Квест- игра "Таинственный друг" по опытно- экспериментальной деятельности в 1-младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

В связи с реализацией федерального стандарта и ФОП в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра, а одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Как совместить игру с экспериментированием. В этом педагогу поможет квест- игра, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий, так как внесение игрового момента в обучение всегда усиливает интерес детей к проведению исследования. Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»-

структурное подразделение

Методическая разработка

Квест- игра «Таинственный друг»

по опытно- экспериментальной деятельности

в 1- младшей группе (2-3 года)

Автор:

Чеботарёва Людмила Михайловна,

воспитатель 1- младшей группы

 МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение

с. Малоенисейское, 2024

Пояснительная записка

Актуальность темы:

У меня возник вопрос: возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Новизна. В связи с реализацией федерального стандарта и ФОП в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра, а одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Как совместить игру с экспериментированием. В этом педагогу поможет квест- игра, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий, так как внесение игрового момента в обучение всегда усиливает интерес детей к проведению исследования. Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Тема, выбранная мной актуальна на сегодняшний день, так как детская опытно- экспериментальная квест- игра претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон и т. д. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно- экспериментальной квест- игры в практику образовательно- воспитательной работы с дошкольниками.

Целевая аудитория: 1- младшая группа (2-3 года).

Цель: Поддержка инициативы и самостоятельности детей, развитие их познавательной активности в процессе проведения квест-игры с экспериментированием.

Задачи:

Обучающие: - Познакомить воспитанников с некоторыми свойствами воды, огня, воздуха;

- Способствовать формированию познавательного интереса к предметам окружающего мира посредством экспериментирования.

Развивающие: - Создать оптимальные условия для развития самостоятельной и совместной активности воспитанников для развития познавательного интереса в процессе экспериментирования;

- Развивать игровой опыт каждого ребёнка;

- Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительную деятельность, воображение, развитие речи посредством общения.

Воспитательные: - Воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать;

- Воспитывать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.

Здоровье- сберегающие: - Оздоровление, укрепление детского организма с использованием дыхательной гимнастики, физ. минутки и музыкально- ритмичной подвижной игры. Активизация физических возможностей организма при смене познавательной и физической деятельности в ходе квест- игры.

Планируемый результат: Дети с мотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем. Расширятся и углубятся знания и представления ребенка об окружающем мире. Будут развиваться познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Форма проведения: квест-игра по опытно- экспериментальной деятельности.

Педагогические технологии: здоровье- сберегающая и квест- технология.

Методы и приемы: Словесные (теоретические): организационный момент, указания, беседа, загадка, квест- задания. Наглядные (эмпирические): наблюдение, экспериментирование, проблемно- поисковые задания.  Игровой: сюрпризный момент (проведение фокуса с водой, мандарином), музыкально- ритмичная подвижная игра «Ветерок», дыхательная гимнастика «Сдуй вату», физ.минутка «рыбка». Игровые упражнения: квест- задания, загадывание загадки, игровая задача- «найти, увидеть и поймать таинственного друга (воздух- невидимку)».                                                                                                              Практические: демонстрация опытов, экспериментов; формулирование выводов, обоснование причинно- следственных связей.

Материалы и оборудование: письмо от таинственного друга, записки с квест- заданиями, 2 дорожки из картона (зелёная, желтая), чаша с водой, 2 мандарина, свеча на тарелке, спички, стеклянная банка (0,5 л.); бумажные веера, полиэтиленовые пакетики, комочки ваты, султанчики- по количеству воспитанников; 5 пластиковых бутылочек (по 0, 25мл.) с выкрашенными внутри крышками. Магнитофон, музыкальная композиция к игре- приветствие «С добрым утром глазки…», к музыкально- ритмической подвижной игре «Ветерок» (с султанчиками). Столы с заданиями в комнате экспериментирования, экологической комнате).

Ход опытно- экспериментальной квест- игры:

Структура занятия:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Планируемые результаты. Примечание.

1

Организационно- мотивационный этап

- Ребята, поздороваемся, и поиграем в игру:

С добрым, утром глазки вы проснулись? (смотрят в бинокль)

С добрым утром ушки вы проснулись? (слегка трут ушки)

С добрым утром ручки вы проснулись? (хлопают)

С добрым утром ножки вы проснулись? (топают)

С добрым утром солнце,

Мы проснулись, и друг другу улыбнулись.

Сегодня утром к нам в группу пришло необычное письмо. Давайте прочитаем его.

Письмо: Здравствуйте, мои друзья! Я люблю играть и веселиться. Приглашаю в гости! Будет весело и интересно!

                                     Ваш таинственный друг!                                                                                       

- Здороваются.

Коммуникативная деятельность.

(Дети сидят за столом в группе)

Внимательно слушают текс письма

Дети имитируют движения, повторяют за воспитателем.

Демонстрация и зачитывание письма от таинственного друга

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения.

- Сможете угадать, кто наш таинственный друг? Тогда слушайте загадку из письма:

Загадка: Есть невидимка: в дом не просится,

А прежде людей бежит торопится.

Им дышат звери, птицы, люди,

Без него мы огня не добудем,

Без него нет жизни нигде –

Даже тем, кто живёт в воде... (Воздух)

I вариант. Если ребята отгадали загадку:

- Ребята, чтобы проверить ваши догадки, вы готовы отправиться в гости к таинственному другу этого письма- загадки (к воздуху- невидимке)?

II вариант. Если ребята не смогли отгадать имя таинственного друга:

- Ребята, чтобы узнать от кого письмо, и кто наш таинственный друг необходимо отправиться к нему в гости и все про него узнать. Готовы?

- Чтобы к нему дойти нам нужно будет пойти по длинной дорожке.  

- Какая из двух дорожек длинная – зеленая или желтая?

- Тогда в путь, на поиски таинственного друга!

Да

Дети внимательно слушают загадку

Предположительные ответы детей 

Готовы!

Да!

- Зелёная! Показывают по какой дорожке отправимся в гости

Загадывание загадки из письма

Дети заинтересованы в предстоящей деятельности.

На полу лежат две дорожки: зеленая –длинная, а желтая – короткая.

Отправляемся в путь по зеленой дорожке в комнату экспериментирования

2.2

Этап ознакомления с материалом

- Шли мы, шли и пришли к таинственному другу.

- Кажется нашего друга нет дома.

- Где же он?

- Смотрите, на столе какая-то записка, наверное, от него:

  1. квест- задание:

Ребята, приглашаю вас поиграть в мою любимую игру- в прятки. И первое задание для вас: Я всегда рядом с вами, хожу вокруг вас, я повсюду и везде! Найдите меня!

Даю подсказку: я в воде не тону, всегда держусь на плаву.

- Ребята, вы видите нашего друга?

- Если мы не видим воздух, значит он какой?

- Молодцы! Воздух – волшебник. Он играет с нами в прятки и очень хочет, чтобы мы его обнаружили. Давайте посмотрим, что мы можем использовать для этого. (стол №1).

- Где же он прячется?

- Вокруг нас никого, только вот эти предметы. Какие предметы оставил для нас друг (воздух- невидимка)?

- Может он спрятался в мандаринке или в воде? Давайте проверим!

Садятся за стол №1, осматриваются по сторонам

Коммуникативная деятельность

Нет! 

Предположительные ответы детей

- прозрачный, невидимый…

Рассматривают предметы на столе

- мандарины, вода

Приходим в комнату экспериментирования

На столе: мандарины, таз с водой

Воспитатель зачитывает записку с квест- заданием от таинственного друга (воздуха- невидимки)

Перед воспитанниками поставлена проблема, они введены в ситуацию затруднения и ищут пути решения данной проблемы с помощью воспитателя

2.3

Этап практического решения проблемы 

Игровое упражнение- опыт

Дыхательная гимнастика

Игровое упражнение- опыт

Опыт «Есть ли воздух в мандарине»

- Как вы думаете, если опустить мандарин в воду, он утонет или нет? А если опустить в воду очищенный мандарин?

- Что нужно сделать чтобы проверить какой мандарин утонет: с кожурой или без?

- Я предлагаю опустить в воду сначала мандарин с кожурой, затем без кожуры.

- Посмотрите, что произошло с мандарином с кожурой?

- Посмотрите, что произошло с мандарином без кожуры?

- Значит наш друг живет в кожуре мандарина (в кожуре есть воздух). Наш таинственный друг- это воздух. Вы видите его?

- Где же он теперь спрятался? Прям неуловимый невидимка! И прежде чем продолжить поиски предлагаю немного отдохнуть:

Физкультурная минутка

Рыбка плавает в водице, плавные движения руками перед грудью

Рыбке весело играть, хлопки в ладоши справа и слева от головы

Рыбка, рыбка- озорница, грозим пальчиком

Мы хотим тебя поймать! обнимаем себя

- Воздух- невидимка оставил нам еще одну записку.

2. Квест- задание:

Не поймали, не поймали! Я успел перепрятаться. Я, лучший друг огня, мы друг друга поддерживаем всегда. Подсказка: Вы меня найдете, если пламя зажжете!

- Для выполнения задания давайте пройдем к следующему столу.

Опыт со свечой: Поджигаем свечу, наблюдаем за горением пламени.

- Ребята, давайте поймаем друга пламени стеклянной банкой. Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет?

- Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла.

- Догадались, почему?

Вы правы, в банку не поступает воздух, который поддерживает горение пламени. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха. За счет отсутствия кислорода пламя свечи гаснет. 

- Ребята, посмотрите, мы поймали в банку воздух?

Вы правы, воздуха в банке не видно! Куда же он делся?

Записка от воздуха- невидимки: Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!

- Предлагаю отправиться в лес за кислородом. В лесу самый чистый воздух! Попытаем счастье поймать воздух в лесу.

3. Квест- задание: Я Ветерок-невидимка, вы меня не видите, но сможете почувствовать, используя один из предметов на столе.

- Как вы думаете, с помощью какого предмета мы сможем сделать ветерок?

Опыт «Почувствуй воздух»:

Давайте сделаем ветерок, подуем на лицо веером.

- Чувствуете прохладу ветерка на своем лице?

- Молодцы! Ветерок- это воздух, мы его не видим, но чувствуем.

- Ребята, чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я возьму вату. Посмотрите на меня, вата лежит на ладони:

Дыхательная гимнастика «Сдуй вату»

Вывод: воздух может двигать предметы

- А теперь вы возьмите кусочек ваты и сами попробуйте сдуть её с ладони. Молодцы! Научились делать ветерок. Давайте подарим нашему другу вату, чтобы он мог дома поиграть со своими друзьями.

- А еще ветер любит путешествовать. Он даже прилетел к нам в лес и хочет с нами поиграть.

 Музыкально – ритмическая подвижная игра «Ветерок» (с султанчиками). (Приложение 2)

4. Квест- задание: сможете вы меня найти и поймать, если мешочком помахать.

- Давайте поймаем его в мешочек

Опыт с полиэтиленовыми мешочками: Возьмите полиэтиленовый пакет раскройте его и возьмите двумя руками.

-Получилось?

- Почему пакеты надулись?

- Ой! А я вижу свою ладошку через пакет. А вы видите?

- Мы видим свою ладошку, как же это получилось, ведь внутри пакета воздух?

Предположительные ответы детей

- опускают мандарин с кожурой в таз с водой

Предположительные ответы детей

- он держится на поверхности воды

- без кожуры мандарин тонет

- Нет!

Повторяют движения за воспитателем

Внимательно слушают записку от воздуха- невидимки

Проходят к столу №2 и садятся

- наблюдают за горением пламени

Ответы детей: свеча погасла

Предположительные ответы детей

Дети поднимают банку и смотрят в нее:

- Нет, в банке пусто!

Дети берутся за руки и идут в фиолетовый лес

Дети берут по одному вееру и машут им возле своего лица

- Да!

Выполняют дыхательную гимнастику по показу

Берут комочки ваты, кладут на ладонь и сдувают ее потоком выдоха

- Берут в руки по 2 султанчика и повторяют за воспитателем

- Выбирают среди всех предметов на столе полиэтиленовые мешочки

- Да!

Ответы детей: Воздух можно поймать.

Смотрят на ладошку через пакет.

Предположительные ответы детей: Воздух прозрачный

Умение слушать, выполнять поручения воспитателя. Опыт выполняют дети

Воспитатель очищает мандарин от кожуры, дети опускают его в воду и наблюдают

Совместное выполнение физ. минутки. Смена деятельности на двигательную активность

Зачитываем следующую записку от воздуха- невидимки

Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за стол №2

На столе: свеча на блюдце, стеклянная банка, спички.

Опыт с огнем проводит воспитатель, накрывает горящую свечу банкой.

Если воспитанники затрудняются воспитатель помогает в рассуждениях.

Дети убирают банку со свечи уже самостоятельно

Отправляемся к эко- комнату, в фиолетовый лес. На столе №3 лежат бумажные веера, полиэтиленовые пакеты, комочки ваты, султанчики на каждого ребенка.

Выполнение действий по показу воспитателя

Воспитатель дует на вату, она улетает с ладони

Каждому ребенку раздается по комочку ваты

Организация игровой деятельности по двигательной активности и оздоровлению детского организма

Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в мешочек

Сюрпризный момент: фокус с водой

- Ребята, воздух- невидимка (таинственный друг) напоследок хочет показать нам интересный фокус с водой. Вы готовы ребята?

 Подойдите поближе к столу. Смотрите на столе стоят волшебные бутылочки.

- Скажите, ребята, вода какого цвета, какая она?

Фокус с водой:

- Возьмите бутылочки с водой, закройте глаза и потрясите их.

- Открывайте глаза, посмотрите теперь какого цвета стала вода?  

Молодцы! правильно. Вода в банке стала разного цвета. Ребята, у кого водичка какого цвета стала?

- Молодцы! Правильно ребята, баночки с водой стали цветные. Вода может менять цвет, окрашиваться. Была прозрачная -  стала цветной.

- Чистая, прозрачная

Ребята берут в руку по бутылке, закрывают глаза и трясут бутылочки с водой.

- Вода стала разноцветной

Подходят к столу №4 (5 ластиковых бутылки с водой)

Каждый ребенок называет цвет воды в своей бутылке

3

Заключительный этап: обобщить полученный опыт. Рефлексия.

Итог:

- Ребята, у кого в гостях мы побывали? Кто наш таинственный друг?

- Какая любимая игра у воздуха- невидимки?

- Как вы думаете, получилось у нас найти и поймать воздух- невидимку? 

- С помощью чего мы смогли увидеть, почувствовать невидимку?

- Вам понравилось с воздухом- невидимкой играть и веселиться?

- Ребята, вы большие молодцы! Так, здорово поиграли с таинственным другом и выполнили все задания от него.

Скажем ему спасибо за гостеприимство и попрощаемся. До следующей встречи!

- У воздуха

- Прятки

- Да!

- С помощью веера, создавая ветерок.

- Понравилось!

Говорят спасибо и прощаются

Итог подведен.

Воспитанники отвечают на вопросы и прощаются с таинственным другом (воздухом- невидимкой)

Возвращаемся в группу

Выводы: Ребята познакомились с некоторыми свойствами воды, огня, воздуха. А ещё, благодаря тому, что ребята объединили свои силы, действовали сообща, мы нашли таинственного друга и смогли его поймать.

- В ходе реализации проекта у детей сформировались первичные представления об элементарных опытах, экспериментах, научных фокусов.

- Игры-эксперименты способствовали воспитанию у детей эмоционального настроя, любознательности, стремления к экспериментированию, развитию сенсорных навыков, мелкой моторики рук.

- У воспитанников сформировалось умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя.

- Дети стали более самостоятельными, научились сотрудничать с другими детьми и взрослым. 

Практическая значимость: Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. А также, опыты, эксперименты и научные фокусы будут полезны родителям, которые смогут занять малыша дома, весело и с пользой провести вместе время.  И привить ребенку интерес к науке, исследованиям и познанию окружающего.

Заключение:

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно познакомиться с объектами неживой природы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности

он располагает в своем опыте, тем значительнее и

продуктивнее при других условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность».

Л. С. Выготский.

Используемая литература:

  1.  «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2020 г.
  2. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2021 г.
  3. Интернет- ресурсы

Используемые ресурсы:

  1. https://infourok.ru/kartoteka-opitov-eksperementov-dlya-mladshey-gruppi-3363099.html
  2. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/08/pesok1.doc
  3. http://emobr-ds15.ru/images/FILES/Metod-razrab/проект__Волшебница_вода.pdf
  4. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proiekt_v_sriedniei_ghruppie_volshiebnitsa_voda


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы

в сценарии представлен материал для младших  дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности - знакомство со свойствами песка и камня...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка» Тема: «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка»Тема: «Волшебница вода»...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....

Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «В гостях у групповёнка Кузи»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность,умение,сравнивать,анализироват,обобщать....