Чиж - интересный житель нашей природы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Ивановна Рубанова

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к"братьям нашим меньшим", к Белгородскому краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ignatchenko_e._v._rubanova_o._i._material.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки:

Игнатченко Елена Владимировна, воспитатель;

Рубанова Ольга Ивановна, музыкальный руководитель

Место работы:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад

 «Улыбка» общеразвивающего вида с.Ливенка»

 Красногвардейского района Белгородской  области

Название разработки: «Чиж – интересный житель нашей природы.

Название и форма проведения: «Чиж - интересный житель нашей природы», образовательная деятельность.

Пояснительная записка

Цель: Познакомить детей с птицей 2024 года – чижом.

Задачи: 

Обучающие: Создать условия для развития экологической грамотности у детей, формирования ценностного отношения к природе.

Учить конструировать поделку, состоящую из нескольких частей, объединяя их для достижения результата.

Развивающие: Развивать познавательную активность, любознательность и интерес к изучению окружающего мира. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к «братьям нашим меньшим», к Белгородскому краю. к природе

Форма проведения: образовательная деятельность.

Метод проведения: мотивационный, наглядный, словесный, игровой.

Возраст детей: 6-7 лет.

Условия для проведения: групповая комната.

Оборудование: телевизор, картинки с изображением чижа в полёте, на кормушке, картинки с изображением музыкальных инструментов, желтый  целофанновый пакет, двухсторонняя черная бумага, трафареты глаз на белой бумаге, простой карандаш, ножницы, флэш- накопитель с записью пения чижа.

Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии (массаж).

Методические советы на подготовительный период: наблюдения в природе за птицами, заучивание стихов, разучивание текста песни, мелодии, чтение художественной литературы.

Ход

I. Организационный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я вам загадаю загадку, слушайте внимательно.

Он живёт в лесу на ёлке

Воробью он брат, малыш.

Он поёт красиво, звонко,

А зовут его все… (чиж).      (демонстрация на картинке)

 Птица чиж является Символом 2024 года –  она относится к виду певчих птиц семейства вьюрковых. Это удивительные пернатые встречаются практически везде на территории Европы и Азии.

II. Основные этапы.

 Давайте вспомним, каких вы птиц знаете?(ответы)

По каким признакам их можно разделить?(ответы)

Птиц можно разделить на зимующих и перелетных; певчих и не певчих.

Птицы, о которых мы будем говорить сегодня -настоящие кочевники, надолго нигде не задерживаются. Больше чем другой вид, они предпочитают кочевать в поисках корма и просто в силу непоседливого характера. Чижи – маленькие, мельче воробья, активные и непосредственные птички, известные своим характерным внешним видом и веселым пением. Они постоянно общаются с другими птицами, издают разнообразные звуки, подражают синицам.  

Слушать чижей приносит большое удовольствие. (Слушание пения чижей.) Хвост у них длинный, необычный клюв – тонкий, слегка заостренный. Имеет зеленовато – желтый окрас с черными и темно –серыми полосками в области головы. (показ на картинке). Итак, речь идет о чиже.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат картинки с разными музыкальными инструментами. Я буду читать отрывок из стихотворения Даниила Хармса и Самуила Маршака «Весёлые чижи», а вы будете показывать картинки, соответствующие музыкальным инструментам.

 После охоты
Брались за ноты

Сорок четыре  

Веселых чижа:

Дружно играли:
Чиж — на рояле,

 Чиж — на цимбале,

Чиж — на трубе,

Чиж — на тромбоне,
Чиж — на гармони,

Чиж — на гребенке,

Чиж — на губе.

Молодцы, справились с заданием.

 Звучит мелодия песни «Чижик- пыжик» автор Лариса Брохма и детям предлагается ее исполнить.

Воспитатель: А, сейчас, ребята расскажут нам стихи о чижах, которые они подготовили дома.

1 ребёнокУ Чижа с зеленой спинкой

По бокам кругом пестринки.

Весельчак он всем известный,

Распевает звонко песни.

И на высоченной елке

Прячет гнездышко в иголках.

Непоседа, забияка,

Первым бросится в атаку.

Младший брат он Воробьишки,

Я читал об этом в книжке
2ребёнок Ты куда, скажи спешишь,
Озорная птица чиж?
— К морю синему лечу,
Повидать друзей хочу.
3ребёнок На далекой на Ямайке
Черепаха с теткой чайкой
В гости ждут меня давно!.. —
Раз — и вылетел в окно.

4ребёнокЖил весёлый добрый чиж –
любознательный малыш.
То летал, то песни пел –
(много разных птичьих дел).
Наступили холода –
вот и кончилась еда.
5ребёнокПрыгал с веточки на ветку
и попал в итоге в клетку.
Он морозною зимой
поживёт пока со мной.
Как отступят холода-
клетку настежь и Айда!

Воспитатель: А теперь давайте немножко поиграем. Для этого перейдем на ковер и превратимся в птичек. (дети встают в круг на ковре).

Прошу, ребята, встать и выполнять движения по тексту.

У чижа с зеленой спинкой (Дети встают в круг друг за другом спинками, делают легкие массажные движения, легкое перебирание пальцами вдоль позвоночника, позвоночник не трогаем).  

По бокам – кругом пестринки (массажные движения у себя по бокам)

Весельчак он всем известный  (улыбаюся)

Распевает звонко песни (поют сточку «Чижик – пыжик»_

И на высоченной елке (Встают на цыпочки, руки над головой в виде остроконечной вершины.

Прячет гнездышко в иголках (Ладошками показывает гнездышко.

Непоседа, забияка (Крутимся, толкаемся)

Первым бросился в атаку (руками показывает атаку)

Младший брат он Воробьишки, (приседаем)

Я читал об этом в книжке (листаем страницы книжки )

Массаж производят через поглаживание вдоль позвоночника от поясницы к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной стороной.

Воспитатель: Замечательно, мы отдохнули, поиграли. А кем мы были? (ответы детей). Правильно, мы были птичками. И сегодня мы будем готовить поделку – «Чиж».

 1. Берем желтый пакет.

2. Обводим на черном листе бумаги 3 ладошки ребенка: 2 крыла и 1 хвост, вырезаем их.

3. Вырезаем по шаблону детали глаз из белой и черной бумаги, детали клюва и хохолка из черной бумаги.

 4. Приклеиваем на пакет: 2 детали черного клюва; глаза птицы; черные крылья и хвост из ладошек. Все детали с помощью салфетки на пакете разглаживаем. Поделка чижа готова! Можно ее надувать. В конце нашего занятия предлагаю поиграть с нашими чижами.

Игра «Летает – не летает».

 Ход игры. У игроков поделка птицы в руках, а педагог называет объекты. Если будут названы летающие объекты, например, чиж, бабочка, самолет, жук, вертолет и т. д., то игроки поднимают руку с поделкой вверх, если не летают, игроки опускают руки вниз. Ребята вы были молодцы, у вас хорошо получилось.

III. Заключительный этап

Рефлексия.

1. О чем мы сегодня с вами говорили?

2. Что нового вы узнали?

2. А, что вам больше всего понравилось на занятии?

Методические советы организаторам и постановщикам. ОД можно проводить в музыкальном зале или групповой комнате.

 Методические советы на период ближайшего последействия: предложить ребятам дома сделать рисунки «Чиж» и оформить выставку. Экскурсия в ближайший парк, сквер для наблюдения за птицами, развешивание кормушек и наполнение их кормом.

Список использованной литературы:

1.Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 6-7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2019.

2.Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2

3.Источник: https://babysongs.ru/pesni/larisa-brohman-chijik-pyijik

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"

НОД  знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения  "ханты "и "манси"....

Мини-проект "Маленький житель уголка природы"

Мини-проект "Маленький житель уголка природы" (старшая группа)...

Конспект НОД " Жители нашего леса"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы  тема : « Жители нашего леса »Цель: активизировать знания детей жителях нашего леса....

Конспект организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Лесные жители нашего края»

Тема: «Лесные жители нашего края»Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Систематизировать знания детей о диких животных нашего края....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Давайте сохраним всех жителей нашей планеты»

         Проблема экологического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, так как именно от нас с вами и подрастающего поколения зависит многое. Дать понятие о п...

Конспект занятия «Поможем лесным жителям сберечь природу»

Для детей группы компенсирующей направленности в возрасте  6-7  лет...

Тематическая неделя "Жители нашего леса"

Проектная карта: «Жители нашего леса»  (дикие животные) Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления  мини-рассказов о жителях наших лесов Основны...