«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Суворова Анастасия Юрьевна

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Цель: Познакомить детей с предметами русской утвари – самоваром.  Учить сравнивать с чайником, находить сходства и отличия.

Задачи:

1.  познакомить детей с историей возникновения и появления самовара на Руси, с традициями народного чаепития ;

2.  расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «посиделки», «горница», «фарфор»;

3.  воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными;

4.  доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру чаепития, культуру поведения за столом;

5.  Расширение словарного запаса: самовар, посиделки, чаепитие, горница, фарфор, гулянье.

Ход занятия:

(Звучит русская народная песня «Пых-пых, самовар, русский самовар», воспитатель в русском народном костюме встречает детей у накрытого стола).

Хозяйка: Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места

хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник

большой, праздник радостный. По-обычаю, по – старинному, посиделками называется.

В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда

заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на

людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки

без чаю горячего, бодрящего, освежающего! Загадаю я вам загадку.

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек

Шипит и кипит

Всем чай пить велит.(Самовар)

Хозяйка: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?»

 (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит»

- отсюда и название произошло «самовар».

(Показ фото).

Давно на белом свете

Живет годами стар

Поэтами воспетый

Пузатый самовар

Сиянье излучая

Морозным зимним днем

Он сердце согревает особенным теплом.

Так кто же он такой – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для

нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара –

город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. Делали самовары из серебра,

меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки

делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр.

Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать

свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою

фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась.

Хозяйка: Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. (Дети встают в круг).

Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»

Дети вместе с ведущей выполняют движения, проговаривая текст:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей

Вот с такими головами…(Показывают).

И с такими вот ушами… (Показывают).

Вот с такими волосами… (Показывают).

И с такими вот глазами… (Показывают).

И с такими вот носами… (Показывают).

Целый день сидели, ничего не ели.

А делали вот так. А как?

(На кого из детей ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).

Хозяйка: Ребята, а давайте мы устроим сегодня праздничное чаепитие.

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолья русского народа. В

древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и

радость!».

Ребята, а я вот хочу спросить, если самовар закипел, как будет, называется вода, (дети: кипяток, правильно, потому что он очень горячий).

А трогать руками его можно? Нет нельзя, верно. Запомните! Давайте разгадываем интересные загадки

Загадки:

Был листок Зелёным -

Черным стал, томлённым,

Был листок зубчатым -

Стал листок трубчатым,

Был он на лозине -

Стал он в магазине.        (Чай)

 

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на загляденье…..

Ну и объедение.      (Бублик/баранок)

 

Бел как снег,

В чести у всех

В рот попал

Там и пропал.       (Сахар)

Стоит толстячок

Подбоченивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.       (Самовар)

 

Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьёз.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет — убедится.     (Чайник)

 

Зелёный, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

"Что утром пьёшь с лимоном"?   (ЧАЙ)

Хозяйка: Ай, да молодцы ребята, все загадки разгадали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие: "Фока воду кипятит и как зеркало блестит"

Познакомить детей с самоваром, учить находить сходства и различия у самовара и чайника. Развивать интерес к предметам старинного русского быта. Воспитывать бережное отношение к предметам старины....

«Травка зеленеет, солнышко блестит»

Снег начал таять, менять цвет. На участке растаяли снежные постройки.  У детей совершенствуется речь. И они задают много вопросов, познавательной направленности. Ребёнок пытается разобраться в от...

Конспект НОД для детей раннего возраста "У носатого Фоки.."

Конспект НОД для детей раннего возраста Программное содержаниеПознакомить детей с самоваромЗакрепить знакомые русские народные потешки, колыбельные песенкиПополнить словарь детей словами, обозначающим...

Конспект занятия: «У носатого Фоки постоянно руки в боки»

Цель: Приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, к красоте и мудрости родного народа.Задачи:Обучающие:- Знакомство детей с самоваром;- Закрепить знакомые русские - народные потешки, колы...

Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».

Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится». Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле....

Научно-методическая лаборатория в ДОУ по обучению плавания детей (на базе ФОКа).

Научно-методическая лаборатория в МДОУ «Детский сад №4».              Согласно Приказа комитета по образованию...