Квест- игра "Таинственный друг" по опытно- экспериментальной деятельности в 1-младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
В связи с реализацией федерального стандарта и ФОП в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра, а одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Как совместить игру с экспериментированием. В этом педагогу поможет квест- игра, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий, так как внесение игрового момента в обучение всегда усиливает интерес детей к проведению исследования. Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»-
структурное подразделение
Методическая разработка
Квест- игра «Таинственный друг»
по опытно- экспериментальной деятельности
в 1- младшей группе (2-3 года)
Автор:
Чеботарёва Людмила Михайловна,
воспитатель 1- младшей группы
МБОУ «Малоенисейская СОШ»-
структурное подразделение
с. Малоенисейское, 2024
Пояснительная записка
Актуальность темы:
У меня возник вопрос: возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Новизна. В связи с реализацией федерального стандарта и ФОП в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра, а одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Как совместить игру с экспериментированием. В этом педагогу поможет квест- игра, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий, так как внесение игрового момента в обучение всегда усиливает интерес детей к проведению исследования. Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Тема, выбранная мной актуальна на сегодняшний день, так как детская опытно- экспериментальная квест- игра претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон и т. д. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно- экспериментальной квест- игры в практику образовательно- воспитательной работы с дошкольниками.
Целевая аудитория: 1- младшая группа (2-3 года).
Цель: Поддержка инициативы и самостоятельности детей, развитие их познавательной активности в процессе проведения квест-игры с экспериментированием.
Задачи:
Обучающие: - Познакомить воспитанников с некоторыми свойствами воды, огня, воздуха;
- Способствовать формированию познавательного интереса к предметам окружающего мира посредством экспериментирования.
Развивающие: - Создать оптимальные условия для развития самостоятельной и совместной активности воспитанников для развития познавательного интереса в процессе экспериментирования;
- Развивать игровой опыт каждого ребёнка;
- Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительную деятельность, воображение, развитие речи посредством общения.
Воспитательные: - Воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать;
- Воспитывать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
Здоровье- сберегающие: - Оздоровление, укрепление детского организма с использованием дыхательной гимнастики, физ. минутки и музыкально- ритмичной подвижной игры. Активизация физических возможностей организма при смене познавательной и физической деятельности в ходе квест- игры.
Планируемый результат: Дети с мотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем. Расширятся и углубятся знания и представления ребенка об окружающем мире. Будут развиваться познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Форма проведения: квест-игра по опытно- экспериментальной деятельности.
Педагогические технологии: здоровье- сберегающая и квест- технология.
Методы и приемы: Словесные (теоретические): организационный момент, указания, беседа, загадка, квест- задания. Наглядные (эмпирические): наблюдение, экспериментирование, проблемно- поисковые задания. Игровой: сюрпризный момент (проведение фокуса с водой, мандарином), музыкально- ритмичная подвижная игра «Ветерок», дыхательная гимнастика «Сдуй вату», физ.минутка «рыбка». Игровые упражнения: квест- задания, загадывание загадки, игровая задача- «найти, увидеть и поймать таинственного друга (воздух- невидимку)». Практические: демонстрация опытов, экспериментов; формулирование выводов, обоснование причинно- следственных связей.
Материалы и оборудование: письмо от таинственного друга, записки с квест- заданиями, 2 дорожки из картона (зелёная, желтая), чаша с водой, 2 мандарина, свеча на тарелке, спички, стеклянная банка (0,5 л.); бумажные веера, полиэтиленовые пакетики, комочки ваты, султанчики- по количеству воспитанников; 5 пластиковых бутылочек (по 0, 25мл.) с выкрашенными внутри крышками. Магнитофон, музыкальная композиция к игре- приветствие «С добрым утром глазки…», к музыкально- ритмической подвижной игре «Ветерок» (с султанчиками). Столы с заданиями в комнате экспериментирования, экологической комнате).
Ход опытно- экспериментальной квест- игры:
№ | Структура занятия: Этапы НОД | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников | Планируемые результаты. Примечание. | |
1 | Организационно- мотивационный этап | - Ребята, поздороваемся, и поиграем в игру: С добрым, утром глазки вы проснулись? (смотрят в бинокль) С добрым утром ушки вы проснулись? (слегка трут ушки) С добрым утром ручки вы проснулись? (хлопают) С добрым утром ножки вы проснулись? (топают) С добрым утром солнце, Мы проснулись, и друг другу улыбнулись. Сегодня утром к нам в группу пришло необычное письмо. Давайте прочитаем его. Письмо: Здравствуйте, мои друзья! Я люблю играть и веселиться. Приглашаю в гости! Будет весело и интересно! Ваш таинственный друг! | - Здороваются. Коммуникативная деятельность. (Дети сидят за столом в группе) Внимательно слушают текс письма | Дети имитируют движения, повторяют за воспитателем. Демонстрация и зачитывание письма от таинственного друга | |
2 | Основной этап | ||||
2.1 | Этап постановки проблемы Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения. | - Сможете угадать, кто наш таинственный друг? Тогда слушайте загадку из письма: Загадка: Есть невидимка: в дом не просится, А прежде людей бежит торопится. Им дышат звери, птицы, люди, Без него мы огня не добудем, Без него нет жизни нигде – Даже тем, кто живёт в воде... (Воздух) I вариант. Если ребята отгадали загадку: - Ребята, чтобы проверить ваши догадки, вы готовы отправиться в гости к таинственному другу этого письма- загадки (к воздуху- невидимке)? II вариант. Если ребята не смогли отгадать имя таинственного друга: - Ребята, чтобы узнать от кого письмо, и кто наш таинственный друг необходимо отправиться к нему в гости и все про него узнать. Готовы? - Чтобы к нему дойти нам нужно будет пойти по длинной дорожке. - Какая из двух дорожек длинная – зеленая или желтая? - Тогда в путь, на поиски таинственного друга! | Да Дети внимательно слушают загадку Предположительные ответы детей Готовы! Да! - Зелёная! Показывают по какой дорожке отправимся в гости | Загадывание загадки из письма Дети заинтересованы в предстоящей деятельности. На полу лежат две дорожки: зеленая –длинная, а желтая – короткая. Отправляемся в путь по зеленой дорожке в комнату экспериментирования | |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | - Шли мы, шли и пришли к таинственному другу. - Кажется нашего друга нет дома. - Где же он? - Смотрите, на столе какая-то записка, наверное, от него:
Ребята, приглашаю вас поиграть в мою любимую игру- в прятки. И первое задание для вас: Я всегда рядом с вами, хожу вокруг вас, я повсюду и везде! Найдите меня! Даю подсказку: я в воде не тону, всегда держусь на плаву. - Ребята, вы видите нашего друга? - Если мы не видим воздух, значит он какой? - Молодцы! Воздух – волшебник. Он играет с нами в прятки и очень хочет, чтобы мы его обнаружили. Давайте посмотрим, что мы можем использовать для этого. (стол №1). - Где же он прячется? - Вокруг нас никого, только вот эти предметы. Какие предметы оставил для нас друг (воздух- невидимка)? - Может он спрятался в мандаринке или в воде? Давайте проверим! | Садятся за стол №1, осматриваются по сторонам Коммуникативная деятельность Нет! Предположительные ответы детей - прозрачный, невидимый… Рассматривают предметы на столе - мандарины, вода | Приходим в комнату экспериментирования На столе: мандарины, таз с водой Воспитатель зачитывает записку с квест- заданием от таинственного друга (воздуха- невидимки) Перед воспитанниками поставлена проблема, они введены в ситуацию затруднения и ищут пути решения данной проблемы с помощью воспитателя | |
2.3 | Этап практического решения проблемы Игровое упражнение- опыт Дыхательная гимнастика Игровое упражнение- опыт | Опыт «Есть ли воздух в мандарине» - Как вы думаете, если опустить мандарин в воду, он утонет или нет? А если опустить в воду очищенный мандарин? - Что нужно сделать чтобы проверить какой мандарин утонет: с кожурой или без? - Я предлагаю опустить в воду сначала мандарин с кожурой, затем без кожуры. - Посмотрите, что произошло с мандарином с кожурой? - Посмотрите, что произошло с мандарином без кожуры? - Значит наш друг живет в кожуре мандарина (в кожуре есть воздух). Наш таинственный друг- это воздух. Вы видите его? - Где же он теперь спрятался? Прям неуловимый невидимка! И прежде чем продолжить поиски предлагаю немного отдохнуть: Физкультурная минутка Рыбка плавает в водице, плавные движения руками перед грудью Рыбке весело играть, хлопки в ладоши справа и слева от головы Рыбка, рыбка- озорница, грозим пальчиком Мы хотим тебя поймать! обнимаем себя - Воздух- невидимка оставил нам еще одну записку. 2. Квест- задание: Не поймали, не поймали! Я успел перепрятаться. Я, лучший друг огня, мы друг друга поддерживаем всегда. Подсказка: Вы меня найдете, если пламя зажжете! - Для выполнения задания давайте пройдем к следующему столу. Опыт со свечой: Поджигаем свечу, наблюдаем за горением пламени. - Ребята, давайте поймаем друга пламени стеклянной банкой. Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет? - Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. - Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух, который поддерживает горение пламени. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха. За счет отсутствия кислорода пламя свечи гаснет. - Ребята, посмотрите, мы поймали в банку воздух? Вы правы, воздуха в банке не видно! Куда же он делся? Записка от воздуха- невидимки: Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи! - Предлагаю отправиться в лес за кислородом. В лесу самый чистый воздух! Попытаем счастье поймать воздух в лесу. 3. Квест- задание: Я Ветерок-невидимка, вы меня не видите, но сможете почувствовать, используя один из предметов на столе. - Как вы думаете, с помощью какого предмета мы сможем сделать ветерок? Опыт «Почувствуй воздух»: Давайте сделаем ветерок, подуем на лицо веером. - Чувствуете прохладу ветерка на своем лице? - Молодцы! Ветерок- это воздух, мы его не видим, но чувствуем. - Ребята, чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я возьму вату. Посмотрите на меня, вата лежит на ладони: Дыхательная гимнастика «Сдуй вату» Вывод: воздух может двигать предметы - А теперь вы возьмите кусочек ваты и сами попробуйте сдуть её с ладони. Молодцы! Научились делать ветерок. Давайте подарим нашему другу вату, чтобы он мог дома поиграть со своими друзьями. - А еще ветер любит путешествовать. Он даже прилетел к нам в лес и хочет с нами поиграть. Музыкально – ритмическая подвижная игра «Ветерок» (с султанчиками). (Приложение 2) 4. Квест- задание: сможете вы меня найти и поймать, если мешочком помахать. - Давайте поймаем его в мешочек Опыт с полиэтиленовыми мешочками: Возьмите полиэтиленовый пакет раскройте его и возьмите двумя руками. -Получилось? - Почему пакеты надулись? - Ой! А я вижу свою ладошку через пакет. А вы видите? - Мы видим свою ладошку, как же это получилось, ведь внутри пакета воздух? | Предположительные ответы детей - опускают мандарин с кожурой в таз с водой Предположительные ответы детей - он держится на поверхности воды - без кожуры мандарин тонет - Нет! Повторяют движения за воспитателем Внимательно слушают записку от воздуха- невидимки Проходят к столу №2 и садятся - наблюдают за горением пламени Ответы детей: свеча погасла Предположительные ответы детей Дети поднимают банку и смотрят в нее: - Нет, в банке пусто! Дети берутся за руки и идут в фиолетовый лес Дети берут по одному вееру и машут им возле своего лица - Да! Выполняют дыхательную гимнастику по показу Берут комочки ваты, кладут на ладонь и сдувают ее потоком выдоха - Берут в руки по 2 султанчика и повторяют за воспитателем - Выбирают среди всех предметов на столе полиэтиленовые мешочки - Да! Ответы детей: Воздух можно поймать. Смотрят на ладошку через пакет. Предположительные ответы детей: Воздух прозрачный | Умение слушать, выполнять поручения воспитателя. Опыт выполняют дети Воспитатель очищает мандарин от кожуры, дети опускают его в воду и наблюдают Совместное выполнение физ. минутки. Смена деятельности на двигательную активность Зачитываем следующую записку от воздуха- невидимки Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за стол №2 На столе: свеча на блюдце, стеклянная банка, спички. Опыт с огнем проводит воспитатель, накрывает горящую свечу банкой. Если воспитанники затрудняются воспитатель помогает в рассуждениях. Дети убирают банку со свечи уже самостоятельно Отправляемся к эко- комнату, в фиолетовый лес. На столе №3 лежат бумажные веера, полиэтиленовые пакеты, комочки ваты, султанчики на каждого ребенка. Выполнение действий по показу воспитателя Воспитатель дует на вату, она улетает с ладони Каждому ребенку раздается по комочку ваты Организация игровой деятельности по двигательной активности и оздоровлению детского организма Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в мешочек | |
Сюрпризный момент: фокус с водой | - Ребята, воздух- невидимка (таинственный друг) напоследок хочет показать нам интересный фокус с водой. Вы готовы ребята? Подойдите поближе к столу. Смотрите на столе стоят волшебные бутылочки. - Скажите, ребята, вода какого цвета, какая она? Фокус с водой: - Возьмите бутылочки с водой, закройте глаза и потрясите их. - Открывайте глаза, посмотрите теперь какого цвета стала вода? Молодцы! правильно. Вода в банке стала разного цвета. Ребята, у кого водичка какого цвета стала? - Молодцы! Правильно ребята, баночки с водой стали цветные. Вода может менять цвет, окрашиваться. Была прозрачная - стала цветной. | - Чистая, прозрачная Ребята берут в руку по бутылке, закрывают глаза и трясут бутылочки с водой. - Вода стала разноцветной | Подходят к столу №4 (5 ластиковых бутылки с водой) Каждый ребенок называет цвет воды в своей бутылке | ||
3 | Заключительный этап: обобщить полученный опыт. Рефлексия. Итог: | - Ребята, у кого в гостях мы побывали? Кто наш таинственный друг? - Какая любимая игра у воздуха- невидимки? - Как вы думаете, получилось у нас найти и поймать воздух- невидимку? - С помощью чего мы смогли увидеть, почувствовать невидимку? - Вам понравилось с воздухом- невидимкой играть и веселиться? - Ребята, вы большие молодцы! Так, здорово поиграли с таинственным другом и выполнили все задания от него. Скажем ему спасибо за гостеприимство и попрощаемся. До следующей встречи! | - У воздуха - Прятки - Да! - С помощью веера, создавая ветерок. - Понравилось! Говорят спасибо и прощаются | Итог подведен. Воспитанники отвечают на вопросы и прощаются с таинственным другом (воздухом- невидимкой) Возвращаемся в группу |
Выводы: Ребята познакомились с некоторыми свойствами воды, огня, воздуха. А ещё, благодаря тому, что ребята объединили свои силы, действовали сообща, мы нашли таинственного друга и смогли его поймать.
- В ходе реализации проекта у детей сформировались первичные представления об элементарных опытах, экспериментах, научных фокусов.
- Игры-эксперименты способствовали воспитанию у детей эмоционального настроя, любознательности, стремления к экспериментированию, развитию сенсорных навыков, мелкой моторики рук.
- У воспитанников сформировалось умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя.
- Дети стали более самостоятельными, научились сотрудничать с другими детьми и взрослым.
Практическая значимость: Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. А также, опыты, эксперименты и научные фокусы будут полезны родителям, которые смогут занять малыша дома, весело и с пользой провести вместе время. И привить ребенку интерес к науке, исследованиям и познанию окружающего.
Заключение:
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно познакомиться с объектами неживой природы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает и усвоил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность».
Л. С. Выготский.
Используемая литература:
- «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2020 г.
- «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2021 г.
- Интернет- ресурсы
Используемые ресурсы:
- https://infourok.ru/kartoteka-opitov-eksperementov-dlya-mladshey-gruppi-3363099.html
- https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/08/pesok1.doc
- http://emobr-ds15.ru/images/FILES/Metod-razrab/проект__Волшебница_вода.pdf
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proiekt_v_sriedniei_ghruppie_volshiebnitsa_voda
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы
в сценарии представлен материал для младших дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности - знакомство со свойствами песка и камня...

Конспект организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему "Мы - юные исследователи"
Этот конспект разработан с целью знакомства детей со свойствами воды....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка» Тема: «Волшебница вода»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка»Тема: «Волшебница вода»...

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе+Картотека опытов-экспериментов во второй младшей группе
Сборник опытов-экспериментов во второй младшей ггруппе...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа
Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....

Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «В гостях у групповёнка Кузи»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность,умение,сравнивать,анализироват,обобщать....