«Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, через путешествие на ремесленную ярмарку.
Задачи:
Образовательные:
формировать знания детей о видах народного прикладного искусства, познакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
развивать у детей способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход, умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Обогащать и активизировать словарь детей, формировать овладение лексической грамотностью, умением свободно вести беседу, использовать в речи прилагательные.
Воспитательные:
прививать любовь и бережное отношение к ручным работам русских мастеров.
Предварительная работа:
Беседы о русских народных промыслах России.
Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
Раскраски на данную тему.
Действующие лица:
Дети, Петрушка, воспитатель, мальчик – коробейник.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров: Дымково, Гжели, Городца, фигурки лашадок по мотивам Дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой,салфетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в возрастной группе Луноход детского сада № 23
Название «Народные промыслы»
составил (а) Тихомирова Валентина
Приоритетная образовательная область: Позновательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Цель: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, через путешествие на ремесленную ярмарку.
Задачи:
Образовательные: формировать знания детей о видах народного прикладного искусства, познакомить с их характерными особенностями.
Развивающие: развивать у детей способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход, умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Обогащать и активизировать словарь детей, формировать овладение лексической грамотностью, умением свободно вести беседу, использовать в речи прилагательные.
Воспитательные:
прививать любовь и бережное отношение к ручным работам русских мастеров.
Предварительная работа: Беседы о русских народных промыслах России.
Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
Раскраски на данную тему.
Действующие лица: Дети, Петрушка, воспитатель, мальчик – коробейник.
Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров: Дымково, Гжели, Городца, фигурки лашадок по мотивам Дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой,салфетки.
Этапы ООД и их характеристика (время) | Методы и формы, приемы | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Время |
Этап 1. Мотивационно-ориентировочный
| Приветствие Поскорее станем в круг, Ты- мой друг И я- твой друг Мы ногами топнем, Мы в ладоши хлопнем, А потом пойдем, пойдем Друга за руку возьмем! Воспитатель: Ребята смотрите какую красивую посылку нам сегодня утром принесли, давайте заглянем что же там внутри ? В шкатулке послание из Города Мастеров от Марфы Ивановны. Ребята Марфа Ивановна пишет нам о том, что не хватает мастеров , юных умельцев молодцов удальцов ! Ярмарка опустела. Просит детей о помощи. Дети: Поможем конечно. Воспитатель: Ребята а как мы можем помочь? Дети: Можно изготовить игрушки самим. Воспитатель:Молодцы ребята , правильно. Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка? Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок. Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили? Дети: «Мастер на все руки». | Дети повторяют движения вместе с воспитателем Воспитатель читает письмо Ответы детей | 3 | |
Этап 2. Практический
движений под музыку (1 мин)
| Воспитатель: - Ну, что ж, а нам пора в путь! - А кто нам путь укажет ? - Может наш друг Петрушка нам поможет? Давайте ребята его позовём. ( появляется Петрушка. Звучит веселая музыка) - «Здравствуйте ребятишки, девчонки кудрявые, курносые мальчишки. Это снова я мальчишка- веселушка, весёленький Петрушка» Воспитатель: «Петрушка мы с ребятами собрались в гости к мастерам, а куда идти мы не знаем. Ты нам не поможешь? Петрушка: Конечно помогу. «Ой, простите, дырявая я голова у меня ведь для вас кое- что имеется» Вот держите матрешку, она вам укажет дорогу в Город Мастеров (Из сумки достает матрешку) Воспитатель: Спасибо Петрушка, ну нам с ребятами пора, До свидание! Воспитатель: Ребята вы знаете, что это? - Правильно это матрёшка. А матрёшка игрушка не простая, у неё есть свой секрет. В матрёшке живут её малые сестрицы, хотите посмотреть? (Воспитатель открывает матрёшку из неё достаёт загадку.) Воспитатель: А вот и первая подсказка для нашего путешествия. (В матрёшках загадки про народные промыслы.) Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о промысле. На дощечке коль девица Иль удалый молодец, Чудо–конь и чудо-птица Это значит… Дети: Городец Ребята вот мы с вами и пришли в Город Мастеров и первыми нас встречают Городецкие мастера. (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью. На экране город Городец и изделия городецкой росписи. Звучит весёлая народная музыка) Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью? Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки. Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия? Дети: Из дерева. Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи? Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый. Воспитатель: Какие основные элементы городецкой росписи вы знаете? Дети: Цветочные узоры, кони, птицы. Воспитатель: Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. Для этого я буду загадывать загадки, а вы показывайте и говорите отгадки: 1. Словно чудо тут и там распускается… (розан). 2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка). 3. Ей в жару не будет жарко. В воде, она … (купавка). 4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон). Воспитатель: Молодцы ребята. Воспитатель: Ребята у нас еще есть подсказки от Петрушки, достает ещё одну загадку.( из другой матрёшки) Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу. Белый фон – снегов белей. Синий – небушка синей. Кружевное это чудо Привезли купцы откуда? Ой ребята где мы с вами очутились? Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью. На экране город Гжель с гжельской посудой). Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия. Дети: Из белой глины. Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да) Назовите, ребята, цвета гжельской росписи. Дети: Синий, голубой, белой. Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета? Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег. Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи. Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки. Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами? Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие. Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры Ребята выбирают ведущего с помощью считалки. Физкультминутка Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. Воспитатель: Поиграли мы в игру, но нам пора идти дальше. у нас осталась последняя матрешка, что же в ней? Весёлая красная глина. Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну, назовите меня… Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки). Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастера игрушки? Дети: Из глины. Воспитатель: Верно ребята Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор? Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен. Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки? Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый. Воспитатель: Правильно. Гимнастика для глаз Перед нами петушок, (дети смотрят перед собой) Он с земли зерно клюёт. (дети закрывают глаза) Слева курица идет, (дети смотрят влево) Справа уточка плывет. (дети смотрят вправо) Сверху солнце ярко светит, (дети смотрят вверх) Согревает всех на свете. (дети совершают круговые движения глазами) Интерактивная игра «Подбери половинку» Воспитатель: Правильно. Молодцы. Ребята, для чего мы прибыли в Город Мастеров? Дети: Для того чтобы пополнить ярмарку народными изделиями, обучиться ремесленному делу. Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим замечательных коней . Для этого нужно пройти за столы (на столах все заранее приготовлено: образцы росписи, шаблоны, краски, кисти, стаканы с водой, салфетки, корзинки под мусор). Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно. А сейчас, чтобы ручки не ленились Очень дружно потрудились, Нужно пальчики размять! "Кулак-ребро-ладонь" три положения ладони на столе, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками. Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии). Самостоятельная деятельность детей | Зовут Петрушку Ответы детей Дети находят и показывают ответ Собирают разбитую посуду Проводится игра с платочками Ответы детей Ответы детей | 19 | |
Этап 3. Рефлексивный
(2-3 мин.) | Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная Воспитатель: Ребята, где мы побывали с вами сегодня? Воспитатель: Какой росписью мы расписывали с вами лошадок? Как вы думаете мы помогли сегодня Марфе? Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши работы получились такими красивыми. Воспитатель: Ребята давайте выберем в какой мастерской вам больше всего понравилось ? Где было наиболее интересно трудиться? Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение: Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай, Весь товар раскупай! Стою, продаю, Товар хвалю. Коврик за трёшку, Горшок за пятак, Доску за рубль, А леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками) Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку)). | Дети проводят рефлексию Ответы детей Выход мальчика-коробейника | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...