Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы «Как звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Мельчанова Ирина Евгеньевна

 Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем?

«Ждем, вас в гости, приходите!

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселее будет жить!»

Воспитатель: Ребята, нас приглашают в гости лесные жители.
 А кто такие лесные жители? 
Ответы детей:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите в окошко,  какое сейчас время года?
Ответы детей:

Воспитатель:   Почему вы решили, что на улице осень?
Ответы детей:

 Воспитатель:  Молодцы! А что изменилось в одежде людей? В чем одеты  вы сегодня пришли в детский сад?
Ответы детей:

Воспитатель:  Правильно. Ребята, вот мы с вами стали одеваться тепле, а как же звери в лесу приготовились к холодам?
Ответы детей:
Воспитатель:  Давайте мы с вами отправимся в лес и посмотрим, как же звери приготовились к холодам. На чем мы отправимся в лес?
Ответы детей:

Воспитатель:  А поедем мы в лес на автобусе!
Подвижная игра «Автобус»

 Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим. (Покачиваемся на стульчике)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

Сценарий
 образовательной деятельности

по познавательному развитию
детей второй младшей группы

«Как звери готовятся к зиме»

 Воспитатель первой квал. кат.

           Мельчанова И. Е.

Арзамас, 2024 г


Ц
ель:   Формирование у детей  младшего дошкольного возраста общего  представление о том, как дикие животные готовятся к зиме.
 Задачи:
- Формировать представления о сезонных изменениях в природе: становится холодно, выпадает снег, животные впадают в спячку, меняют окрас шубки.
- Развивать речевые способности (учить формулировать свои впечатления).

 - Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

- Поддерживать инициативу и самостоятельность детей.
- Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к природе и животным.

Средства:   изображения животных (волка и лисы, зайца в белой и серой шубке, белки рыжей и серой, медведя), изображения жилищ животных (дупло, нора, берлога). Дидактическая игра «Кто где живёт» (учить соотносить животное с его жилищем).
 Предварительная работа:   Беседа с детьми о зимних изменениях в природе, о животных; чтение рассказа Е.Чарушина «Волчишко», сказки «Заюшкина избушка», «Рукавичка», д/и «Домашние и дикие животные», д/и «Оденемся на прогулку».

Словарная работа:

Обогатить словарь существительными, обозначающими название животных ( медведь, белка, заяц, лиса, волк); прилагательными, обозначающими описание животных ( большой, пушистая, серенькая, маленький, рыжая, серый),
глаголами, обозначающими  действия животных (ходит, собирает, грызёт, прыгает).

Способы: беседа с детьми, отгадывание загадок, рассматривание игрушек, их описание,  сюрпризный момент, художественное слово, физкультминутка, совместная деятельность воспитателя с детьми.

 Литература:

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть 1. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. .

2. Рабочая программа воспитателей группы №3

3. Интернет ресурс proshkolu.ru

        Ход    образовательной деятельности

  

       I.  Вводная часть.

 Воспитатель:

 Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем?

«Ждем, вас в гости, приходите!

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселее будет жить!»

Воспитатель: Ребята, нас приглашают в гости лесные жители.
А кто такие лесные жители?  
Ответы детей: 

Воспитатель:  Ребята, посмотрите в окошко,  какое сейчас время года?
Ответы детей:

Воспитатель:   Почему вы решили, что на улице осень?
Ответы детей:

 Воспитатель:  Молодцы! А что изменилось в одежде людей? В чем одеты  вы сегодня пришли в детский сад?
Ответы детей:

Воспитатель:  Правильно. Ребята, вот мы с вами стали одеваться тепле, а как же звери в лесу приготовились к холодам?
Ответы детей: 
Воспитатель:  Давайте мы с вами отправимся в лес и посмотрим, как же звери приготовились к холодам. На чем мы отправимся в лес?
Ответы детей:

Воспитатель:  А поедем мы в лес на автобусе!
Подвижная игра «Автобус»

 Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим. (Покачиваемся на стульчике)

 Из окошечка глядим

Всё глядим! (Поворачиваемся в одну и другую сторону)

Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот. (Глядим из -под ладони)

 Ну что ж автобус не везёт?

Не везёт? (Пожимаем плечами)

 Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились так вот! (Выполняем круговые движения руками впереди себя)

 А щётки по стеклу шуршат Вжик-вжик-вжик,

Вжик- вжик-вжик. (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом)

Все капельки смести хотят (имитируем движения "дворников")

 И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип! ("крутим руль" бибикаем)

Мы громко-громко все гудим

Бип- бип-бип!

 Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот, (подпрыгиваем)

Мы едем-едим всё вперёд

Вот так вот!
Воспитатель: Вот мы и приехали!

Основная часть
 Воспитатель:   Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте посмотрим и назовём зверей, которых мы увидим и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас.

 (В группе в разных местах расположены  иллюстрации лесных животных.)

 Воспитатель:   Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она:
 Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку
 Кто это ребята?
Ответы детей:  
Воспитатель:   Молодцы! Это зайчик, у него длинные уши, он ловко прыгает и любит морковку. Давайте к нему подойдем поближе (дети вместе с воспитателем подходят к изображению зайца). Что же зайчик зимой делает в лесу?

 Ответы детей: 
Воспитатель:   Правильно, а вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом? Может, кто-то мне расскажет, почему?
Ответы детей:   

Воспитатель:   Да, летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег. А вы знаете, что ест зайчик зимой и где он живет?
Ответы детей: 
Воспитатель:   Да,  домика у зайчика нет, от укрывается от зимней стужи, зарывшись в снег под кустами.
А теперь послушайте еще одну загадку:
 Она сегодня ловко,
Шишек принесла в кладовку,
Да на остреньких сучечках,
Поразвесила грибочков.
 Кто же это?  
Ответы детей: 

 Воспитатель:   Правильно, это белка. Она живёт на деревьях готовит запасы из шишек и грибочков. Давайте попробуем найти в нашем лесу белочку и подойдем к ней (дети идут с воспитателем к изображению белки).
Что делает белка в лесу?
Ответы детей:  Прыгает по деревьям, собирает шишки и грибочки.
Воспитатель:   Молодцы, а куда она их складывает?
Ответы детей:  
Воспитатель:
   А кто знает, как называется домик у белки?
Ответы детей: 
Воспитатель:   Правильно, дупло. Белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно. А как вы думаете, белочка меняет свою шубку на зимнюю?
Ответы детей: 
Воспитатель:   Молодцы! Посмотрите, белочка меняет свою шубку с рыжей на серую (педагог показывает иллюстрацию).
Воспитатель:  А теперь послушайте еще одну загадку:
Хитрая головка,
Рыжая плутовка,
Хвост пушистый – краса.

Кто это?  
Ответы детей: 
Воспитатель:   Да, это лиса, она рыжая, очень хитрая и у неё пушистый хвост. Давайте подойдем к ней тихонько на носочках, чтобы она нас не заметила. А что же лиса делает в лесу?
Ответы детей: 

Воспитатель:   Лиса обладает острым нюхом, она даже через снег чувствует, где находятся норки ежей и мышей, вот и ведет она охоту на них, да еще и зайчиков успевает пугать. А где живет лиса?
Ответы детей: 
Воспитатель:   Правильно, посмотрите, какая у нее норка.
Физкультминутка «Зверобика».
Уселась кошка на окошко.

И стала лапкой ушко мыть.

И мы движение за кошкой

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Наклоны головы вправо-влево.

Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.

Хлопки в ладоши.

Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха)

Змея ползёт лесной тропой,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Извивающие движения туловищем.

Рукой показываем такое движение.

Волнообразные движения рукой)

Мартышка к нам спустилась с ветки.

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьяны – наши предки,

А предков, дети, надо уважать!

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Имитация движения спуска по канату.

Подскок на месте.

Имитация движения спуска по канату)

Воспитатель:  Вот вам ещё одна загадка:
Он большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной,
Он живет в лесу дремучем,
Очень любит мед пахучий.
 
Кто это? О ком загадка?
 Ответы детей: 
 Воспитатель:   Молодцы, это медведь. Он большой, косолапый и живёт в лесу.      Где же медведь, почему его не видно в лесу?
Ответы детей:  
Воспитатель:   А где спит медведь?
Ответы детей:   В берлоге.
Воспитатель:   Да, ребята, ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, что ему делать? Нечего. Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму в свою берлогу. Принес туда сухих листьев, чтобы не замерзнуть и уснул.
Давайте отойдем подальше от «берлоги» (изображение медведя в берлоге), чтобы его не разбудить.
Воспитатель: Оглянитесь, кого ещё мы с вами не заметили? Дети:   Волка! (вместе с воспитателем идут к изображению волка). Только очень близко подходить не будем к нему, ведь он очень злой.
Воспитатель:   Посмотрите, какого цвета у него шуба?
Ответы детей:  
Воспитатель:   Молодцы! Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой (педагог показывает иллюстрацию стаи волков).
Волки обычно устраивают свою нору среди корней. Так же волки очень быстро бегают по снегу и ловят свою добычу: зайцев и лис.


Воспитатель:  Вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Проходите в автобус,  нам пора  возвращаться в детский сад.

Подвижная игра «Автобус»

 Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим. (Покачиваемся на стульчике)

 Из окошечка глядим

Всё глядим! (Поворачиваемся в одну и другую сторону)

Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот. (Глядим из -под ладони)

 Ну что ж автобус не везёт?

Не везёт? (Пожимаем плечами)

 Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились так вот! (Выполняем круговые движения руками впереди себя)

 А щётки по стеклу шуршат Вжик-вжик-вжик,

Вжик- вжик-вжик. (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом)

Все капельки смести хотят (имитируем движения "дворников")

 И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип! ("крутим руль" бибикаем)

Мы громко-громко все гудим

Бип- бип-бип!

 Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот, (подпрыгиваем)

Мы едем-едим всё вперёд

Вот так вот!

III Рефлексия

 Воспитатель:  Вот мы  вернулись в детский сад! Вам понравилось в лесу?
Ответы детей:

 Воспитатель:   Молодцы. Ну что ж вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Узнали, у какого животного, какое жилище. Давайте вспомним, кого мы видели в лесу?
Ответы детей:
 Воспитатель:   Что звери делали в лесу?
Ответы детей:
Воспитатель:
   Как звери готовились к холодам?
Ответы детей:
Воспитатель:
   Молодцы, ребята! Все запомнили! Мне очень понравилось, как вы вели себя в лесу: не шумели, ходили осторожно, чтобы не напугать зверей, близко к опасным животным не подходили!
(стук в дверь)
(Воспитатель вносит снеговика, про которого дети с воспитателем беседовали во время прогулок.)

Воспитатель:  Ребята, к нам в гости пришёл снеговик, который принёс вам волшебную коробочку. Давайте откроем её.
(воспитатель открывает коробочку вместе с детьми, в которой лежат подарки детям – раскраски с изображением диких животных.)  


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект во второй младшей группе. "Как звери готовятся к зиме".

Во время занятия дети устанавливают причинно-следственные связи животного мира с сезонными  изменениями : изменение окраски, запасы на зиму, спячка....

НОД по экологии во второй младшей группе "Как звери готовятся к зиме".

Занятие по экологии в младшей группе «Как звери готовятся к зиме».Интегрированная образовательная область:Познание (ознакомление с природными явлениями, коммуникация (свободное общение, безо...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Непрерывная образовательная деятельность«КАК ЗВЕРИ готовятся к зиме»Цель: расширять представления детей о жизни диких зверейЗадачи:Образовательная – учить детей различать и называть ...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе « Как звери в лесу зимуют»

Цель: расширять знания детей о зимних явлениях в природе, о том, как звери в лесу зимуют.Задачи:Образовательные:уточнять представления детей о внешнем виде лесных зверей зимой , познакомить с их образ...

Конспект ООД по экологии в детском саду во второй младшей группе «Как звери готовятся к зиме»

Формирование у детей основных общих представлений о том, как звери готовятся к зиме.Наши дети в эфире первого канала...

Конспект ОД во второй младшей группе «Как звери готовятся к зиме»

Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.Задачи: уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;система...

Проектная деятельность во второй младшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Проектная деятельность во второй младшей группе "Как звери готовятся к зиме"...