ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа)
В статье рассматривается формирование экологических представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста. Представлена программа, которая включает девять взаимосвязанных разделов, а также обеспечивает углубление представлений о сущности, своеобразии и многообразии животных путем конкретизации уже освоенных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lopacheva_statya_orenburg.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается формирование экологических представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста. Представлена программа, которая включает девять взаимосвязанных разделов, а также обеспечивает углубление представлений о сущности, своеобразии и многообразии животных путем конкретизации уже освоенных знаний.
Ключевые слова: старший дошкольник, методы и приёмы формирования экологических представлений о животных.
Формирование у дошкольников представлений о природе — одна из актуальных проблем, находящихся под пристальным вниманием педагогов ведь природа окружат ребенка с ранних лет это удивительный, сложный, многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Они составляют лишь два процента живого вещества на Земле, но, несмотря на это их роль в биосфере огромна.
Животные оказывают большее; эмоциональное воздействие на детей. Даже у малышей быстро устанавливается психологический контакт с ними привлекательными, подвижными созданиями, активность которых соответствует любознательному характеру ребенка [1, с.28]. Не менее важно, что животный мир область природы, где довольно чётко проявляются её основные закономерности: целостность, взаимообусловленность, изменение и развитие явлений. Всё это доступно для непосредственного восприятия дошкольниками, поскольку ярко выражено в поведении и облике животных.
Решая задачу ознакомления детей с миром животных, педагогам. работающим в системе дошкольного образования, необходимо проводить планомерную систематическую работу, предусматривающую формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним. Воспитание нравственного поведения в природе. Очевидно, что знания в этом случае являются основополагающими, т.к. если у детей имеются элементарные представления о живых существах, связях и зависимостях, существующих между ними и окружающей средой, они могут научиться не причинять вреда животным, не нарушать их привычный уклад жизни, оказывать им необходимую помощь.
Формирование системных знаний о животных осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Однако особое значение при этом имеют шестой и седьмой годы жизни. В этом возрасте дети способны устанавливать причинно-следственные и морфофункциональные связи между природными объектами и явлениями, прослеживать и выявлять особенности протекания различных процессов, усваивать информацию о взаимосвязи человека и природы. И известные психологи (А.В. Запорожец. Л.А. Венгер. Н.Н. Поддьяков) обратят внимание на то, что общие связи явлений реальной действительности могут быть познаны старшими дошкольниками в процессе предметно-чувственной деятельности и отражены в форме представлений, а не понятий.
В психологии представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлою опыта (данных ощущений и восприятий) путём его воспроизведения в памяти или в воображении» [4, с.127]. Поскольку представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщённости в представлении может быть разной; в связи с этим различны единичные и общие представления.
Единичные представления более индивидуальны и конкретны по наглядности, чем общие, но в единичных представлениях содержится известное обобщение, поскольку они суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. При этом представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные святи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представления в абстрактные понятия.
Если вести речь об экологических представлениях, то в свете исследуемой нами проблемы мы придерживались мнения М.В. Долговой, считавшей, что «экологические представления проявляются в виде образа окружающей природы, образов человека и животных. Они определяются как представления о взаимосвязях в системе «человек — природа» и самой природе, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости» [2, с.5].
В настоящее время существует ряд исследований, в которых в большей или меньшей степени рассматриваются вопросы формирования элементарных экологических представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста (В.П. Арсентьева, Г.В. Васюкова, Г.В. Кирикэ. Т.Н. Кондратьева). В них отражены содержание и методика формирования знаний о животных как основы воспитания бережного и заботливого отношения к ним ознакомления дошкольников с биоценозом, немалую часть которого составляют животные организмы с представителями фауны родного края и живущими в мегаполисе [3, с.115].
Характеризуя особенности знаний дошкольников о животом мире, исследователи отмечали, что они не всегда конкретны, часто носят общий или неопределённый характер. Например, дети недопонимают или имеют неверные представления о некоторых связях в животном мире, приспособлении организмов к среде и условиям обитания; не знают о пользе многих животных. Дошкольники больше обращают внимание на яркие, бросающиеся в глаза признаки животных, не умеют долго, сосредоточенно наблюдать за ними и делать выводы. Интерес к животному миру у них поверхностный.
Разрабатывая программу знаний о животных для детей старшего дошкольного возраста, мы исходили из следующих положений в неё нужно включить не только конкретные факты о своеобразии этих организмов, особенностях их жизни в природе, но и доступно пониманию дошкольников природные связи и зависимости. Применяемый комплекс методов и приёмов должен способствовать постепенному и последовательному накоплению знаний о различных представителях царства животных, развитию интереса, эмоционально- ценностного отношения к ним; необходимо организовать эколого-педагогический процесс, направленный на решение в задач по формированию экологических представлений о животных, активизации познавательной деятельности детей, развитию умственных способностей.
Созданная программа состояла из девяти взаимосвязанных разделов, выстроенных иерархически.
Первый предполагал формирование представлений о животных как живых существах (способны питаться, дышать, расти, развиваться, чувствовать, размножаться, приспосабливаться к среде даже двигаться); усвоение детьми в адаптированной форме основных признаков живого, отличий животных от других организмов, определение их роли в природе и жизни человека.
Содержание второго раздела предусматриваю обучение элементарной систематике, ознакомление с особенностями представителей основных классов животных формирование элементарных понятий: «млекопитающие», «шипы», «рыбы», «насекомые», «дикие домашние животные», упражнение в выделении сходства и различий при сравнении животных экологических групп, составлении характеристик и группировке этих существ.
Освоение третьего раздела было направлено на формирование знаний о питании животных как способе удовлетворения одной из жизненно важных потребностей организма, понятий: «растительноядные животные», «хищники», «всеядные животные», представлении об особенностях питания различных животных, умении распределять их по группам с учетом вида потребляемой пиши, устанавливать элементарные связи между характером питания и строением ротового аппарата животного.
При изучении материала четвёртого раздела у детей формировались знания о движении как характерном признаке практически всех представителей фауны, об особенностях, способах передвижения животных разных экологических групп (например, копытных млекопитающих, тип рыб, насекомых, червеобразных), умения подмечать общие черты в движении обитателей одной среды, решалась задача подведения к освоению в элементарной степени закономерности единства организма и среды.
Пятый раздел ставил целью в доступной форме познакомить детей с основными средами жизни, расширить и уточнить представления о животных, населяющих почву, волу и наземно-воздушную среду, о своеобразии адаптации к ним представителей разных классов животных, научить выявлять общее и различное у обитателей одной среды. Например, дельфины, акулы, пингвины постоянно живут или проводят много времени r воде, поэтому у них имеется общее в строении тела, способах передвижения, питании.
Шестой раздел являлся логическим продолжением предыдущею. Ведь животные, населяющие одну среду, обитают в неодинаковых условиях — они живут в разных физико-географических зонах, биоценозах, с присущими только им комплексами экологических факторов обитают в верхних или нижних ярусах леса. Поэтому содержание раздела предусматривало формирование у детей элементарных представлений о своеобразии климата и рельефа в различных районах Земли, особенностях приспособления животных к жизни в тех или иных краях, подведение к пониманию необходимости их адаптации к определённой местности, осознанию важности сохранения естественной среды и условий проживания организмов.
С помощью материала седьмого раздела решались задачи закрепления и обобщения представлений о домашних животных, их значении в жизни людей, определении роли человека в создании оптимальных условий для зависящих от него существ, установлении сходства и различии между дикими и домашними животными и формировании элементарных представлений о предках последних, положительном/отрицательном воздействии на них антропогенных факторов, понятий «домашнее» и «дикое» животное.
Освоение восьмого раздела было направлено на ознакомление детей с сезонными изменениями в мире животных и путями приспособлении их организмов к неблагоприятным условиям среды: скрытая жизнь (спячка позвоночных, оцепенение насекомых, анабиоз мелких обитателей в пересыхающих водоёмах), постоянство внутренней среды у теплокровных животных, избегание неблагоприятных условий (перелеты птиц, строительство укрытий, заготовка запасов). формирование умении устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе, замечать цикличность некоторых процессов, присущих разным сезонам.
Последний, девятый раздел позволил сформировать элементарные представлении о специфике размножении млекопитающих, птиц, земноводных, рыб, насекомых, комплексе условий, необходимых для оптимального развитии потомства, и способах его выращивании у различных представителей фауны, подвеет к пониманию взаимосвязи между образом жизни животных, особенностями их размножения, роста и развития. Такое построение программы постепенное углубление экологических представлений детей о сущности, своеобразии и многообразии животных организмов путём конкретизации уже освоенных знаний и их дальнейшего обобщении. Одновременно происходило постепенное усложнение и совершенствование познавательной деятельности. От восприятия животных как живых существ дошкольники переходили к вычленению и объяснению особенностей их внешнего вида, поведении, адаптации к среде в процессе установлении причинно-следственных связей, осознания простейших закономерностей.
При разработке программы особое внимание уделялось формулировке вопросов и задании для детей, варианты которых приводились в методических рекомендациях к каждой теме. Их содержание способствовало активизации мышлении, речи, памяти, внимания, воображения. развитию наблюдательности, любознательности, интереса к животным, желания постичь организацию и основные законы природы, формированию умений анализировать, сравнивать, делам, выводы, аргументировать свой ответ. Например, детям предлагали рассказать о знакомом животном по плану: размеры, внешний вид, (окраска, форма тела, чем оно покрыто, части тела и их особенности), как животное передвигается, чем питается, какие звуки издает. Закончить фразы «Лошади ржут, свиньи ...., собаки ..., кошки совы ...». Добавить нужные слова в поговорки о животных: «хитрый как....». Продолжить цепочку: «Я знаю много млекопитающих: корова, заяц, кит, ….; птиц: голубь, индюк. ...; насекомых: муха, оса, навозный жук, ...; найти лишнее животное в группе: слон, бегемот, белый медведь, кенгуру; гусь, петух, индюк, лебедь; лягушка, мышь, белка, заяц. Разгадать ключевые слова в высказываниях: «Если бы у птиц не было .... они не могли бы летать», «Морские рыбы не могут переселиться в реки и озера, потому что они живут только в ... воде». Объяснить: почему стон, жираф, страус, попугай, бегемот, крокодил не могут жить в холодных странах.
Решая задачу формирования экологических представлений о животных, мы не забывали и о дидактических играх, например, таких, как «Птицы, звери, насекомые», «Назови малыша», «Где живёт животное?», «Кто лишний?», «Узнай по описанию». Развивала стремление к познанию природы, изучению животных, чтобы затем применить полученные знания в игре. Конечно, последнее было завуалировано — дети просто хотели быть успешными игроками, а если возможно, стать победителями. Но для этого нужно было применить знания (о внешнем виде, образе жизни, повадках, поведении животных), полученные на занятиях и в повседневной жизни. Примечательно, что использованные дидактических игр не оставили дошкольников равнодушными. Они с радостью откликались на предложение поиграть, ожидая очередного развлечения и не догадываясь, что в предстоящей игре заключена задача обучения. Нередко дети сами проявляли инициативу — предлагали игру взрослым или играли самостоятельно. Свидетельством того, что им действительно интересно играть, являлся положительный эмоциональный настрой.
Реализация программы осуществлялась путём использования комплекса традиционных методов и приёмов экологическою образования дошкольников: наблюдение, игра, беседа, рассматривание картин и иллюстраций, чтение природоведческой литературы, моделирование, использование технических средств обучения, вопросов и заданий разной сложности, игровых приёмов, загадок, пословиц, поговорок, решение задач познавательного характера. Особый эффект имели мультимедийные презентации. В силу своей яркости, красочности, динамичности, насыщенности визуальной и вербальной информацией они неизменно вызывали интерес у детей, желание осмыслить предлагаемые сведения, участвовать в интерактивных играх. Дошкольники с удовольствием знакомились с особенностями жизни животных средней полосы и жарких стран, обитателей гористой местности и морских глубин, узнавали голоса зверей, любовались разноцветной окраской птиц и насекомых, учились группировать животных.
Таким образом, сочетание презентаций и дидактических игр названными выше методами позволило с успехом решить поставленные задачи: пополнить запас экологических представлении о животных, закрепить и систематизировать знания о своеобразии жизни этих организмов в природе, совершенствовать различные стороны познавательной деятельности дошкольников, что оказало существенное влияние на формирование у них бережного и заботливого отношения к живым существам и природе в целом.
Список литературы:
- Газина О.М. Знакомим дошкольников с миром животных. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2013. — N 12. - С. 28-39.
- Долгова М.В. Образы животных как динамический компонент экологических представлений: автореф. дисс. канд. психол. наук. — Владивосток, 2006. — 23 с.
- Поданёва Т. В. Экологическая культура в современном дошкольном образовании: учебное пособие / Т. В. Поданёва. — Барнаул: АлтГПУ, 2021. — 208 с.
- Психологический словарь /пол ред. В.П. Зинченко. Б.Г. Мещерякова.— Педагогика-Пресс. 1997. - 440с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...
Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».
Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....
ВКР "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке и практической реализации методики формирования представлений о росте и развитии растений и животных у детей старшего дошкольного возрас...
Перспективное планирование по формированию основных представлении о правильном питании детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планированиепо формированию основных представлении о правильном питании детей старшего дошкольного возраста....
"Развитие экологических представлений, чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выроботка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важне...
Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....