняя). Правильно, ноябрь - третий месяц осени или поздняя осень.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как в старину называли осенние месяцы?
У сентября в народном календаре есть несколько имён: рябинник, хмурень. Как вы думаете, почему его называли рябинником?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Правильно, потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. Есть даже народная примета, которую мы записывали: "В лесу много рябины- осень будет дождливая, если ж мало-сухая". А почему сентябрь- хмурень?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Небо часто хмурится, правильно
Октябрь – в народном календаре называли листопадник, грязник ). Почему же называли октябрь листопадником? (Ответы детей )
Листопадник- потому что опадают листья и к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев. Как считаете, а почему называли грязником?
Ответы детей ( из-за дождей, было очень грязно). Да для октября характерны дожди, грязь, сырость, первые заморозки и снег. О какой примете мы говорили, когда пошел первый снег. Первый снег в октябре – начало настоящей зимы через 40 дней. Мы в своем календаре отметили эту примету.
Воспитатель: Ноябрь в Древней Руси ноябрь называли грудень, от слова «груда» — земля в ноябре подмерзала и превращалась в груды, но снега ещё не было Ещё называли полузимник .Как вы думаете, почему? "Полузимник", потому что в ноябре уже становилось довольно холодно, часто выпадал снег и время шло прямиком к зиме. уже и не осень, но еще не зима. Называли ноябрь также воротами зимы. Значит, ребята, скоро уже зима и я вам предлагаю показать какая погода в ноябре.
Физкультминутка «Осень»
Тучи ходят (топают ногами)
Ветер воет (изображают ветер)
И к земле деревья клонит (поднимают руки вверх и делают наклоны в стороны)
Дождь по капелькам идёт (хлопают в ладоши)
И снежинки нам несёт (кружатся и машут руками).
-Ребята, на улице похолодало. Совсем скоро наступит зима. Зайцы , наверное, сильно переживают и ждут от нас ответ.
Воспитатель: Обращает внимание детей на доску выбора.
-У нас сегодня открыты 3 центра: центр экспериментирования, экологический центр, центр творчества, где мы можем собрать доказательства для наших зайчиков. Для каждого центра подготовлены задания.
-Подумайте, в какой центр вы пойдете, возьмите свою фотографию и прикрепите к той картинке, которая обозначает этот центр. (Дети подходят, выбирают центр и прикрепляют свою фотографию).
1. Центр экспериментирования. Читаем задание: «Найдите ответ на вопрос: «Почему осенью желтеют и падают листья? Ответ зарисуйте».
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? На салфетке появились влажные зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, вырабатывается он только на солнце и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет
- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую салфетку, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на салфетке). Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.
Вывод: Листья меняют свой цвет потому, что с наступлением осени солнце светит меньше и листьям не хватает солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.
2. Экологический центр. В задании написано: «Расскажите про осень и составьте карту схему Осени» Я предлагаю выберать таблицы с картинками рассказать по ним про осень. Можно сочетать свой рассказ с наклеиванием соответствующих картинок для выбранной вами осени.
3. Творческая мастерская. Задание в конверте «Нарисуйте необычную осеннюю картину»
Я вам предлагаю нарисовать картину, используя различные отпечатки: листья, половинка яблока, сырой картофель).
(рисование осенней картины с помощью нетрадиционной техники рисования)
Работа детей в центрах по интересам.
- Молодцы! Хорошо потрудились, посмотрите, какая карта-схема у нас получилась.
А теперь то, что узнали в центрах, я предлагаю отправить зайцам в лес на заячью поляну. Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Ответы детей по мнемотаблице Осень.
Осень наступила. Скоро зима. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Воспитатель: Мы собрали убедительные доказательства. Теперь зайцы могут спокойно готовиться к зиме.
Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось, чем вы сегодня занимались? А вы хотели бы еще прийти в эти центры? Ребята, я за вас очень рада. Вы такие молодцы. Я уверена, что с нашей помощью зайцы хорошо подготовятся к предстоящей зиме.
Ребята, у меня есть осенние листочки - смайлики, если у вас сейчас хорошее настроение, то возьмите себе желтый листик с улыбкой, а если вам грустно, то возьмите оранжевый листочек с грустным смайликом.
А теперь приклеим листочки на деревце. Интересно, каких листочков станет больше
Литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
- Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).
- Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
- Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка?»
Уважаемые коллеги, буду рада, если этот конспект поможет вам в изучении с детьми свойств воздуха (на основе опытов и игр)....
Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»
Развить у ребят творческий потенциал самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности "Жизнь внутри клетки"
Цель данного занятия - знакомство детей с микроскопом, его назначением. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся с понятиям "клетка",получают представление о том, ч...
Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию) Тема: «Лес и его обитатели»
Конспект НОД в старшей группепо познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию)Тема: «Лес и его обитател...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности "Мыльные фантазии "
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Мыльные фантазии" в старшей группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с задержкой психического развития «Осенние изменения в природе».
Конспект занятия, обобщающего знания детей об осенних изменениях в природе....