Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей, подготовительной разновозрастной группе Открытое интегрированное занятие Тема: «Удивительный мир транспорта. От кареты до ракеты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Залесская Оксана Викторовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей, подготовительной разновозрастной  группе

Открытое  интегрированное  занятие

Тема: «Удивительный мир транспорта.

От кареты до ракеты»

Цель: обобщить первичные представления у детей о транспорте и его истории.

Задачи:

Образовательные - Формировать знания о транспорте, его видах;  уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный), о пользе и значении его в жизни человека;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

Развивающие – Развивать умение детей различать наземный, воздушный и водный транспорт. Развивать мыслительную деятельность, внимание;
развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем транспорта. Развивать умение быстро реагировать на звуковой сигнал и соотносить его с определенным транспортным средством.  

Воспитательные  - Воспитывать познавательный интерес; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие»

 - активизировать словарный запас по теме: «Транспорт» (водный, воздушный, наземный, подземный, современный, старинный, автомобиль, карета, телега, колесо, воздушный шар, дирижабль, самолет, пароход, теплоход, катер, лодка, плот, корабль);

-развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.

«Познавательное развитие»

-  формировать представления о транспорте и его истории;

- продолжать формировать умение различать и называть виды транспорта;

- продолжать формировать умение различать современный и старинный транспорт;

- формировать представления о пользе и значении транспорта в жизни.

«Социально-коммуникативное развитие»

- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми и уважения к профессии водителя;

- совершенствовать навыки общения со сверстниками в процессе игры.

«Художественно – эстетическое развитие» - развивать воображение, внимание, память используя известные приемы (образец, схема транспорта);

 

 

 

Методы и приемы:

игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа:

Беседы: «На чем люди ездят? », «Какой бывает транспорт? », беседа о водном,  наземном и воздушном транспорте.  

Чтение и рассматривание детских энциклопедий  «Автомобили», «Транспорт», чтение художественных произведений-

 Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Что я видел», М. Ильин «Машины на нашей улице».

Дидактические игры: «Какой бывает транспорт», «Продолжи цепочку», «Кто больше назовет», «Четвертый лишний», «Я знаю 5 названий», «Загадки и отгадки».

Материал к занятию.

Яркая коробка, в которой лежат игрушки – машинка, карета, мяч; картинки с иллюстрациями разных видов транспорта, как современных, так и древних. Столик с компьютером; магнитная доска; нагрудные знаки - рули виды транспорта; карточки к дидактической игре «Собери транспорт»

Содержание и методика проведения НОД

Дети стоят полукругом. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку и посадку детей. Затем вносит красивую коробку.  

 

- В этой  коробке волшебной

        Много загадок и тайн,

        А ну догадайся, попробуй!

        Что же спрятано там?

В этой коробочке разные загадочки, а ленточкой я ее крепко завязала, потому что отгадки у моих загадок быстрые, шустрые - умчат быстрее ветра, и не догонишь.

- Хотите узнать что там?

Слушайте мою первую загадку:

        Не летает, не жужжит,

        Жук по улице бежит.

        И горят в глазах жука

        Для  блестящих огонька. (Машина)

Воспитатель достает машину

Беседа с детьми.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о транспорте.

Давайте вспомним виды транспорта.

- Ребята, как называется транспорт, который плавает по воде?

Ответы детей

- Как называется транспорт, который передвигается по земле?

Ответы детей

- Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

Ответы детей

Молодцы, правильно.

 

Поиграем в игру: «Назови правильно».

Правила игры:

Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы, поймав мяч, отвечаете и бросаете мяч мне обратно. Будьте внимательны.

- Назовите воздушный транспорт?

- Назовите наземный транспорт?

- Назовите водный транспорт?

- Молодцы, ребята правильно назвали.

- Ребята, какие виды машин мы знаем?

Вешает на доску соответствующие картинки

Ответы детей (грузовая, легковая, специального назначения).

- Какие виды поездов мы знаем?

Ответы детей (пассажирский, грузовой)

- Какие виды самолетов мы знаем?

Ответы детей (пассажирский, военный)

- Какие виды лодок мы знаем? (моторная, весельная, парусная, подводная)

 

- Проходите на свои места за столы. (Сели все правильно, спинки прямые  и т.д)

 

- Предлагаю посмотреть на доску и поработать с вопросником и признаками технологии ТРИЗ. Объект у нас машина. Задаем вопрос, объект и признак.

- Назовите части машин? Показывают на машине.

Ответы детей (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы, багажник, шины, мотор, сидение, педали, тормоз)

 

- Молодцы, ребята, я вижу, вы любите путешествовать и все знаете про транспорт. Мы можем поехать на машине по дороге, поплыть на пароходе по воде, полететь на самолете по воздуху. А что же было в давние времена, на чем же люди ездили? Волшебная коробочка, подскажи.

 

- Раньше она была тыквой, а потом в ней Золушка поехала на бал.

(Достает из коробочки карету)

 

Вот на этой прекрасной карете мы отправимся в прошлое транспорта.

- Ребята, а вы хотите узнать как появился автомобиль? (ответ детей)

 

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

        С давних времен человек использовал для передвижения животных (лошадей, ослов, верблюдов, коров, волов). А  чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или шкуры  животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза, но в гости или в театр в такой повозке не поедешь. Стал человек думать, чтобы изобрести легкое, быстрое. И тогда человек придумал карету. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры, высокие колеса, были фонари для освещения ночью, и место для кучера.
Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут, лошадь нужно было кормить и поить в дороге, а человек всегда торопился.

- А, что если мой конь будет железным? – подумал человек. Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи». И придумал человек коня из металла, и назвал его автомобилем.

 

- Интересная история возникновения автомобиля? (ответ детей)

         

- Мы путешествовали с вами в историческое прошлое наземного транспорта.

А оказывается, давным-давно тоже был транспорт, и водный, и наземный и воздушный, может быть не такой удобный и быстрый, как современный, но все – таки очень красивый.

Познакомит нас с другими предками современного транспорта писатель Сергей Михалков.

Презентация по произведению Сергея Михалкова

«От кареты до ракеты»

Люди ездили по свету,

Усадив себя в карету.

Но пришел двадцатый век -

Сел в машину человек.

Тут пошло такое дело!

В городах затарахтело.

Шум моторов, шорох шин -

Мчатся тысячи машин.

В паровые тихоходы

Забирались пешеходы.

И могли они в пути

На ходу легко сойти.

А теперь под стук колес

Нас везет электровоз.

Не успел двух слов сказать -

Смотришь: надо вылезать!

Корабли такими были -

Как игрушечные, плыли.

Плыли месяц, плыли год...

Появился пароход!

А сегодня в океаны

Выплывают великаны.

Удивляет белый свет

Быстрота морских ракет.

Лишь одним ветрам послушный,

Поднимался шар воздушный.

Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!

Миновал за годом год...

Появился самолет!

В кресло сел, завтрак съел.

Что такое? Прилетел!

Ну, а это, ну, а это -

Кругосветная ракета!

От кареты до ракет!

Это чудо или нет?

 

- Ответьте на вопрос  - Это чудо или нет? Конечно же чудо.

Предлагаю сделать зарядку для глаз. ( глазки вверх, вниз, вправо, влево)

 

А вот  и следующая загадка

Водитель в машине вцепился в него,

То влево, то вправо он крутит его.

А если уж в лоб его он нажмёт,

Тогда тот бедняга громко орёт.

(Руль)

Достает из коробки рули с изображениями транспортных средств.

 

Подвижная игра «Земля, воздух и вода»

А сейчас мы станем в круг и поиграем в игру «Земля, воздух и вода». Я вас превращу в различные транспортные средства. (Детям, ставшим в круг, раздаются рули  с изображениями разных видов транспорта). Как и все в этом мире,  каждый  вид транспорта имеет свой звук. Как только вы услышите звук своего вида транспорта, тут же отправляйтесь в путь.

Звучат в записи звуки разных видов транспортных средств, всплеск волн, вой ветра и т.д. Дети, услышав звук, подходящий к их транспортному средству, пробегают по внешней стороне круга и возвращаются на место.

Воспитатель приглашает детей пройти за столы, проводится 

 

 

Дидактическая игра «Собери транспорт»

 

Ребята, в сказочной стране случилась беда – кто то заколдовал весь транспорт и автомобили и кареты и грузовички и даже корабли и самолеты сделал их невидимыми. Расколдуем наше быстрое царство веселой техники, сделаем транспорт  видимым.

На столах у вас блоки Дьенеша.

Старшая группа работает и собирает по образцу, подготовительная по схеме.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Индивидуальная помощь воспитателя детям..

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось путешествие? (старшая группа уходит)

- Что вам запомнилось больше всего?

 - О каком транспорте мы с вами узнали? (старинном и современном)

 

Ребята, закончите предложение

Сегодня на занятии:

Мне было трудно….

я научился…

я похвалил бы себя за ...

мне было интересно ...

 

 - У меня есть тарелочка с волшебными магнитами. Если вам понравилось занятие - то возьмите зеленый магнит, а если кому-то было сложно – возьмите красный магнит. Магниты выставляются на доску

- Мне тоже понравилось сегодня работать  с вами, а чтобы вы не забывали виды транспорта, вот вам красивые раскраски на память. (раздает раскраски)

- Занятие  окончено. Всем спасибо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад п.Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей, подготовительной разновозрастной  группе

Открытое  интегрированное  занятие

Тема: «Удивительный мир транспорта.

От кареты до ракеты»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад

                                                                  п. Молодёжный Перелюбского

                                                      муниципального района

                                                   Саратовской области»

                                                                Залесская Оксана Викторовна

высшая категория

2023

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей, подготовительной разновозрастной  группе

Открытое  интегрированное  занятие

Тема: «Удивительный мир транспорта.

От кареты до ракеты»

Цель: обобщить первичные представления у детей о транспорте и его истории.

Задачи:

Образовательные - Формировать знания о транспорте, его видах;  уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный), о пользе и значении его в жизни человека;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

Развивающие – Развивать умение детей различать наземный, воздушный и водный транспорт. Развивать мыслительную деятельность, внимание;
развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем транспорта. Развивать умение быстро реагировать на звуковой сигнал и соотносить его с определенным транспортным средством.  

Воспитательные  - Воспитывать познавательный интерес; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие»

 - активизировать словарный запас по теме: «Транспорт» (водный, воздушный, наземный, подземный, современный, старинный, автомобиль, карета, телега, колесо, воздушный шар, дирижабль, самолет, пароход, теплоход, катер, лодка, плот, корабль);

-развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.

«Познавательное развитие»

-  формировать представления о транспорте и его истории;

- продолжать формировать умение различать и называть виды транспорта;

- продолжать формировать умение различать современный и старинный транспорт;

- формировать представления о пользе и значении транспорта в жизни.

«Социально-коммуникативное развитие»

- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми и уважения к профессии водителя;

- совершенствовать навыки общения со сверстниками в процессе игры.

«Художественно – эстетическое развитие» - развивать воображение, внимание, память используя известные приемы (образец, схема транспорта);

Методы и приемы:

игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа: 

Беседы: «На чем люди ездят? », «Какой бывает транспорт? », беседа о водном,  наземном и воздушном транспорте.  

Чтение и рассматривание детских энциклопедий  «Автомобили», «Транспорт», чтение художественных произведений-

 Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Что я видел», М. Ильин «Машины на нашей улице».

Дидактические игры: «Какой бывает транспорт», «Продолжи цепочку», «Кто больше назовет», «Четвертый лишний», «Я знаю 5 названий», «Загадки и отгадки».

Материал к занятию.

Яркая коробка, в которой лежат игрушки – машинка, карета, мяч; картинки с иллюстрациями разных видов транспорта, как современных, так и древних. Столик с компьютером; магнитная доска; нагрудные знаки - рули виды транспорта; карточки к дидактической игре «Собери транспорт»

Содержание и методика проведения НОД

Дети стоят полукругом. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку и посадку детей. Затем вносит красивую коробку.  

- В этой  коробке волшебной

        Много загадок и тайн,

        А ну догадайся, попробуй!

        Что же спрятано там?

В этой коробочке разные загадочки, а ленточкой я ее крепко завязала, потому что отгадки у моих загадок быстрые, шустрые - умчат быстрее ветра, и не догонишь.

- Хотите узнать что там?

Слушайте мою первую загадку:

        Не летает, не жужжит,

        Жук по улице бежит.

        И горят в глазах жука

        Для  блестящих огонька. (Машина)

Воспитатель достает машину

Беседа с детьми.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о транспорте.

Давайте вспомним виды транспорта.

- Ребята, как называется транспорт, который плавает по воде?

Ответы детей

- Как называется транспорт, который передвигается по земле?

Ответы детей

- Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

Ответы детей

Молодцы, правильно.

Поиграем в игру: «Назови правильно».

Правила игры:

Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы, поймав мяч, отвечаете и бросаете мяч мне обратно. Будьте внимательны.

- Назовите воздушный транспорт?

- Назовите наземный транспорт?

- Назовите водный транспорт?

- Молодцы, ребята правильно назвали.

- Ребята, какие виды машин мы знаем?

Вешает на доску соответствующие картинки

Ответы детей (грузовая, легковая, специального назначения).

- Какие виды поездов мы знаем?

Ответы детей (пассажирский, грузовой)

- Какие виды самолетов мы знаем?

Ответы детей (пассажирский, военный)

- Какие виды лодок мы знаем? (моторная, весельная, парусная, подводная)

- Проходите на свои места за столы. (Сели все правильно, спинки прямые  и т.д)

- Предлагаю посмотреть на доску и поработать с вопросником и признаками технологии ТРИЗ. Объект у нас машина. Задаем вопрос, объект и признак.

- Назовите части машин? Показывают на машине.

Ответы детей (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы, багажник, шины, мотор, сидение, педали, тормоз)

- Молодцы, ребята, я вижу, вы любите путешествовать и все знаете про транспорт. Мы можем поехать на машине по дороге, поплыть на пароходе по воде, полететь на самолете по воздуху. А что же было в давние времена, на чем же люди ездили? Волшебная коробочка, подскажи.

- Раньше она была тыквой, а потом в ней Золушка поехала на бал.

(Достает из коробочки карету)

Вот на этой прекрасной карете мы отправимся в прошлое транспорта.

- Ребята, а вы хотите узнать как появился автомобиль? (ответ детей)

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

        С давних времен человек использовал для передвижения животных (лошадей, ослов, верблюдов, коров, волов). А  чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или шкуры  животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза, но в гости или в театр в такой повозке не поедешь. Стал человек думать, чтобы изобрести легкое, быстрое. И тогда человек придумал карету. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры, высокие колеса, были фонари для освещения ночью, и место для кучера.
Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут, лошадь нужно было кормить и поить в дороге, а человек всегда торопился.

- А, что если мой конь будет железным? – подумал человек. Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи». И придумал человек коня из металла, и назвал его автомобилем.

- Интересная история возникновения автомобиля? (ответ детей)

         

- Мы путешествовали с вами в историческое прошлое наземного транспорта.

А оказывается, давным-давно тоже был транспорт, и водный, и наземный и воздушный, может быть не такой удобный и быстрый, как современный, но все – таки очень красивый.

Познакомит нас с другими предками современного транспорта писатель Сергей Михалков.

Презентация по произведению Сергея Михалкова

«От кареты до ракеты»

Люди ездили по свету,

Усадив себя в карету.

Но пришел двадцатый век -

Сел в машину человек.

Тут пошло такое дело!

В городах затарахтело.

Шум моторов, шорох шин -

Мчатся тысячи машин.

В паровые тихоходы

Забирались пешеходы.

И могли они в пути

На ходу легко сойти.

А теперь под стук колес

Нас везет электровоз.

Не успел двух слов сказать -

Смотришь: надо вылезать!

Корабли такими были -

Как игрушечные, плыли.

Плыли месяц, плыли год...

Появился пароход!

А сегодня в океаны

Выплывают великаны.

Удивляет белый свет

Быстрота морских ракет.

Лишь одним ветрам послушный,

Поднимался шар воздушный.

Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!

Миновал за годом год...

Появился самолет!

В кресло сел, завтрак съел.

Что такое? Прилетел!

Ну, а это, ну, а это -

Кругосветная ракета!

От кареты до ракет!

Это чудо или нет?

- Ответьте на вопрос  - Это чудо или нет? Конечно же чудо.

Предлагаю сделать зарядку для глаз. ( глазки вверх, вниз, вправо, влево)

А вот  и следующая загадка

Водитель в машине вцепился в него,

То влево, то вправо он крутит его.

А если уж в лоб его он нажмёт,

Тогда тот бедняга громко орёт.

(Руль)

Достает из коробки рули с изображениями транспортных средств.

Подвижная игра «Земля, воздух и вода»

А сейчас мы станем в круг и поиграем в игру «Земля, воздух и вода». Я вас превращу в различные транспортные средства. (Детям, ставшим в круг, раздаются рули  с изображениями разных видов транспорта). Как и все в этом мире,  каждый  вид транспорта имеет свой звук. Как только вы услышите звук своего вида транспорта, тут же отправляйтесь в путь.

Звучат в записи звуки разных видов транспортных средств, всплеск волн, вой ветра и т.д. Дети, услышав звук, подходящий к их транспортному средству, пробегают по внешней стороне круга и возвращаются на место.

Воспитатель приглашает детей пройти за столы, проводится 

Дидактическая игра «Собери транспорт»

Ребята, в сказочной стране случилась беда – кто то заколдовал весь транспорт и автомобили и кареты и грузовички и даже корабли и самолеты сделал их невидимыми. Расколдуем наше быстрое царство веселой техники, сделаем транспорт  видимым.

На столах у вас блоки Дьенеша.

Старшая группа работает и собирает по образцу, подготовительная по схеме.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Индивидуальная помощь воспитателя детям..

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось путешествие? (старшая группа уходит)

- Что вам запомнилось больше всего?

 - О каком транспорте мы с вами узнали? (старинном и современном)

Ребята, закончите предложение

Сегодня на занятии:

Мне было трудно….

я научился…

я похвалил бы себя за ...

мне было интересно ...

 - У меня есть тарелочка с волшебными магнитами. Если вам понравилось занятие - то возьмите зеленый магнит, а если кому-то было сложно – возьмите красный магнит. Магниты выставляются на доску.  

- Мне тоже понравилось сегодня работать  с вами, а чтобы вы не забывали виды транспорта, вот вам красивые раскраски на память. (раздает раскраски)

- Занятие  окончено. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"

В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир планет».

Конспект непосредственно-образовательной       деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир пла...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...