Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол"..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_hleb_prishel_na_stol.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Откуда хлеб пришел на стол».
Цель: создание условий для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о хлебе.
Задачи:
- расширять и обогащать знания детей о хлебе как продукте деятельности работников сельского хозяйства;
- формировать познавательный интерес к хлебу как к основному продукту питания человека через экспериментальную деятельность, постановку проблемной ситуации;
- прививать чувство благодарности к человеку-труженику.
Предварительная работа
- Разучивание стихов и пословиц о хлебе, разгадывание хлебных загадок.
- чтение художественной литературы:
Андерсен, Г.Х. «Девочка, наступившая на хлеб»;
«Колосок», (украинская народная сказка);
Кон,Л. Из книги «О растениях» («Пшеница», «Рожь»).
«Легкий хлеб», (белорусская сказка);
Ревю, Ирис . «Хлебушко», «Добрый колосок»;
М.Пришвин. «Лисичкин хлеб»;
Сказки бабушки Алейки.
- Пальчиковые игры: «Ой, ладушки, ладушки, мы печем оладушки», «Месим тесто», «Мы спросили нашу печь».
- Заклички «Дождик. Дождик, поливай», «Солнышко-колоколнышко», «Дуйте, дуйте, ветры, в поле».
- Музыкальная игра «Бабушка Маруся», музыка Эвелины Картуновой;
- Посадка проросших зерен пшеницы в землю в цветочный горшочек.
- Создание альбома «Откуда пришел хлеб».
- Дидактические игры:
«Что сначала, что потом», «От зернышка до каравая», «Скажи ласково», «Кто выращивает хлеб».
Материал.
- Видеоролик «Поле пшеницы»;
- две куклы –Иринка и Максимка;
- букет пшеничных колосков;
- тарелочки с зерном;
- цветочный горшочек с ростками пшеницы;
- иллюстрации сельскохозяйственной техники;
- свежевыпеченный каравай - Хлебушко;
- Презентация
Ход НОД
Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Что пекут из муки», «Кто выращивает хлеб» до прихода гостей.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними (Дети здороваются.) А теперь поприветствуем друг друга.
Психологический настрой.
Воспитатель:
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Вы готовы отвечать,
Рассуждать и слушать?
Тогда соберитесь с вниманием
И проявите старание.
( Приглашаю детей сесть на стульчики)
Воспитатель:
- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Основная часть.
Воспитатель:
-Дети, посмотрите, у нас сегодня в гости! Вы знаете этих ребят? (Нет). Я вас познакомлю: это Иринка и Максимка, внуки Бабушки Алейки. Поздоровайтесь с ними (Здороваются). Пришли они к вам помощи просить. Вам интересно узнать, о чем они хотят вас просить? Поможем им? (Да).
Воспитатель:
- Иринка и Максимка живут с родителями в городе, и каждое лето гостят в деревне у своей бабушки Алейки. Они даже небольшой фильм сняли об этом.
(Включаю видео. Продолжаю рассказ на фоне видео).
-На исходе лета повела их бабушка Алейка в поле, где пшеница посеяна, показать, как хлеб растет. Идут они по полю. А колосьев на поле видимо-невидимо. И все немножко усатые. Спрашивают они у бабушки:
— Бабушка, а тут что растет?
— Хлеб, отвечает бабушка Алейка.
Смотрят Иринка и Максимка на усатые колоски. Что за чудо! Высокие золотые стебли с метелками вверху покачиваются на ветру, но булок на них нет. Может, бабушка шутит, обманывает нас?- думают Иринка с Максимкой. Вот поэтому ребята и пришли, спросить у вас: разве могут, тяжелые булки хлеба расти на тоненьких колосках? (Нет, не могут). (Выключаю видео).
- Иринка и Максимка не знают, что булки и пряники не растут на поле. Как же быть? Нужно рассказать Иринке и Максимке, откуда к нам на стол приходит хлеб.
-Как вы думаете, дети, шутила бабушка Алейка, когда назвала усатые колоски хлебом? (Нет, не шутила, пшеницу называют - хлеб. Но колоски - это еще не хлеб). Правильно, ребята. Я думаю, что не ошиблись Иринка и Максимка, обратившись к вам за помощью.
-Дети, скажите, пожалуйста, а где же все-таки растет хлеб? (Хлеб не растет, его пекут из муки). А из чего делают муку? ( Из зерна). Молодцы, снова ответили правильно.
(Приглашаю детей пройти к столикам, на которых стоят тарелочки с зерном).
Эксперимент с зерном.
Воспитатель:
-Ребята подойдите к столикам, посмотрите, что у вас лежит на тарелочках?
( Зерна пшеницы).
-Правильно, это - пшеница. Возьмите зерна в руки и скажите, какие на ощупь зерна? Какой они формы, величины, цвета? (Маленькие, твердые, гладкие).
- И вы знаете, дети, что в каждом зернышке живёт росток. Куда нужно поместить зернышко, чтобы росток проснулся и ожил? (Нужно посадить зерно в землю).
А что нужно, чтобы зернышко взошло? (Дождик). -А что нужно, чтобы колосок созрел? (Солнышко.)
-Что должно вырасти из зернышка? (Колосок). Правильно, солнышко пригревает, колосок наш созревает.
-Давайте покажем Иринке и Максимке, каким станет колосок в нашем горшочке, когда вырастет?
( Зерно заранее посажено в цветочный горшочек и стоит на окне. Ему созданы все условия для роста: свет, тепло, полив).
Физминутка.
В землю зернышко попало, ( приседают)
Прорастать на солнце стало. ( Руки над головой)
Дождик землю поливал, и росточек подрастал. (Медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся. ( Руки в сторону)
Воспитатель:
-А пока вы еще маленькие росточки, пройдите и сядьте на стульчики. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель:
-Правильно, дети, из зернышек вырастает колосок. (Показываю колоски). В каждом пшеничном колоске спрятано много таких зёрнышек, которые люди называют хлебом. Чтобы вырастить колоски, полные зерна, трудятся люди разных профессий. Всех людей, кто занимается выращиванием пшеницы, называют… (хлеборобами).
-В какое время года сеют зерно в поле? (Весной).
-Когда собирают урожай колосков с поля? (Осенью).
-Дети, но наши поля, на которых сеют хлеб, большие, и колосков на них много. Вы знаете, кто помогает людям сеять и убирать урожай? (Машины).
-Верно, ребята, чтобы собрать с полей урожай, нужны машины, вручную зерно собрать человеку не под силу. Давайте расскажем и покажем Иринке и Максимке, какие машины приходят на помощь человеку.
Слайд (На слайде трактор). Дети:
-Первым на поле выходит трактор. Его ведет тракторист. У тракториста много работы: нужно поле вспахать, а пашет он землю плугом, который тащит за собой; разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.
Воспитатель:
-Да, дети. Здесь рождается хлеб, на этих полях. Это не просто земля, а кормилица Земля.
Слайд (На слайде сеялка). Дети:
-Потом выходит на поле сеялка- трактор по полю тащит сеялки. Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют пшеницу. Пройдёт немного время, и покажутся колоски пшеницы.
Слайд. (На слайде комбайн). Дети:
-Осенью в поле выходит комбайн. Ведет его комбайнер. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
Потом машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.
Воспитатель:
Правильно, дети.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
- Дети, каким становится колосок, когда созревает? (Желтым, тугим, сильным, усатым). Правильно, таким, каким мы видим его этих в букетах.
Слайд. (Петушок Голосистое Горлышко из украинской народной сказки «Колосок»).
Воспитатель:
- Однажды, когда убрали с поля урожай, на поле пришел …
Дети: (Петушок Голосистое Горлышко).
Воспитатель:
-Из какой сказки пришел Петушок Голосистое Горлышко? (Из украинской народной сказки «Колосок»).
- Что нашел Петушок на поле? (Колосок). Правильно.
-Что сделал Петушок с колоском? (Сначала обмолотил зерна, а потом из них намолол муку). Молодцы.
-Где молол Петушок муку? (На мельнице).Верно.
-Дети, Петушок молол муку на маленькой мельнице. Вот такой, потому что у него был один колосок, и зернышек в нем было не очень много.(Показываю ветряную мельницу на слайде). Что приводит в движение крылья мельницы? (Ветер). Правильно, ветер. Давайте поможем Петушку завести мельницу, позовем ветер! (Закличка «Дуйте, ветры»).
Дети:
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи.
Чтоб сегодня из муки
Испекли мы калачи.
Воспитатель.
-Теперь же поля, где сеют зерно, большие, и урожая с них собирают много. Поэтому машины повезу зерно с наших полей на другую мельницу.(Показываю слайд с современной мельницей).Видите, как сейчас перемалывают зерно в муку.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней твориться!
В оборот ее берут!
В порошок ее сотрут!
(И стали наши зернышки мукою).
-Здесь же, на мельнице, мука сыплется сразу в пакеты. В большие и маленькие мешки. И в таких упаковках муку привозят … (в магазин, пекарню, на хлебозавод). Правильно, молодцы.
- А что делают из муки на хлебозаводе? (Сначала замешивают тесто).
-Правильно. В огромные чаны с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. (Слайд).
-Хлеб, который мы покупаем в магазине, изготавливают на….( хлебозаводе).
-Человека, которые занимаются выпечкой хлеба, называют … (пекарь).
- На хлебозаводе пекут не только хлеб. Что еще?
(Слайд. Дети рассматривают хлебобулочные изделия, называют их).
От завода-автомата
Льется теплый, хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи.
-Вы хотите замесить тесть? (Хотим) Вставайте в круг, поможем бабушке Алейке.
И вы, Иринка с Максимкой, подпевайте и подыгрывайте нам.
Музыкальная игра «Бабушка Маруся».
(Детина стульчиках выполняют движения под музыку Эвелины Картуновой «Бабушка Маруся»).
Воспитатель:
-Ой, какие молодцы, какие хорошие помощники. Быстрые! Веселые!
( Стук в дверь.)
Воспитатель:
- По-моему, кто-то в дверь постучался. Пойду встречу гостя. Вы здесь дождитесь. (Вношу Хлебушко).
-Дети, вы узнали нового гостя? Правильно, это Хлебушко. Чувствуете, какой аромат от него исходит? как чудесно он пахнет!
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
-Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.
-Для чего вообще нужен нам хлеб? (чтобы расти, быть сильными, здоровыми.)
-Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него. Я скажу свою пословицу: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
А теперь вы скажите, какие пословицы о хлебе вам известны? (Дети рассказывают).
- Худой обед коли, хлеба нет.
- Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
- Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Воспитатель:
-Да, ребята, хлеб нужен всем! Не зря в народе говорят: "Хлеб - всему голова!" .
-С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусочек хлеба. А вы знаете, как нужно обращаться с хлебом?
(Брать хлеба столько, сколько съешь.
Не играть с хлебом.
Остатки хлеба отдать птицам, домашним животным.
Черствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить различные блюда.
Уважать хлеб и труд хлеборобов самому и учить этому других).
Воспитатель:
-Правильно, к хлебу нужно относиться с уважением.
Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог
Рефлексия.
Воспитатель:
-Как вы думаете, смогли мы помочь Иринке и Максимке? (Да). Мы ответили на их вопрос: откуда приходит хлеб на стол? (Ответили). Теперь Иринка и Максимка запомнят, что булки растут не на колосках, а пекут хлеб из муки, которую получают из зерен колосков.
Дети, вы такие молодцы! Очень добрые, умные и внимательные, помогли Иринке и Максимке, и, я думаю, вы могли бы с ними подружиться! Давайте попросим Иринку и Максимку погостить у нас. За обедом угостим их свежим Хлебушком, а потом вы их научите делать из соленого теста вот такие забавные мукосольки. (Показывают готовые сувениры, изготовленные из соленого теста).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно Организованной Образовательной Деятельности по Формированию Элементарных Математических Преставлений в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «ПРОДЕЛКИ СЕРОГО ВОЛКА»
Дети выполняют задания которые им оставил серый волк....
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».
Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»Цель: знакомство с денежными знаками.Задачи...
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»Цель: ознакомление с достоинством монет ...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел"
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательный проект для детей старшего дошкольного возраста"Откуда хлеб пришел"Вид проекта:Информационно-практикоориенти...
Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"
Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....