Конспект Тематическое занятие по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Киреева Ольга Ивановна

Обобщать и систематизировать знания детей об осени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района. Санкт- Петербурга

Конспект

Тематическое занятие по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес»

              Подготовительная группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

                       Воспитатель: Киреева Ольга Ивановна

Санкт- Петербург

2024

Цель:

Обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Расширение представлений детей об осени, учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.
  2. Формирование у детей умения отгадывать загадки об осени, с правильным ответом последнего слова.
  3. Закрепление умения у детей координировать речь с движением.
  4. Активизация словаря у детей за счёт слов (дождливая, золотая, перелетные, зимующие, спячка)

Коррекционные задачи:

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Развитие длительного плавного выдоха.
  3. Развитие у детей грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе).

       Развивающие задачи:

  1. Развитие у детей связной речи.
  2. Развитие у детей речевого слуха.
  3. Развитие у детей зрительного внимания.
  4. Формирование у детей согласования глаголов с существительными.
  5.  Формирование у детей согласования прилагательных с существительными: (дождливый день, осенний лес, пасмурный день, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные)

Воспитательные задачи:

  1. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений.
  2. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
  3. Расширение представлений о важности труда взрослых.

Оборудование: Иллюстрации, предметные картинки с изображениями осени, зимующие и перелетные птицы, наборы «карточек – цепочек» приспособления животных к зиме, силуэтные изображения зверей, программное обеспечение МS PowerPoint (презентация), интерактивная доска

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная, технология театрализованной игры.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы:

  • словесные (беседа, диалог, словарная работа, художественное слово)
  • наглядные (просмотр слайдов, показ действий, предметов).
  • игровые (логопедические  упражнения, моделирование)

Приемы стимулирования и мотивации:

  • создание эмоциональных, нравственных переживаний,  ситуации  новизны, неожиданности
  • познавательные игры
  • создание ситуаций успеха.

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме, просмотр иллюстраций, рисование, прослушивание стихотворений, отгадывание загадок, дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий, беседы об осени, исчезают насекомые, отлет птиц, некоторые звери залегли в спячку.

Дополнительные эффекты при использовании здоровьесберегающих технологий: мозговой штурм «Времена года». Подвижная игра на координацию речи с движениями           

Программное обеспечение: 

 Ход занятия

  1. Отгадай загадки:

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осень)

Педагог: Да. Это-осень, одно из четырех времен года. Какие вы еще знаете времена года? Сколько месяцев длится год? А сколько месяцев в году длится осень? Как называются осенние месяцы?

Ответы детей.

Педагог: Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года? В этом нам поможет наш волшебный экран. (Системный оператор: система-иллюстрация «Осень»; модели-признаки осени.)

  1. Составь рассказ по схеме «Осень»

Педагог выставляет опорную схему для составления рассказа:

  • Какое время года наступает после лета?
  • Какая погода бывает осенью?
  • Какие изменения происходят в природе?
  • Какую одежду люди носят в это время года?
  • Как животные и птицы готовятся осенью к зиме?

Дети составляют рассказы, при затруднении воспитатель задает наводящие вопросы.

  1. Словесная игра «Осень какая?»

Педагог выставляет три иллюстрации осени: ранняя осень, золотая и поздняя и предлагает детям подобрать как можно больше слов к каждой иллюстрации отвечая на вопрос Какая осень? (ранняя, золотая, поздняя, дождливая, пасмурная, хмурая, грустная)

Педагог: почему про осень нарисованы три разных картинки? Как разложить их по порядку: что раньше, что потом?

Ответы детей.

  1.  Отгадайте новую загадку.

Падают с ветки золотые монетки. (листья)

Вопросы детям:

-Почему монетки «золотые»?

-Какой период осени называют «золотая осень»? (Ранняя осень, поздняя осень - все вместе находят иллюстрации к каждому периоду.)

5. Подвижная игра «Прогулка в осеннем лесу»

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем!

Дети проходят по канату и попадают в осенний лес, где разбросаны листья

Педагог: шагаем по мягкому ковру из листьев, посмотрите какие здесь листья? (березовые, кленовые, дубовые), а теперь разделимся на две команды.

Первая команда собирает кленовые листья и несет к клену

Вторая команда собирает березовые листья и несет к березе.

6 Игра «Собери стаи перелетных и зимующих птиц» 

Педагог: почему мы не слышим веселых птичьих голосов? (Рассматривание иллюстраций). Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Почему?

Ответы детей:

Педагог: Каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей:

Педагог: Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей:

Педагог выкладывает на стол иллюстрации птиц и предлагает детям собрать две стаи: перелетных и зимующих птиц

7 Физминутка: «Птицы любят высоту»

                     

                             

                           Игра: «Чеи следы?»

Медведь, заяц, белка, ежик.

Педагог: Что вы можете рассказать о жизни зверей наших лесов осенью?

Ответы детей: с использование моделей – (шерсть становится гуще, меняется ее окраска, заготавливают корм на зиму, некоторые звери готовятся к спячке,

Педагог: Пока мы гуляли, погода испортилась.

Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.

Педагог: О чем мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей:

Педагог: Что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?

Заключительная часть. Рефлексия

Педагог: Вот мы и дома. Вы остались довольны прогулкой в лесу?

Мне понравилось, как вы отвечали. Вы старались говорить внятно, четко и понятно. Если, вам понравилось занятие, и вы узнали, что-то интересное, возьмите желтый листок.

Если, что-то новое, возьмите красный листок. Если не понравилось-коричневый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС"

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей с ОНР...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»

Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»...

Тематическое занятие по познавательному развитию " Путешествие Йошки и Тошки на северный и южный полюс" для детей 6-7лет

Конспект тематического занятия  «Путешествие Йошки и Тошки на Северный и Южный полюс» (подготовительная группа) с использованием ИКТВоспитатель: Гапонова Екатерина ОлеговнаДети делятс...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию для детей второй ранней группы «Домашние животные и их детеныши»

Данное занятие разработано в соответствие с программой ДОУ и ФГОС второй младшей группы детского сада. Оно направленно на развитие понимания детей сведений о домашних животных и их детенышей. В данном...

Интегрированное занятие по познавательному развитию "Путешествие в осенний лес"

Интегрированного занятие и использованием современной развивающей технологий "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича ...

Занятие по познавательному развитию "Путешествие в осенний лес".

Технологическая карта занятия с детьми 5-6 лет по ФЭМП. Цель занятия: создание условий для развития интереса к самостоятельному решению познавательных задач математического характера....

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в осенний лес"

Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи: ...