«Сохраним реку Чуя чистой»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Окашева Акжол Есентаевна

Интеграция образовательных областей «Познание» «коммуникация» «художественное творчество» «музыка» «физич. культура»

Цель: Дать первоначальное представление о подводном мире.

Задачи:

Образовательные задачи:

• Формировать представление детей об обитателях подводного мира.

• Обогатить и активизировать словарь детей существительными: осьминог, акула; прилагательными: разноцветные, яркие, красивые; глаголами: плавать, охотиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_chuya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Экологический проект 

«Сохраним реку Чуя чистой»

для воспитанников средней группы

«Солнышко»

 

 

 

Тип проекта:
- обучающий; 
- исследовательский;
- игровой.


Продолжительность: краткосрочный.


Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

        Актуальность проекта.

 Экологическое состояние рек   нашего края вызывает беспокойство. Реки зарастают  водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть вся рыба. Очистка русл не проводится, люди бросают мусор в реки.

 О проблемах рек говорят очень много.

Мы, педагоги, должны внести посильную лепту. Главная наша задача воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада.

 Так появился проект «Сохраним реку Чуя чистой»

Весь проект построен на воспитании у детей чувства любви к реке.

Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главным принципами проекта стали научность и систематичность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные дидактические, настольно-печатные, подвижные игры.

Составные экологической культуры личности дошкольника - это знание о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только чёткая система знаний о реке, но и ставятся задачи конкретной помощи реке, которые решаются самостоятельным путём, коллективно с группой,  с семьёй. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребёнком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

 

Задачи проекта.

 

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к реке, как к важному природному          ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Воспитание патриотизма, любви к своей малой родины и к реке Дон.

Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку.

Формировать у детей чёткие представления о реке.

Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Учить творчески подходить к решению проблем.

Формировать осознанно - правильное отношение к природе.

  Формы и методы работы:

1. Проведение с родителями беседы, консультации о необходимости формирования     представлений у детей о ценности природы.

2. Виртуальные экскурсии с детьми к реке в разные сезоны  (фото, видео).

3. Целевые прогулки за пределы детского сада.

4. Занятия в уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

6. Подведение итогов (коллективная работа по худ. творчеству)

 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:- наблюдение, беседы с детьми о реке, чтение литературы, отгадывание кроссвордов, ребусов, рисование, сочинение сказок и оформление  плакатов с призывами «Земля наш дом».

 

Проблема:

 Река и вообще вода играет огромную роль в жизни человека и всего живого на планете. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми, отсюда и мусор на берегах рек и озёр, грязные стоки заводов, загрязняющие воду в реке и отравляющие всё живое в них. Очень важно научить детей - наше будущее поколение бережно относиться к воде.

Замысел:

Познакомить детей с рекой и её проблемами.

 Знакомство обязательно должно быть активным.

 Дети полноправные участники проекта.

 

Реализация.

Подготовительный этап:

1. Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением рек. Изготовление дидактических игр.

2. Чтение детям сказок, рассказов о воде:   Б. Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка»«Волшебница вода»«Как люди обидели реку».

3. Беседы по содержанию прочитанных текстов.

4. Загадывание загадок о речных обитателях.

5. Разучивание стихотворений песен о рыбах и реке.

6. Рассказывание экологических сказок о реке.

 

        7. Составить примерный план всех мероприятий проекта «Берегите реку» 

             (план    корректируется в процессе работы).

        8. Сбор материала для изготовления коллективного панно «Жизнь реки»

 

Исследовательский этап:

а) Наблюдение за условиями жизни рыбок в аквариуме (в домашних условиях);

б) Составление макета реки из лент бумаги  «Как образуются реки».

 

1. Психологическая подготовка детей

Создать радостное настроение, в основе которого - ожидание чудесных дел,

занятий,  различных игр; вызывать желание активно участвовать в проекте и больше

узнать о реке.

2. Рассматривание вместе с детьми иллюстраций с изображением реки.

3. Проведение занятий (по плану).

  Знакомство с круговоротом воды в природе.

  4. Наблюдения.

Совместные наблюдения с детьми  в естественных условиях проводить нет возможности. Поэтому наблюдения проводились в виртуальных условиях: просмотр презентаций и видео по теме, родителями при поездках на реку и её притоки. Для этого была проведена консультация для родителей,  в которой говорилось о том,  на что надо обратить особое внимание при поездке, как вести себя в некоторых ситуациях. 

  

5. Обсуждение сложившейся ситуации. Выводы и предложения.    

После обсуждения решили:

Нужно поставить контейнеры для мусора, урны здесь не спасут.

Всем собраться вместе и убрать мусор.

Даже за маленькую брошенную бумажку надо брать штраф.

Нарисовать плакаты, в которых напомнить людям, что сорить нельзя.

Не сорить самим.

Оставлять после себя чистоту, даже если до вас там было грязно.

6.  Плакаты (листовки) «Сбережем планету вместе».

7. Настольно – печатные, дидактические игры (лабиринты, кроссворды) по теме.

8. Подвижные игры.

9.  Пословицы, поговорки и загадки о реке.

10. Изготовление коллективного панно «Жизнь реки».

Результат проекта.

 

  

 

Экологический проект 

«Сохраним реку Чуя чистой»

для воспитанников средней группы

«Солнышко»

Итогом  проекта стала работа по изготовлению декоративного панно из бумаги «Жизнь реки».

Цель: обобщить и систематизировать знания о реке и ее обитателях; способствовать развитию продуктивно-творческой деятельности через аппликацию и воспитанию доброжелательного отношения к природе.

Задачи:

- образовательные: учить детей создавать  коллективную композицию; закреплять знания о реке (водоемах) и ее обитателях;

- развивающие: развитие мелкой моторики, цветового восприятия, чувства формы и композиции;

 - воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности и положительное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.

Методы – словесные, наглядные, игровые, практические.

Формы познавательной деятельности детей:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Материал и оборудование:  полоски зеленой, синей, желтой бумаги разных оттенков (на подготовительном этапе), ножницы, клей, кисточки, салфетки, листы бумаги для работы в технике «Оригами».

В работе приняли участие все воспитанники разновозрастной группу (3 – 7 лет).

Данную работу можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых воспитанники имели возможность показать свои умения и навыки, соответствующие возрасту.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель.    Здравствуйте, ребята, мальчики и девочки. Вы все очень хорошо сегодня выглядите, весёлые, лучезарные все, мне очень приятно! Садитесь все полукругом на стулья и слушайте  внимательно.

Звучит фонограмма (шум волн).

Подготовительная беседа.

 (загадки на тему «Река и ее обитатели»)

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится  (река)

Бежит без ног, не зная горя, 

И добирается до моря (река).

 

Дети читают стихи:

1.Ай да ну! Ай да ну!
Я купалась во Дону -
По воде плыла руками,
А ногами шла по дну!

2. Ну так вот! Ну так вот!
Эту реку даже вброд,
Даже в самом мелком месте.
Даже слон не перейдёт!

 

      «Жить в реке совсем нескучно»,

Скажет вам она беззвучно.

Даже вежливо «спасибо»

Говорит неслышно... (рыба) 

 

Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях (держит в руках маленькую рыбку из бумаги).

Рыбка по секрету мне сказала, что ее волной выбросило на берег реки. Она не знает, как ей вернуться обратно домой (ответы детей).

 

 

Воспитатель.

Мы с вами много говорили о реке (водоеме) и ее обитателях, читали книги, смотрели фото, видео, картины, играли.  О каком доме говорит рыка (ответы детей)?

 

Сегодня я предлагаю вам применить все ваши знания и умения на практике.

- Давайте поможем «Рыбке» обрести свой дом.

 

Основная часть.

 

Воспитатель.

Нам предстоит очень сложная и ответственная работа, поэтому участие в ней будут принимать все дети, даже самые маленькие.

Для того чтобы Рыбка быстрее оказалась дома, нам необходимо разделиться на команды.

1 команду мы назовем     «Лягушата» (младшая подгруппа),

2 команду – «Сомы» (старшая подгруппа).

 

Динамическая пауза.

Звучит фонограмма «Звук волн».

Воспитатель предлагаем вспомнить обитателей водоемов и изобразить их.

«Морская фигура на месте замри…»

 

Воспитанники занимают свои места.

 

Перед началом работы необходимо вспомнит т.б. при работе с ножницами, клеем.

 

Воспитатель предлагает детям заготовку из цветных полосок,  подготовленную ранее (краткое напоминание: дно, поверхность, берег).

 

Далее работа ведется по подгруппам. В организации работы принимает участие младший воспитатель.

 

Команде «Лягушата» необходимо сделать дом для Рыбки  удобным и красивым, чтобы в нем было все необходимое для жизни.

Малыши выполняют аппликацию: заполняют дно водоема (камни, песок), водоем, поверхность (водоросли).

 

 

Команде «Сомы» досталось очень  нелегкое задание. Ребятам необходимо расселить обитателей водоема, но  вначале им необходимо вспомнить работу в технике «Оригами».     

 

 В результате работы всех воспитанников разновозрастной группы получилось яркое и красочное панно, куда и поселилась Рыбка.

 

В результате разнообразия форм работы над проектом по теме «Берегите реку», направленных на изучение родного края, значении реки в жизни человека, дети:

-узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, сформировалось представление о воде как ценном продукте;

-стали более эмоциональны и отзывчивы к объектам живой и неживой природы; отмечается интерес детей к растительному и животному миру водоемов, положительное отношение ко всему живому;

-правильно оценивают последствия действий человека, знают о природоохранных мероприятиях по очистке водных ресурсов.

Родители понимают важность своего личного примера по отношению к водным ресурсам родного края и с интересом вовлеклись в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, и стали активными помощниками в реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологическому воспитанию "Пусть реки будут чистыми"

Знакомство детей с правилами поведения у реки....

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе на тему: «Сохраним реки Мордовии и их обитателей».

Расширить понятия об окружающем мире.Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.Познакомить с крупными реками Мордовии, их историческом и современном значении в жизни людей.Расширить и актив...

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе "Сохраним реки и озера Мордовии и их обитателей".

Данное занятие помогает расширить понятия об окружающем мире. Формируется понятие о возникновении реки и ее истоками. Дети знакомятся с крупными реками и озерами, их историческом и современном значени...

«Сохраним реки, как частицы Республики Татарстан»

Открытое мероприятие по плану преемственной работы...

«Сохраним реки, как частицы Республики Татарстан»

экологическое занятие о сохранности рек...

"Сохраним реки Мордовии и их обитателей"

Цель: Познакомить с крупными реками Мордовии, и  их  значением для окружающего мира в жизни животных и людей.Задачи: Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, вообр...

Тематический день «Сохраним реку Дон»

В преддверии экологического праздника — «Дня реки Дон» воспитатель Анастасия Карагодина провела тематический день «Сохраним реку Дон» с детьми первой младшей группы &laqu...