Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Зимующие птицы нашего округа»
проект по окружающему миру
Проект по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy_nashego_kraya.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы
«Зимующие птицы нашего округа»
Выполнила:
Назетова Ангелина Викторовна
Воспитатель
Нефтеюганского районного муниципального
дошкольного образовательного бюджетного
учреждения детского сада «Лесовичок»
Пояснительная записка
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н. А. Рыжова).
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому, что она своей яркостью, многообразием, динамичностью, воздействует на все его чувства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Мир огромен, а ребенок еще мал, опыт его ограничен, поэтому знакомить его с природой нужно постепенно. Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Что бы ребенок глубже познал окружающий мир, мы, взрослые должны научить его любоваться красотой: яркими красками цветов, красотой деревьев, пением птиц.
Одной из задач экологического образования является экологическое развитие. Под ним мы понимаем процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений личности, происходящих в экологическом сознании ребенка в соответствии с возрастом и под влиянием природной среды, заключающихся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, социокультурным поведением в природной среде, позволяющих ребенку гармонично взаимодействовать в системе «человек - природа». Формирование экологических понятий, представлений, знаний и умений осуществляется в различных видах деятельности дошкольников.
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» с взрослыми в совместной познавательной деятельности.Использование метода проекта оживляет педагогический процесс, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника, предполагает развитие самостоятельности, инициативности и т. д.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта: интегрированный.
Принципы реализации проекта:
Возрастной принцип;
Принцип интегративности образовательных областей;
Принцип экологической социализации;
Принцип гуманизации;
Принцип открытости;
Принцип творчества и сотворчества;
Принцип свободы и самостоятельности.
Продолжительность:долгосрочный.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций и картин, использование ИКТ(виртуальные экскурсии, показ презентаций).
Словесный метод: беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
Практические методы: моделирование.
Игровые методы: игровые обучающие ситуации типа игр- путешествий, дидактические игры и игровые пособия, подвижные игры.
Материал и оборудование:
- иллюстрации и картинки зимующих птиц нашего округа;
- краски, кисточки, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, белая бумага;
- природный материал(шишки, скорлупа от грецких орехов и т.д.)
- силуэты птиц.
ТСО:
- музыкальный центр;
- ноутбук;
- презентация «Зимующих птиц нашего округа», виртуальная экскурсия «Путешествие в лес»;
- фотоаппарат;
- интерактивная система «Колибри».
Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.Становление человеческой личности и формирование начал экологической культуры происходит в период дошкольного детства. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем.
Тема проекта «Зимующие птицы нашего округа» выбрана нами не случайно. Ведь редко кто задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем округе из-за суровых погодных условий, а в большей части из-за отсутствия корма. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться.Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Новизнаэкологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включенностью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность, дающую бесспорные положительные результаты.
Проблема:У детей старшей группы недостаточно развиты знания о зимующих птицах нашего округа
Цель:Воспитание бережного, заботливого, ответственного отношения к зимующим птицам
Задачи:
- Расширить знания детей о зимующих птицах нашего округа;
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
- Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
- Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.
Ожидаемый результат:
- У дошкольников сформировано целостное представление о жизни зимующих птиц нашего округа;
- Сформированы творческие и интеллектуальные способности воспитанников;
- Сформированы чувства ответственности к миру природы и бережному отношению к птицам в трудный период их жизни;
- Повышение уровня компетентности родителей в сфере экологического воспитания.
Риски: Незаинтересованность дошкольника по теме проекта по причинам психологических и возрастных особенностей. Непонимание родителями цели проекта и нежелание принимать участие в его реализации в связи с низким уровнем педагогической просвещённости.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по реализации проекта.
2 этап – практический (исследовательский).
Проведение запланированных мероприятий по реализации проекта (беседы, экскурсии, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение и др.).
3 этап – заключительный:
Подведение итогов.Викторина на тему: «Зимующие птицы Югры». Цель: Формирование у детей и родителей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах нашего округа и помощи человека природе.
Презентация альбома «Зимующие птицы нашего округа».
Оформление фото-выставки «Кормушки, которые мы смастерили», выполненные руками родителей совместно с детьми.
Презентация проекта.
Содержание работы над проектом
Этапы реализации проекта | Образовательные области | Мероприятия |
1 этап Подготовительный | Изучение уровня знаний детей по теме «Зимующие птицы нашего округа» Цель: уточнение представлений детей о зимующих птицах нашего округа | |
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта Цель: подготовить информационное обеспечение проекта | ||
Планирование работы над проектом совместно с детьми. Постановка цели и задач работы. | ||
Создание развивающей среды | ||
Анкетирование родителей по данной проблеме. | ||
Подбор участниками проекта фото, видео – материала по теме проекта. | ||
2 этап Основной | Познавательное развитие | Беседы «Птицы зимой - какие они?» Цель: формирование знаний о зимующих птицах нашего округа: о внешнем виде, особенностях. «Как помочь птицам зимой?» Цель: рассказать детям о том, чем питаются птицы, как им можно помочь в зимнее время года. «Пользу или вред приносят человеку птицы». Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Просмотр презентации «Мы остались зимовать». Рассматривание материалов из «Красной книги» Ханты – Мансийского автономного округа (фотографий исчезающих птиц). Д/игры: «Какая птица лишняя» Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать зимующих птиц, развивать внимание, память. «Найди по описанию» Цель: отгадывание птиц по их описанию: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки. «Какой птицы не стало?» Цель: развитие памяти, мышления. «Чего не хватает?» Цель: учить запоминать и называть части тела птиц (клюв, хвост и т.д.), воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь. Наблюдение за птицами зимой. Цель: формирование представлений о жизни птиц зимой. Наблюдения:Следы на снегу; за поведением вороны; сороки; снегирей; синичек; голубей, какие птицы прилетаю на кормушки и как часто. |
Физическое развитие | Народные подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях. П/игры «Птичка и птенчики», «Попрыгунчики – воробушки»; «Синички и кот» Цель: развитие у детей выдержки, умения выполнять движения по сигналу, навыки коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, развивать речь. | |
Социально-коммуникативное развитие | Игра – путешествие по территории детского сада Цель: закрепление представления о сезонных изменениях в природе. Развивать наблюдательность, любознательность, творческую активность. Виртуальная экскурсия «Путешествие в лес» Цель: Создание условий для формирования у детей обобщенного представления о лесных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки и т.д.) Просмотр м/ф «Серая шейка», «Дети и птичка» А. Плещеев Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» Инструктажи перед: прогулками; экскурсиями; продуктивными видами работ. Экскурсия в Парк - Югра Цель:развитие у детей творческого воображения; воспитание любови и бережного отношения к природе. | |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах. Отгадывание загадок «Зимующие птицы». Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» Чтение рассказов и стихов: В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягина «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости», М.Горький «Воробьишко» Цель: формирование у дошкольников интереса к чтению, усидчивости, умения слушать текст, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, также задавать их. Пал./игры «Прилетайте, птички», «Вороны», «Веселый воробей» Цель: развитие мелкой моторики рук | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Снегири» Цель: Совершенствование техники рисования гуашью: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта птиц. Лепка «Птицы на кормушке» Цель: учить детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки. Аппликация «Зимующие птицы»Цель: уточнение знаний детей о строении тела птиц посредством аппликации. Раскраски на тему проекта. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока и др.), из серииП.И. Чайковского «Времена года» | |
Работа с родителями | Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье» Беседа: «Жизнь птиц в зимний период и мероприятия по защите и охране зимующих птиц». Мастер класс для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы». Цель: Расширениезнаний о жизни птиц, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края, так как они нуждаются в нашем внимании, заботе и охране. | |
Совместная работа с родителями Проведение акции «Покормите птиц зимой». Оформление альбома «Зимующие птицы нашего округа» Поделка «Птица» из природного материала Цель:продолжать расширять и закреплять знания детей о птицах. Изготовление кормушек для птиц (совместная деятельность детей и родителей). Развешивание кормушек для птиц на участке детского сада с помощью родителей воспитанников. Подкормка зимующих птиц, чистка кормушек от мусора. Цель: Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Применение полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности | ||
3 этап Заключительный | Подведение итогов, Викторина на тему: «Зимующие птицы Югры». Цель: Формирование у детей и родителей систему элементарных экологических знаний о зимующих птицах нашего округа и помощи человека природе. Презентация альбома «Зимующие птицы нашего округа» Оформление фото-выставки «Кормушки, которые мы смастерили», выполненные руками родителей совместно с детьми. Презентация проекта |
Партнерское взаимодействие
№ | Мероприятие | Форма проведения | Ответственные |
1. | Анкета «Что вы знаете о зимующих птицах» | Анкетирование | Воспитатели, родители |
2. | Информирование: Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье» Мастер класс для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы». | Нагляднаяпедагогическая информация. | воспитатели |
3. | Совместная продуктивная деятельность по данной теме проекта (поделка «Птица» из природного материала), изготовление кормушек. | Организация выставок совместного творчества. | Воспитатели, родители |
4. | Беседа:«Жизнь птиц в зимний период имероприятия по защите и охране зимующих птиц». Индивидуальные беседы с родителями на тему экологического воспитания детей. | Индивидуальная работа | Родители, воспитатели. |
5. | Экскурсия в Парк - Югра | Организация «Походов выходного дня» | Родители, воспитатели. |
На третьем этапе были подведены результаты.
- У дошкольников сформировано целостное представление о жизни зимующих птиц нашего округа;
- Сформированы творческие и интеллектуальные способности воспитанников;
- Сформированы чувства ответственности к миру природы и бережному отношению к птицам в трудный период их жизни;
- Повышение уровня компетентности родителей в сфере экологического воспитания.
Итоговое мероприятие с родителями и детьми: Викторина на тему: «Зимующие птицы Югры».
Список литературы
1.Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. -426 с.
2. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005
4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементировангие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-128с.
5. Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.—СПб.: ООО »Издательство «Детство- Пресс», 2015
6. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
7. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.
8. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
9. Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ .- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-159с.
11. https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/
12. https://journalpro.ru/articles/deyatelnostnyy-podkhod-v-ekologicheskom-obrazovanii-doshkolnikov/
________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»____________2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Реки моей малой Родины»
расширение знаний у детей о реках родного города, как экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе....
Проект информационно-творческий для детей старшей группы. «Зимующие птицы»
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недост...
Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Зимующие птицы».
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологич...
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»
Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы. Задачи:обучающие: ...
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "Зимующие птицы нашего города"
Конспект НОД...
Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»
Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы...
Проект для детей старшей группы "Зимующие птицы нашего края"
Способствовать расширению знаний детей о птицах родного края. Их образе жизни и поведении. Воспитывать бережное отношение к пернатым друьям....