Занятие по ознакомлению с природой. «День рождения рябинки». старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Систематизировать знания по теме «Лес, деревья», «Приметы осени». Закреплять знания о рябине. Активизировать словарь. Развивать творческие способности, изобразительные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rozhdeniya_ryabinki_2.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с природой.
Старшая группа.
«День рождения рябинки».
Цель: Систематизировать знания по теме «Лес, деревья», «Приметы осени». Закреплять знания о рябине. Активизировать словарь. Развивать творческие способности, изобразительные навыки.
Материал: Письмо. Картинки по теме. Пластилин. Доски для лепки, стеки. План (карточка с изображением нескольких геометрических фигур). Геометрические фигуры, вырезанные из картона. Мягкая игрушка (Листовик). Искусственное дерево (рябина).
Предварительная работа: Беседа и разучивание стихов по теме. Ознакомление с техникой лепки барельефа. Нанесение фона из пластилина на карточки из твёрдого картона (10-12см.)
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, отгадайте загадку.
Осень в сад пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды снуют,
И, галдя, его клюют. Что это?
(Рябина).
Почему в загадке рябину сравнивают с факелом?
(Её ягоды осенью становятся ярко-красными, а листья жёлтыми и оранжевыми).
Вспомните стихотворение о этом дереве.
Реб: Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев.
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
Вос-ль: Я получила письмо. Послушайте, что нам пишет Листовик.(Читает письмо.)
«Дорогие ребята! Я много лет слежу за порядком в лесу. Растёт у нас на поляне красавица рябина. У неё скоро день рождения. В ожидании гостей надела рябина расшитое золотом платье и яркие бусы. Только, боюсь, никто, кроме меня, её не поздравит. Может быть, вы, ребята, придёте? Присылаю вам план, по которому вы сможете добраться до лесной поляны. До встречи! Ваш друг Листовик».
Хотите побывать в лесу и познакомиться с рябинкой? (Да).
Где можно увидеть рябину? ( В лесах, парках, садах).
Расскажите, как выглядит это дерево осенью.
Показывает картинки с изображением рябины, её листьев и ягод. Три-четыре ребёнка составляют описательные рассказы.
Вос-ль: На Руси рябина издавна считалась символом счастья и мира в семье. Поэтому это дерево часто сажали перед домом, как только в нём поселялась молодая семья.
Какие животные любят ягоды рябины? (Ответы детей).
Правильно. Если найдёт медведь в лесу рябинку, унизанную гроздьями ягод, то ловко пригнёт к земле ветки и с удовольствием полакомится плодами. Лесные великаны лоси могут дотянуться до самой макушки деревца. Они с аппетитом поедают не только ягоды, но и молодые ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают зайцы, мыши полёвки, ежи, бурундуки и белки. Стайки дроздов, снегирей и свиристелей слетаются к рябине и склёвывают её сочные ягоды.
Как люди используют это дерево? (Предложения детей.)
Ягоды рябины богаты витаминами. На вкус они кисло-горькие. Но становятся слаще после первых заморозков. Если засыпать ягоды сахаром, можно приготовить из них джем, варенье, желе или кисель.
Чтобы сохранить воду пригодной для питья в течение долгого времени, в неё бросают ветку рябины. Вода не только не портилась, но и приобретала приятный терпкий привкус.
У рябины тяжёлая, упругая и прочная древесина. Делают из неё посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины. Ребята, ведь у рябинки день рождения, надо сделать для неё подарок. Давайте слепим барельеф с изображением ветки рябины. (Показывает картинку.) Пусть рябинка знает, как нам нравится её листья и ягоды! Но сначала надо приготовить к работе пальцы.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Зябнет рябинка, дрожит на ветру,
(Раздвигают пальцы, встряхивают ими).
Стынет, как летнюю вспомнит жару,
(Сжимают и разжимают пальцы).
Дайте рябинке пальто и ботинки:
Надо согреться бедной рябинке.
(Соединяют ладони и дуют на них.)
У каждого из вас есть картонка, покрытая пластилином. Если закрепить на ней тонкий столбик из пластилина, получится веточка. Короткие толстые столбики надо расплющить. Они превратятся в листья. А как сделать ягоды, вы догадайтесь сами.
Дети садятся за столы и приступают к работе.
Вос-ль: Молодцы, ребята, очень красивые барельефы у вас получились! Теперь, когда вы узнали много нового о рябинке и сделали для неё подарки, можно отправляться в путь. Давайте разомнёмся перед дорогой.
Проводиться разминка «Ветер и листья».
Ветер по лесу лета,
Ветер листики считал.
(Бегут вокруг воспитателя на носочках, поочерёдно загибают пальцы.)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Опускают руки, приседают.)
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
(Бегают вокруг воспитателя на носочках, взмахивая руками. Останавливаются, поочерёдно загибают пальцы.)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот берёзовый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
(Кружатся на месте.)
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилёг.
(Садятся на корточки. Поочерёдно загибают пальцы.)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот берёзовый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
Вос-ль: Можно отправляться в путь. Вспомните правила поведения в лесу.
(высказывания детей).
Посмотрите на план, который нам прислал Листовик, и постарайтесь запомнить его. (Дети в течение 30-40 секунд рассматривают план.) Путь на поляну Листовика вам укажут геометрические фигуры.
Дети ходят по групповой комнате, отыскивают геометрические фигуры, соответствующие изображённым на плане, и находят игрушку Листовика.
Вос-ль: Посмотрите, нас встречает Листовик.(Показывает игрушку и говорит за неё).
Листовик: Здравствуйте , ребята! Спасибо, что откликнулись на моё письмо.
Рябинка ждёт вас.
Дети встают вокруг искусственного дерева.
Листовик: Говорят, урожай рябины- к долгой, суровой зиме. Видно, пора нам запасаться тёплыми вещами. Вон сколько ягод приготовила для вас лесная красавица рябина.
Вос-ль: Споём для неё песню и подарим ей подарки.
Дети раскладывают барельефы рядом с деревом, водят хоровод и поют песню «Каравай».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко
Цель: Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Откуда пришёл хлеб» (старшая группа)
Дети должны знать о том, какой ценой достается хлеб хлеборобу и как к хлебу надо относиться. Проводя занятия по ознакомлению с окружающим должно быть много красочного наглядного материала, чтобы вызва...
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Что такое вулкан"
- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;- Познакомить детей с профессией вулканолога; - развивать познавательную активность детей в проце...
Конспект занятия по ознакомлению с мини музеем "часы" в старшей группе.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ;1. Формировать представлениедетей о музее,правилах поведения в музее.2. Знакомить детей с историей возникновения часов, временной "линейкой".3. Упражнять детей в умениисоз...
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема занятия: « Экологическая тропа в здании детского сада»
Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.Задачи:- Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада.-Расширять представлени...