"Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познавательные: - продолжать знакомить детей с дикими животными (белка, заяц, медведь, лиса, волк), - уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу зимой ( заяц под кустом, белка в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе); Образовательные: - закрепить употребление существительных с обобщающим значением (животные); - научить согласовывать слова в предложении; - совершенствовать диалоговую речь; - учить составлять описательный рассказ Развивающие: - развивать связную речь, познавательный интерес и любознательность, умение использовать в беседе накопленные знания; Воспитательные: - воспитывать умение сопереживать и эмоционально – доброжелательно относиться к живым объектам; - воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные зимой»
Цель: Обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.
Задачи: Познавательные: - продолжать знакомить детей с дикими животными (белка, заяц, медведь, лиса, волк), - уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу зимой ( заяц под кустом, белка в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе); Образовательные: - закрепить употребление существительных с обобщающим значением (животные); - научить согласовывать слова в предложении; - совершенствовать диалоговую речь; - учить составлять описательный рассказ Развивающие: - развивать связную речь, познавательный интерес и любознательность, умение использовать в беседе накопленные знания; Воспитательные: - воспитывать умение сопереживать и эмоционально – доброжелательно относиться к живым объектам; - воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей.
Методическое обеспечение: - слайды (дупло, белка в дупле, нора, лиса в норе, берлога, медведь в берлоге, заяц под кустом); - музыкальное сопровождение - изображение диких животных (белка, заяц, медведь, лиса); - картина зимнего леса.
Методические приемы: - наглядные, словесные, игровые. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним. Чтение художественной литературы: Рассказы: В.Бианки «Купание медвежат», Е.Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н.Сладков «Лиса и заяц». Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр.Толстого Л.), «Лиса и кувшин». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», « Кто чем питается?»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Дети: Да. Воспитатель: А что это у меня в руке, ребята? Дети: Снежинка. Воспитатель: Читает стихотворение про снежинку: С неба падают зимою, (держит снежинку на ниточке) И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые снежинки. Воспитатель: Ребята, скажите, какая она? Дети: Белая, красивая, зимняя, пушистая…. Воспитатель: Ребята, хотите поиграть со снежинками? Проводится дыхательное упражнение "Снежинки". Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок. Воспитатель в это время читает стихотворение: "Кружатся снежинки в воздухе морозном Падают на землю кружевные звезды" (Н. Нищева) Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть со снежинкой? Дети: Да, хотим. Воспитатель: К кому она попадет в руки, тот говорит любое слово о зиме. Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга…. Воспитатель: Ребята, а вы подготовились к зиме? Как вы подготовились? (если дети затрудняются ответить, помочь детям подсказками). Дети: достали лыжи, санки, теплую одежду… Воспитатель: Ребята, а в какое же путешествие мы отправимся с вами? Дети: В парк, в море… Воспитатель: А хотите отправиться в зимний лес? Дети: Хотим. Воспитатель: А на чем мы с вами поедем в зимний лес? Дети: На машине, на велосипеде, пешком… Воспитатель: Ребята, в лесу наверное много снега, машина может не проехать, на чем же мы можем проехать по снегу? Дети: На санках, на лыжах.. Воспитатель: Молодцы, ребята, хотите отправимся в путешествие на лыжах? Дети: Да Воспитатель: Давайте наденем лыжи, возьмем лыжные палочки в руки (имитация движения надевания лыж, берем лыжные палочки). Вставайте за мной. Итак в путь!! (под веселую музыку дети идут по кругу за взрослым, имитируя движения лыжной ходьбы)) Звучит музыка (шум вьюги), на слайде изображение зимнего леса с анимацией идущего снега. Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали? Дети: Мы попали в зимний лес. Воспитатель: Вам нравится зимний лес? Дети: Да. Воспитатель: А что вам здесь нравится? Дети: В лесу красиво, много снега, деревья все в снегу, снег идет… Воспитатель: Тихо – тихо в лесу, кажется – в лесу никого нет. Ребята, а как вы думаете, мы с вами одни здесь? Дети: Нет, еще кто то есть. Воспитатель: А кто здесь еще может быть? Дети: В лесу живут волк, лиса, заяц, белка, медведь. Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу, домашние или дикие? Дети: Дикие. Воспитатель: А почему же они дикие? Дети: Они живут в лесу, сами строят себе домики, добывают пищу сами, человек не ухаживает за ними…. Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой? Дети: Нет. Воспитатель: Почему, как вы думаете? Дети: Медведи зимой спят. Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте погуляем по зимнему лесу. Ой, смотрите, сундучок какой то стоит. Дети: Его наверное кто то сюда принес… Воспитатель: Интересно, а что в нем может быть, как вы думаете? Дети: Там игрушки, книжки или подарки… Воспитатель: Давайте откроем? Дети: Давайте. Воспитатель: Ребята, поможете мне его открыть, крышка тяжелая (дети подходят и вместе с воспитателем открывают сундучок) Воспитатель: Ой, здесь письмо. Давайте прочитаем. Здравствуйте, ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок .В лесной школе мне дали задание разгадать загадки, но у меня что то не получается. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разгадать загадки! Воспитатель: Ребята, поможем Старичку – Лесовичку? Дети: Да. Воспитатель: Слушайте внимательно! По снегу бежит петляет, К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, Волку и лисе обидно (заяц). (выставляется слайд с изображением зайца) Воспитатель: Ребята, а что любит есть зайчик? Дети: Морковку, капусту. Воспитатель: А где же он ее возьмет зимой? Что же зайка ест зимой? Дети: Зимой зайчик грызет кору у деревьев, а белая шубка помогает ему быть не заметным на белом снегу. Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка? Щелкает орехи мелко, Ну конечно это …(белка) (выставляется слайд с изображением белки) Воспитатель: Ребята, а белочка что любит есть? Дети: Шишки, орешки, грибочки… Воспитатель: А зимой можно найти орешки, грибочки, шишки? Дети: Нет. Воспитатель: А что же тогда будет есть белка? Дети: Белочка делает запасы летом, что бы зимой ей было что есть. Белочка тоже меняет свою рыжую шубку на серую, что бы ее было не заметно на дереве. День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит он молчком, Уши серые торчком (волк). (выставляется слайд с изображением волка) Воспитатель: Ребята, а как волк живет зимой? Дети: У волка густая шерсть, она защищает его от морозов. К зиме волчья шуба становится еще гуще, но цвет не меняет. Воспитатель: А что же кушает волк зимой? Дети: Волки не делают запасов на зиму, что бы найти еду, волкам помогают сильные ноги и острые зубы. Волки зимой живут одной большой стаей. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет (лиса). (выставляется слайд с изображением лисы) Воспитатель: Ребята, расскажите, как лиса зимой живет? Дети: Зимой, шубка у лисы становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерстка, как будто, лисичка валенки надела. Воспитатель: А кушает что лиса? Дети: Зимой лиса может в деревню сходить. Если дверь курятника не закрыта, заберется рыжая плутовка и утащит курицу. Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята, Кто, построив теплый дом, Спит всю зиму в доме том?( медведь) (выставляется слайд с изображением медведя). Воспитатель: Ребята, а что же делает зимой медведь? Дети: Спит. Воспитатель: А почему медведь спит зимой? Дети: Медведь любит ягодки кушать, рыбку, мед, а зимой пусто стало в лесу! Решил медведь лечь спать на всю зиму, поменял шубку на теплую, нашел ямку, насыпал в нее сухих веток и листьев, сверху снегу намело и стало там у мишки тепло. Воспитатель: Молодцы, ребята. Помогли разгадать загадки Старичку – Лесовичку, спасибо вам. Воспитатель: Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят. Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост. Воспитатель: У всех животных есть детеныши! А вы знаете кто у кого? Словесная игра «Доскажи словечко» Воспитатель читает стихотворение, дети, договаривая фразы называют детенышей диких животных. Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой. За мамой волчицей топал … Кто? (Волчонок) За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок) За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок) За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок) За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок) Воспитатель: Молодцы! Ох, холодно в лесу. Надо нам погреться. Игра – разминка «На водопой» Как то днем лесной тропой звери шли на водопой (Дети спокойно идут друг за другом), За мамой лосихой топал лосенок ( идут, громко топая), За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках), За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед), За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку), За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку), За мамой зайчихой – косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах), Волчата вела за собою волчат (идут на четвереньках), Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают). Воспитатель: Ребята, посмотрите, на одном столе находятся животные (заяц, белка, волк, лиса). А на другом столе еда для них, но Старичок – Лесовичок всю еду перемешал и теперь не может разобраться кому какую дать. Давайте поможем Старичку – Лесовичку, разложим еду каждому животному. Поможем? Дети: Да, поможем. Проводится игра « Кто что ест?» Воспитатель: Пока мы с вами играли, появилось письмо от Старичка- Лесовичка. Он просит помочь с новым заданием из Лесной школы. Ребята, наши животные заблудились. Поможем им найти их домики. Дети: Да, поможем, они замерзнут без дома. Воспитатель: Возьмем карандаши и проложим дорожку до домика каждого животного. Дидактическая игра «Где кто живет?» Воспитатель: Что то я совсем запуталась – где кто живет? Ребята, а правда, что заяц живет в норе? Дети: Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой в сугробе. В норе живет (кто?)…… В берлоге живет ( кто?)….. В дупле живет (кто?)…. Дети: Лиса живет в норе. Белка – в дупле. Медведь зимой спит в берлоге. Волк живет в логове. Еж спит в норе. Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. А расскажите нашим гостям, что это за животное, как называется его детеныш, где живет это животное. Дети по желанию, по одному подходят к доске, берут карточку с изображением животного и рассказывают все, что знают о нем. Например: Это медведь, у него медвежата, он зимой спит в берлоге. Медведь это дикое животное. Воспитатель: Ребята, как весело и с пользой мы провели время. Спасибо Старичку – Лесовичку за его задания. А что мы нового сегодня узнали? Ответы детей. Воспитатель: Как вы думаете, животным хорошо жить в лесу? Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит. Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня и наших гостей порадовали своими ответами. Старичок – Лесовичок прислал вам подарки, вот такие книжки – малышки, раскраска «Лесные жители» (раздать детям). А нам пора возвращаться в наш детский сад. Ребята, давайте закроем глаза, повернемся вокруг себя и мы снова окажемся в деском саду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЕВРАЛЬ. Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе. Тема: Жизнь диких животных зимой. Покормим птиц зимой. Защитники отечества. СПОРТ.
Планирование на каждый день....
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Конспект ООД игра "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."
Конспект организованной образовательной деятельности представлен в форме игры "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....
Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой» "Прогулка в зимний лес"
Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой»"Прогулка в зимний лес"...
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....