МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект познавательно- исследовательской деятельности «Айсберги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Васильевна Потеряева

Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, внимание.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkz.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога:  Потеряева Светлана Васильевна

Группа: старшая

Тема занятия: «Айсберги » познавательно – исследовательская деятельность.

Тип исследования: опыты и экспериментирование.

 Цель педагога:  Создать условия для формирования представлений детей о свойстве льда – плавучесть и причинах этого свойства; совершенствования  представлений детей об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах, их образовании и опасности для судоходства.

Критерии достижения цели:

  • дидактический материал подобран в соответствии с темой: большой контейнер с водой, большой кусок льда (айсберг), игрушечный кораблик, картинки айсбергов;
  • дети смогут назвать свойство льда (плавучесть) и объяснить причину.

Материалы и оборудование:  для каждого ребенка: контейнер с водой, кусочки льда, лупа, сухая салфетка.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оргмомент: обращаю внимание детей на большой контейнер с водой.

- Ребята, посмотрите, что я приготовила. Хотите узнать, для чего я это приготовила?    

Предлагаю вам сесть на ковер, я сейчас все расскажу.

Дети заняты свободной деятельностью.

Обращают внимание на слова  воспитателя и подходят к педагогу.

Свободно рассаживаются на ковре и слушают  воспитателя.

Представляете, вчера я услышала новость о том, как корабль столкнулся с айсбергом. Вы знаете, что бывает, когда корабль сталкивается с айсбергом?  

Не переживайте, с этим кораблем все обошлось благополучно, повреждение было небольшим, и корабль не утонул. Но я задумалась о том, откуда же берутся эти айсберги, и мне хочется все об этом узнать.  

А вы знаете, откуда берутся айсберги?

Хотите узнать об этом вместе со мной?

 Что же такое айсберги?  

Где больше всего льда на нашей планете?

Где же находится Антарктида?  

- Когда ледяная глыба откалывается от берегов, что же с ней происходит дальше, она тонет или нет?  

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Дети вспоминают и отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе, где находится Антарктида.

 

- Ребята, кто же из вас прав? Одни говорят, что лед тонет,  другие -  нет?

Дети слушают.

-Что же нам делать?

Как мы можем это проверить?

Высказывают свои предложения.

( помощью воспитателя формулируют цель: проверить с помощью опыта и решить, какое высказывание верно: тонет лед или нет. И почему?)

- А давайте мы сегодня будем исследователями?

-Цель нашего исследования мы определили.

 -Скажите, а как мы поймем, что цель достигли?

Дети высказывают свое мнение.

Дети с помощью педагога определяют критерии достижения цели: когда мы проведем опыт, то увидим его результат, сделаем вывод и определим правильное высказывание.

Приглашаю желающих в «лабораторию» для проведения исследования. Воспитатель садится за стол вместе с детьми и проводит все опыты вместе с ними.

- Ребята, посмотрите, что есть у нас на столах, как можно проверить, тонет лед или нет?

Подвожу итог: -Хорошо, давайте возьмем лед и опустим его в воду.

-Что же мы видим? Лед плавает.

-Может быть, попробовать его утопить?  Что происходит со льдом?

-Правда, ребята, лед всплывает и не хочет тонуть.

-Значит, какой вывод мы можем сделать: лед тонет или плавает?  

-Ребята, мы с вами провели опыт, увидели результат, сделали вывод, можем теперь сказать, какое высказывание было верным.

- Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения.

- Ребята, а почему же лед плавает?

- У вас у всех разные варианты ответа, кто же из вас прав? Что нам делать?

Предлагаю рассмотреть, что лежит на столах и чем мы  можем воспользоваться.

Пододвигаю тарелочку со льдом и рассматриваю его с помощью лупы вместе с детьми.

- Что же мы видим?  

Посмотрите, как их много.

- Как вы думаете, что может быть внутри этого пузырька?  (Если дети не догадываются, что внутри пузырей находится воздух, то я делаю такой пузырь из воздушного шарика, опускаю его в контейнер с водой. Почему же шарик не тонет?)

Так же и айсберги, как наши маленькие льдинки, не тонут, потому что внутри много воздушных пузырьков.

  - Ответили мы на наш вопрос?

- Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения.

 - А как же айсберг оказывается в море?

Предлагаю подуть на наш айсберг и посмотреть, что с ним будет происходить. Воспитатель дует на лед вместе с детьми.

-Что происходит со льдом? Почему он двигается?

 -Айсберги бывают разной формы и разных размеров.  Хотите на них посмотреть? Рассаживайтесь удобно на ковре.  (Показ презентации об айсбергах).

Вместе с детьми удивляемся их красотой и размерами.

- Как вы думаете, для кого айсберги представляют огромную опасность в океане?  Почему?

- А хотите посмотреть, как это бывает? Тогда подходите к столу.

 (Опускаю большой кусок льда в воду).

- Посмотрите, как он расположен: под водой или на поверхности воды?

- Мы видим, что большая часть айсберга находится под водой.

- Как вы думаете, какая часть айсберга опасна для кораблей? Почему?  

- Посмотрите, как это происходит.

 (Беру игрушечный кораблик и показываю вариант возможного столкновения с айсбергом.)

- Как же помочь морякам не столкнуться с айсбергом?  

- Правильно, их нужно предупредить.  Существует  такая метеорологическая служба, которая отслеживает передвижение айсбергов в морях и океанах и предупреждает об этом моряков. Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом.

Дети по желанию подходят к столам, надевают фартуки.

Дети высказывают  свое мнение.

Дети берут   кусочек льда и опускают в контейнер с водой, смотрят , что происходит со льдом. Пробуют утопить лед руками 

Пользуются салфетками для вытирания рук.

Дети формулируют вывод: лед плавает.

Ответы детей .

Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения.

Дети высказывают  свои предположения, разные точки зрения.

Дети с помощью воспитателя формулируют цель: выяснить с помощью опыта, почему лед не тонет.

Дети обращают внимание на лупу и предлагают рассмотреть через нее лед. Берут лупу и рассматривают кусочки льда.

Дети отвечают  на вопросы, высказывая различные предположения (пузырьки, шарики, кружочки и т.д.)

Дети с помощью воспитателя делают вывод, почему не тонет лед: внутри много воздушных пузырьков, которые не дают льду утонуть.

Утвердительные ответы детей.

Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения.

Дети отвечают  на вопрос, слушают ответы своих товарищей.

Дети дуют на кусочки льда в своих контейнерах, наблюдают , что происходит со льдом, рассказывают о своих наблюдениях.

Дети формулируют вывод: лед выносит в море течение и ветер.

Дети по желанию садятся на ковре перед экраном, рассматривают  картинки айсбергов.

Отвечают  на вопросы: для кораблей, потому что корабль может утонуть.

Дети по желанию подходят к столу с большим контейнером, наполненным водой.

Отвечают на вопросы.

Дети высказывают свое мнение, слушают  высказывания других ребят.

Фиксация результатов. Итоговая рефлексия:

Педагог предлагает детям вспомнить,  что они  сегодня узнали про айсберги.

 - Кто помогает морякам не столкнуться с айсбергом?  

- Ребята, теперь имейте в виду: когда вы будете играть, ваш корабль может столкнуться с айсбергом. Будьте осторожны.

Давайте сегодня поиграем на прогулке?  

 

Дети отвечают: айсберги плавают, не тонут, их несет течением и ветром по морю, они опасны для кораблей.

 

Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Здравствуй, детский сад" (форма проведения: КВН).

Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Задачи: ·        поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;·...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе. Гербарий – деревья на участке детского сада.

Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.Задачи. Закрепить знания детей о строении листа.Систематизировать знания о деревьях на учас...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Творческий проект " Где живут сказки"

Творческий проект «Где живут сказки» направлен на повышение интереса к   сказкам, воспитание любви к чтению и развитие речи детей. Цель проекта: развитие личных творчес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Проект " Математика вокруг нас"

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математичес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на по­роге» с использованием фланелеграфа.Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.Задачи:- (обучающая) закреплять...