МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект познавательно- исследовательской деятельности «Айсберги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkz.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО педагога: Потеряева Светлана Васильевна
Группа: старшая
Тема занятия: «Айсберги » познавательно – исследовательская деятельность.
Тип исследования: опыты и экспериментирование.
Цель педагога: Создать условия для формирования представлений детей о свойстве льда – плавучесть и причинах этого свойства; совершенствования представлений детей об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах, их образовании и опасности для судоходства.
Критерии достижения цели:
- дидактический материал подобран в соответствии с темой: большой контейнер с водой, большой кусок льда (айсберг), игрушечный кораблик, картинки айсбергов;
- дети смогут назвать свойство льда (плавучесть) и объяснить причину.
Материалы и оборудование: для каждого ребенка: контейнер с водой, кусочки льда, лупа, сухая салфетка.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Оргмомент: обращаю внимание детей на большой контейнер с водой. - Ребята, посмотрите, что я приготовила. Хотите узнать, для чего я это приготовила? Предлагаю вам сесть на ковер, я сейчас все расскажу. | Дети заняты свободной деятельностью. Обращают внимание на слова воспитателя и подходят к педагогу. Свободно рассаживаются на ковре и слушают воспитателя. |
Представляете, вчера я услышала новость о том, как корабль столкнулся с айсбергом. Вы знаете, что бывает, когда корабль сталкивается с айсбергом? Не переживайте, с этим кораблем все обошлось благополучно, повреждение было небольшим, и корабль не утонул. Но я задумалась о том, откуда же берутся эти айсберги, и мне хочется все об этом узнать. А вы знаете, откуда берутся айсберги? Хотите узнать об этом вместе со мной? Что же такое айсберги? Где больше всего льда на нашей планете? Где же находится Антарктида? - Когда ледяная глыба откалывается от берегов, что же с ней происходит дальше, она тонет или нет? | Дети слушают, отвечают на вопросы. Дети вспоминают и отвечают на вопросы. Показывают на глобусе, где находится Антарктида.
|
- Ребята, кто же из вас прав? Одни говорят, что лед тонет, другие - нет? | Дети слушают. |
-Что же нам делать? Как мы можем это проверить? | Высказывают свои предложения. ( помощью воспитателя формулируют цель: проверить с помощью опыта и решить, какое высказывание верно: тонет лед или нет. И почему?) |
- А давайте мы сегодня будем исследователями? -Цель нашего исследования мы определили. -Скажите, а как мы поймем, что цель достигли? | Дети высказывают свое мнение. Дети с помощью педагога определяют критерии достижения цели: когда мы проведем опыт, то увидим его результат, сделаем вывод и определим правильное высказывание. |
Приглашаю желающих в «лабораторию» для проведения исследования. Воспитатель садится за стол вместе с детьми и проводит все опыты вместе с ними. - Ребята, посмотрите, что есть у нас на столах, как можно проверить, тонет лед или нет? Подвожу итог: -Хорошо, давайте возьмем лед и опустим его в воду. -Что же мы видим? Лед плавает. -Может быть, попробовать его утопить? Что происходит со льдом? -Правда, ребята, лед всплывает и не хочет тонуть. -Значит, какой вывод мы можем сделать: лед тонет или плавает? -Ребята, мы с вами провели опыт, увидели результат, сделали вывод, можем теперь сказать, какое высказывание было верным. - Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения. - Ребята, а почему же лед плавает? - У вас у всех разные варианты ответа, кто же из вас прав? Что нам делать? Предлагаю рассмотреть, что лежит на столах и чем мы можем воспользоваться. Пододвигаю тарелочку со льдом и рассматриваю его с помощью лупы вместе с детьми. - Что же мы видим? Посмотрите, как их много. - Как вы думаете, что может быть внутри этого пузырька? (Если дети не догадываются, что внутри пузырей находится воздух, то я делаю такой пузырь из воздушного шарика, опускаю его в контейнер с водой. Почему же шарик не тонет?) Так же и айсберги, как наши маленькие льдинки, не тонут, потому что внутри много воздушных пузырьков. - Ответили мы на наш вопрос? - Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения. - А как же айсберг оказывается в море? Предлагаю подуть на наш айсберг и посмотреть, что с ним будет происходить. Воспитатель дует на лед вместе с детьми. -Что происходит со льдом? Почему он двигается? -Айсберги бывают разной формы и разных размеров. Хотите на них посмотреть? Рассаживайтесь удобно на ковре. (Показ презентации об айсбергах). Вместе с детьми удивляемся их красотой и размерами. - Как вы думаете, для кого айсберги представляют огромную опасность в океане? Почему? - А хотите посмотреть, как это бывает? Тогда подходите к столу. (Опускаю большой кусок льда в воду). - Посмотрите, как он расположен: под водой или на поверхности воды? - Мы видим, что большая часть айсберга находится под водой. - Как вы думаете, какая часть айсберга опасна для кораблей? Почему? - Посмотрите, как это происходит. (Беру игрушечный кораблик и показываю вариант возможного столкновения с айсбергом.) - Как же помочь морякам не столкнуться с айсбергом? - Правильно, их нужно предупредить. Существует такая метеорологическая служба, которая отслеживает передвижение айсбергов в морях и океанах и предупреждает об этом моряков. Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом. | Дети по желанию подходят к столам, надевают фартуки. Дети высказывают свое мнение. Дети берут кусочек льда и опускают в контейнер с водой, смотрят , что происходит со льдом. Пробуют утопить лед руками Пользуются салфетками для вытирания рук. Дети формулируют вывод: лед плавает. Ответы детей . Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения. Дети высказывают свои предположения, разные точки зрения. Дети с помощью воспитателя формулируют цель: выяснить с помощью опыта, почему лед не тонет. Дети обращают внимание на лупу и предлагают рассмотреть через нее лед. Берут лупу и рассматривают кусочки льда. Дети отвечают на вопросы, высказывая различные предположения (пузырьки, шарики, кружочки и т.д.) Дети с помощью воспитателя делают вывод, почему не тонет лед: внутри много воздушных пузырьков, которые не дают льду утонуть. Утвердительные ответы детей. Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения. Дети отвечают на вопрос, слушают ответы своих товарищей. Дети дуют на кусочки льда в своих контейнерах, наблюдают , что происходит со льдом, рассказывают о своих наблюдениях. Дети формулируют вывод: лед выносит в море течение и ветер. Дети по желанию садятся на ковре перед экраном, рассматривают картинки айсбергов. Отвечают на вопросы: для кораблей, потому что корабль может утонуть. Дети по желанию подходят к столу с большим контейнером, наполненным водой. Отвечают на вопросы. Дети высказывают свое мнение, слушают высказывания других ребят. |
Фиксация результатов. Итоговая рефлексия: Педагог предлагает детям вспомнить, что они сегодня узнали про айсберги. - Кто помогает морякам не столкнуться с айсбергом? - Ребята, теперь имейте в виду: когда вы будете играть, ваш корабль может столкнуться с айсбергом. Будьте осторожны. Давайте сегодня поиграем на прогулке?
| Дети отвечают: айсберги плавают, не тонут, их несет течением и ветром по морю, они опасны для кораблей.
Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Здравствуй, детский сад" (форма проведения: КВН).
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Задачи: · поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;·...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе. Гербарий – деревья на участке детского сада.
Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.Задачи. Закрепить знания детей о строении листа.Систематизировать знания о деревьях на учас...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...
МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Творческий проект " Где живут сказки"
Творческий проект «Где живут сказки» направлен на повышение интереса к сказкам, воспитание любви к чтению и развитие речи детей. Цель проекта: развитие личных творчес...
МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Проект " Математика вокруг нас"
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математичес...
МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.Задачи:- (обучающая) закреплять...