Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Серикова Елена Александровна

Экскурсия - форма профориентационной работы, которая дает возможность дошкольникам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_proforientatsiya.ekskursiya._serikova_e.a._madou208.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Проводимая работа по ранней профориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. 

Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Экскурсия – это процесс познания. Этот процесс происходит в предметно -наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Экскурсия один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.

Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. 

Экскурсия - форма профориентационной работы, которая дает возможность дошкольникам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Для нас, воспитателей, очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая).

При разработке экскурсии решаются задачи:

  • воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
  • образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
  • развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.

В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников.

В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях. Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам.

Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности.

Экскурсии стимулируют развитие игровой деятельности: дети выстраивают свое поведение, придерживаясь роли; сопровождают игровое взаимодействие речью; сочиняют оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывают их сверстникам; делятся с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, высказывают свою точку зрения.

 В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей. 

Экскурсия представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.

Экскурсия состоит из трёх этапов:

  1. Подготовительный этап (восприятие, анализ, осмысление целей и задач экскурсии, составление плана действий на всех этапах экскурсии) этому этапу уделяется больше внимания:
  • определить тему и цель экскурсии;
  • продумать формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрать информационный материал, задания для детей;
  • выбрать дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей; организовать вместе с администрацией ДОУ автобус для перевозки детей;
  • провести подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию (дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;
  • в рамках подготовительной беседы необходимо рассказать (напомнить) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии в общественных местах; таким образом мы реализовываем задачи в области формирования безопасного поведения;
  • согласовать с экскурсоводом дату, тему экскурсии и форму изложения материала;
  1. Основной этап - собственно экскурсия (получения знаний об окружающем в процессе наблюдения за деятельностью людей или иными объектами) в практической деятельности формируется наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует систематизации и обогащению знаний. Создание проблемной ситуации, включение дошкольников в тот или иной вид практической деятельности, выполнение посильного задания.
  2. Заключительный этап - отработка и закрепление полученных знаний, выводы, обобщения. На этом этапе используются разные виды деятельности: речевые, изобразительные, игровые, обобщающие беседы, выпуск стенгазет, рисование, аппликации, моделирование, изготовление альбомов, стендов. Проведение встреч с родителями профессионалами, дидактические и сюжетно-ролевые игры о профессиях, окружающем мире и т.д. Педагог инициирует самостоятельность и активность детей в соблюдении норм и правил безопасного поведения, ободряет похвалой правильно выполненные действия.

Сложность экскурсии, как формы организации обучения, делает ее доступной только в старшей и подготовительной группах. Своеобразные экскурсии с детьми младшего возраста проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада. Они состоят из фронтального наблюдения под руководством воспитателя. Продолжительность их и содержание весьма ограничены.

ЭКСКУРСИИ

  • МБОУ СОШ №85
  • Центральная городская библиотека им. П. Комарова, филиал №8
  • На экскурсии в школу 85 детям рассказали о школе, о профессии учителя, предметах, которые помогают учителю вести урок; тем самым поддержали стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширили представление о роли школы в жизни людей. Поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, стремление стать школьником.
  • На экскурсии в библиотеку детей познакомили с профессией библиотекарь, с понятиями читатель, абонемент. Дошколята с большим интересом и вниманием слушали рассказ библиотекаря о его работе, по какому принципу располагаются книги, как правильно обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке. Детям не хотелось уходить из библиотеки, и они пообещали научиться читать и брать книжки на дом. А пока готовы приходить в библиотеку с родителями.

ЭКСКУРСИЯ

  • Военно-исторический музей ВВО
  • На экскурсии в военно-исторический музей ВВО ребята узнали много интересного о профессии военного, его форме, военном оружии и технике, о событиях Великой Отечественной Войны, о подвиге русского солдата, о мужестве наших прадедов. Дошкольники, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о героических подвигах земляков на фронте и в тылу, о боевых наградах, внимательно рассматривали экспонаты. 

ЭКСКУРСИИ

  • Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры «Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова»
  • Музей-аквариум «Рыбы Амура»
  • Музей археологии при ХКМ им. Н.И. Гродекова
  • Экскурсия в краеведческий музей прививает детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
  • Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее.
  • На первой экскурсии в доступной для дошколят форме им рассказали о профессиях зоолога и орнитолога, о животных и птицах Дальневосточной тайги, которых они изучают, дети отгадали загадки о животных, рассмотрели представителей фауны нашего края. В конце экскурсии дети выполнили поделку «Амурский тигр».
  • На второй экскурсии «Доисторический мир» ребят познакомили с профессией палеонтолога, с многочисленными находками, которые они обнаружели в разные годы в различных районах Хабаровского края (кости динозавров, бивни мамонтов). В конце экскурсии дети также изготавливали объёмную аппликацию - черепаху.
  • В музее «Рыбы Амура» ребятам рассказали о профессии ихтиолога, о подводном мире нашей реки Амур. Детей очень впечатлили аквариумы и множество рыб, которых они с интересом рассматривали. После экскурсии в группе мы сделали из бумаги объёмную рыбку.
  • В музее Археологии ребята познакомились с профессиями археолога и гончара. Экскурсовод провела с детьми «Путешествие в каменный век», рассказала о том, первобытные люди добывали огонь, охотились.  Самое яркое впечатление произвели костюм экскурсовода, пещера и жилище человека в лесу. И кульминацией путешествия было посещение гончарной мастерской, где дети под руководством мастера лепили чашечку.

 

ЭКСКУРСИЯ

  • МАУ ДО Детско-юношеский центр Поиск
  • Данная экскурсия расширила представления детей о государственных праздниках: Всемирный день авиации и космонавтики. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за ее достижения. Ребятам рассказали о профессии космонавта, его особенностях работы, также о космонавте Петре Дуброве, который родился в нашем городе, его биографии.

Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Экскурсии выступают важнейшим средством, условием формирования у дошкольников представлений о труде взрослых. Они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к различным профессиям. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, то есть способствуют многостороннему развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

Опыт работы "Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста"

Цель ранней профориентации: сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру....

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

Консультация для воспитателей Тема: «Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке. обществе. культуре, природе. Эксурсии помогают...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....