Конспект занятия по познавательному развитию "Здравствуй, зимушка-зима!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию "Здравствуй, зимушка-зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zima.docx | 185.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
- познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
- уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, слушайте внимательно, попробуйте ее отгадать, и вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
«Зимушкой – зимой» в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)
Загадывание загадок:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
В белом бархате деревья –
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней).
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость, подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (зима)
Назовите, пожалуйста, зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря – самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» – так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей», «ветродуй». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Физкультминутка:
Вот студеною зимой. Дети машут руками
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
Даже хитрая лиса на несколько секунд,
Притаилась и сидит потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Дети, откуда же берется снег? (он падает из тучи)
Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. В время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает.
Ребята, а что общего у всех снежинок? (ответы детей).
Совершенно, верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговика».
Опыт «Почему снег хрустит?»
Воспитатель: возьмём крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат: Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но, когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
- Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (дети берут снежинки).
- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).
- А теперь согреем ручки.
Подуем тёплым воздухом (дети «греют» ручки).
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки. Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки)
Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставили две ноги –
И по большим снегам беги (Лыжи)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик)
Игра «Какая погода может быть зимой?»
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
Игра - викторина «Что наделала зима?»
Зима пришла с морозами и всё…– (заморозила).
Метель мела и все тропинки…– (замела).
Река покрылась льдом и вся (заледенела).
Зима позвала и вьюгу и всё (завьюжила).
Игра «Назови ласково»
Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Метель – (метелица).
Игра «Найди лишнее слово».
Послушайте и найдите лишнее слово. (дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
Снег, снегирь, снасти, снеговик.
Холод, хороший, холодильник, холодок.
Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Упражнение «Назови действие» (со снежком)
Зимой метель (метёт)
Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк (воет)
На зиму медведь в берлоге (засыпает)
Мороз щёки и нос (щиплет)
Зимой вода в реке (замерзает)
Иней на ветках деревьев (блестит)
Зимой снег всё вокруг (накрывает)
Деревья зимой (спят)
Под снегом травка зимой (греется)
Зимой насекомые (прячутся)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.
Рисование «Снежинка»
- А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).
Дети рисуют.
Рассматриваем снежинки.
Подводим итог занятия.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное
Интегрированное занятие по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....
Конспект занятия по познавательному развитию «Зимушка зима».
Подготовительная к школе группа....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Зимушка – зима» (подготовительная коррекционная группа)
Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, средствами интеграции.2.Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. 3. Развивать общую и тонкую моторику рук.4. Воспитывать бе...
Конспект ООД по познавательному развитию "Зимушка- зима в гости к нам пришла" 24.12.2019
Знакомим детей с зимушкой-зимой и ее явлениями....
Конспект НОД по познавательному развитию "Зимушка - зима!"
Образовательная развивающая ситуация: обследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.Тема: «Зимушка-зима»Цель: уточнить и углубить знания детей о зиме; закреплять...
Презентация к занятию по познавательному развитию «Зимушка-зима»
Презентация к занятию по познавательному развитию «Зимушка-зима» Цель: систематизировать и закрепить знания детей о зиме, о зимних явлениях природы, познакомить детей с периодам...
Конспект НОД по познавательному развитию «Зимушка-зима»
Занятие по развитию речи....