Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Зимующие птицы».
проект по окружающему миру (старшая группа)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
З
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy_aev.docx | 867.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Светлинский детский сад «Светлячок»
Проект
по экологическому воспитанию детей на тему:
«Зимующие птицы».
Подготовила
Воспитатель Арбузова Е.В.
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
Зима - трудное время для птиц перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным .Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых).Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта: «Зимующие птицы»
Проблемное поле проекта:
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
- Игровые
- Проблемно – поисковые
- Технология детских проектов
- Исследовательско -поисковый
- Информационно – коммуникативные технологии
- Технология сотрудничества.
- Технология моделирования
Цель: Формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Задачи:
- Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Проектная карта | ||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | ООД | «Беседа о птицах» | Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели» | «Зимующие птицы» | ||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Наблюдение: «Жизнь птиц зимой» | Целевая прогулка по участку д/с Наблюдение за поведением птиц на кормушке. | Наблюдение за синичками | ||
3 | Рассказывание | |||||
4 | Чтение художественной литературы | Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» | В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?»,«Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно» | Г. Скребицкий «Появились синички», Л. Воронкова «Птичьи кормушки» | Заучивание стихотворенияА. Яшин «Покормите птиц зимой!» | Загадки про зимующих птиц Чтение пословиц и поговорок |
5 | Экспериментирование Моделирование | «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы» | ||||
Сбор материала для кормушек | ||||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | «Закончи предложение» | «Угадай по описанию» | «Кто что ест» | «Зимующие –перелетные» | |
7 | Художественно-творческая деятельность: | «Птицы клюют зернышки» | Угощение для птиц | |||
Рисование | Снегири на ветке. | Птицы на кормушке | ||||
Аппликация | «Птицы на дереве» |
Планируемые результаты:
Для детей:
У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
У детей сформированы определенные системы природоведческие знания, позволяющие осознать единство всей природы и место человека в ней.
Обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;
Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
Для педагогов:
1.Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
2.Систематизация знаний детей о зимующих птицах.
3.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.
4.Подготовить презентацию по проекту «Зимующие птицы»
Для родителей:
Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Заинтересованность родителей в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Активное участие родителей в реализации проекта.
Установление эмоционального контакта с детьми.
Сценарий совместной деятельности по решению задач.
Дети старшей группы | Продуктивная деятельность в процессе ООД. Помощь родителям. Участие в итоговом мероприятии. |
Воспитатели | Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах . Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений. Организация прогулок и экскурсий. Проведение ООД по тематике проекта. Подготовка итогового мероприятия |
Родители | Проводить совместные прогулки с детьми в лес (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц) Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Привлечь родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе. Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.) Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. |
Физ.инструктор | Разучивание новых подвижных игр. |
Итоговое мероприятие:
Досуг «Сказка о зиме и птицах».
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Рисунки детей «Снегири на ветках» «Птицы на кормушках»
Лепка «Птицы клюют зернышки»
Аппликация «Птицы на дереве»
Ручной труд «Снегирь»
Презентация «Зимующие птицы»
Газета «Берегите птиц»
Угощение для птиц
Вид проекта – познавательно-творческий.
Состав участников: дети старшей группы(5-6лет) , родители воспитанников, воспитатель.
Интеграция образовательных областей:
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Физическое развитие | Подвижные игры, изучение правил Пальчиковая гимнастика | Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, каккоординация и гибкость; способствующих правильному формированиюопорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук |
2 | Речевое развитие | Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах. Беседы с детьми. | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству. |
3 | Художественно-эстетическое | Изготовление поделок | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. |
4 | Социально-коммуникативное | Театрализованная деятельность: Настольный театр «Гуси-лебеди» Драматизация сказки «У кормушки » Инсценировка стих-ия Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово. |
5 | Познавательное развитие | Беседа о птицах Цикл наблюдений. Цикл ежедневных наблюдений во время прогулок. | Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; Формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
для педагов:
Методическое:
– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
Материально-техническое:
– презентация «Зимующие птицы»;
– картинки, иллюстрации с изображением птиц;
– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;
- аудиозапись с голосами птиц.
Для детей:
Краски с кисточкой на каждого ребенка, альбомные листы, клей, пластилин, цветная бумага и картон , шаблон птицы, природный материал(пшено , семечки, зерно). Иллюстрации, дидактические игры.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
2 недели (18.01.2019 – 29.01.2019)
№№пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. | 18.01.2019-21.01.2019 |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария. | 22.01.2019 |
3 | Практический | ООД; наблюдения; экспериментальная деятельность; сюжетно-ролевые игры, подвижные игры,пальчиковая гимнастика | 25.01.2019- 29.01.2019 |
4 | Презентационный | Досуг «Сказка о зиме и птицах». Презентация «Зимующие птицы» | 29.01.2019 |
5 | Контрольный | Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. | 29.01.2019 |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | ООД | Познавательное развитие «Беседа о птицах» «Зимующие птицы» Речевое развитие: Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели». Рисование: Снегири на ветке. Птицы на кормушке. Лепка: «Птицы клюют зернышки» Аппликация: «Птицы на дереве» Ручной труд: Угощение для птиц | 25.01.2019- 29.01.2019 |
2 | Наблюдение | Наблюдение за синичками. Наблюдение: «Жизнь птиц зимой» Наблюдение за поведением птиц на кормушке | 25.01.2019- 29.01.2019 |
3 | Экспериментирование, Моделирование | «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы». | 28.01.2019 |
4 | Самостоятельная работа детей | Раскраски, лепка | 25.01.2019- 29.01.2019 |
5 | Подвижные игры | «Гуси-лебеди» «Птички в гнёздышках» «Совушка» «Перелет птиц» . Пальчиковая гимнастика: Покормите птиц зимой. Дятел. | 25.01.2019- 29.01.2019 |
6 | Просмотр презентаций | Презентация «Зимующие птицы» | 29.01.2019 |
7 | Взаимодействие с родителями | Сбор материала для изготовления съедобной кормушки совместные прогулки с детьми в лес | 18.01.2019-29.01.2019 |
8 | Групповое обсуждение | Беседа "Зимующие птицы» | 29.01.2019 |
9 | Дидактические игры | «Закончи предложение» «Зимующие –перелетные» | 25.01.2019- 29.01.2019 |
10 | Рассматривание иллюстраций | Рассматривание репродукций, иллюстраций о птицах. Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели» | январь |
11 | Восприятие худ.произведений | Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» , В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?»,«Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Г. Скребицкий «Появились синички», Л. Воронкова «Птичьи кормушки». Заучивание стихотворенияА. Яшин «Покормите птиц зимой!»; Загадки про зимующих птиц Чтение пословиц и поговорок | 25.01.2019- 29.01.2019 |
Форма проведения презентации:
Досуг «Сказка о зиме и птицах».
Презентации на тему: «Зимующие птицы »
Заключение:
Проект по познавательно-творческому направлению с использованием ИКТ «Зимующие птицы» полностью реализован.
Проект осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, познавательной и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.
Литература:
- Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
- Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
- Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г
- «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
- Программа по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
- Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
- Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Зеленый наряд детского сада».
Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой....
Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Наши младшие друзья».
Проект призван привлечь внимание к вопросу о важности домашнего животного, так как наличие последнего является мощным воспитательным фактором и помощником в эмоциональной разгрузке детей....
Проект по экологическому воспитанию детей по тему: "Лес-наше богатство"
Формирование удетей культуры поведения,направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе,его значении для хизни всего живого через различные виды детельности...
проект по экологическому воспитанию детей. Тема "Покормите птиц зимой"
Воспитание у детей любви и сострадания к братьям нашим меньшим. Прививать желание оказывать помощь тем кто в этом нуждается....
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»
Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы. Задачи:обучающие: ...
Проект по экологическому воспитанию детей на тему: «Съедобные и несъедобные ягоды»
Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше временипроводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес...
Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»
Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы...