"Развитие экологических представлений, чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выроботка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознанием ими себя как части живой природы. Экологическое воспитание воспитанников прежде всего направлено к окружающему миру, на формирование положительногог отношения ребенка к окружающей среде: воде, земле, флоре и фауне. Научить детей беречь природу и бережно использовать природные ресурсы - главные задачи экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_nachinaetsya_s_zemli_-_redatsiya.doc | 36 КБ |
vse_nachinaetsya_s_zemli.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все начинается с земли»
Оксана Кошелева.
Детство, далекое, веселое, пахнущее свежескошенной травой и молоком коровы, пасущейся на зеленом лугу. Мы с подругой лежим в огороде под яблоней и рассматриваем небо – облака причудливой формы не то барашка, собачки, не то крокодила. Земля, чёрная как смоль, теплая после дождя, пахнет первыми яблоками и травой: подорожником, клевером, ромашкой. А вокруг все жужжит, летают птички и разноцветные бабочки, на дворе лето.
«Не хватает рук, - говорит мама, - опять дорожки заросли одуванчиком». А мы удивляемся, что это значит, не хватает рук?
Мама, совсем юная и красивая, в платье из ситца, сажает горох на грядке, а я глупая, в крошечном фартуке, заботливо сшитыми мамиными руками, собираю горох, тот, который она еще не успела закопать в землю. Это мои первые воспоминания. До сих пор помню мамин строгий голос: «Это грядки, здесь ходить нельзя». Все начинается с земли. Можете себе представить, чтобы мама сказала выполоть грядку, а мы с друзьями беззаботно пошли гулять на речку? Нет, в моем детстве мы с сестрой идем на гору «Самохвал», родители несут с собой набранную в бутылки воду, и мы послушно шагаем рядом. Конечно, мы больше мешались под ногами и по-детски несли грабли и лейки, пытаясь хоть как – то помочь отцу.
И снова земля: грядки с морковкой, луком и чесноком, которые требуют ухода и полива. Бывало, мама сорвет первый помидор и скажет: «Налетай детвора». Довольная, тащишь в рот сочную морковку и сладкий зеленый огурец, а мама спросит: «Что, Ксана, вкусно?»
Намного позже я узнала, что сибирские сорта помидоров «бычьи сердца», «яблочные» являются самыми вкусными. Помню, как мама не дозрелые, зеленые помидоры хранила в коробках, а потом в посылках отправляла к родственникам в Нижний Тагил. А бабушка Фрида, в свою очередь, посылала нам шоколадные конфеты, сладкие кукурузные палочки и клейкую обертку для книг, которая считалась дефицитом, и в магазине нашего города не продавалась.
Как же радовались люди, дружно работая на своих дачных участках. Раньше все по-соседски делились опытом, каждый год, пробуя сажать новый сорт картофеля или огурцов. В то время люди часто угощали друг друга, звали в гости, детям давали конфеты, а вечером на костре жарили картошку. К концу июня появлялись шапки бордово-красных пионов, и мне на день рождение торжественно вручали их, аккуратно собрав в букет. А в конце мая распускались нежные и белые, ароматно пахнущие ландыши. А над крышей дома, развесисто свисали лапы запашистой ярко-синей и белой сирени. В детстве мама говорила мне попробовать найти цветок сирени из шести лепестков. И я искала, загадывала желание, искренне надеясь, что оно сбудется.
Однажды родители посадили помидоры. Отец вбивал колья в землю, а мама аккуратно подвязывала их заранее заготовленными веревками. Уставшие, но довольные, они сели передохнуть в доме. Подрастала картошка, лето радовало солнечными лучами и надеждой получить урожай от посадки. Дачный домик еще не был до конца построен, и не были вставлены окна. Мы с сестрой смотрели из оконных проемов и отвлекали родителей своими вопросами, еще немного и будет настоящий домик, где можно спрятаться от летнего зноя, перекусить, отдохнуть и снова идти на помощь отцу. Вдруг, все посинело, подул холодный ветер и капли дождя часто забили по лицу и спине, переходя в крупный град. Мы все прижались друг к другу, не было возможности выйти и накрыть помидоры, а град размером с перепелиное яйцо на глазах родителей и нас убивал все, посаженное ими еще час назад. До сих пор помню разбросанные ветром кустики помидор, побитый дождем картофель, слезы матери и обиду отца. Сверкающие молнии и раскат грома пугал даже взрослых, рискуя залететь в не застекленные окна. Земля, еще недавно теплая, превращалась в размытую хлюпающую массу, от дождя там и здесь были пузыри.
Сегодня, деревья яблок, черешни, садовой жимолости и самой вкусной летней малины манят нас к себе, и уже наши с сестрой дети аккуратно срывают ягоды с кустов деревьев, находя на грядках с землей ароматную клубнику. К сожалению, соседи давно забросили свои участки, и каждый год отец ругаясь и вздыхая, поднимает упавший забор, чтобы нерадивые прохожие не собрали с трудом посаженный урожай. Силы уже не те, папа все чаще сидит на скамейке, а мама поливает нашатырем листья лука, обрабатывая их от луковой мухи. Сколько труда вложено в этот участок земли, сколько счастливых событий в нашей памяти. Что только стоит привитая на дереве ирги груша размером с кулак и ореховый кустарник фундук, каждый год, даруя нам баночку ореха, как на картинке. Земля, будто говорит нам, сажайте, и прибудет вам и непременно отблагодарит нас осенью новым урожаем лука, чеснока и кабачков. По забору скачут белки, ищут косточки абрикоса и упавший от ветра фундук. Мелькнет и исчезнет зеленый хвост ящерицы среды травы, появившейся вдоль соседнего забора.
И сегодня, став взрослой женщиной, я уверена, что все начинается с земли, маленькой грядки, посаженным малышом горохом и яркой хрустящей редиски. Только так ребенок учится трудиться и получает первый опыт, узнает название и пользу овощей и фруктов. Дети должны знать, каким трудом достается человеку урожай. Не зря в народе говорят: «Не потопаешь, не полопаешь». Ведь изначально ребенок несет лопату и лейку, ему интересно наблюдать за дождевым червяком в земле, майским жуком и первыми всходами урожая. А мы говорим ему: «Не мешай, не путайся под ногами. Опять вымазал руки».
Я благодарна своим родителям за полученный жизненный опыт, ведь земля – это жизнь, а лето – это праздник. А если мы всей семьей трудимся и собираем урожай, слушая веселую песенку птиц, значит, мы живы и жизнь продолжается.
Предварительный просмотр:
«Все начинается с земли»
Оксана Кошелева.
Детство, далекое, веселое, пахнущее свежескошенной травой и молоком коровы, пасущейся на зеленом лугу. Мы с подругой лежим в огороде под яблоней и рассматриваем небо – облака причудливой формы не то барашка, собачки, не то крокодила. Земля, чёрная как смоль, теплая после дождя, пахнет первыми яблоками и травой: подорожником, клевером, ромашкой. А вокруг все жужжит, летают птички и разноцветные бабочки, на дворе лето.
«Не хватает рук, - говорит мама, - опять дорожки заросли одуванчиком». А мы удивляемся, что это значит, не хватает рук?
Мама, совсем юная и красивая, в платье из ситца, сажает горох на грядке, а я глупая, в крошечном фартуке, заботливо сшитым своими руками, собираю горох, тот, который она еще не успела закопать в землю. Это мои первые воспоминания. До сих пор помню мамин строгий голос: «Это грядки, здесь ходить нельзя». Все начинается с земли. Можете себе представить, чтобы мама сказала выполоть грядку, а мы с друзьями беззаботно пошли гулять на речку? Нет, в моем детстве мы с сестрой идем на гору «Самохвал», родители несут с собой набранную в бутылки воду, и мы послушно шагаем рядом. Конечно, мы больше мешались под ногами и по-детски несли грабли и лейки, пытаясь хоть как – то помочь отцу.
И снова земля: грядки с морковкой, луком и чесноком, которые требуют ухода и полива. Бывало, мама сорвет первый помидор и скажет: «Налетай детвора». Довольная, тащишь в рот сочную морковку и сладкий зеленый огурец, а мама спросит: «Что, Ксана, вкусно?»
Намного позже я узнала, что сибирские сорта помидоров «бычьи сердца», «яблочные» являются самыми вкусными. Помню, как мама не дозрелые, зеленые помидоры хранила в валенках и коробках, а потом в посылках отправляла к родственникам в Нижний Тагил. А бабушка Фрида, в свою очередь, посылала нам сладкие кукурузные палочки и клейкую обертку для книг, которая считалась дефицитом, и в магазине не продавалась.
Как же радовались люди, дружно работая на своих дачных участках. Раньше все по-соседски делились опытом, каждый год, пробуя сажать новый сорт картофеля или огурцов. В то время люди угощали друг друга, звали в гости, детям давали конфеты, а вечером на костре жарили картошку. К концу июня появлялись шапки бордово-красных пионов, и мне на день рождение торжественно вручали их, аккуратно собрав в букет. А в конце мая распускались нежные и белые, ароматно пахнущие ландыши. А над крышей дома, развесисто свисали лапы запашистой ярко-синей и белой сирени. В детстве мама говорила мне попробовать найти цветок сирени из шести лепестков. И я искала, загадывала желание, искренне надеясь, что оно сбудется.
Однажды родители посадили помидоры. Отец вбивал колья в землю, а мама аккуратно подвязывала их заранее заготовленными веревками. Уставшие, но довольные, они сели передохнуть в доме. Подрастала картошка, лето радовало солнечными лучами и надеждой получить урожай от посадки. Дачный домик еще не был до конца построен, и не были вставлены окна. Мы с сестрой смотрели из оконных проемов и отвлекали родителей своими вопросами, еще немного и будет настоящий домик, где можно спрятаться от летнего зноя, перекусить, отдохнуть и снова идти на помощь отцу. Вдруг, все посинело, подул холодный ветер и капли дождя часто забили по лицу и спине, переходя в крупный град. Мы все прижались друг к другу, не было возможности выйти и закрыть помидоры, а град размером с перепелиное яйцо на глазах родителей убивал все, посаженное ими еще час назад. До сих пор помню разбросанные ветром помидоры, побитый дождем картофель, слезы матери и обиду отца. Сверкающие молнии и раскат грома пугал даже взрослых, рискуя залететь в не застекленные окна. Земля, еще недавно теплая, превращалась в размытую хлюпающую массу, от дождя там и здесь были пузыри, но, как говорят, Бог вымоет и высушит.
Сегодня, деревья яблок, черешни, садовой жимолости и самой вкусной летней малины манят нас к себе, и уже наши с сестрой дети аккуратно срывают ягоды с кустов деревьев, находя на грядках с землей ароматную клубнику. К сожалению, соседи давно забросили свои участки и каждый год отец вздыхая, поднимает упавший забор, чтобы нерадивые прохожие не собрали с трудом посаженный урожай. Силы уже не те, папа все чаще сидит на скамейке, а мама поливает нашатырем листья лука, обрабатывая их от луковой мухи. Сколько труда вложено в этот участок земли, сколько счастливых событий в нашей памяти. Что только стоит скрещенная на дереве ирги груша размером с кулак и дерево фундук, каждый год, даруя нам баночку ореха, как на картинке. Земля, будто говорит нам, сажайте, и прибудет вам и непременно отблагодарит нас осенью новым урожаем лука, чеснока и кабачков. По забору скачут белки, ищут косточки абрикоса и упавший от ветра фундук. Мелькнет и исчезнет зеленый хвост ящерицы среды травы, появившейся вдоль соседнего забора.
И сегодня, став взрослой женщиной, я уверена, что все начинается с земли, маленькой грядки, посаженным малышом горохом и яркой хрустящей редиски. Только так ребенок учится трудиться и получает первый опыт, узнает название и пользу овощей и фруктов. Малыш должен знать, каким трудом достается человеку урожай. Не зря в народе говорят: «Не потопаешь, не полопаешь». Ведь изначально ребенок несет лопату и лейку, ему интересно наблюдать за дождевым червяком в земле и первыми всходами урожая. А мы говорим ему: «Не мешай, не путайся под ногами. Опять вымазал руки».
Я благодарна своим родителям за полученный жизненный опыт, ведь земля – это жизнь, а лето – это праздник. А если мы всей семьей трудимся и собираем урожай, слушая веселую песенку птиц, значит, мы живы и жизнь продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».
Планирование организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...
Родительское собрание МБДОУ №3 в старшей группе Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».
«С чего начинается Родина?» Слова из известной песни трогают душу каждого человека, любящего свою Родину. Для каждого малыша она (Родина) начинается с любимых глаз и нежных рук матери, с крепког...
Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...
Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...
Формирование и развитие чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с музыкальной культурой народов Урала.
Развитие чувства патриотизма у детей в детском саду....